Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Реставрация картины "Ай-Петри. Крым" художника Архипа Куинджи в Русском музее

Ведущий художник-реставратор Ольга Клёнова за работой над картиной Архипа Куинджи "Ай-Петри. Крым". 2022

Вы, конечно, помните каким своеобразным «подарком» ко дню рождения художника Архипа Куинджи стала дерзкая кража 27 января 2019 года его этюда «Ай-Петри. Крым». Среди бела дня, прямо на глазах у посетителей выставки в Третьяковской галерее. Выследить преступника помогли камеры видеонаблюдения. А также то, что на раме, которую он бросил в зале были обнаружены его отпечатки пальцев. Уже на следующее утро 32-летний горе-похититель был задержан. Картина после проведения следственных действий вернулась в Русский музей.

Нам повезло, что преступник не спрятал её….в снегу (!), о чём он твердил в первые минуты после задержания. После тщательного осмотра картины после возвращения были обнаружены лишь три небольшие царапины по красочному слою.

 

 

Лучшие работы Отдела реставрации масляной живописи:

 К.П. Брюллов "Последний день Помпеи"...>

 И. Лампи Старший "Портрет императрицы Екатерины II"...>

 Д. Доу "Портрет великого князя Михаила Павловича"...>

 В.А. Котарбинский "Оргия"...>

 М.В. Нестеров "Святая Русь...>

 Живописные плафоны и медальоны из Летнего дворца Петра I...>

 Г.К. Гроот "Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны"...>

  Д.Г. Левицкий Серия картин "Смолянки"...>

 Г.И. Угрюмов "Архистратиг Михаил"...>

 Г.К. Гроот "Портрет великого князя Петра Федоровича...>

 В.А. Голике "Портрет императора Николая I"...>

 И.И. Бельский "Взятие Богоматери на небо...>
 

Общий вид до реставрации. 2022 

Картина была передана в реставрационную мастерскую живописи Русского музея. В течение 4 месяцев один из ведущих художников-реставраторов Ольга Клёнова  занималась этой работой.

В плане состояния сохранности у этюда существовали три проблемы. Основная – повсеместное отставание бумажного листа, на котором написан этюд, от холста, подклеенного к нему для прочности с тыльной стороны. Это произошло из-за того, что клей со временем пересох и деструктировался. Ещё, в процессе бытования холст постоянно подтягивался расклиниванием подрамника. Это привело к тому, что на лицевую сторону значительно "вышли" поля холста. Ну и, конечно же, надо было удалить старые тонировки, сделанные на местах утрат красочного слоя. Со временем они стали заметны.

После проведения лабораторных исследований выяснилось, что этюд написан масляными красками на плотной тряпичной бумаге, которую дублировали с помощью мездрового клея на льняной холст. Вероятно, это было сделано в то время, когда картина принадлежала Обществу художников им. А.И. Куинджи (этюд поступил в Русский музей в 1930 году). Была определена палитра художника. Это - всего 5 красок. И среди них - редчайшая зеленая краска, почти исчезнувшая в XX веке из-за своей токсичности – зеленый арсенат меди. Этот пигмент был наиболее любимым у мастера. Являлся основным в палитре. Также автор использовал кость жженую, свинцово-цинковые белила, ультрамарин синий и киноварь красную. С помощью последних двух пигментов Куинджи получал цветовые растяжки от нежно-розового до глубокого фиолетового.

На Реставрационном совете была утверждена программа реставрации. В настоящее время работа подходит к концу.

 

 

Бумажная наклейка, обнаруженная на тыльной стороне. 2022 

Ведущий художник-реставратор Ольга Клёнова за работой над картиной Архипа Куинджи "Ай-Петри. Крым". 2022

 
 
 
 
 
 

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта