Коллекция
тихвинских икон в Русском музее насчитывает почти двести произведений,
которые поступали в течение многих лет, начиная с 1920-х годов.
Часть икон, в основном
из Успенского собора
Тихвинского
монастыря,
поступила в музей в 1950-1960-е годы.
В середине 1924
года монастырь
был закрыт. В 1935-1938 годах в Успенском соборе располагался
продовольственный склад, а с началом Отечественной войны, с января 1941
года – палата военного госпиталя. После войны, в 1946-1947 годах - там
располагались цеха Всесоюзного общества слепых.
В связи с
катастрофическим состоянием сохранности многих произведений
древнерусской живописи, находившихся в разрушенных во время войны и
заброшенных церквях Ленинградской области и других районах
северо-запада России, начиная с середины 1950х годов, Русским
музеем, по согласованию с Министерством культуры РФ
и Управлением культуры Исполнительного комитета Ленинградского
областного Советов депутатов трудящихся, были
срочно организованы несколько экспедиций с целью спасения
памятников. В частности, ряд сотрудников были направлены в город Тихвин.
Одна из
первых командировок состоялась зимой 1956 года. Взору реставраторов
предстала ужасающая картина -
штабеля древних икон, засыпанные снего
м
прямо в Успенском соборе,
поскольку через его разбитые окна весь интерьер был засыпан сугробами.
Сырость и плесень уничтожила часть памятников, сложенных на полу.
Иконостас также был покрыт снежными заносами, а поверхность икон –
инеем. На многих иконах красочный слой вспучился и стоял "дыбом".
В этих тяжелых условиях, в неотапливаемом промерзшем соборе,
реставраторы Русского музея были вынуждены экстренно его укреплять,
подводя клей в аварийные участки и, заклеивая иконные щиты папиросной
бумагой.
Поскольку без этих первоочередных мер перенести иконы в более безопасное
помещение было просто невозможно.
После
транспортировки икон в Ленинград, в первую очередь, выполнялись работы
по удалению
поверхностных загрязнений (в основном - голубиного помета) и срочному
укреплению отслаивающихся левкасов и красочных слоев. Параллельно с
консервационными работами проводилось и изучение памятников. После
первых месяцев аварийных работ, появилась возможность
сделать на некоторых иконах пробные и частичные раскрытия авторской
живописи. Работали над иконами в то время реставраторы
Н.В.Перцев,
С.Ф.Коненков,
И.В.Ярыгина,
И.П.Ярославцев.
В
последующие
несколько лет хранение именно тихвинских икон представляло
большую сложность в
Русском музее, хотя здесь для них были созданы самые благоприятные
климатические условия. К сожалению, это и сейчас самый «больной» фонд
древнерусской живописи. Время от времени проявляются старые болезни их
длительного пребывания во влажной среде - вздутия и шелушения красочного
слоя. Часть икон вынужденно находятся под сплошными профилактическими
заклейками, предохраняющими их живопись от возможных проблем.
В связи со сложным
состоянием сохранности и значительными размерами, раскрытие каждой из
них, к сожалению, занимает годы.
Первые серьезные
работы начались с 1957 года. Реставратором
Н.В.Перцевым была полностью раскрыта первая тихвинская икона «Спас Нерукотворный»
(ДРЖ-2869). В 1965 году
И.В.Ярыгина раскрыла большемерную икону «Спас
Вседержитель в силах» (ДРЖ-3176) из деисусного ряда иконостаса
Успенского собора Большого Тихвинского монастыря. В 1966 г. ею же было
выполнено частичное раскрытие иконы из праздничного ряда «Сошествие
Святого Духа» (ДРЖ-3167).
В 1970-е годы
были полностью раскрыты несколько икон из праздничного ряда иконостаса
Успенского собора Тихвинского монастыря. Среди них икона «Рождество
Христово» (ДРЖ-3170), раскрытая
реставратором Высшей категории С.И.Голубевым.
В процессе
кропотливой реставрации по раскрытию этих икон
XVI века постепенно стали изменяться и общие
представления о технике раскрытия древнерусской станковой живописи. Реставрационным советом
Русского музея от 3 ноября 1977 года и, позже, - 13 ноября 1980 года, было
заявлено,
что раскрытие древнего красочного слоя всех икон целесообразно вести
только под микроскопом. Именно в эти годы были выполнены частичные раскрытия на
нескольких иконах пророческого и местного рядов иконостаса. Большая работа по
раскрытию тихвинских икон была проделана
реставратором Высшей категории
Р.А.Кесаревым, который, в общей сложности, раскрыл десять икон из деисусного, праотеческого и праздничного рядов иконостаса (почти все
иконы более двух метров высотой).
Работа по
раскрытию тихвинских икон была активно продолжена с 2008 года, когда в
мастерскую реставрации древнерусской живописи поступили на раскрытие
сразу несколько икон из пророческого ряда иконостаса Успенского собора.
В настоящее время работа над этими иконами является приоритетными в
работе мастерской. Сейчас в мастерской находятся в реставрации 7
тихвинских икон, среди которых одна большемерная икона из местного ряда
иконостаса Успенского собора. Раскрытие ведется
по отработанной в мастерской методике – при помощи
стереомикроскопов специальными микроскальпелями
с использованием минимального количества растворителей. В 2014 году
специально для этого проекта
был приобретен стереомикроскоп
"Olympus SZX7" (Япония). Он оборудован
высококачественной цифровой фото/видео камерой последнего поколения,
которая позволяет делать записи изображения
в сверхвысоком разрешении
прямо во время работы.
За время своего бытования иконы были поновлены не один раз, и
реставраторам приходится удалять много слоев поздних записей. Сложность
в работе над тихвинскими иконами ещё и в том, что поновительские записи
очень плотные, укрывистые, а авторский красочный слой очень тонкий,
местами потертый и зачастую не имеет прослойки авторской олифы. Удаление
рельефного орнамента на фоне,
сделанного, вероятно в конце
XIX века, также, к сожалению, значительно осложняет и
замедляет работу.
Одни из самых последних работ,
завершенных в мастерской реставрации - полное раскрытие
авторской живописи на уникальных иконах XVI века
из иконостаса
Успенского собора
Тихвинского
монастыря - "Праотец
Иосиф" (ДРЖ-3207),
"Святой евангелист Марк"
(ДРЖ-3204), "Святой
евангелист Лука" (ДРЖ-3203),
выполненные художником-реставратором
Рудольфом
Кесаревым и полное раскрытие авторской живописи на иконе
XVII века
«Рождество
Богоматери» (ДРЖ-3173),
выполненное художником-реставратором
Игнатом Ратниковым.