Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Завершена реставрация мемориального кресла XVIII века из Домика Петра I

Реставрация креста Петра I из "Домика Петра I" в Отделе реставрации фанерованной мебели | Русский музей | Реставратор Белла Топоркова

Художник-реставратор Отдела фанерованной мебели Русского музея Максим Кошкарев  укрепляет трещины кожаной поверхности мемориального Кресла Петра I (ЛД-374) из Кабинета Домика Петра I. 2019

Кресло на четырех точеных ножках с мягким набивным фигурным сидением и кожаным обивочным материалом было изготовлено по типу английских библиотечных кресел XVIII столетия, предназначенных для чтения (Reading Chair).

Реставрационные отделы:

 Масляная живопись...>

 Древнерусская живопись...>

 Живопись смешанных техник...>

 Графика...>

 Резные иконы и деревянная скульптура...>

 Ткани...>

 Керамика и стекло...>

 Золоченая резьба...>

 Каменная и гипсовая скульптура...>

 Картинные рамы...>

 Фанерованная мебель...>

 Художественные изделия из металла...>

 Современные арт-объекты...>

 Отдел химико-биологических исследований...>

  Отдел координации реставрационной деятельности...>

 

Реставрация креста Петра I из "Домика Петра I" в Отделе реставрации фанерованной мебели | Русский музей | Реставратор Белла Топоркова

Реставраторы Русского музея знакомят членов расширенной Реставрационной Комиссии с результатами исследований. 2019

Их отличительной чертой являлось то, что сидящий располагался в нём задом наперёд, оказываясь лицом к спинке. С обратной стороны спинки устанавливался откидной пюпитр для книг. Спинка кресла Петра I имеет с внешней стороны прорезные пазы для предполагаемого пюпитра, который, к сожалению, был утрачен еще в начале XX века.

В составленном в 1844 году смотрителем Домика Петра I труде «Историческое описание дворца императора Петра Великого на Петербургской стороне и его достопримечательностей» сообщается, что кресло «собственной работы императора Петра Великого доставлено в домик камерцалмейстерской должности Зимнего дворца 16 ноября 1838 года». В путеводителе по Домику, изданном в 1891 году, указано, что «кресло из березового дерева с кожаной подушкой, набитой волосом, собственной работы Петра, сохраняется в Домике как достопамятная редкость». Также известно, что в 1954 году была произведена реставрация предмета - "переклеены все сопряжения, доделаны утраченные детали, сиденье перетянуто".

В середине марта 2019 года состоялось расширенное заседание Реставрационной Комиссии Русского музея. На нём присутствовали ведущие мастера-реставраторы из Государственного Этнографического музея и Государственного Эрмитажа. В результате обсуждения была принята программа реставрации.  Эту сложную работу было поручено провести художнику-реставратору Максиму Кошкареву.

Работа началась с тщательного визуального изучения предмета. Затем были проведены химико-биологические исследования древесины. Было установлено, что все детали кресла, кроме задней правой реставрационной ножки, выточенной из березы и затонированной под орех, изготовлены из массива ореха. Изготовление массивных ореховых элементов может указывать на принадлежность изделия к ранней неотработанной технологии серийного производства мебели в петровское время.

При изучении состояния сохранности кресла был выявлен ряд проблем. Прежде всего, конструкция кресла имела основной дефект, обусловленный особенностью его проектирования. Эта особенность заключается в том, что массивные длинные подлокотники, закрепленные к верхней части спинки, значительно выступают вперед, при этом не имеют дополнительной опоры. Таким образом, вся нагрузка приходится на небольшое по площади основание с единственным шиповым соединением спинки кресла с задней царгой. Слабое шиповое соединение привело в процессе эксплуатации предмета к расшатыванию и сколам конструктивных узлов. Именно это и стало причиной установки реставрационных металлических крепежных накладных Y-образных элементов, дополнительно фиксирующих спинку к задней царге. Однако это полностью не решило конструктивную проблему: со временем соединение спинки с царгой стало подвижно, и спинка значительно наклонилась вперед, а подлокотники провисли относительно горизонтальной плоскости. Также образовалось сквозное расхождение клеевого шва между правой и центральной досками пропильного орнамента спинки.

В местах крепления задних ножек образовался люфт сопряжений. Реставрационная ножка была вклеена на эластичный синтетический клей, имела зазоры и непрочное крепление. В соединениях задней и двух боковых царг позднее для дополнительной фиксации были вбиты не предусмотренные конструкцией металлические гвозди разного диаметра. Это привело к растрескиванию древесины и сколам.

Поверхностное покрытие деревянных элементов кресла имело многочисленные потертости, потемнения, царапины и разложения защитного покрытия в виде светлых пятен. В местах крепления узлов и соединений наблюдались затеки клея: темно-коричневого столярного и светло-прозрачного мягкого по плотности реставрационного.

На обивочном покрытии сидения кресла, выполненного из кожаного материала темно-коричневого цвета, возникли многочисленные отслоения верхнего слоя кожи от среднего в виде приподнятых чешуек, также образовались прорывы и фрагментарные утраты кожи по кромке, обрывки которых были прибиты многочисленными гвоздями текс. В месте крепления сидения со спинкой на обивочном материале имелись поздние частично отклеенные реставрационные вставки с затеками синтетического клея.

Для консультации по реставрации кожаной обивки кресла были дополнительно приглашены специалисты из Государственного Эрмитажа и Российского этнографического музея. Так как кресло имеет большое мемориальное значение, было решено придерживаться консервативных методов реставрации.

Для придания прежней жесткости конструкции кресла Петра I было необходимо произвести демонтаж конструктивных узлов спинка - царга и две задних ножки - царга с последующей переклейкой и укреплением проблемных узловых соединений кресла.

Все выкрученные при демонтаже винты и отверстия в крепеже пронумеровывались для их последующей установки в свое посадочное отверстие. Коррозированные стальные винты и гайки были очищены от коррозии и покрыты спиртовым лаком для стабилизации и предотвращения последующих окислов. Затем проводилось устранение дефектов на демонтированных деталях: остатки реставрационного клея удалялись при помощи водно-спиртовых компрессов.

На соединении задних ножек и царг имелись растрескивания, трещины и утраты. Для предотвращения дальнейшего их расшатывания и образования риска сколов устанавливались дополнительные деревянные элементы, фиксирующие задние ножки, заднюю и две боковые царги. Накладные деревянные элементы из ореха вклеивались на столярный клей ниже высоты царг, фигурно повторяя изгибы авторских. После их установки стало возможным вклеить ножки с должной жесткостью конструкции.

Склейка расхождения клеевого шва на спинке проводилась на осетровый клей, так как он дает минимальный клеевой шов и качественную склейку деревянных поверхностей.

Накладная планка, к которой фиксируется спинка кресла шиповым соединением и накладными Y-образными элементами, имела реставрационные вставки в посадочных местах для шипов спинки. Вставки при предыдущих реставрациях были приклеены на эластичный синтетический клей, поэтому не имели должной жесткости и требовали переклейки на осетровый клей высокой процентной концентрации, гарантирующий надежное обратимое клеевое соединение.

Для придания подлокотникам горизонтального положения между задней царгой и накладной планкой был установлен клиновидный вкладыш с максимальной высотой 1 см у правого края царги и сужающийся на нет.

Для выявления характера и свойств авторского защитного покрытия и наличия поздних реставрационных покрытий на деревянных элементах был проведен ряд химико-биологических исследований, которые показали наличие разновременных защитных покрытий: воск с примесью стеарина, стеарин и отбеленный шеллак.

При изучении поверхности в UV-лучах видимой люминисценции наблюдалось оранжевое свечение, характерное для отражения смолы шеллака. На не лицевых участках было проведено исследование поверхности нанесением этилового спирта, а затем уайт-спирита. После нанесения этилового спирта исследуемый участок терял оранжевое свечение в UV лучах, становилось заметным желто-белое свечение, характерное для восковых композиций. После нанесения на этот же участок уайт-спирита свечение полностью пропадало. Данные пробные работы выявляли следующее: авторское покрытие имело традиционный для петровского времени восковой состав, а шеллак предположительно использовался позднее. Так как подробных сведений о реставрации предмета не обнаружено, имело смысл сохранить все компоненты покрытий и произвести консервативные работы без удаления реставрационных слоев защитных пленок.

Опираясь на результаты исследования, выявившее наличие воска и стеарина, регенерация покрытия проводилась методом локальной термообработки помутневших участков, которые проглаживались электрическим утюжком с тонкой и узкой нагревательной платформой через фторопластовую пленку. В результате поверхность стала равномерно прозрачной с глянцевым отливом и без видимых разложений.

Реставрация обивочного материала началась с обеспыливания поверхности кожи и удаления загрязнений с минимальным увлажнением. В результате лабораторных исследований защитного покрытия обивочного материала было выявлено наличие отбеленного воска, излишки которого удалялись с поверхности смоченным в Shellsol T и туго отжатым ватным тампоном.

После этого была проведена стабилизация деструктированных участков кожи. Укрепление приподнятых отстающих чешуек кожи и прорывов верхнего слоя кожи эпидермиса производилось при помощи специального клеевого раствора. Сильно приподнятые чешуйки кожи, которые не укладывались шпателем, поджимались мешочками с песком через фторопластовую пленку.

В местах сквозных утрат и прорывов обивочного материала использовались реставрационные вставки из кожи, схожей по цвету и фактуре с авторской.  На кромках обивочного материла, которые имели недостаточную длину для фиксации, ветхое состояние и прорывы, также подводился дублировочный материал. Та часть реставрационной вставки, которая подкладывалась под авторский материал, максимально утоньшалась с помощью остро заточенного медицинского инструмента с целью минимального перепада толщины двух склеиваемых поверхностей и подклеивалась специальным раствором. Фрагменты обивочного материала, отстающие от основы и сдублированные на новый реставрационный материал, фиксировались сохранившимися гвоздями, а в местах их отсутствия устанавливались реставрационные декоративные гвозди, схожие с авторскими.

В результате проведенных мероприятий были решены все поставленные перед реставратором задачи. Креслу возвращена конструктивная прочность, достаточная для музейного экспонирования. В обивочном материале восполнены все прорывы и утраты, поверхностное покрытие регенирировано, предмет приобрел экспозиционный вид. Реставрационная комиссия Русского музея высоко оценила качество выполненной работы.

 

20 сентября 2019

 

Реставрация креста Петра I из "Домика Петра I" в Отделе реставрации фанерованной мебели | Русский музей | Реставратор Белла Топоркова

В процессе разборки металлических фрагментов. 2019

Реставрация креста Петра I из "Домика Петра I" в Отделе реставрации фанерованной мебели | Русский музей | Реставратор Белла Топоркова

 В процессе разборки по фрагментам. 2019

Реставрация креста Петра I из "Домика Петра I" в Отделе реставрации фанерованной мебели | Русский музей | Реставратор Белла Топоркова

 Фрагмент до реставрации. 2019

Реставрация креста Петра I из "Домика Петра I" в Отделе реставрации фанерованной мебели | Русский музей | Реставратор Белла Топоркова

 Фрагмент после реставрации. 2019

Реставрация креста Петра I из "Домика Петра I" в Отделе реставрации фанерованной мебели | Русский музей | Реставратор Белла Топоркова

 Фрагмент до реставрации. 2019

Реставрация креста Петра I из "Домика Петра I" в Отделе реставрации фанерованной мебели | Русский музей | Реставратор Белла Топоркова

 Фрагмент после реставрации. 2019

Реставрация креста Петра I из "Домика Петра I" в Отделе реставрации фанерованной мебели | Русский музей | Реставратор Белла Топоркова

 Склейка фрагментов основания в процессе реставрации. 2019

Реставрация креста Петра I из "Домика Петра I" в Отделе реставрации фанерованной мебели | Русский музей | Реставратор Белла Топоркова

 Общий вид с тыльной стороны после реставрации. 2019

Реставрация креста Петра I из "Домика Петра I" в Отделе реставрации фанерованной мебели | Русский музей | Реставратор Белла Топоркова

 Общий вид с лицевой тыльной стороны после реставрации. 2019

Copyright © 1997-2019 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта