Лого - Отдел реставрации Русского музея

Новости | Реставрация | Мастерские | Исследования | История | Контакты | Видео

Копирование мраморных скульптур Летнего сада

Один из экспонатов выставки "О копировании скульптуры Летнего сада" в Михайловском замке - мраморный бюст "Александр Македонский", показывающий процесс изготовления копии. 2011

Одна из неудачных экспериментальных копий, сделанных в 1985 году из мраморной крошки и связующего на основе портландцемента.

Мы хотели бы подробнее рассказать Вам о том, как в петербургском Летнем саду происходила замена подлинных мраморных скульптур XVIII века на современные точные копии. 

Учитывая необратимый процесс естественного старения и разрушения каррарского мрамора, из которого изготовлены скульптуры, находившиеся более трёхсот лет под открытым небом, и постоянные акты вандализма, ещё в октябре 1954 года на расширенном совещании Управления культуры Ленинградского городского Совета народных депутатов и дирекции Летнего сада, при обсуждении проблем хранения мраморной скульптуры, известный архитектор А.Э. Гессен высказал радикальное предложение - заменить подлинные скульптуры точными копиями.

Но, к сожалению, только в 1986 году, спустя более 30 лет, появилось историческое решение Исполнительного Комитета Ленинградского городского Совета Депутатов трудящихся в виде Постановления «Об изготовлении копий скульптуры Летнего сада», которое на законодательном уровне утвердило государственную стратегию по замене подлинной скульптуры на копии.

Этому судьбоносному для Летнего сада решению предшествовали многочисленные эксперименты по выработке методики копирования. В частности, было изготовлено два бюста с подлинной работы "Вельможа. (Герцог Бранденбургский)" на основе мраморной крошки. В их состав добавлялись различные связующие материалы. Для одного бюста был использован силициновый цемент, для другого - портландский цемент ("портландцемент"). В результате жестких температурно-влажностных испытаний (бюсты не закрывались даже на зимний период), была одобрена методика по созданию копий из мраморной крошки с портландцементом. 

За десять лет с 1986 по 1996 годы было изготовлено 25 копий скульптурных бюстов. С 1996 по 2003 годы — ещё 3 копии статуй. Таким образом, до 2004 года было изготовлено в общей сложности 28 копий. К сожалению, из за неотработанной до конца методики и несовершенных материалов, копии, спустя некоторое время, стали приходить в неэкспозиционное состояние. Появились трещины и пятна. Некоторые скульптуры стали стремительно желтеть. В 2003 году копирование было приостановлено.

Несмотря на неудачи в технологическом плане, огромным положительным моментом этого периода в жизни Летнего сада стало то, что процесс замены разрушающихся оригиналов на копии, наконец-то, начался. 

После вхождения Летнего сада в состав Русского музея в 2004 году, практически сразу, был поставлен вопрос о состоянии сохранности мраморной скульптуры. Все понимали, что только реставрация и замена подлинной скульптуры на точные копии может спасти уникальную коллекцию от полного разрушения.  Для будущего хранения подлинников были выделены специальные помещения с оптимальными температурно-влажностными условиями музейного хранения в Михайловском (Инженерном) замке. На свои исторические места в Летний сад должны были возвращаться их точные копии.

Один из экспонатов выставки "О копировании скульптуры Летнего сада" в Михайловском замке - мраморный бюст "Александр Македонский", показывающий процесс изготовления копии. 2011

На примере мраморного бюста "Александр Македонский" демонстрируется процесс изготовления копий на выставке "О копировании скульптуры Летнего сада" (Михайловский замок). 2011

Во время капитальной реставрации всей скульптуры в 2009-2011 годах, по мере готовности памятников,  с них постепенно снимались силиконовые формы и, изготавливались копии из "искусственного мрамора" (натуральной мраморной крошки различной фракции и полимерного связующего).  Эта методика уже была ранее опробована при создании копий с мраморных скульптур на ряде памятников садово-парковой скульптуры из пригородных музеев Петербурга. Она показала хорошие результаты.

Используя накопленный, за предыдущие годы, опыт и высококачественные импортные материалы, которые не имели отечественных аналогов, специалисты приступили к копированию. За неполные три года было изготовлено 90 копий скульптур (статуи, бюсты, скульптурные группы) и 152 пьедестала и подставки под бюсты.

Методика копирования скульптур неоднократно обсуждалась на расширенных Реставрационных советах и комиссиях Русского музея и КГИОПа и, в конечном счете, была единогласно утверждена. Было решено делать факсимильные копии методом "скульптурного литья".

Для этого, прежде всего, скульптуры прошли полную реставрацию - поверхность камня была очищена от стойких поверхностных загрязнений, поздних доделок и чинок и укреплена. Были укреплены многочисленные трещины, сколы и сломы. Закреплены подвижные фрагменты. По имеющимся документальным материалам и прямым аналогиям были реконструированы многочисленные утраченные детали на отдельных скульптурах. Многие старые доделки, искажающие авторский замысел, пришлось заменять на новые.

Только после этого мастера перешли к процессу снятия форм. Скульптуры были покрыты специальным изолирующим составом, после чего на них, в несколько слоев, был нанесен формовочный безусадочный силикон. Затем, после высыхания, на него были нанесены слои гелькоута "Березин" (Beresin) для создания легкой и сверхпрочной литьевой конструкции, вместо традиционной в таких случаях  тяжелой и громоздкой формы из гипса. После завершения процесса создания формовочной конструкции, элементы форм были разобраны и подготовлены для заливки мраморного наполнителя. А скульптуры были вновь переданы реставраторам, которые аккуратно удалили с их поверхности все защитные слои, которые изолировали мрамор от силикона.

Процесс создания силиконовых форм с мраморной статуи из Летнего сада. 2010

Готовые формы, в свою очередь, были перемещены в специальные формовочные мастерские, где с помощью сложных систем в них были залиты растворы натуральной мраморной крошки различной фракции с прозрачным полимерным связующим (в пропорциях 4 : 1). Таким способом были созданы копии, с абсолютной точностью передающие весь характер  поверхности оригиналов мраморных скульптур. 

Современные материалы и технологии позволили имитировать мрамор с такой степенью достоверности, что визуально отличить полученные копии от оригиналов практически невозможно. Важно отметить и тот факт, что прочностные характеристики материала прошли испытания в ведущих научных лабораториях и позволяют не беспокоиться о сохранности скульптуры в будущем. За последние шесть лет, которые прошли с момента установки копий скульптур в Летнем саду, не появилось никаких изменений в их сохранности - ни трещин, ни сколов, ни пятен, никаких изменений в цвете.

Несколько слов хотелось бы еще сказать о внешней поверхности мрамора на оригинальных скульптурах. Дело в том, что за прошедшие 300 лет авторская моделировка на многих из них была утрачена почти полностью. Особенно активно процесс разрушения происходил в XIX веке, когда в городе широко использовался каменный уголь. При его сжигании в атмосферу в большом количестве попадали оксиды серы и другие загрязняющие вещества, которые соединяясь с влажным питерским воздухом превращались в кислотные взвеси. Эти "кислотные дожди" день за днем разрушали твердый камень, превращая его, фактически, в гипс. Со временем, более мягкие верхние слои камня вымывались дождями и выветривались, что, в конечном счете, привело к сглаживанию деталей, округлению и упрощению форм. В результате, некоторые скульптуры, стали похожими на "обмылки". Поэтому мы должны понимать, что скульптуры, которые дошли до нас, очень сильно отличаются по внешнему виду от тех работ, которые видели зрители, к примеру, в XVIII веке. Но какими были эти работы в то время мы можем только предполагать.

Чтобы избежать субъективности при копировании было принято решение не реконструировать утраченную поверхность. Для подобного "домысливания" нет никаких научных обоснований.

Принципиальным для Русского музея и КГИОП было и решение о том, что материал из которого будут изготавливаться копии, так называемый, "искусственный мрамор", основной компонент которого - натуральный каррарский мрамор (Carrara Statuario Marble) различной фракции, должен иметь оригинальный цвет - то есть быть белым. И копии не должны иметь никаких следов искусственного старения (трещин, пятен, прожилок, притемнений и т.д.).

За эталон цвета поверхности копий был принят оттенок, расчищенного от загрязнений во время реставрации 2009-2011 годов, мрамора на оригинальной скульптурной группе «Мир и Победа» (Ништадский мир), которая, по решению комиссии,  единственная, была оставлена в Летнем саду на своем историческом месте - между Летним дворцом Петра I и рекой Невой. Под этот оттенок "подгонялись" все скульптурные копии.

Работы были завершены к концу лета 2011 года и к ноябрю все 90 копий были установлены на аллеях сада.  

Тот факт, что одна оригинальная скульптура после реставрации все же осталась в Летнем саду и не была заменена на копию,  имеет и свою ценность - теперь, каждый посетитель Летнего сада может самостоятельно оценить высокое качество копирования - просто сравнив цвет и фактуру оригинального каррарского мрамора XVIII века из которого изготовлена скульптурная группа "Мир и Победа", с поверхностью рядом расположенных копий... 

Копия, созданная в 2011 году с оригинала "Амур и Психея". 2012

Копии скульптур Летнего сада. Копирование скульптур. замена оригиналов на копии

Копия статуи "Юность", которая была установлена в 2011 году в Летнем саду, вместо отреставрированного оригинала.

Копии скульптур Летнего сада. Копирование скульптур. замена оригиналов на копии

Копия статуи "Юность", которая была установлена в 2011 году в Летнем саду, вместо отреставрированного оригинала. Хорошо видна прозрачность тонкой мраморной поверхности бубна в свете солнечных лучей и искристость кварцитов на поверхности мрамора.

Дополнительно по теме:

 

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта