Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео

Реставрация византийской иконы XVI века "Распятие" в Русском музее

Реставрация византийской иконы XVI века  «Распятие» (ДРЖ-1084) в отделе реставрации Русского музея. Реставратор - Михаил Бушуев

Ведущий художник-реставратор Михаил Бушуев
за работой над иконой. 2017

Лучшие работы отдела реставрации древнерусской живописи:

 Двухсторонняя икона "Помазание Христа/Омовение ног". (XVII век)...>

 Икона "Огненное восхождение пророка Илии" (XVI век)...>

 Икона "Рождество Богоматери (XVII век)...>

 Икона "Распятие" (XVI век)...>

 Икона "Праотец Иосиф (XVII век)...>

 Икона "Святой евангелист Лука" (XVI век)...>

 Спасение и реставрация икон тихвинской школы XVI-XVII веков...>

 Икона "Борис и Глеб" (XIV век)...>

 Икона Святой евангелист Марк" (XVI век)...>
 

Реставрация византийской иконы XVI века  «Распятие» (ДРЖ-1084) в отделе реставрации Русского музея. Реставратор - Михаил Бушуев

Общий вид лицевой поверхности до начала реставрационных работ. 1977

Икона XVI века «Распятие» (ДРЖ-1084) дерево, левкас, темпера, 38 х 30,1 х 1,4 см. поступила в Русский музей в 1922 году из Древлехранилища Александро-Невской лавры.

В первый раз икона была передана в мастерскую реставрацию древнерусской живописи для укрепления красочного слоя и левкаса в 1977 году. Работу выполнял художник-реставратор Р.А. Кесарев.

В 1985 году икона вновь поступила в реставрационную мастерскую для проведения технологического исследования. При исследовании поверхности в инфракрасной области излучения был обнаружен авторский подготовительный рисунок. Он был двух типов - сочным отрывистым штрихом под изображением Иоанна Богослова и суховатой линией на фигуре Христа. В совокупности с данными, полученными при исследовании красочной поверхности с помощью бинокулярного стереомикроскопа, было отмечено, что икона, к сожалению, имеет неудовлетворительное состояние сохранности и была несколько раз поновлена.

После этого, на небольшом участке было выполнено пробное, затем, частичное раскрытие авторской живописи. Работы выполнял художник-реставратор С.И. Голубев.

В 2013 году художником-реставратором И.А. Ратниковым было еще раз выполнено укрепление красочного слоя и левкаса.

В 2015 году по решению Реставрационной комиссии Русского музея раскрытие авторской живописи, начатое С.И. Голубевым продолжил ведущий художник-реставратор мастерской реставрации древнерусской живописи Михаил Бушуев.

Состояние сохранности иконы во время передачи на реставрацию в 2015 году:

Тонкая доска была сильно покороблена (деформация древесины - до 2 см). Верхняя шпонка слабо держалась в пазу и не выполняла функцию крепления щита, нижняя шпонка - утрачена. Во избежание слома хрупкого щита и усиления прочности и надежности при работе, были изготовлены и смонтированы новые шпонки по форме, повторяющие деформации иконы из выдержанной липовой древесины.

Авторский грунт по краям щита и вдоль трещины справа, на боковых полях, и нижнем поле утрачен. Фигурные вызолоченные поля с выемкой были перелевкашены и записаны.

Исследования красочного слоя показали, что икона поновлялась многократно (обнаружено 2 слоя поздних записей). Раскрытие авторской живописи проводилось по методике,  разработанной художником-реставратором С.И. Голубевым в 1985 году: при помощи стереомикроскопа, микроинструментом, без использования растворителей, «всухую». Во время работы поверхность лишь слегка смачивалась пиненом, который не растворял и  не размягчал покровную пленку, записи и авторский красочный слой. Из-за неудовлетворительной сохранности авторской живописи при ее раскрытии использовался метод «компиляции» -  на утратах авторского красочного слоя оставлялись фрагменты записей.

Повторное, более углубленное технологическое исследование, подтвердило, что изображение фигуры Христа также имеет плохую сохранность. Особую сложность при раскрытии представляли изображения волос и бороды на его лике. Так как поздние записи значительно отличались по стилю и манере исполнения от характерной византийской авторской живописи, оставить их по методу «компиляции» не представлялось возможным. Раскрытие велось с сохранением поздних контуров и описей, с последующей их расточкой и уточнением границ рисунка.

На изображении фигур жён мироносиц, а также на фоне над ними, в процессе раскрытия под слоем записи были обнаружены обширные участки деструктированной покровной пленки белесо-желтого цвета, которая местами лежала непосредственно на потертом авторском слое. Она растрескалась, а местами расслоилась и потеряла прозрачность.

Регенерировать или напитать её лаком до прозрачного состояния не удалось. Было принято решение ее удалить. Работа велась с особой тщательностью, поскольку прослойка между этой пленкой и авторским красочным слоем местами отсутствовала. 

На сильно потертом вызолоченном фоне рентгенографирование поверхности показало наличие чеканки на нимбах Христа, Богородицы и Иоанна Богослова. По наружному периметру и крещатому нимбу просматриваются неглубокие овальные вмятины 0,1 х 0,1 см , образующие зубчатый край нимба. Участки с чеканкой при поновлениях были перелевкашены и перекрыты записями. Верхние слои записей и перелевкаски растачивались «терочками» (деревянные стержни различного размера  со сменными насадками из наждачной бумаги), довыборка проводилась микроскальпелем.

В мелкие утраты грунта с острыми краями подведен реставрационный грунт, армирующий хрупкие края авторского грунта и красочного слоя. В процессе раскрытия проводились локальные мероприятия по укреплению грунта и красочного слоя. Укрепление проводилось методом пропиток слабым водным раствором осетрового клея.

В настоящее время работы по удалению поновительских записей зеленого цвета на золотом фоне, местами потертом до грунта и на нимбах святых, завершены. Утраты и потертости красочного слоя затонированы акварелью в технике «пуантель».

 

25 мая 2017 года

 

 

Реставрация византийской иконы XVI века  «Распятие» (ДРЖ-1084) в отделе реставрации Русского музея. Реставратор - Михаил Бушуев

Общий вид в процессе реставрации. В правой верхней части - участок частичного раскрытия, сделанный в 1985 году С.В. Голубевым. 2015

Реставрация византийской иконы XVI века  «Распятие» (ДРЖ-1084) в отделе реставрации Русского музея. Реставратор - Михаил Бушуев

Фрагмент в процессе реставрации. 2015

Реставрация византийской иконы XVI века  «Распятие» (ДРЖ-1084) в отделе реставрации Русского музея. Реставратор - Михаил Бушуев

 Общий вид в процессе раскрытия авторской живописи. 2016

Реставрация византийской иконы XVI века  «Распятие» (ДРЖ-1084) в отделе реставрации Русского музея. Реставратор - Михаил Бушуев

 Общий вид в процессе раскрытия авторской живописи. 2017

Реставрация византийской иконы XVI века  «Распятие» (ДРЖ-1084) в отделе реставрации Русского музея. Реставратор - Михаил Бушуев

 Фрагмент в процессе раскрытия авторской живописи. 2017

 

Реставрация византийской иконы XVI века  «Распятие» (ДРЖ-1084) в отделе реставрации Русского музея. Реставратор - Михаил Бушуев

 Общий вид в процессе завершения реставрации. 2017

 

Copyright © 1997-2019 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта