Портретный жанр во второй половине XVIII столетия был самым
востребованным в российском обществе, особенно в его
придворных кругах. Поэтому, многие
европейские художники стремились
попасть в Петербург. Пожалуй, самой заметной фигурой среди
них был австрийский художник И.Б.Лампи
Старший.
Иоганн Баптист Лампи Старший
(1751-1830) родился в Тироле, учился в Зальцбурге, много
путешествовал, побывал в Вероне и Вене.
Работал при разных императорских дворах
Европы. Семь лет с неизменным успехом работал в
Петербурге, создав большое количество портретов, среди которых
- изображения императрицы
Екатерины II.
В
Государственном Эрмитаже находится
знаменитый большой парадный портрет императрицы Екатерины II с
аллегорическими фигурами Крепости и Истины, созданный
художником в 1793 году (290
х 208 см, ГЭ-2755). В
Русском музее хранится фрагментарный вариант этой работы.
Это - небольшой погрудный портрет Екатерины
II (68,5х 54,5
см, Ж-4564), который поступил в Русский музей
из Военно-морского музея Ленинграда в 1932 году.
Изображение в точности повторяет изображение императрицы с
эрмитажного полотна. Совпадает расположение и
разворот фигуры модели, а также костюм и аксессуары. И.
Лампи изобразил царицу в золотой горностаевой мантии, скрепленной
алмазным орграфом, в светлом шелковом платье, вышитым васильками и
отделанным кружевным воротником, прическу монархини украшают малая корона и
диадема, костюм украшен тремя орденскими лентами - голубой андреевской,
черно-оранжевой георгиевской и красно-черной владимирской. Известно
несколько подобных портретов, выполненных И.Б.Лампи для государственных
учреждений.
В 2013 году портрет поступил
в мастерскую реставрации станковой масляной живописи
Русского музея из фонда живописи
XVIII—первой половины XIX вв. Прежде всего,
обращал на себя внимание необычайно толстый желто-оранжевый слой лака и
большая грубая запись во всё изображение лба, заходящая на авторскую живопись.
Холст был сильно деформирован. По всей поверхности имелся кракелюр
красочного слоя и грунта с приподнятыми краями, местами грозящий осыпанием и
участки "масляных" разрывов. По периметру - отпечатались рейки подрамника.
Работа имела стойкие поверхностные загрязнения. Вдоль краев - участки утрат
красочного слоя и грунта до холста.
Прежде всего было проведено всестороннее изучение произведения в отделе технологических исследований и в
лаборатории химико-биологических исследований Русского музея. Были проведены
исследования в инфракрасной
и в ультрафиолетовой областях излучения. Сделано рентгенографирование
поверхности и химический анализ проб лакового
слоя.
Химический анализ лака показал, что картина в процессе бытования покрывалась
лаками разного состава. Верхние (поздние) слои: это даммарный
реставрационный лак и очень толстый слой на основе смолы мастикс, который
имеет тенденцию со временем быстро интенсивно темнеть, приобретая густой
йодистый оттенок. Это хорошо видно на фотографии в процессе расчистки. Так
же присутствует слой лака – шеллак, не растительного, а животного
происхождения. В нижних слоях – мастичный лак с примесью канифоли. На снимке
в свете УФ-излучения хорошо видна разница в цветовом оттенке свечения
разных слоёв лака: верхний – холодный молочно-голубоватый, нижний – теплый,
желтоватый.
Как показала рентгенограмма и пробное раскрытие небольшого участка авторской
живописи, по всему изображению лба под верхним слоем лака лежала обширная
многослойная запись, под которой скрывалась утрата красочного слоя и грунта
до холста. Размеры утраты были значительно меньше перекрывающей ее записи.
Запись - очень старая, была выполнена с использованием свинцовых белил
и неоднократно подновлялась, судя по количеству толстых лаковых прослоек в
её структуре.
На реставрационном совете было принято
решение о полном раскрытии авторской живописи от поздних наслоений.
Эта работа была поручена художнику-реставратору мастерской реставрации
масляной живописи Русского музея
Веронике
Савенок.
В связи с тем, что картина была покрыта очень толстым слоем поздних
наслоений, решено было изменить традиционную последовательность хода
реставрационных работ:
Сначала был укреплен красочный слой, картина растянута на рабочем подрамнике
при помощи полей бумаги «крафт». В результате была устранена деформация
холста.
Проведено удаление поверхностных загрязнений, прозрачность лаковой
поверхности была восстановлена методом регенерации.
Затем на пробном участке отработана методика послойного удаления поздних
лаковых слоев и утоньшения/выравнивания авторского лака. Для этого
использовались различные комбинации растворителей на основе спирта и пинена.
Таким способом работа с лаком велась слева направо по всей поверхности
изображения фона и одежды до контура изображения головы. После этого, на
изображении лба, где находилась запись, был сделан горизонтальный
контрольный участок раскрытия авторской живописи размером 2 х 10 см с
подробной раскладкой всех слоев для изучения структуры записи. Было
обнаружено 6 слоев. Изучение дополнялось визуальным исследованием при помощи
стереомикроскопа. Проводилась подробная фотосъемка в обычном освещении и в
свете ультрафиолетового излучения, в которых была хорошо видна разница в
свечении разновременных лаковых и красочных слоев.
В процессе работы становилось все более очевидно, что под обширной записью
скрывается совсем небольшая утрата авторского красочного слоя.
После полного раскрытия живописи красочный слой был еще раз укреплен не
только с лицевой, но и с тыльной стороны картины для окончательного
укладывания изломов жесткого грунтового кракелюра.
На следующем этапе картина была сдублирована на новый холст и натянута на
новый подрамник. В места утрат красочного слоя подведен реставрационный
грунт. Строго в пределах утрат, в соответствии с авторской манерой,
масляными красками выполнены тонировки. Картина покрыта защитным слоем
даммарного лака.
Такая последовательность хода работ дала прекрасный результат: полностью
уложен устойчивый жесткий кракелюр, авторская живопись вернулась к своему
прежнему, задуманному виртуозным портретистом, тонкому изысканному колориту.