Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Завершена реставрация картины В.А. Котарбинского "Оргия"

Реставрация картины В.А. Котарбинского "Оргия" в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Завершающая часть работы - тонирование утрат красочного слоя. Слева направо: художники-реставраторы М.Е. Гелерт, Н.Е. Романова, М.Р. Дашкин. 2017

14 декабря 2017 года завершилась уникальная реставрация картины Вильгельма Александровича Котарбинского (1848-1921) «Оргия» (Ж-5737, размер 300 х 500 см).

Заседание Реставрационной комиссии Русского музея, утвердившей программу реставрации, состоялось в начале 2017 года, когда в рамках подготовки художественной выставки "Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме",  впервые, после многолетнего хранения на валу, была раскатана и осмотрена специалистами музея картина "Оргия".

Лучшие работы Отдела реставрации масляной живописи:

 К.П. Брюллов "Последний день Помпеи"...>

 И.Лампи Старший "Портрет императрицы Екатерины II"...>

 Д. Доу "Портрет великого князя Михаила Павловича"...>

 В.А. Котарбинский "Оргия"...>

 М.В. Нестеров "Святая Русь...>

 Живописные плафоны и медальоны из Летнего дворца Петра I...>

 Г.К. Гроот "Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны"...>

  Д.Г. Левицкий Серия картин "Смолянки"...>

 Г.И. Угрюмов "Архистратиг Михаил"...>

 Г.К. Гроот "Портрет великого князя Петра Федоровича...>

 В.А. Голике "Портрет императора Николая I"...>

 И.И. Бельский "Взятие Богоматери на небо...>
 

Реставрация картины Котарбинского "Оргия" в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Реставраторы живописи удаляют бумажную заклейку, нанесённую в 1926 году. Слева направо: Мария Гелерт (Солдатенкова) и  Наталия Романова  . 2017 

Первое, что тогда открылось взору - сплошная заклейка лицевой стороны плотной пожелтевшей и окислившейся от времени оберточной бумагой, изображение сквозь которую не просматривалось. Без удаления этой бумаги судить о состоянии сохранности картины было просто невозможно.

Как выяснилось, заклейка была сделана в 1926 году. В архиве Русского музея хранятся два интересных документа, раскрывающих причину этой странной операции. Первый - "Акт реставрационного осмотра картины "Оргия", датированный "27 января 1926 года". Он говорит о том, что в результате осмотра картин, находившихся на валу, было обнаружено, что на картине "Оргия" имеются "признаки осыпания верхних слоев живописи от нижних слоев". Специалисты отмечают, что "так как все осыпания и признаки осыпания замечены на прежнем слое краски и все носят для сохранности картины особенно угрожающий характер, картину необходимо в виде временной меры укрепления проклеить осетровым клеем и заклеить бумагой".

Второй документ - "Протокол реставрационной комиссии Русского музея" от 30 января 1926 года, которая принимает выполненную работу - "Укреплены угрожающие осыпанием в нескольких местах картины куски живописи осетровым клеем. Картина заклеена бумагой. После высыхания заклейки картину закатать на вал".

К сожалению, "временная" заклейка красочного слоя оберточной бумагой продлилась более 90 лет.

На всей лицевой поверхности были видны полые пузыри отставания бумаги, а исследование краев картины показало, что бумага, к сожалению, отслаивается вместе с фрагментами верхнего красочного слоя.

Эта сложная работа была поручена трём реставратора мастерской реставрации масляной живописи -  Марату Дашкину (руководитель проекта), Наталии Романовой и Марии Солдатенковой.

Для определения точного состояния красочного слоя на небольшом контрольном участке живописи были выполнены пробные удаления приклеенной бумаги. Это позволило составить представление как об общем состоянии лицевой поверхности картины, состоянии красочного слоя, уровне адгезии клеевого слоя, так и разработать план необходимых реставрационных мероприятий для ее приведения в экспозиционный вид.

На основании этой предварительной работы стало понятно, что авторская живопись многослойная и связь между этими слоями нарушена. Особенно это касается тонкого верхнего завершающего живописного слоя. В результате этих проблем, в период бытования картины на ней стали появляться значительные осыпи и расслоения верхнего красочного слоя. Для предотвращения дальнейшего процесса разрушения красочного слоя, поверхность была сплошь заклеена бумагой. При этом,  для укрепления красочного слоя, вместо традиционной для таких работ папиросной бумаги, использовалась оберточная весьма низкого качества. Однако эта мера не только не решила существующую проблему, но и усугубила ее, поскольку толстая непластичная бумага и использование жесткого клея сильной концентрации вызвало усиление отслоения верхнего красочного слоя, так как его сцепление с бумагой стало сильнее, чем сцепление с нижними слоями живописи.

Таким образом, первой необходимой мерой для обеспечения сохранности живописи стало срочное удаление бумаги с одновременным устранением очагов расслоения красочных слоев

Использование традиционной методики удаления профзаклеек влажным способом было невозможно, так как часть верхнего слоя живописи уже не имела сцепления с основным красочным слоем, держалась только на плотной бумаге и в случае традиционного удаления бумаги была бы утрачена. Кроме того, плотная бумага не давала возможности выявить потенциально аварийные участки. Поэтому была разработана методика постепенного утоньшения плотной бумаги с использованием целлюлозы методом "скатывания". При этом оставлялся такой тонкий пластичный слой бумаги, который позволял определить состояние живописи на каждом конкретном участке. Там, где живопись была в хорошем состоянии, бумага удалялась полностью, а там, где под тонким слоем просматривались расслоения, вздутия или отставания краски, проводилось укрепление прямо поверх оставленного тонкого слоя, который служил страховкой от возможных утрат красочного слоя.  При укреплении использовались все доступные варианты – распаривание, глубинная пропитка, иньектирование с помощью шприца. Важно подчеркнуть, что на отдельных участках встречались просто фрагменты краски, свободно лежащие на поверхности, не зафиксированные ни на красочном слое, ни на бумаге. Такие фрагменты приходилось "собирать", как мозаику,  и фиксировать к живописной поверхности  с помощью поливинилбутираля, и лишь затем уже делать полное укрепление участка традиционным методом - с помощью раствора осетрового клея.

В результате этих мероприятий реставраторам удалось не только без потерь удалить с поверхности старую плотную бумагу, но и провести двукратное глубинное укрепление красочного слоя, полностью восстановив связь между красочными слоями.

Опасность появления новых расслоений или утрат красочного слоя была полностью устранена.

После этого была проведена работа с тыльной стороной – удалены старые пластыри и чинки, заделаны мелкие прорывы, подведены реставрационные кромки и картина была натянута на подрамник.

После проведения всех перечисленных мероприятий впервые появилась возможность полностью увидеть изображение на картине. Однако получить представление о композиционном построении, цветовом и тональном решении было невозможно.

Многочисленные утраты верхнего красочного слоя разрушали контуры фигур, дробили изображение. Желтая  неравномерная пленка лака полностью скрывала реальный колорит. Кроме того, лаковая пленка потеряла прозрачность, местами разложения поверхности лака были глубинными. Особенно это было заметно на темных участках, на изображении среднего и заднего плана, где изображение практически не читалось.

Таким образом, работы по живописной реставрации стали не менее важными, чем проведенная техническая реставрация.  Необходимо было  удалить пожелтевшие слои  реставрационных лаков и выровнить остатки авторского лака. Для того, чтобы лучше оценить состояние лака, была проведена его регенерация по методу Петтенкофера на всей поверхности. Она отчасти восстановила прозрачность, дала возможность увидеть участки с утраченным лаком, на которых необходимо было работать более осторожно. Однако регенерация не дала полного восстановления прозрачности, что свидетельствовало о наличии загрязнений в межлаковых слоях.

Было преведено дополнительное исследование живописной поверхности в ультрафиолетовом спектре излучения. Оно подтвердило выводы, сделанные на основании визуальных исследований - лаковая пленка неравномерная, имеет значительную толщину и участки с утраченным лаком. Кроме того, на поверхности лака имеются поздние тонировки и прописки. Более обширные поздние прописки в свете УФ-излучения просматривались между лаковыми слоями.

Послойное удаление лака на пробных участках подтвердило наличие не только загрязнений между лаковыми слоями, но и остатков животного клея. И даже фрагментов папиросной бумаги. Это лишний раз доказывало, что процессы расслоения шли в течение всей жизни картины. Её неоднократно укрепляли. Также неоднократно ее покрывали реставрационным лаком – старые утраты оказались перекрыты слоем лака.

На пробных участках была отработана методика утоньшения лака – послойно,  с промежуточными промывками от загрязнений, остатков животного клея и фрагментов папиросной бумаги, оставшихся от давних укреплений. Уже в процессе работы с лаком стало понятно, насколько сильно меняется колорит картины, исчезает тональный разрыв между передним и задним планом, появляется глубина и пространство. Одновременно с верхним слоем лака удалялись поздние прописки и тонировки.

После утоньшения и выравнивания лака по всей поверхности вновь была проведена регенерация оставшегося тонкого лакового слоя.

Завершающим этапом реставрации стало воссоздание живописи в местах утрат авторского слоя. Но прежде необходимо было решить, где и в какой степени подводить реставрационный грунт. Большинство утрат на картине  появились в результате нарушения связи между авторскими слоями. В некоторых местах оказался утрачен тонкий завершающий красочный слой. На других участках утраты были более глубокие, утраченными оказались достаточно толстые, фактурные участки, в результате чего появился значительный перепад уровней между верхним и нижним слоями. Кое-где был утрачен верхний красочный слой на участках авторских переписок и правок, в этих случаях нижний красочный слой, хоть и являлся авторским, но нуждался в корректировке в соответствии с окончательным верхним авторским изображением. Таким образом, необходим был деликатный дифференцированный подход и к подведению грунта и к тонировкам, чтобы с одной стороны – возвратить произведению целостность восприятия, четкость рисунка, мягкость касаний, а с другой стороны – соблюсти важнейший принцип реставрации: невмешательство в авторскую живопись. Этот вопрос обсуждался на заседании Реставрационной комиссии Русского музея. Было принято решение подводить грунт фрагментарно, только в тех утратах, где есть сильный перепад уровня между верхним красочным слоем и нижним.

Завершающий этап - тонирование многочисленных утрат красочного слоя.

В результате живописной реставрации были решены все поставленные задачи. Восстановлены контуры фигур как переднего, так и заднего плана. Стало понятно пространственное и композиционное решение картины, появилась глубина заднего плана.

14 декабря 2017 года

 

PS: 12 декабря 2017 года реставрация картины В. Котарбинского "Оргия" была выдвинута на VI Ежегодную премию The Art Newspaper Russia (лонг-лист) как самое значимое событие года в области искусства в номинации: «Реставрация года».

 

Реставрация картины Котарбинского "Оргия" в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Здесь хорошо видно, что бумажная заклейка 1926 года была нанесена не только на участки расслоений и приподнятостей красочного слоя, но и на уже утраченные фрагменты. 2017 

Реставрация картины Котарбинского "Оргия" в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

После удаления с лицевой стороны оберточной бумаги, приклеенной в 1926 году отрылись многочисленные участки утрат и расслоений красочного слоя.  2017

Реставрация картины Котарбинского "Оргия" в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Общий вид после удаления с лицевой стороны оберточной бумаги.  2017

Реставрация картины Котарбинского "Оргия" в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Фрагмент в свете ультрафиолетового излучения. Лаковая поверхность  неравномерна. 2017 

Реставрация картины Котарбинского "Оргия" в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Фрагмент в процессе утоньшения лаковых слоев. 2017 

Реставрация картины Котарбинского "Оргия" в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Фрагмент в процессе утоньшения лаковых слоев. 2017 

Реставрация картины Котарбинского "Оргия" в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Общий вид после реставрации. 2017 

Реставрация картины Котарбинского "Оргия" в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Фрагмент после реставрации. 2017 

реставраторы Наталия Романова, Марат Дашкин и Мария Солдатенкова - реставрация картины Котарбинского "Оргия" в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Реставраторы, участвовавшие в проекте (слева направо): Наталия Романова, Марат Дашкин и Мария Гелерт (Солдатенкова) у картины "Оргия" на торжественном открытии выставки в Русском музее. 2017 

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта