Лого - Отдел реставрации Русского музея

Новости | Реставрация | Мастерские | Исследования | История | Контакты | Видео

Реставрация картины Иоганна Лампи Старшего "Портрет императрицы Екатерины II"

Реставрация картины Лампи "Портрет Екатерины Великой" в Русском музее---Реставратор Савенок Вероника

Реставратор Вероника Савенок
за работой над портретом И Лампи.

Портретный жанр во второй половине XVIII  столетия был самым востребованным в российском обществе, особенно в его придворных кругах. Поэтому, многие европейские художники стремились попасть в Петербург. Пожалуй, самой заметной фигурой среди них был австрийский художник И.Б.Лампи Старший.

Лучшие реставрационные работы года:

2016...>
2015...>
2014...>
2013...>
2012...>

Реставрация шедевров:

Картина "Последний день Помпеи" Карла Брюллова ...>

Серия картин "Смолянки" Дмитрия Левицкого...>

Икона XIV века "Борис и Глеб"...>

Реставрация тихвинских икон XVI века...>

Реставрация Амвона 1533 г. из Новгородского Софийского собора...>

Реставрация картины Г.И. Угрюмова "Архистратиг Михаил...>

Реставрация скульптур Летнего сада...>

Что нового в отделе?...>

Выставка о реставрации экспонатов в Русском музее...>

Художник-реставратор Вероника Савенок в процессе реставрации картины И. Лампи "Портрет императрицы Екатерины II"

Общий вид лицевой поверхности до начала реставрационных работ. 2013

Иоганн Баптист Лампи Старший (1751-1830) родился в Тироле, учился в Зальцбурге, много путешествовал, побывал в Вероне и Вене. Работал при разных императорских дворах Европы. Семь лет с неизменным успехом работал в Петербурге, создав большое количество портретов, среди которых - изображения императрицы Екатерины II.

В Государственном Эрмитаже находится знаменитый большой парадный портрет императрицы Екатерины II с аллегорическими фигурами Крепости и Истины, созданный художником в 1793 году (290 х 208 см, ГЭ-2755). В Русском музее хранится фрагментарный вариант этой работы. Это - небольшой погрудный портрет Екатерины II (68,5х 54,5 см, Ж-4564), который поступил в Русский музей из Военно-морского музея Ленинграда в 1932 году. Изображение в точности повторяет изображение императрицы с эрмитажного полотна. Совпадает расположение и разворот фигуры модели, а также костюм и аксессуары. И. Лампи изобразил царицу в золотой горностаевой мантии, скрепленной алмазным орграфом, в светлом шелковом платье, вышитым васильками и отделанным кружевным воротником, прическу монархини украшают малая корона и диадема, костюм украшен тремя орденскими лентами - голубой андреевской, черно-оранжевой георгиевской и красно-черной владимирской. Известно несколько подобных портретов, выполненных  И.Б.Лампи для государственных учреждений. 

В 2013 году портрет поступил в мастерскую реставрации станковой масляной живописи Русского музея из фонда живописи XVIII—первой половины XIX вв. Прежде всего, обращал на себя внимание необычайно толстый  желто-оранжевый слой лака и большая  грубая запись во всё изображение лба, заходящая на авторскую живопись. Холст был сильно деформирован. По всей поверхности имелся кракелюр красочного слоя и грунта с приподнятыми краями, местами грозящий осыпанием и участки "масляных" разрывов. По периметру - отпечатались рейки подрамника. Работа имела стойкие поверхностные загрязнения. Вдоль краев - участки утрат красочного слоя и грунта до холста.

Прежде всего было проведено всестороннее  изучение произведения в отделе технологических исследований и в лаборатории химико-биологических исследований Русского музея. Были проведены исследования в инфракрасной и в ультрафиолетовой областях излучения. Сделано  рентгенографирование поверхности и химический анализ проб лакового слоя.

Химический анализ лака показал, что картина в процессе бытования покрывалась лаками разного состава. Верхние (поздние) слои: это даммарный реставрационный лак и очень толстый слой на основе смолы мастикс, который имеет тенденцию со временем  быстро интенсивно темнеть, приобретая густой йодистый оттенок. Это хорошо видно на фотографии в процессе расчистки. Так же присутствует слой лака – шеллак, не растительного, а животного происхождения. В нижних слоях – мастичный лак с примесью канифоли. На снимке в свете УФ-излучения хорошо видна разница в цветовом оттенке свечения  разных слоёв лака: верхний – холодный молочно-голубоватый, нижний – теплый, желтоватый.

Как показала рентгенограмма и пробное раскрытие небольшого участка авторской живописи, по всему изображению лба под верхним слоем лака лежала обширная многослойная запись, под которой скрывалась утрата красочного слоя и грунта до холста. Размеры утраты были значительно меньше перекрывающей ее записи. Запись - очень старая, была выполнена с использованием  свинцовых белил и неоднократно подновлялась, судя по количеству толстых лаковых прослоек в её структуре.

На реставрационном совете было принято решение о полном раскрытии авторской живописи от поздних наслоений.

Эта работа была поручена художнику-реставратору мастерской реставрации масляной живописи Русского музея Веронике Вячеславовне Савенок.

Сейчас портрет находится в завершающей стадии реставрации. Подробный рассказ будет опубликован в ближайшее время.

Работа продолжается...

Художник-реставратор Вероника Савенок в процессе реставрации картины И. Лампи "Портрет императрицы Екатерины II"

Фрагмент до начала реставрационных работ. 2013

Художник-реставратор Вероника Савенок в процессе реставрации картины И. Лампи "Портрет императрицы Екатерины II"

 Контрольный участок утоньшения лака. (Фрагмент)

Художник-реставратор Вероника Савенок в процессе реставрации картины И. Лампи "Портрет императрицы Екатерины II"

 Фрагмент до начала реставрационных работ. 2013

Художник-реставратор Вероника Савенок в процессе реставрации картины И. Лампи "Портрет императрицы Екатерины II"

Фрагмент в процессе реставрации. Послойное утоньшение старого желтого лака.

Художник-реставратор Вероника Савенок в процессе реставрации картины И. Лампи "Портрет императрицы Екатерины II"

Снимок люминесценции в свете УФ-излучения, показывающий толщину лаковой пленки в процессе ее послойного утоньшения.

Художник-реставратор Вероника Савенок в процессе реставрации картины И. Лампи "Портрет императрицы Екатерины II"

Фрагмент в процессе реставрации. Послойное утоньшение старого желтого лака и удаление поздних записей. 2016

Художник-реставратор Вероника Савенок в процессе реставрации картины И. Лампи "Портрет императрицы Екатерины II"

После раскрытия авторской живописи. Вдоль нижнего края слева оставлен контрольный участок старого желтого лака. 2016

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта