Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Реставрация фарфоровой конфектуры I пол. XIX века в Русском музее

Реставратор Мария Бессмертная | Реставрация конфектуры в отделе реставрации керамики и стекла | Русский музей |

Заведующая Отделом реставрации художественных произведений из керамики и стекла, ведущий художник-реставратор Мария Бессмертная завершает монтаж элементов экспоната после реставрации. 2020

Музейный предмет «Конфектура» (ДФ-1416) от настольного украшения к «Банкетному сервизу», был создан на Императорском фарфоровом заводе в I половине XIX века. В 2019 году на одном из заседаний Реставрационной комиссии Русского музея было принято решение  передать его на полную реставрацию.

"Конфектура" представляет собой подставку с единой металлической осью и тремя фарфоровыми тарелками, нанизанными через фарфоровые золоченые балясины. Наверху - петля золоченой бронзы в виде стилизованных листьев.

Лучшие работы отдела реставрации художественных изделий из керамики и стекла:

 Реставрация фарфорового сливочника XVIII века...>

 Реставрация керамической скульптуры А.Л. Обера "Волк". 1902 г....>

 Реставрация фарфорового сосуда "Бутылочная передача", II-ая пол. XVIII в....>

 Реставрация керамического сосуда А.Я. Головина "Петух". 1890-1900 гг...>

 Реставрация фарфоровой вазы XIX в....>

 Реставрация фаянсового горельефа "Галя за пианино", 1945 г. скульптора М.П. Холодная...>

 Реставрация фарфоровой конфектуры I пол. XIX в...>

 О реставрации художественных изделий из стекла в Русском музее...>

 

 Краткие биографии всех реставраторов Русского музея...>

Реставратор Мария Бессмертная | Реставрация конфектуры в отделе реставрации керамики и стекла | Русский музей |

Общий вид до реставрации. 2019

Геридон, пладеменаж и конфектура — это три названия одного и того же предмета. Конфектурой (от слова конфекты — сладости) называется этажерка из трех ярусов, скрепленная посередине металлическим стержнем. На дворцовых застольях в XVIII-XIX веках каждый ярус конфектуры сервировался разными лакомствами: пирожными, цукатами, восточными сладостями. 

Основной состав "Банкетного сервиза" был изготовлен по случаю бракосочетания великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II, и принцессы Максимилианы Вильгельмины Августы Софии Марии Гессенской, будущей императрицы Марии Александровны.

Состояние сохранности экспоната при поступлении в реставрацию было неудовлетворительное. Предмет был сильно загрязнен, со следами старой реставрации. Две  тарелки из трех  были ранее склеены. Клей, который использовался для этого, пожелтел, деструктировался и частично рассохся.  Часть нижней тарелки хранилась в Отделе декоративно-прикладного искусства отдельно, в виде многочисленных фрагментов. Металлический каркас проржавел, золоченая бронза потемнела. На всей поверхности тарелок лежал толстый слой копоти и пыли. В нижней части конфектуры, на балясине, имелась утрата. По основанию - множественные мелкие сколы.

На заседании Реставрационной комиссии Русского музея, состоявшейся в начале 2019 года, было решено поручить эту работу руководителю мастерской реставрации художественных изделий из керамики и стекла, ведущему художнику-реставратору Марии Бессмертной.

После визуального и химико-биологического исследования экспоната была составлена подробная картограмма всех частей и фрагментов. После этого предмет был демонтирован.  Средняя тарелка постепенно была «расшита» на 11 фрагментов. Нижняя демонтирована, «расшита», и с учетом отдельно хранившихся осколков, предварительно собрана из 35 фрагментов.  Конфектура постепенно была очищена от стойких загрязнений и следов старого клея. С металлического каркаса удалены окислы и следы коррозии.

Определив последовательность склейки, фрагменты обеих тарелок были склеены. Для того чтобы восполнить утраты на тарелках и на нижней балясине «конфектуры», были сняты формы. Слепки делались с сохранившихся фрагментов «конфектуры». Для получения форм использовалась точная оттискная масса, позволяющая снимать тончайший рельеф фрагментов. Утраты и сколы были восполнены, швы склейки мастикованы. Затем поверхности доделок были обработаны и подготовлены к тонировкам.

На этапе тонировок, для голубого фона тарелок, был выбран метод лессировки. Тонкий золоченый орнамент восполнялся реставрационной пастой для золочения. Более значительные утраты золоченого борта тарелок и нижней балясины «конфектуры», были выполнены методом золочения сусальным золотом.

На завершающем этапе работы, реставратор выполнил монтаж всех деталей композиции в единое целое.

 

21 августа 2020 года

 

Дополнительно по теме:

 

 

Реставратор Мария Бессмертная | Реставрация конфектуры в отделе реставрации керамики и стекла | Русский музей |

Фрагмент No. 1 до реставрации. 2019

Реставратор Мария Бессмертная | Реставрация конфектуры в отделе реставрации керамики и стекла | Русский музей |

 Фрагмент No. 2 до реставрации. 2019

Реставратор Мария Бессмертная | Реставрация конфектуры в отделе реставрации керамики и стекла | Русский музей |

 В процессе демонтажа и  "расшивки" ранее склеенных фрагментов.  2019

Реставратор Мария Бессмертная | Реставрация конфектуры в отделе реставрации керамики и стекла | Русский музей |

 Фрагменты No.3 и No. 4 в процессе демонтажа и  "расшивки" ранее склеенных фрагментов.  2019

Реставратор Мария Бессмертная | Реставрация конфектуры в отделе реставрации керамики и стекла | Русский музей |

 Фрагмент No.3 в процессе "расшивки" ранее склеенных фрагментов.  2019

Реставратор Мария Бессмертная | Реставрация конфектуры в отделе реставрации керамики и стекла | Русский музей |

 Фрагмент No.3 в процессе переклейки фрагментов. Утраты и сколы восполнены. 2020

Реставратор Мария Бессмертная | Реставрация конфектуры в отделе реставрации керамики и стекла | Русский музей |

Фрагмент No.4 в процессе подготовки к восполнению центральной утраты. Фрагменты склеены между собой. Утраты и сколы восполнены. 2019

Реставратор Мария Бессмертная | Реставрация конфектуры в отделе реставрации керамики и стекла | Русский музей |

 Фрагмент No.4 в процессе тонирования утрат и сколов. 2020

Реставратор Мария Бессмертная | Реставрация конфектуры в отделе реставрации керамики и стекла | Русский музей |

 Фрагмент No.3 в процессе реставрации. 2019-2020

Реставратор Мария Бессмертная | Реставрация конфектуры в отделе реставрации керамики и стекла | Русский музей |

 Мария Бессмертная собирает фрагменты  после их "расшивки" и удаления стойких загрязнений. 2019

Что нового? | Реставрационные отделы I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История Службы | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта