Лого - Отдел реставрации Русского музея

Новости | Реставрация | Мастерские | Исследования | История | Контакты | Видео I

Реставрация живописных панно Константина Коровина

Лучшие реставрационные работы года:

2016...>
2015...>
2014...>
2013...>
2012...>
2011...>

Реставрация шедевров:

Картина "Последний день Помпеи" Карла Брюллова ...>

Серия картин "Смолянки" Дмитрия Левицкого...>

Икона XIV века "Борис и Глеб"...>

Реставрация тихвинских икон XVI века...>

Реставрация Амвона 1533 г. из Новгородского Софийского собора...>

Реставрация картины Г.И. Угрюмова "Архистратиг Михаил...>

Реставрация скульптуры Летнего сада...>

Реставрационные мастерские и сектора:

Масляной живописи...>

Древнерусской живописи...>

Живописи смешанных техник...>

Графики...>

Резных икон и деревянной скульптуры...>

Тканей...>

Керамики и стекла...>

Золоченой резьбы...>

Гипсовой и каменной скульптуры...>

Картинных рам...>

Фанерованной мебели...>

Художественных изделий из металла...>

Современных арт-объектов...>

Сектор химико-биологических исследований...>

Сектор координации реставрационной деятельности...>

Сектор теории и истории музейной реставрации...>

Что нового в отделе?...>

Выставка о реставрации экспонатов в Русском музее...>

Знаменитые живописные панно Константина Коровина (1861-1939) за более чем 100-летнюю историю своего существования пережили многое. До своего поступления в Русский музей они неоднократно натягивались на подрамники, испытали на себе некачественную реставрацию, перевозились с места на место. Став часть коллекции Русского музея для безопасного хранения они были накатаны на специальные валы. Для того чтобы показать их публике потребовался год кропотливой работы целой группы реставраторов.

Евгения Щукина - заведующая мастерской реставрации живописи смешанных техник Русского музея

Из интервью с Евгенией Щукиной,
заведующ
ей мастерской реставрации
живописи смешанных техник:

....Как известно, эти панно были написаны художником к Парижской выставке 1900 года и изображали Байкал, Север России и Туркестан. На персональной выставке Константина Коровина, которая прошла в августе-ноябре 2011 года в Русском музее были представлены  23 панно из трех десятков, хранящихся в собрании. Эти работы относятся к монументально-декоративному искусству, поэтому из-за своих значительных размеров последние сто лет хранились накатанными на валы, что не очень хорошо для живописи.

С чего же началась ваша работа?

В первую очередь нужно было определить сохранность произведений. Панно раскатали и обнаружили, что состояние живописи не катастрофично. Конечно, работы неоднократно натягивались и снимались с подрамников, и потому на них были повреждения: обветшали края, углы, были и многочисленные отверстия от гвоздей и скрепок. Первой и основной задачей стала консервация - приведение экспонатов в такой вид, в котором можно было бы представить их зрителю. Вся работа заняла около года.

Были ли какие-то особенности, связанные с реставрацией этих панно?

Панно выполнены одновременно темперой, масляно-клеевой темперой и маслом. В Русском музее с 1990 года существует специальное подразделение в рамках Отдела реставрации – «Реставрация живописи смешанных техник», где мы и работаем. Мы не претендуем на нечто специфическое или особенное в нашей деятельности, но, конечно, здесь есть свои нюансы. Так, в работах Коровина, которые были представлены на выставке, художником не был использован грунт, а это осложняло нашу задачу. Были повреждения красочного слоя и поверхностные загрязнения. Столетия - есть столетия! Для того чтобы

Ведущий реставратор Н.И. Русакова укрепляет красочный слой  на одном из живописных панно К. Коровина. 2010 г.

точно определить красочный слой и корректно выбрать реставрационные методы мы сделали химико-биологические исследования. Еще одной сложностью было экспонирование на правильных и грамотно сделанных подрамниках. Казалось бы, это достаточно простой предмет – подрамник для картины. Но работы таких размеров (небольшие панно – 3-4 метра, самые большие – 11-12) – естественно, требуют большой технической поддержки. И вот даже расчет подрамника – непростая задача. Ведь подрамник позволяет выровнять картину, устранить напряжения. Кроме того, до поступления в музей холсты были кем-то довольно  непрофессионально реставрированы. Для предотвращения осыпания красочного слоя поставили профилактические заклейки из папиросной бумаги. Клей был выбран очень неудачно и со временем почернел. Снимать это с темперной живописи – очень сложно.

Говорят, когда работаешь над картиной, передается ее настроение. Как было с Коровиным?

По-разному. Пожалуй, у нас больше шло от самой работы. Если картина требовала монотонности, она нам не очень нравилась. А вот туркестанские панно, хоть и были в плохом состоянии, вызывали чувство радости. Потому что они и сами радостные.

Как же их теперь хранить будут?

Специального помещения для хранения панно в музее нет, поэтому придется их снова накатать на валы. Хотя и не все. Для работ до пяти метров длиной место найдется. Исключая 4 туркестанских панно, которые решено оставить на подрамниках. Они производят потрясающее впечатление и им на какое-то время найдено место. Вообще, это очень дорогостоящий проект – потребовалось много специфических реставрационных материалов. Все эти сложные болты, винты тоже стоили миллионы. Приходилось делать тонировки, потому что были многочисленные утраты красочного слоя. Мы очень рады, что справились с этой работой. Очень хорошая пресса, очень хорошее посещение. Приятно, что смогли всё показать зрителям...

Текст с официального сайта ВТБ
Фотоматериалы: Государственный Русский музей
17 ноября 2011 года

PS:

За реставрацию серии живописных панно Константина Коровина реставраторам Русского музея И.С. Безсолицину, А.И. Богомолову, Н.И. Русаковой и Е.Ю. Щукиной был вручен Специальный приз конкурса "Музейный Олимп" .

Торжественная церемония подведения итогов престижного конкурса прошла в Тронном зале Екатерининского дворца музея-заповедника “Царское Село” 3 ноября 2011 года.

“Музейный Олимп” - первая в России ежегодная профессиональная музейная премия, учрежденная в 2009 году Комитетом по культуре и Межведомственным музейным советом Санкт-Петербурга. В состав жюри входят видные представители музейного сообщества, руководители крупнейших музеев города.

 

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта