Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Реставрация иконы XVI века "Евангелист Лука" в Русском музее

Реставратор Р.А. Кесарев за работой над раскрытием иконы XVI века "Святой евангелмист Лука" из собрания Русского музея

Ведущий художник-реставратор Рудольф Кесарев
за работой над иконой "Святой евангелист Лука". 2016

Лучшие работы отдела реставрации древнерусской живописи:

 Икона "Введение во храм" (XVII век)...>

 Двухсторонняя икона "Помазание Христа/Омовение ног". (XVII век)...>

 Икона "Огненное восхождение пророка Илии" (XVI век)...>

 Икона "Рождество Богоматери (XVII век)...>

 Икона "Распятие" (XIV век)...>

 Икона "Праотец Иосиф (XVII век)...>

 Икона "Святой евангелист Лука" (XVI век)...>

 Спасение и реставрация икон тихвинской школы XVI-XVII веков...>

 Икона "Борис и Глеб" (XIV век)...>

 Икона Святой евангелист Марк" (XVI век)...>


 

Реставрация иконы XVI века "Святой евангелист Лука" в отделе реставрации Русского музея. Реставратор - Кесарев Р.А.

Общий вид лицевой поверхности до начала реставрационных работ. Сильное поверхностное загрязнение и потемневшая олифа. авторская живопись находится под 2-мя слоями записей. 2012

Икона тихвинской школы XVI века "Святой евангелист Лука" (инв. No. ДРЖ-3203, дерево, левкас, темпера, 204 х 86 х 3,8 см) поступила на реставрацию в мастерскую реставрации древнерусской живописи Русского музея в 2012 году из фонда древнерусского искусства. Она происходит из деисусного ряда иконостаса Успенского собора Тихвинского монастыря. Была вывезена в 1956 году участниками экстренной экспедиции Русского музея в Тихвин в крайне тяжелом состоянии сохранности. Красочный слой был срочно укреплен, а поверхность промыта от стойких загрязнений. В 2012 году икона поступила на полную реставрацию.

Щит иконы состоит из трех досок, двух широких и одной узкой, скрепленных двумя врезными встречными шпонками. Тыльная сторона щита закрыта коричневой краской. Имеются надписи инвентарных номеров, нанесенные синей краской.

Поверхность иконы была покрыта слоем сильно потемневшей олифы. Авторский красочный слой находился под двумя поновительскими записями - сплошным слоем темперной записи и слоем масляной краски. Темперная запись была очень толстая и плотная. На фоне лежал лепной золоченый орнамент, относящийся к масляной записи конца XIX века.

На реставрационном совете Русского музея было принято решение о полном раскрытии авторской живописи от поздних наслоений и потемневшей олифы.

Эта ответственная работа была поручена реставратору высшей категории Рудольфу Кесареву.

После проведения технологического и химико-биологического исследования, лицевая поверхность иконы была укреплена методом многократных пропиток раствором осетрового клея.

Затем, было сделано пробное раскрытие авторской живописи на небольшом участке в левой части иконы, где была отработана методика раскрытия. Затем пробное раскрытие было расширено с продолжением поиска методов раскрытия. Раскрытие велось послойно. В процессе раскрытия сначала удалялась масляная запись с олифой. Удаление темперной записи шло очень сложно – сильна была адгезия красочных слоев. При исследовании поверхности выяснилось, что авторский красочный слой ранее, вероятно в XIX веке, был "жестко" промыт с целью удаления поверхностного загрязнения и покровной пленки олифы и имел потертости красочного слоя разной степени, местами до левкаса, по всей поверхности. Темперная запись лежала на нем в основном без прослойки олифы. Сам авторский слой был очень сильно ослаблен. Мелкие прописки коричневатого цвета были очень твердые. Поскольку авторский красочный слой очень тонкий, то приходилось или растачивать прописки, или их выбирать. Расточкой работать не везде возможно, так как авторский слой местами имел кракелюр с приподнятыми краями, и расточка могла срезать верхушки кракелюра. Во время удаления темперной записи приходилось по-разному работать: и растачивать, и срезать всухую, и применять различные растворители. На некоторых участках в процессе раскрытия производилось дополнительное укрепление.

При раскрытии авторской живописи, поздний лепной орнамент на фоне был удален. К сожалению, авторское золото на фоне было ранее практически полностью утрачено. На полях золото сохранилось лучше, чем на фоне. Авторский левкас на фоне после удаления лепного орнамента имеет множество черных вкраплений – остатков золы, которые глубоко проникли в левкас во время промывки при поновлении.

После раскрытия открылось личное письмо. Сохранность лика очень хорошая. На красных одеждах открылись авторские мягкие складки, выполненные легкими мазками (на темперной записи они были черные). На хитоне после удаления темперной записи зеленого цвета открылась авторская живопись оливкового цвета. На изображении книги частично сохранился авторский ассист. На нем был слой охры и поновительский ассист, которые были удалены.

Запись на поземе была очень плотная, темно-зеленого цвета. Авторский позем оливкового цвета. Он очень сильно потерт, местами просвечивал левкас. В потертостях оставлена запись, которая очень близка по тону к авторской живописи.

Гиматий также местами очень сильно потерт. На гиматии была плотная запись, сделанная красной охрой, которая была удалена. Авторский красочный слой здесь очень тонкий, потертый, поэтому крайне сложно было удалять запись. Запись была твердая и хрупкая, а красочный слой мягкий и легко скалывался при нажатии, поэтому приходилось растачивать запись, местами срезать ее скальпелем. Усложнял работу приподнятый кракелюр.

В правой части иконы были удалены вставки позднего левкаса на месте сучков: одна большая вставка внизу на гиматии и две вставки в средней его части. Разновременные вставки на полях были пропитаны шеллаком, который потемнел от времени – их также пришлось удалить. На местах удаленных вставок был подведен новый левкас и выполнены тонировки. На правом поле в нижней части иконы глубокие утраты древесины также были заполнены реставрационным грунтом и тонированы.

После удаления всех поздних записей и прописок в местах утрат и потертостей красочного слоя были сделаны тонировки и вся поверхность иконы покрыта даммарным лаком.

 

3 ноября 2016 года

 

 

Реставрация иконы XVI века "Святой евангелист Лука" в отделе реставрации Русского музея. Реставратор - Кесарев Р.А.

Общий вид лицевой поверхности в процессе раскрытия авторской живописи от поздних слоев записей и потемневшей олифы. 2013

Реставрация иконы XVI века "Святой евангелист Лука" в отделе реставрации Русского музея. Реставратор - Кесарев Р.А.

В процессе раскрытия авторской живописи от поздних слоев записей и потемневшей олифы. Места утрат красочного слоя заполнены реставрационным грунтом. 2015

Реставрация иконы XVI века "Святой евангелист Лука" в отделе реставрации Русского музея. Реставратор - Кесарев Р.А.

 В процессе раскрытия авторской живописи от от поздних слоев записей и потемневшей олифы. 2013

Реставрация иконы XVI века "Святой евангелист Лука" в отделе реставрации Русского музея. Реставратор - Кесарев Р.А.

 Фрагмент в процессе раскрытия авторской живописи от поздних слоев записей и потемневшей олифы. 2013

Реставрация иконы XVI века "Святой евангелист Лука" в отделе реставрации Русского музея. Реставратор - Кесарев Р.А.

Общий вид после реставрации. 2016

Реставрация иконы XVI века "Святой евангелист Лука" в отделе реставрации Русского музея. Реставратор - Кесарев Р.А.

Фрагмент изображения лика. До реставрации (слева) и после (справа).

 

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта