Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Реставрация живописных панно Константина Коровина

Реставрация живописи смешанных техник в Русском музее

Ведущий реставратор Нина Русакова укрепляет красочный слой  на одном из живописных панно К. Коровина. 2010

Живописные панно Константина Алексеевича Коровина (1861-1939) за более чем 100-летнюю историю своего существования пережили многое. Они были созданы художником для отдела Окраин России на Всемирной выставке в Париже 1900 года. Тогда он был одним из немногих мастеров, кому удалось осуществить свои замыслы в монументальной живописи.

Лучшие работы отдела реставрации живописи смешанных техник:

 Браиловский Л.М. "В порту"...>

 Яковлев В.Н. "Натурщик"...>

 Шагал К.З. "Лавка в Витебске"...>

 Н.Х. XVIII в. "Архидиакон Стефан"...>

 Митурич П.В. "Портрет ребёнка"...>

 Коровин К.А. Серия живописных панно...>

 Судейкин С.Ю. "Мифологическая сцена"...>

 Плешанов П.Ф. "Убиение царевича Дмитрия"...>

  Реставрация фрагмента фрески XVII века "Адам и Ева в раю"...>

  Реставрация миниатюры "Поклонение волхвов" из Сийского Евангелия. 1340-е гг....>
 

 О реставрации произведений изобразительного искусства,
выполненных в смешанных техниках
...
>

В этом проекте мастер выступил и как архитектор (здание Кустарного отдела), и как автор экспозиции. Коровиным было написано 31 панно для украшения залов павильона, посвященного Крайнему Северу, Сибири, Средней Азии, видам Архангельска, Мурманска и Новой Земли, тундры, становищ, изображениям тайги у Байкала, лежбищ котиков, добычи золота и пушного зверя. Исполненные в стиле модерн, панно были высоко оценены европейской критикой и отмечены двумя золотыми медалями. После закрытия выставки они были переданы в Русский музей. В последний раз все они экспонировались только в 1901 году на выставке общества «Мир искусства» в Петербурге.

До своего поступления в Русский музей они неоднократно натягивались на подрамники, испытали на себе некачественную реставрацию, перевозились с места на место. Став часть коллекции Русского музея для безопасного хранения они были накатаны на специальные валы. Для того чтобы показать их публике потребовался год кропотливой работы четырех реставраторов мастерской реставрации живописи смешанных техник.

 

Евгения Юрьевна Щукина | Художник-реставратора Русского музея | Отдел реставрации Русского музея | Реставрация картин

Из интервью с Евгенией Щукиной,
заведующей Отделом реставрации
живописи смешанных техник
:

На персональной выставке Константина Коровина, которая прошла в августе-ноябре 2011 года в Русском музее были представлены  23 панно из трех десятков, хранящихся в собрании. Эти работы относятся к монументально-декоративному искусству, поэтому из-за своих значительных размеров последние сто лет хранились накатанными на валы, что не очень хорошо для живописи.

С чего же началась ваша работа?

В первую очередь нужно было определить сохранность произведений. Панно раскатали и обнаружили, что состояние живописи не катастрофично. Конечно, работы неоднократно натягивались и снимались с подрамников, и потому на них были повреждения: обветшали края, углы, были и многочисленные отверстия от гвоздей и скрепок. Первой и основной задачей стала консервация - приведение экспонатов в такой вид, в котором можно было бы представить их зрителю. Вся работа заняла около года.

Были ли какие-то особенности, связанные с реставрацией этих панно?
Реставрация живописи смешанных техник. Реставратор высшей категории Нина Русакова за реставрацией панно Константина Коровина. Реставрация живописи. Отдел реставрации музейных ценностей Русского музея.

Монтаж большемерных живописных панно Константина Коровина после реставрации. 2010

Панно выполнены одновременно темперой, масляно-клеевой темперой и маслом. В Русском музее с 1990 года существует специальное подразделение в рамках Отдела реставрации – «Реставрация живописи смешанных техник», где мы и работаем. Мы не претендуем на нечто специфическое или особенное в нашей деятельности, но, конечно, здесь есть свои нюансы. Так, в работах Коровина, которые были представлены на выставке, художником не был использован грунт, а это осложняло нашу задачу. Были повреждения красочного слоя и поверхностные загрязнения. Столетия - есть столетия! Для того чтобы точно определить красочный слой и корректно выбрать реставрационные методы мы сделали химико-биологические исследования. Еще одной сложностью было экспонирование на правильных и грамотно сделанных подрамниках. Казалось бы, это достаточно простой предмет – подрамник для картины. Но работы таких размеров (небольшие панно – 3-4 метра, самые большие – 11-12) – естественно, требуют большой технической поддержки. И вот даже расчет подрамника – непростая задача. Ведь подрамник позволяет выровнять картину, устранить напряжения. Кроме того, до поступления в музей холсты были кем-то довольно  непрофессионально реставрированы. Для предотвращения осыпания красочного слоя поставили профилактические заклейки из папиросной бумаги. Клей был выбран очень неудачно и со временем почернел. Снимать это с темперной живописи – очень сложно.

Говорят, когда работаешь над картиной, передается ее настроение. Как было с Коровиным?

По-разному. Пожалуй, у нас больше шло от самой работы. Если картина требовала монотонности, она нам не очень нравилась. А вот туркестанские панно, хоть и были в плохом состоянии, вызывали чувство радости. Потому что они и сами радостные.

Как же их теперь хранить будут?

Специального помещения для хранения панно в музее нет, поэтому придется их снова накатать на валы. Хотя и не все. Для работ до пяти метров длиной место найдется. Исключая 4 туркестанских панно, которые решено оставить на подрамниках. Они производят потрясающее впечатление и им на какое-то время найдено место. Вообще, это очень дорогостоящий проект – потребовалось много специфических реставрационных материалов. Все эти сложные болты, винты тоже стоили миллионы. Приходилось делать тонировки, потому что были многочисленные утраты красочного слоя. Мы очень рады, что справились с этой работой. Очень хорошая пресса, очень хорошее посещение. Приятно, что смогли всё показать зрителям...

Текст с официального сайта ВТБ
Фотоматериалы: Государственный Русский музей
17 ноября 2011 года

PS:

В 2011 году за проект «Реставрация большемерных живописных панно Константина Коровина» Государственного Русского музея художники-реставраторы И.С. Безсолицин, А.И. Богомолов, Н.И. Русакова и Е.Ю. Щукина были удостоены Комитетом по культуре Санкт-Петербурга и Межведомственным музейным советом Петербурга  Специального приза им. И.П. Саутова в номинации «За реставрацию» премии «Музейный Олимп».

Торжественная церемония подведения итогов престижного конкурса прошла в Тронном зале Екатерининского дворца музея-заповедника “Царское Село” 3 ноября 2011 года.

“Музейный Олимп” - первая в России ежегодная профессиональная музейная премия, учрежденная в 2009 году Комитетом по культуре и Межведомственным музейным советом Санкт-Петербурга. В состав жюри входят видные представители музейного сообщества, руководители крупнейших музеев города.

 

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта