Лого - Отдел реставрации Русского музея

Новости | Реставрация | Мастерские | Исследования | История | Контакты | Видео

Реставрация иконы XVI века "Огненное восхождение пророка Илии..." в Русском музее

Реставрация иконы XVI века "иконой "Огненное восхождение пророка Илии с двенадцатью клеймами жития" в отделе реставрации Русского музея. Реставратор - Кесарев Р.А.

Ведущий художник-реставратор Рудольф Кесарев
за работой над иконой. 2017

Икона XVI века "Огненное восхождение пророка Илии с двенадцатью клеймами жития" (ДРЖ-2936, дерево, левкас, темпера, 93 х 69 х 2,5 см) происходит из церкви Илии Пророка деревни Черное Ленинградской области близ Новой Ладоги. В 1963 году икона была обнаружена сотрудниками Русского музея во время научной экспедиции по спасению памятников древнерусского искусства, находившихся в заброшенных и разрушенных церквях Ленинградской области.

Лучшие реставрационные работы года:

2016...>
2015...>
2014...>
2013...>
2012...>

Реставрация шедевров:

Картина "Последний день Помпеи" Карла Брюллова ...>

Серия картин "Смолянки" Дмитрия Левицкого...>

Икона XIV века "Борис и Глеб"...>

Реставрация тихвинских икон XVI века...>

Реставрация Амвона 1533 г. из Новгородского Софийского собора...>

Реставрация картины Г.И. Угрюмова "Архистратиг Михаил...>

Реставрация скульптур Летнего сада...>

Что нового в отделе?...>

Выставка о реставрации экспонатов в Русском музее...>

Реставрация иконы XVI века "иконой "Огненное восхождение пророка Илии с двенадцатью клеймами жития" в отделе реставрации Русского музея. Реставратор - Кесарев Р.А.

Общий вид лицевой поверхности до начала реставрационных работ. Икона испорчена грубыми записями. 2015

Деревянных шит, на котором была выполнена икона находился в катастрофическом состоянии. Он был сильно поврежден плесенью и жуком-точильщиком. Верхний правый и нижний правый углы щита были утрачены. Изображение на лицевой стороне было грубо записано масляными малярными красками, вероятно, каким-то местным художником-самоучкой.

Сразу после транспортировки иконы в Ленинград, художником-реставратором мастерской реставрации древнерусской живописи И.П. Ярославцевым было выполнено срочное укрепление красочного слоя и грунта. Деревянный щит был тщательно очищен от плесени и антисептирован. После этого на небольшом участке в левой части иконы (в клейме № 5 - «Пророк Илия воскрешает сына вдовы») было сделано пробное раскрытие авторской живописи от поновительских записей.

В 2015 году на заседании Реставрационной комиссии Русского музея было принято решение передать икону в реставрационную мастерскую для проведения работ по укреплению деревянной основы и, затем, - полному раскрытию авторской живописи от поновительских записей. Эта работа была поручена реставратору высшей категории Рудольфу Кесареву.

Работа началась с укрепления деревянной основы методом многократных клеевых пропиток. Были восполнены утраты древесины на углах щита с помощью специальной реставрационной древесной массы (мелкие опилки со специальным наполнителем). В местах утрат древесины на углах были просверлены отверстия на глубину 10 – 15 см и в них вставлена фиксирующая арматура – деревянные круглые штыри, вокруг которых формировались утраченные углы. В некоторых местах пришлось вместо опилок применять смоченную клеевым раствором вату, которая слегка утрамбовывалась в пустоты доски.

После завершения укрепления деревянного щита был изготовлен съемный паркетаж, который дополнительно придавал прочность щиту и предохранял его от возможных разломов.

После этого, на небольшом участке в правой части лицевой поверхности иконы в клейме № 4 - «Вдова показывает пророку Илие умершего сына» - при помощи микроскопа было выполнено пробное раскрытие авторской живописи. Изучение этого фрагмента показало, что икона поновлялась минимум четыре раза. Последнее поновление относится к концу XIX – началу XX века. Красочный слой имеет значительные потертости, но в целом его состояние удовлетворительное.

Красочный слой записи имел различную твердость. Самые прочные слои – это белила, похожие на алкидную эмаль. При срезании они откалывались, увлекая за собой микрочастицы нижележащего красочного слоя. Поэтому было решено их очень аккуратно растачивать. Голубая краска срезалась хорошо, но под ней лежал темно-серый слой, который так же пришлось растачивать там, где он лежал на золотом фоне. А на тех участках, где золото отсутствовало, он срезался при помощи специального микроинструмента. Под темно-серой записью открылся золотой фон с киноварными надписями. Надписи на темно-серой записи были сделаны краской типа "свинцовой желтой". Киноварные надписи - частично утрачены.

Дальнейшее раскрытие велось на разных участках иконы различными методами  – расточка красочного слоя, срезание тонкими слоями, иногда применялся растворитель для размягчения записи. Раскрытие велось послойно, с помощью бинокулярного стереомикроскопа.

Нижние три клейма, по решению Реставрационной комиссии, пока оставлены нерасчищенными для демонстрации характера записи.

После раскрытия иконы в местах потертостей и утрат красочного слоя были выполнены тонировки акварелью, после чего икона была покрыта реставрационным лаком.

 

19 апреля 2017 года

 

 

Реставрация иконы XVI века "иконой "Огненное восхождение пророка Илии с двенадцатью клеймами жития" в отделе реставрации Русского музея. Реставратор - Кесарев Р.А.

Фрагмент тыльной стороны до реставрации. Край деревянного щита поражен жуком-точильщиком. 2015

Реставрация иконы XVI века "иконой "Огненное восхождение пророка Илии с двенадцатью клеймами жития" в отделе реставрации Русского музея. Реставратор - Кесарев Р.А.

Фрагмент тыльной стороны щита в процессе реставрации. Укрепление пораженных участков древесины. 2016

Реставрация иконы XVI века "иконой "Огненное восхождение пророка Илии с двенадцатью клеймами жития" в отделе реставрации Русского музея. Реставратор - Кесарев Р.А.

 Фрагмент тыльной стороны щита в процессе реставрации. Укрепление пораженных участков древесины. 2016

Реставрация иконы XVI века "иконой "Огненное восхождение пророка Илии с двенадцатью клеймами жития" в отделе реставрации Русского музея. Реставратор - Кесарев Р.А.

 Тыльная сторона в процессе реставрации. Укрепление пораженных участков древесины. 2016

Реставрация иконы XVI века "иконой "Огненное восхождение пророка Илии с двенадцатью клеймами жития" в отделе реставрации Русского музея. Реставратор - Кесарев Р.А.

В процессе раскрытия авторской живописи от грубых масляных записей. 2016

Реставрация иконы XVI века "иконой "Огненное восхождение пророка Илии с двенадцатью клеймами жития" в отделе реставрации Русского музея. Реставратор - Кесарев Р.А.

В процессе раскрытия авторской живописи от грубых масляных записей. 2016

 

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта