Деревянных шит, на котором была
выполнена икона находился в катастрофическом
состоянии. Он был сильно поврежден плесенью и
жуком-точильщиком. Верхний правый
и нижний правый углы щита были утрачены.
Изображение на лицевой стороне было грубо записано масляными
малярными красками, вероятно, каким-то местным
художником-самоучкой.
Сразу после транспортировки иконы в
Ленинград, художником-реставратором мастерской
реставрации древнерусской живописи
И.П.
Ярославцевым было выполнено срочное
укрепление красочного слоя и грунта. Деревянный щит был
тщательно очищен от
плесени и антисептирован. После этого на небольшом участке
в левой части
иконы (в клейме № 5 - «Пророк
Илия воскрешает сына вдовы»)
было сделано пробное раскрытие
авторской живописи от поновительских записей.
В 2015 году на заседании Реставрационной комиссии Русского
музея было принято решение передать икону в реставрационную мастерскую для
проведения работ по укреплению деревянной основы и, затем, - полному
раскрытию авторской живописи от поновительских записей. Эта работа была поручена реставратору высшей категории
Рудольфу
Кесареву.
Работа началась с укрепления деревянной основы методом
многократных клеевых пропиток. Были восполнены
утраты древесины на углах щита с
помощью специальной реставрационной древесной массы (мелкие опилки со специальным наполнителем).
В местах утрат древесины на углах были просверлены отверстия на глубину 10 –
15 см и в них вставлена фиксирующая арматура –
деревянные круглые штыри, вокруг которых формировались утраченные углы.
В некоторых местах пришлось вместо опилок применять
смоченную клеевым раствором вату,
которая слегка утрамбовывалась
в пустоты доски.
После завершения укрепления
деревянного щита был изготовлен съемный паркетаж,
который дополнительно придавал прочность щиту и предохранял его от
возможных разломов.
После этого,
на
небольшом участке в правой части
лицевой поверхности иконы в клейме № 4
- «Вдова показывает пророку Илие умершего сына»
- при помощи микроскопа было
выполнено пробное раскрытие
авторской живописи. Изучение этого фрагмента показало, что икона поновлялась минимум
четыре раза. Последнее поновление относится к концу XIX
– началу XX века. Красочный слой имеет
значительные потертости, но в целом
его
состояние удовлетворительное.
Красочный слой записи имел различную твердость. Самые
прочные слои – это белила, похожие на алкидную эмаль. При срезании они
откалывались, увлекая за собой микрочастицы нижележащего красочного слоя. Поэтому
было решено их очень аккуратно растачивать. Голубая краска срезалась
хорошо, но под ней лежал темно-серый слой, который так же пришлось
растачивать там, где он лежал на золотом фоне. А на
тех участках, где
золото отсутствовало, он
срезался при помощи специального микроинструмента. Под темно-серой записью открылся золотой фон с киноварными
надписями. Надписи на темно-серой записи были сделаны краской типа
"свинцовой желтой". Киноварные
надписи - частично утрачены.
Дальнейшее раскрытие велось
на разных участках иконы различными методами – расточка красочного слоя, срезание тонкими слоями,
иногда применялся растворитель для размягчения записи. Раскрытие велось
послойно, с помощью бинокулярного стереомикроскопа.
Нижние три клейма, по решению Реставрационной комиссии,
пока оставлены нерасчищенными для демонстрации
характера записи.
После раскрытия иконы в местах потертостей и утрат
красочного слоя были выполнены тонировки акварелью, после чего икона была
покрыта реставрационным лаком.