Картина была
передана в реставрационную мастерскую живописи Русского музея. В течение
4 месяцев один из ведущих художников-реставраторов
Ольга
Клёнова занималась этой
работой.
В плане состояния
сохранности у этюда существовали три проблемы.
Основная – повсеместное отставание бумажного листа, на котором написан
этюд, от холста, подклеенного к нему для прочности с тыльной стороны.
Это произошло из-за того, что клей со временем пересох и
деструктировался. Ещё, в процессе бытования холст постоянно подтягивался
расклиниванием подрамника. Это привело к тому, что на лицевую сторону
значительно "вышли" поля холста. Ну и, конечно же, надо было
удалить старые тонировки, сделанные на местах утрат красочного слоя.
Со временем они стали заметны.
После проведения
лабораторных исследований
выяснилось, что этюд написан масляными красками на плотной тряпичной
бумаге, которую дублировали с помощью мездрового клея на льняной холст.
Вероятно, это было сделано в то время, когда картина принадлежала
Обществу художников им. А.И. Куинджи (этюд поступил в Русский музей в
1930 году). Была определена палитра художника.
Это - всего 5 красок. И среди них - редчайшая зеленая краска, почти
исчезнувшая в XX веке из-за своей токсичности – зеленый арсенат меди.
Этот пигмент был наиболее любимым у мастера. Являлся основным в палитре.
Также автор использовал кость жженую, свинцово-цинковые белила,
ультрамарин синий и киноварь красную. С помощью последних двух пигментов
Куинджи получал цветовые растяжки от нежно-розового до глубокого
фиолетового.
На Реставрационном совете была утверждена
программа реставрации. В настоящее время работа
подходит к концу.