Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Реставрация мраморной статуи "Минерва" из коллекции Летнего сада

Реставрация мраморной статуи "Минерва" из Летнего сада в Русском музее | Реставрационный совет по скульптуре

Очистка статуи "Минерва" от стойких поверхностных загрязнений. 2005

Реставрация каменной и гипсовой скульптуры:

 Скульптура XVIII века "Юность"...>

 Скульптура XVIII века "Церера"...>

 Скульптура XVIII века "Минерва"...>

 Скульптура XVIII века "Похищение собинянки"...>

  Скульптура XIX века "Аполлон Бельведерский"...>

   Бюст XVIII века "Императрица Екатерина II"...>
 

 О копировании мраморных скульптур Летнего сада...>>

 История реставрации скульптур Летнего сада с 2004 по 2011 годы...>>

 Список всех скульптур Летнего сада...>

Реставрация мраморной скульптуры "Минерва" из Летнего сада. 2005 год. Отдел реставрации Русского музея

Фрагмент статуи "Минерва" до начала реставрационных работ. Фрагменты левой руки отсутствуют, мрамор деструктирован, трещины и загрязнения,  2004 

Реставрация мраморной статуи "Минерва" (Италия, нач. XVIII в., инв. No. ЛС-12) из коллекции скульптур Летнего сада. Скульптор Томас Квеллинус (T. Quellinus) (1661-1709)

Произведение фламандского скульптора Т. Квеллинуса «Минерва» по праву считается одной из лучших скульптур в коллекции Летнего сада. Скудные архивные данные свидетельствуют о том, что статуя появилась в Летнем саду в 1707 году. В течение только XX столетия она шесть раз подвергалась реставрации: восполнялась кисть левой руки, держащая копье, пальцы правой руки, фрагменты шлема и складок одежды. Копье также представляло собой реставрационное восполнение, относящееся, скорее всего, к первой трети XX века.

Последнее серьезное повреждение статуя получила в 2003 году, когда два вандала вырвали у «Минервы» копье. В результате этого были повреждены пальцы левой руки, фрагмент плинта, расколото навершие копья. Скульптура в 2005 году поступила в мастерскую с многочисленными старыми доделками фрагментов лица (нос, губы), кисти левой руки, копья, деталей одежды, плинта, которые были частично утрачены, потемнели и растрескались. Поверхность мрамора была покрыта сажепылевыми загрязнениями и пятнами биогенного происхождения.

Удаление  загрязнений  осложнялось состоянием поверхности памятника: значительная деструкция мрамора, на отдельных участках - каверны и сеть мелких трещин, удерживающих загрязнение в верхнем слое камня.  Для удаления очагов биопоражения с поверхности скульптуры использовались компрессы на основе каолина и перикиси водорода. Расчистка поверхности от стойких сажепылевых загрязнений и старых защитных покрытий проводилась путем промывки неионогенными поверхностно-активными веществами (ПАВ) и композициями различных растворителей (спирт, ацетон, уайт-спирит, толуол и др.), компрессами на основе натриевой соли карбоксиметилцеллюлозы (Na-КМЦ) с различными активными реагентами. На определенном этапе работ пришлось прекратить расчистку во избежание нанесения ущерба и без того ослабленной поверхности статуи. Однако, в дальнейшем для решения этой проблемы может быть весьма эффективным применение реставрационного лазера.

Особое внимание при реставрации статуи «Минерва» было уделено такой важной композиционной детали как копье, которое автор вложил в левую руку непобедимой воительницы. При первом взгляде на статую привлекает внимание необычная трактовка образа грозной богини: склоненная голова, полуприкрытые веки, состояние задумчивости или печали. Благодаря исследованиям доктора искусствоведения, ведущего научного сотрудника Государственного Эрмитажа С.О.Андросова, стало известно, что подобная статуя «Минерва» Томаса Квеллинуса  находится  в соборе г. Орхус (Дания). «Минерва» из Орхуса,  отличающаяся от скульптуры Летнего сада только в деталях, включена автором в композицию надгробия Софии Елизаветы Каризиус и двух ее мужей.  Мемориальная тематика памятника проясняет причину возникновения столь необычной композиции.  

В своей работе мы использовали уникальную возможность привлечь в качестве косвенной аналогии для восполнения утрат очень близкую по композиции скульптуру того же автора. На основании изображения «Минервы» из Орхуса, любезно предоставленного С.О.Андросовым, реставрационное восполнение копья  в руке Минервы с навершием в виде  декоративно выполненного бутона растения было заменено на более  тонкое древко с изящным остроконечным завершением. К тому же последний вариант копья, изготовленный из титановой трубы диаметром 22 мм, оказался в несколько раз легче предыдущего, что значительно ослабило нагрузку, которая приходится на кисть и предплечье левой руки.         

В связи с отсутствием изобразительных материалов, передающих первоначальный вид статуи из Летнего сада, Реставрационный совет утвердил вариант положения копья в соответствии с имеющейся аналогией. Во время демонтажа поврежденного восполнения кисти левой руки под обширной цементной мастиковкой были обнаружены оригинальные часть запястья и фрагмент складок по краю рукава. Следы  грубой обработки режущим инструментом и отверстия для арматуры на раскрытом участке свидетельствуют о том, что к этому наиболее травматичному фрагменту скульптуры неоднократно прикасалась рука реставратора.

В результате многолетней коррозии металлической арматуры в предплечье левой руки образовались трещины. Ослабленный участок предплечья был укреплен, трещины закрыты доделочной массой на основе клея «Paraloid B-72» и мраморной крошки. Новая арматура из нержавеющей стали зафиксирована в прочном неповрежденном участке предплечья на известковую композицию, которая в отличие от силовых полимерных клеев по составу и свойствам ближе к мрамору. Состояние сохранности мраморного реставрационного восполнения кисти левой руки со следами  склейки эпоксидной смолой и сильной деструкции поверхности было признано неудовлетворительным. Кисть левой руки была промоделирована заново с учетом имеющихся изобразительных материалов и изготовлена из доделочной массы, имитирующей натуральный камень. Мраморные реставрационные доделки носа и губ, которые с течением времени утратили первоначальную морфологию поверхности, заменены на новые восполнения из искусственного камня, выполненные в соответствии с авторской пластикой.

Таким образом, в результате реставрационных работ удалось не только ликвидировать аварийную ситуацию в области предплечья левой руки, но и раскрыть фрагмент авторской поверхности, реконструировать положение кисти руки наиболее близко к авторскому замыслу и даже, используя аналогичный памятник того же автора, несколько видоизменить привычную для многих петербуржцев композицию скульптуры.

 

Научный руководитель проекта - художник-реставратор высшей категории Топоркова Б.П.

Дополнительно по теме:

  "Из опыта реставрации скульптуры Летнего сада". П.А. Лазарев

  Копирование мраморной скульптуры Летнего сада. Замена подлинной скульптуры на современные копии.

  "Копирование скульптуры Летнего сада. История, проблемы, итоги". Г.А. Хвостова

   "История статуи "Минерва" в Летнем саду (к проблеме реставрации мраморной скульптуры" Г.А. Хвостова.>>>

  "Летний сад. Возрождение памятника". Н.П. Иванов, И.В. Тетерина, Е.О. Штиглиц>>

 

Реставрация мраморной скульптуры "Минерва" из Летнего сада. 2005 год. Отдел реставрации Русского музея

Фрагмент головы до начала реставрационных работ. Старые доделки мрамора, деструкция и загрязнения.  2004

Реставрация мраморной скульптуры "Минерва" из Летнего сада. 2005 год. Отдел реставрации Русского музея

Фрагмент кисти руки до начала реставрационных работ. Трещины, утраты и старые доделки мрамора, деструкция и загрязнения.  2004  

Реставрация мраморной скульптуры "Минерва" из Летнего сада. 2005 год. Отдел реставрации Русского музея

В процессе очистки мраморной поверхности от стойких загрязнений.  2005

Реставрация мраморной скульптуры "Минерва" из Летнего сада. 2005 год. Отдел реставрации Русского музея

На одном из заседаний реставрационной комиссии Русского музея. 2005  

Реставрация мраморной скульптуры "Минерва" из Летнего сада. 2005 год. Отдел реставрации Русского музея

Статуя «Минерва» в Летнем саду. В 2004 (слева) и в 2012 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что нового? | Реставрационные отделы I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История Службы | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта