Лого - Отдел реставрации Русского музея

Новости | Реставрация | Мастерские | Исследования | История | Контакты | Видео I

Реставрация икон из Успенского собора Тихвинского монастыря

Реставраторы Н.В. Перцев (слева) и С.Ф. Конёнков в промерзшем Успенском соборе, экстренно укрепляют красочный слой аварийных икон. 1956 год.

1956 год.
Реставраторы
Русского музея Н.В. Перцев (слева) и С.Ф. Конёнков в промерзшем Успенском соборе, экстренно укрепляют красочный слой аварийных икон.

Лучшие реставрационные работы года:

2016...>
2015...>
2014...>
2013...>
2012...>
2011...>

Реставрация шедевров:

Картина "Последний день Помпеи" Карла Брюллова ...>

Серия картин "Смолянки" Дмитрия Левицкого...>

Икона XIV века "Борис и Глеб"...>

Реставрация тихвинских икон XVI века...>

Реставрация Амвона 1533 г. из Новгородского Софийского собора...>

Реставрация картины Г.И. Угрюмова "Архистратиг Михаил...>

Реставрация скульптур Летнего сада...>

Что нового в отделе?...>

Выставка о реставрации экспонатов в Русском музее...>

Реставрация тихвинских икон в 1956 году в Успенском соборе Тихвинского монастыря. Реставраторы Русского музея С.Ф. Конёнков и Н.В. Перцев

Срочное укрепление красочного слоя на аварийных иконах в Успенском соборе Тихвинского монастыря.  Художники-реставраторы (слева-направо) С.Ф. Конёнков и Н.В. Перцев. 1956

Коллекция тихвинских икон в Русском музее насчитывает почти двести произведений, которые поступали в течение многих лет, начиная с 1920-х годов. Часть икон, в основном из Успенского собора Тихвинского монастыря, поступила в музей в 1950-1960-е годы.

В середине 1924 года монастырь был закрыт. В 1935-1938 годах в Успенском соборе располагался продовольственный склад, а с началом Отечественной войны, с января 1941 года – палата военного госпиталя. После войны, в 1946-1947 годах - там располагались цеха Всесоюзного общества слепых.

В связи с катастрофическим состоянием сохранности многих произведений древнерусской живописи, находившихся в разрушенных во время войны и заброшенных церквях Ленинградской области и других  районах северо-запада России, начиная с середины 1950х годов, Русским музеем, по согласованию с Министерством культуры РФ и Управлением культуры Исполнительного комитета Ленинградского областного Советов депутатов трудящихся, были срочно организованы несколько экспедиций с целью спасения памятников. В частности, ряд сотрудников были направлены в город Тихвин.

Одна из первых командировок состоялась зимой 1956 года. Взору реставраторов предстала ужасающая картина - штабеля древних икон, засыпанные снегом прямо в Успенском соборе, поскольку через его разбитые окна весь интерьер был засыпан сугробами. Сырость и плесень уничтожила часть памятников, сложенных на полу. Иконостас также был покрыт снежными заносами, а поверхность икон – инеем. На многих иконах красочный слой вспучился и стоял "дыбом".  В этих тяжелых условиях, в не отапливаемом промерзшем соборе, реставраторы Русского музея были вынуждены экстренно его укреплять, подводя клей в аварийные участки и, заклеивая иконные щиты папиросной бумагой. Поскольку без этих первоочередных мер перенести иконы в более безопасное помещение было просто невозможно.

После транспортировки икон в Ленинград, в первую очередь, выполнялись работы по удалению поверхностных загрязнений (в основном - голубиного помета) и срочному укреплению отслаивающихся левкасов и красочных слоев. Параллельно с консервационными работами проводилось и изучение памятников. После первых месяцев аварийных работ, появилась возможность сделать на некоторых иконах пробные и частичные раскрытия авторской живописи. Работали над иконами в то время реставраторы Н.В.Перцев, С.Ф.Коненков, И.В.Ярыгина, И.П.Ярославцев.

В последующие несколько лет хранение именно тихвинских икон представляло большую сложность в Русском музее, хотя здесь для них были созданы самые благоприятные климатические условия. К сожалению, это и сейчас самый «больной» фонд древнерусской живописи. Время от времени проявляются старые болезни их длительного пребывания во влажной среде - вздутия и шелушения красочного слоя. Часть икон вынужденно находятся под сплошными профилактическими заклейками, предохраняющими их живопись от возможных проблем.

В связи со сложным состоянием сохранности и значительными размерами, раскрытие каждой из них, к сожалению, занимает годы.

Первые серьезные работы начались с 1957 года. Реставратором Н.В.Перцевым была полностью раскрыта первая тихвинская икона «Спас Нерукотворный» (ДРЖ-2869). В 1965 году И.В.Ярыгина раскрыла большемерную икону «Спас Вседержитель в силах» (ДРЖ-3176) из деисусного ряда иконостаса Успенского собора Большого Тихвинского монастыря. В 1966 г. ею же было выполнено частичное раскрытие иконы из праздничного ряда «Сошествие Святого Духа» (ДРЖ-3167).

В 1970-е годы были полностью раскрыты несколько икон из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Тихвинского монастыря. Среди них икона «Рождество Христово» (ДРЖ-3170), раскрытая реставратором Высшей категории С.И.Голубевым.

В процессе кропотливой реставрации по раскрытию этих икон XVI века постепенно стали изменяться и общие представления о технике раскрытия древнерусской станковой живописи. Реставрационным советом Русского музея от 3 ноября 1977 года и, позже, - 13 ноября 1980 года, было заявлено, что раскрытие древнего красочного слоя всех икон целесообразно вести только под микроскопом. Именно в эти годы были выполнены частичные раскрытия на нескольких иконах пророческого и местного рядов иконостаса. Большая работа по раскрытию тихвинских икон была проделана реставратором Высшей категории Р.А.Кесаревым, который, в общей сложности, раскрыл десять икон из деисусного, праотеческого и праздничного рядов иконостаса (почти все иконы более двух метров высотой).   

Работа по раскрытию тихвинских икон была активно продолжена с 2008 года, когда в мастерскую реставрации древнерусской живописи поступили на раскрытие сразу несколько икон из пророческого ряда иконостаса Успенского собора. В настоящее время работа над этими иконами является приоритетными в работе мастерской. Сейчас в мастерской находятся в реставрации 7 тихвинских икон, среди которых одна большемерная икона из местного ряда иконостаса Успенского собора. Раскрытие ведется по отработанной в мастерской методике – при помощи стереомикроскопов специальными микроскальпелями с использованием минимального количества растворителей. В 2014 году специально для этого проекта был приобретен стереомикроскоп "Olympus SZX7" (Япония). Он оборудован высококачественной цифровой фото/видео камерой последнего поколения, которая позволяет делать записи изображения в сверхвысоком разрешении прямо во время работы.

За время своего бытования иконы были поновлены не один раз, и реставраторам приходится удалять много слоев поздних записей. Сложность в работе над тихвинскими иконами ещё и в том, что поновительские записи очень плотные, укрывистые, а авторский красочный слой очень тонкий, местами потертый и зачастую не имеет прослойки авторской олифы. Удаление рельефного орнамента на фоне, сделанного, вероятно в конце XIX века, также, к сожалению, значительно осложняет и замедляет работу.

Одни из самых последних работ, завершенных в мастерской реставрации в 2016 году, - полное раскрытие авторской живописи на уникальных иконах XVI века из иконостаса Успенского собора Тихвинского монастыря - "Святой евангелист Марк" (ДРЖ-3204) и "Святой евангелист Лука" (ДРЖ-3203), выполненные художником-реставратором Рудольфом Кесаревым и полное раскрытие авторской живописи на иконе XVII века «Рождество Богоматери» (ДРЖ-3173), выполненное художником-реставратором Игнатом Ратниковым.

Работа продолжается...

19 января 2016 года

 

Дополнительно по теме:

  Нажмите сюда, чтобы посмотреть несколько произведений тихвинской школы иконописи, которые были отреставрированы в Русском музее за последнее время...>>>

  О реставрации иконы тихвинской школы XVI века «Святой евангелист Марк» (инв. No. ДРЖ-3204) из Успенского собора Тихвинского монастыря в 2012 г. в Отделе реставрации Русского музея..>>>

  О новой книге, посвященной реставратору древнерусской живописи Русского музея Сергею Голубеву -  "ПОСТИЖЕНИЕ ОБРАЗА. С.И. Голубев - реставратор, педагог, иконописец"...>>>

  Реставратор древнерусской живописи - Николай Васильевич ПЕРЦЕВ (1902-1981)...>>>...>>>

  "Реставрация икон в Русском музее. Николай Андреевич Околович (1867 – 1928" (М.Г. Малкин, 2013)...>>>>>>

Художники-реставраторы иконописи Русского музея С.Ф. Коненков и Н.В. Перцев | Реставрация икон в Отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Художники-реставраторы (слева-направо) Н.В. Перцев и С.Ф. Конёнков за работой в мастерской реставрации древнерусской живописи в Русском музее. 1960-е

Мастерская реставрации икон в Русском музее | Реставрация древнерусской живописи | Ирма Васильевна Ярыгина, Николай Васильевич Перцев, Инокентий Петрович Ярославцев, 1970-е

 Мастерская реставрации древнерусской живописи.  Художники-реставраторы (слева-направо) И.П. Ярославцев, Н.В. Перцев и И.В. Ярыгина за работой. 1960-е

Художник-реставратор Рудольф Кесарев - реставрация тихвинской иконы XVI века в Отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

 Ведущий реставратор Рудольф Кесарев за  раскрытием иконы "Евангелист Лука" XVI века из Успенского собора Тихвинского монастыря. 2016

Реставрация икон из иконостаса Успенского собора Тихвинского монастыря.. Общий вид до реставрации.   Фото 2014 г.

 Ведущий реставратор Рудольф Кесарев за  раскрытием иконы "Евангелист Марк" XVI века из Успенского собора Тихвинского монастыря. 2016

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта