Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео

Реставрация двухсторонней иконы XVII века "Помазание Христа/Омовение ног"

Реставрация иконы XVII века  Двухсторонняя икона XVII века, изображающая на одной стороне «Помазание Христа у Симона Прокаженного», а на другой – «Омовение ног»  в отделе реставрации Русского музея. Реставратор - Михаил Бушуев

Ведущий художник-реставратор Михаил Бушуев
за работой над иконой. 2019

Лучшие работы отдела реставрации древнерусской живописи:

 Двухсторонняя икона "Помазание Христа/Омовение ног". (XVII век)...>

 Икона "Огненное восхождение пророка Илии" (XVI век)...>

 Икона "Рождество Богоматери (XVII век)...>

 Икона "Распятие" (XVI век)...>

 Икона "Праотец Иосиф (XVII век)...>

 Икона "Святой евангелист Лука" (XVI век)...>

 Спасение и реставрация икон тихвинской школы XVI-XVII веков...>

 Икона "Борис и Глеб" (XIV век)...>

 Икона Святой евангелист Марк" (XVI век)...>
 

Реставрация иконы XVII века  Двухсторонняя икона XVII века, изображающая на одной стороне «Помазание Христа у Симона Прокаженного», а на другой – «Омовение ног»  в отделе реставрации Русского музея. Реставратор - Михаил Бушуев

Общий вид лицевой поверхности стороны с изображением сюжета "Омовение ног" до начала реставрационных работ. 2016

Небольшая двухсторонняя икона XVII века, изображающая на одной стороне «Помазание Христа у Симона Прокаженного», а на другой – «Омовение ног» (ДРЖ-2391, холст, левкас, темпера. Размеры: 27 х 20,5 х 0,3 см) поступила в Русский музей 2 декабря 1912 года из Иосифо-Волоколамского Успенского монастыря, основанного ещё в 1479 году.

В 2016 году на одном из заседаний Реставрационной комиссии Русского музея было принято решение провести ее полную реставрацию, раскрыв авторскую живопись от слоев поздних записей и потемневшей олифы.

Эта работа была поручена ведущему художнику-реставратору мастерской реставрации древнерусской живописи Михаилу Бушуеву.

Подобные небольшие двухсторонние иконы, написанные темперой на загрунтованном холсте, а не на деревянном основании имеют название «таблетка». Они, как правило, очень тонкие и хрупкие. Имеют небольшие размеры. Часто поновлялись и прописывались. Предназначались для

В 1986 году на стороне с изображением сюжета "Омовение ног" художником-реставратором Дарьей Мальцевой было сделано пробное раскрытие авторской живописи размерами 3 х 4 см. Вся остальная поверхность находилась под слоем потемневшей олифы и темного слоя записи. Вверху справа имелась потертость по красочному слою размерами 3 х 7 см до нижних слоев записей.

В 2016 году, после фотографирования, икона была всесторонне изучена в отделе технологических исследований и в отделе химико-биологических исследований Русского музея.

Прежде всего, было сделано рентгенографирование поверхности. Затем, икона была исследована в инфракрасном спектре излучения. Стало ясно, что авторская живопись находится в достаточно хорошей сохранности. Исследование в ультрафиолетовом спектре излучения выявило утраты и потертости лаковой пленки. Визуальное исследование при помощи микроскопа дало ясное представление о характере записей и состоянии сохранности авторского красочного слоя. Выяснилось, что икона поновлялась, как минимум, три раза.

Работа началась на стороне иконы, где изображен сюжет "Омовение ног". Он восходит к библейскому повествованию апостола Иоанна о том, как на Тайной вечери Иисус Христос "встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан". 

Раскрытие авторской живописи началось с правой верхней четверти - в районе участка пробного раскрытия 1986 года. Удаление темной олифы и поздних записей осуществлялось послойно при помощи стереомикроскопа, микроинструментом, «всухую», без применения растворителей. В процессе раскрытия выяснилось, что на поле иконы имеются три разновременных слоя охристой записи. Золото фона сильно утрачено, особенно в средней и правой частях. Поэтому авторские надписи и изображение веллума не сохранились. При раскрытии были оставлены поздние белильные надписи, лежавшие на сине-голубом фоне. Эта работа требовало особого внимания, тщательности и аккуратности, так как высота букв – всего около 3мм.

При раскрытии обнаружен интересный факт: голубая запись на фоне состоит из трех единовременных близких по цвету слоев. Об этом свидетельствует отсутствие лаковой пленки между ними. К тому же они очень тонкие. Представляется, что при поновлении иконописец подбирал колер прямо на иконе, то есть это был своеобразный "авторский поиск" наиболее подходящего цвета. После удаления сине-голубой записи в левом верхнем углу проявились изображение петуха на крыше, а также надпись на сохранной части золотого авторского фона. В местах утрат авторского красочного слоя оставлены поздние записи, близкие по цвету к авторской записи.

После полного раскрытия участки утрат грунта по углам иконы были восполнены реставрационным грунтом и тонированы акварелью в технике «пуантель». Изображение веллума, по решению Реставрационной комиссии, воссоздано в границах сохранившейся графьи и подготовительного рисунка. Лицевая поверхность покрыта реставрационным лаком.

Работа над второй стороной с сюжетом «Помазание Христа у Симона Прокаженного» будет продолжена позднее.

 

25 марта 2019 года

 

 

Реставрация иконы XVII века  Двухсторонняя икона XVII века, изображающая на одной стороне «Помазание Христа у Симона Прокаженного», а на другой – «Омовение ног»  в отделе реставрации Русского музея. Реставратор - Михаил Бушуев

Общий вид в свете видимой люминесценции под воздействием ультрафиолетового излучения. Хорошо видна неравномерность  покровной пленки и медьсодержащие пигменты. 2016

Реставрация иконы XVII века  Двухсторонняя икона XVII века, изображающая на одной стороне «Помазание Христа у Симона Прокаженного», а на другой – «Омовение ног»  в отделе реставрации Русского музея. Реставратор - Михаил Бушуев

Фрагмент No.1 до реставрации. 2016

Реставрация иконы XVII века  Двухсторонняя икона XVII века, изображающая на одной стороне «Помазание Христа у Симона Прокаженного», а на другой – «Омовение ног»  в отделе реставрации Русского музея. Реставратор - Михаил Бушуев

 Фрагмент No.2 в процессе реставрации. 2017

Реставрация иконы XVII века  Двухсторонняя икона XVII века, изображающая на одной стороне «Помазание Христа у Симона Прокаженного», а на другой – «Омовение ног»  в отделе реставрации Русского музея. Реставратор - Михаил Бушуев

 Фрамгент в процессе раскрытия авторской живописи. 2017 

Реставрация иконы XVII века  Двухсторонняя икона XVII века, изображающая на одной стороне «Помазание Христа у Симона Прокаженного», а на другой – «Омовение ног»  в отделе реставрации Русского музея. Реставратор - Михаил Бушуев

  Общий вид стороны с изображением сюжета "Омовение ног" после реставрации. 2019

 

Реставрация иконы XVII века  Двухсторонняя икона XVII века, изображающая на одной стороне «Помазание Христа у Симона Прокаженного», а на другой – «Омовение ног»  в отделе реставрации Русского музея. Реставратор - Михаил Бушуев

 Фрагмент No.1 до реставрации (2016 г.) и после (2019 г.).

 

Copyright © 1997-2019 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта