Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео

Реставрация картины Иоганна Лампи Старшего "Портрет императрицы Екатерины II"

Реставрация картины Лампи "Портрет Екатерины Великой" в Русском музее---Реставратор Савенок Вероника

Реставратор Вероника Савенок за работой над портретом Екатерины II художника И. Лампи.

Лучшие работы отдела реставрации масляной живописи:

 К.П. Брюллов "Последний день Помпеи"...>

 Д. Доу "Портрет великого князя Михаила Павловича"...>

 В.А. Котарбинский "Оргия"...>

  Д.Г. Левицкий Серия картин "Смолянки"...>

 Г.И. Угрюмов "Архистратиг Михаил"...>

 Живописные плафоны и медальоны из Летнего дворца Петра I...>

 Г.К. Гроот "Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны"...>

 Г.К. Гроот "Портрет великого князя Петра Федоровича...>

 И.Лампи Старший "Портрет императрицы Екатерины II"...>

 В.А. Голике "Портрет императора Николая I"...>
 

Художник-реставратор Вероника Савенок в процессе реставрации картины И. Лампи "Портрет императрицы Екатерины II"

Общий вид лицевой поверхности до начала реставрационных работ. 2013

Портретный жанр во второй половине XVIII  столетия был самым востребованным в российском обществе, особенно в его придворных кругах. Поэтому, многие европейские художники стремились попасть в Петербург. Пожалуй, самой заметной фигурой среди них был австрийский художник И.Б.Лампи Старший.

Иоганн Баптист Лампи Старший (1751-1830) родился в Тироле, учился в Зальцбурге, много путешествовал, побывал в Вероне и Вене. Работал при разных императорских дворах Европы. Семь лет с неизменным успехом работал в Петербурге, создав большое количество портретов, среди которых - изображения императрицы Екатерины II.

В Государственном Эрмитаже находится знаменитый большой парадный портрет императрицы Екатерины II с аллегорическими фигурами Крепости и Истины, созданный художником в 1793 году (290 х 208 см, ГЭ-2755). В Русском музее хранится фрагментарный вариант этой работы. Это - небольшой погрудный портрет Екатерины II (68,5х 54,5 см, Ж-4564), который поступил в Русский музей из Военно-морского музея Ленинграда в 1932 году. Изображение в точности повторяет изображение императрицы с эрмитажного полотна. Совпадает расположение и разворот фигуры модели, а также костюм и аксессуары. И. Лампи изобразил царицу в золотой горностаевой мантии, скрепленной алмазным орграфом, в светлом шелковом платье, вышитым васильками и отделанным кружевным воротником, прическу монархини украшают малая корона и диадема, костюм украшен тремя орденскими лентами - голубой андреевской, черно-оранжевой георгиевской и красно-черной владимирской. Известно несколько подобных портретов, выполненных  И.Б.Лампи для государственных учреждений. 

В 2013 году портрет поступил в мастерскую реставрации станковой масляной живописи Русского музея из фонда живописи XVIII—первой половины XIX вв. Прежде всего, обращал на себя внимание необычайно толстый  желто-оранжевый слой лака и большая  грубая запись во всё изображение лба, заходящая на авторскую живопись. Холст был сильно деформирован. По всей поверхности имелся кракелюр красочного слоя и грунта с приподнятыми краями, местами грозящий осыпанием и участки "масляных" разрывов. По периметру - отпечатались рейки подрамника. Работа имела стойкие поверхностные загрязнения. Вдоль краев - участки утрат красочного слоя и грунта до холста.

Прежде всего было проведено всестороннее  изучение произведения в отделе технологических исследований и в лаборатории химико-биологических исследований Русского музея. Были проведены исследования в инфракрасной и в ультрафиолетовой областях излучения. Сделано  рентгенографирование поверхности и химический анализ проб лакового слоя.

Химический анализ лака показал, что картина в процессе бытования покрывалась лаками разного состава. Верхние (поздние) слои: это даммарный реставрационный лак и очень толстый слой на основе смолы мастикс, который имеет тенденцию со временем  быстро интенсивно темнеть, приобретая густой йодистый оттенок. Это хорошо видно на фотографии в процессе расчистки. Так же присутствует слой лака – шеллак, не растительного, а животного происхождения. В нижних слоях – мастичный лак с примесью канифоли. На снимке в свете УФ-излучения хорошо видна разница в цветовом оттенке свечения  разных слоёв лака: верхний – холодный молочно-голубоватый, нижний – теплый, желтоватый.

Как показала рентгенограмма и пробное раскрытие небольшого участка авторской живописи, по всему изображению лба под верхним слоем лака лежала обширная многослойная запись, под которой скрывалась утрата красочного слоя и грунта до холста. Размеры утраты были значительно меньше перекрывающей ее записи. Запись - очень старая, была выполнена с использованием  свинцовых белил и неоднократно подновлялась, судя по количеству толстых лаковых прослоек в её структуре.

На реставрационном совете было принято решение о полном раскрытии авторской живописи от поздних наслоений.

Эта работа была поручена художнику-реставратору мастерской реставрации масляной живописи Русского музея Веронике Вячеславовне Савенок.

В связи с тем, что картина была покрыта очень толстым слоем поздних наслоений, решено было изменить традиционную последовательность хода реставрационных работ: 

Сначала был укреплен красочный слой, картина растянута на рабочем подрамнике при помощи полей бумаги «крафт».  В результате была устранена деформация холста.

Проведено удаление поверхностных загрязнений, прозрачность лаковой поверхности была восстановлена методом регенерации.

Затем на пробном участке отработана методика послойного удаления поздних лаковых слоев и утоньшения/выравнивания авторского лака. Для этого использовались различные комбинации растворителей на основе спирта и пинена. Таким способом работа с лаком велась слева направо по всей поверхности изображения фона и одежды до контура изображения головы. После этого, на изображении лба, где находилась запись, был сделан горизонтальный контрольный участок раскрытия авторской живописи размером 2 х 10 см с подробной раскладкой всех слоев для изучения структуры записи. Было обнаружено 6 слоев. Изучение дополнялось визуальным исследованием при помощи стереомикроскопа. Проводилась подробная фотосъемка в обычном освещении и в свете ультрафиолетового излучения, в  которых была хорошо видна разница в свечении разновременных лаковых и красочных слоев.

В процессе работы становилось все более очевидно, что под обширной записью скрывается совсем небольшая утрата авторского красочного слоя.

После полного раскрытия живописи красочный слой был еще раз укреплен не только с лицевой, но и с тыльной стороны картины для окончательного укладывания изломов жесткого грунтового кракелюра.

 На следующем этапе картина была сдублирована на новый холст и натянута на новый  подрамник. В места утрат красочного слоя подведен реставрационный грунт. Строго в пределах утрат, в соответствии с авторской манерой, масляными красками выполнены тонировки. Картина покрыта защитным слоем даммарного лака.

 Такая последовательность хода работ дала прекрасный результат: полностью уложен устойчивый жесткий кракелюр, авторская живопись вернулась к своему прежнему, задуманному виртуозным портретистом, тонкому изысканному колориту.

 

Художник-реставратор Вероника Савенок в процессе реставрации картины И. Лампи "Портрет императрицы Екатерины II"

Фрагмент до начала реставрационных работ. 2013

Художник-реставратор Вероника Савенок в процессе реставрации картины И. Лампи "Портрет императрицы Екатерины II"

 Контрольный участок утоньшения лака. (Фрагмент)

Художник-реставратор Вероника Савенок в процессе реставрации картины И. Лампи "Портрет императрицы Екатерины II"

 Фрагмент до начала реставрационных работ. 2013

Художник-реставратор Вероника Савенок в процессе реставрации картины И. Лампи "Портрет императрицы Екатерины II"

Фрагмент в процессе реставрации. Послойное утоньшение старого желтого лака.

Художник-реставратор Вероника Савенок в процессе реставрации картины И. Лампи "Портрет императрицы Екатерины II"

Снимок люминесценции в свете УФ-излучения, показывающий толщину лаковой пленки в процессе ее послойного утоньшения.

Художник-реставратор Вероника Савенок в процессе реставрации картины И. Лампи "Портрет императрицы Екатерины II"

Фрагмент в процессе реставрации. Послойное утоньшение старого желтого лака и удаление поздних записей. 2016

Художник-реставратор Вероника Савенок в процессе реставрации картины И. Лампи "Портрет императрицы Екатерины II"

Общий вид после реставрации. Авторская живопись полность раскрыта от слоев желтого лака и записей. 2016

Художник-реставратор Вероника Савенок в процессе реставрации картины И. Лампи "Портрет императрицы Екатерины II"

Для сравнения - общий вид до и после реставрации. 2016

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта