Лого - Отдел реставрации Русского музея

Новости | Реставрация | Мастерские | Исследования | История | Контакты | Видео

Икона "Архангел Гавриил" ("Ангел Златые власы") | Краткая информация

Икона "Архангел Гавриил" ("Ангел Златые Власы") из Русского музея

Икона "Архангел Гавриил"  ("Ангел Златые власы"). Русский музей.

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Об иконе "Архангел Гавриил" из деисусного чина ("Ангел Златые власы"), около 1200 года, инв. No. ДРЖ-2115, дерево, левкас, темпера, 49 х 38,8.

Образ архангела, получивший только в XX в. название «Ангел Златые Власы», – является шедевром домонгольской иконописи, одной из древнейших русских икон, которых сохранилось в мире не более двух десятков. Памятник искусства мирового художественного уровня, одно из величайших произведений в ряду национальных государственных сокровищ.

Первоначальное происхождение иконы не известно. Скорее всего, была создана новгородцами, поскольку художественный стиль ее очень близок манере одного из мастеров фресковой росписи церкви Спаса Преображения на Нередице (1198/1199). Написана редким приемом бессанкирного личного письма, отличающегося прозрачной карнацией, обнажающей подробно оттушеванный рисунок. Стиль живописи позволяет рассматривать икону в кругу позднекомниновских византийских памятников, которые не утратили классической ясности, величия образа, и отнести ее к одному из направлений позднего XII века, сохранявшему объемную моделировку антикизирующих форм. Весомая пластическая моделировка в них соединялась с отвлеченно-идеализированным типом одухотворенного лика. Вместе с тем, заметная утрированность рисунка, преувеличенные глаза, изогнутый нос позволяет связывать ее с умеренно-экспрессивным вариантом новгородской живописи около 1200 года. Историческая ситуация в Новгороде на рубеже веков, сильное влияние искусства Византии объясняют появление в местной культуре памятника, отразившего ведущие течения и художественные вкусы, сложившиеся в столице в эту эпоху.

В древности входила в комплекс оглавного деисусного чина, украшавшего высокую алтарную преграду, т.е. находилась на значительной высоте (около 4-х м.) и никогда не являлась самостоятельным моленным образом. Будучи лишь фрагментом Деисуса, состоявшего как минимум из 5–7 икон, развернутый в 3\4 архангел (Гавриил ?), как и другие участники чина, был ходатаем и молитвенным предстателем за род человеческий перед Вседержителем, центральный образ которого был единственным прямоличным (моленным) изображением. Более гипотетичными представляются другие варианты – комплекс из двух оглавных ангелов с Эммануилом в центре, или изображение трех ангельских голов, символизирующих Троицу. В последнем случае выделение одного ангела в качестве моленного образа противоречит всем православным канонам. 

В XVI в. во время разграбления города Иваном Грозным, видимо, была вывезена вместе с другими ценностями в Москву и входила в убранство Успенского (?) собора Кремля.

Икона была обнаружена в 1864 г. при разборке «рухлядной кладовой» в «палатке» на Ивановской колокольне в Кремле, где были сложены «ветхие и негодные к употреблению» памятники, предназначенные к уничтожению. Тогда же поступила в Публичный и Румянцевский музей, где считалась «работой мастера круга Симона Ушакова», что было обусловлено поздней записью иконы, последний раз осуществленной в XVII в. Таким образом, произведение оказалось в государственном музее не в порядке советской экспроприации церковных имуществ, а еще в XIX в., причем спасено от неминуемой гибели в «рухлядной» лишь благодаря верному глазу историка искусств и хранителя Г.Д. Филимонова (1928–1898). В составе собрания христианских древностей была передана в 1920-е гг. в Исторический музей, где раскрыта из под поздних записей Е.И. Брягиным. В силу плохой сохранности авторской живописи, реставратор был вынужден сохранить на иконе значительные остатки XVII в. (зеленый фон, одежды, прописи на волосах, золотой ассист). В 1930 г. при перераспределении собрания оказалась в фондах Третьяковской галереи. В 1934 г. была передана в Русский музей в связи с необходимостью улучшить качество экспозиции домонгольской живописи.

Таким образом, «Ангел Златые власы» уже более 150 лет находится в составе музейного фонда, а с 1934 –открывает экспозицию древнерусского искусства крупнейшего в мире музея русского искусства, являясь его древнейшим, главным и самым известным памятником живописи. С этой уникальной иконы, равной которой нет во всем мировом наследии, ставшей символом русской иконописи, своеобразной визитной карточкой Русского музея, начинается знакомство посетителей музея с историей византийского и русского искусства. «Ангел Златые власы» исторически находится в первом зале постоянной экспозиции и всегда доступна для обозрения. Это центральный экспонат любой экскурсии, проводимой для миллионов отечественных и зарубежных посетителей, занятий с детьми, школьниками и студентами, людьми с ограниченными возможностями. Ради этой иконы туристы приезжают со всего света, порой, чтобы познакомиться именно с ней.  

Выставки, на которых экспонировалась икона:

1. Выставка памятников древнерусской живописи. ГИМ. Москва, 1926;

2. Живопись древнего Новгорода и его земель XII–XVII вв. ГРМ, Ленинград. 1971/1972;

3. Живопись домонгольской Руси. Москва, ГТГ. 1974;

4. «Слава Византии». США. Нью-Иорк, Метрополитен, 1997;

5. Россия–Италия, Италия – Россия. Рим, 2004;

6. Россия–Италия. От Джотто до Малевича. ГМИИ им. А.Пушкина, 2005.

Краткая библиография, посвященная иконе:

Анисимов А.И. Домонгольский период древнерусской живописи // Вопросы реставрации. II. М., 1928. С. 122, 125, 178. Табл. на С. 113

Дмитриев Ю.Н. Государственный Русский музей. Путеводитель. Древнерусское искусство. Л.-М., 1940. С. 8, 11;

Лазарев В.Н. Живопись и скульптура Новгорода // История русского искусства. Т. II. М., 1954. С.116, 120, 122, 124. Илл. при С. 120;

Шалина И.А. Икона «Ангел Златые власы» и ее место в художественной культуре Руси около 1200 года // Древнерусское искусство. 800 лет Дмитриевскому собору во Владимире. М., 1997. C. 188-219. Там же вся предыд.библ.

Сарабьянов В.Д. Фрески Георгиевской церкви и новгородское искусство конца XII века // Церковь св. Георгия в Старой Ладоге. М., 2002. С. 277.

 

Состояние сохранности иконы на 29.11.2017 года...>

Технико-технологическое исследование...>

 

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта