Лого - Отдел реставрации Русского музея

Новости | Реставрация | Мастерские | Исследования | История | Контакты | Видео I

Реставрация серии картин Д. Левицкого "Смолянки"

Залы Дмитрия Левицкого с портретами "Смолянок" в Русском музее после реставрации картин

Портреты “Смолянок” Д.Г. Левицкого поступили в Русский музей 17 августа 1917 года из Большого Петергофского дворца в крайне плохом состоянии сохранности. Главный хранитель Русского музея П.И. Нерадовский так вспоминал о том времени: «Когда картины сняли со стен, мы увидели, что холст был влажный, а вся оборотная сторона полотен густо покрыта плесенью <…> с лицевой стороны отмечалось шелушение красочного слоя». Срочно были проведены необходимые реставрационные мероприятия для приведения картин в экспозиционный вид. Однако до фундаментальной реставрации дело не дошло и в 1917 году и позднее, что следует из архивных документов Русского музея за 1933, 1939, 1946, 1985 годы. Реставрационный совет музея вернулся к этому вопросу только в 2008 году. После всестороннего исследования картин было принято историческое решение о проведении комплексной реставрации всей серии портретов, которая была завершена только в 2010 году.

Лучшие реставрационные работы года:

2016...>
2015...>
2014...>
2013...>
2012...>
2011...>

Реставрация шедевров:

Картина "Последний день Помпеи" Карла Брюллова ...>

Серия картин "Смолянки" Дмитрия Левицкого...>

Икона XIV века "Борис и Глеб"...>

Реставрация тихвинских икон XVI века...>

Реставрация Амвона 1533 г. из Новгородского Софийского собора...>

Реставрация картины Г.И. Угрюмова "Архистратиг Михаил...>

Реставрация скульптур Летнего сада...>

Что нового в отделе?...>

Выставка о реставрации экспонатов в Русском музее...>

 

Реставрация серии картин Д.Г. Левицкого "Смолянки"
в Отделе реставрации Русского музея в 2008-2012 годах

   Д.Г. ЛЕВИЦКИЙ
ПОРТРЕТ Ф.С. РЖЕВСКОЙ И Н.М. ДАВЫДОВОЙ. 1772

Холст, масло. 161 x 103  Ж-65
Реставратор – Н.Е. Романова
 

До реставрации

До реставрации

До реставрации

До реставрации

В процессе

После реставрации


«Портрет Феодосии Степановны Ржевской, в замужестве княгини Голициной и княжны Анастасьи Михайловны Давыдовой» кисти Д. Г. Левицкого – наиболее ранний по времени создания из серии «Смолянок». К моменту поступления в реставрацию, в отличие от других портретов серии, он не только имел проблемы живописного характера: большое количество разновременных записей, несколько слоев пожелтевшего лака, но и техническое его состояние расценивалось как угрожающее. Подобно другим  портретам серии, он был переведен на новый холст в мастерской реставраторов братьев Сидоровых в Эрмитаже в конце 80-х гг. XIX века. Однако к настоящему времени переводной холст сильно «перегорел», стал слабым и хрупким. Он не мог удерживать на себе изломанный кракелюром толстый слой переводного масляного грунта. В результате этого появилась не только жесткая деформация холста по кракелюру, но и «сломы» холста по деформациям, грозящие  повреждением нитей и в дальнейшем - разрывами основы. Наблюдались участки отслоения переводного грунта от холста.  Сильно выраженный кракелюр с приподнятыми краями и участками отслоений по краям на лицевой стороне мешал визуальному восприятию живописи и создавал угрозу осыпей. Необходимо было провести полный комплекс технических  реставрационных мероприятий для обеспечения сохранности красочного слоя   и только после этого приступать к живописной реставрации. Проведено укрепление не только с лицевой, но и с тыльной стороны, так как необходимо было укрепить не только красочный слой, но и поврежденный кракелюром переводной грунт, устранить «пузыри», возникшие между переводным холстом и грунтом. Затем картина была сдублирована на новый холст с целью усиления основы. После завершения комплекса мероприятий технической реставрации, обеспечивших сохранность произведения, необходимо было провести живописную реставрацию, чтобы картина вновь приобрела авторский колорит, скрытый под толстым слоем лака и записей. В верхней части картины находилась обширная сплошная запись, шириной около 20 см, сильно отличающаяся по цвету от авторской живописи, даже находящейся под пожелтевшим лаком. Многочисленные и довольно обширные записи были и на других участках фона. К счастью, на изображении лиц, рук и платьев девушек записи были незначительными. Уже пробные расчистки показали насколько изменяют цветовое восприятие портрета толстые слои пожелтевшего лака. Так, платье старшей девушки, под лаком воспринимавшееся зеленым, на самом деле красивого голубого цвета, а казавшийся болотно-зеленым фон – перламутрово-серым. Много вопросов вызвал участок обширной записи вдоль верхнего края. Возникали даже предположения, что это более поздняя, не авторская надставка. Однако после проведенных исследований стало ясно, что это часть авторского холста, но живопись на этом участке имеет очень сильные повреждения, значительные утраты, что и вызвало появление сплошной записи. Предположительно, в период бытования картины, авторский размер менялся, часть холста была загнута на тыльную сторону, вероятно под размер рамы. Находясь в сыром помещении, непосредственно между основной поверхностью полотна и сырой стеной, именно эта часть холста была подвержена воздействию плесени, что и вызвало разрушение авторского красочного слоя и впоследствии – значительные утраты. После удаления желтых слоев лака и записей картина приобрела тот холодный колорит, который и был задуман автором. Участки утрат красочного слоя затонированы, что восстановило целостность фона. Лаконичный по количеству деталей одежды и интерьера портрет, тем не менее, стал смотреться наполненным и изящным.
 

   Д. Г. ЛЕВИЦКИЙ
ПОРТРЕТ Е. Н. ХРУЩОВОЙ И Е. Н. ХОВАНСКОЙ. 1773

Холст, масло. 164 x 129   Ж-4987
Реставратор – М. А. Киселева

Утоньшение пожелтевшего лака на портрете Е.Н. Хрущовой и Е.Н. Хованской художника Д. Левицкого. Утоньшение пожелтевшего лака на портрете Е.Н. Хрущовой и Е.Н. Хованской художника Д. Левицкого. Утоньшение пожелтевшего лака на портрете Е.Н. Хрущовой и Е.Н. Хованской художника Д. Левицкого.

До реставрации

В процессе

После

Утоньшение пожелтевшего лака на портрете Е.Н. Хрущовой и Е.Н. Хованской художника Д. Левицкого. Утоньшение пожелтевшего лака на портрете Е.Н. Хрущовой и Е.Н. Хованской художника Д. Левицкого. Утоньшение пожелтевшего лака на портрете Е.Н. Хрущовой и Е.Н. Хованской художника Д. Левицкого.

До реставрации

В процессе

После


Главной причиной необходимости проведения реставрационных работ явилось неудовлетворительное состояние поверхности живописного слоя картины. Серьёзные реставрационные вмешательства прошлых лет и временные изменения сохранности привели к потемнению и пожелтению слоёв лака, проявлению старых тонировок, усугублению кракелюра красочного слоя. Как и прочие портреты Д. Г. Левицкого из серии “Смолянок”, эта картина также была переведена на новый холст реставратором Эрмитажа А. С. Сидоровым в конце 80-х гг. ХIХ века. Следы неминуемых повреждений (утраты красочного слоя, впоследствии тонированные) были заметны на всей поверхности. На тыльной стороне остались темные пятна и затеки – свидетельства обработки холста химическими препаратами от плесени, поразившей картину, как и прочих “Смолянок” во время бытования портрета в Петергофе. Внешний облик портрета к моменту поступления в реставрационную мастерскую Русского  музея предстал в сильно искажённом виде. Достоинства великолепной  авторской живописи были значительно умалены, скрыты поздними наслоениями.

На первом этапе была произведена техническая реставрация картины: укрепление красочного слоя раствором осетрового клея с укладкой кракелюра, исправление деформаций холста. Ветхие кромки переводного холста были дублированы на новый холст с помощью клея BEVA film. Для натяжки картины использован хорошо сохранившийся старый подрамник. Переводной холст с тыльной стороны пропитан спиртовым раствором антисептика катамина АБ для предотвращения рецидивов возникновения плесени. Перед началом  живописной реставрации, то есть перед удалением записей и поздних лаков, было проведено всестороннее исследование авторской живописи и всех реставрационных наслоений. Микрохимические анализы проб показали наличие двух, местами трех слоёв лака, различных составов: нижний – масляный, верхние – спирторастворимые. Так же уточнены составы связующего авторской живописи (масло),  разновременных записей и вставок реставрационного грунта в местах утрат авторской живописи. Изучение люминесценции поверхности под действием УФ-лучей позволило точно установить размеры и границы записей, увидеть характер лакового покрытия. Было определено, что часть более ранних записей (тонировок) находится между слоями реставрационных лаков. Например, на изображении лица, у глаз  Хованской, в тенях на лице Хрущовой. Значительные реставрационные тонировки по мастиковкам  обозначились в местах швов  (вертикального - в левой части  и горизонтального - в середине) ныне утраченного сшивного авторского холста. Часть тонировок прикрывала утраты и повреждения живописи,  возникшие в результате перевода картины на новый холст, такие как – на платьях и туфлях изображённых. Изучение было дополнено рентгенографированием и исследованием живописи под микроскопом.

На основании проделанных исследований была выработана оптимальная методика расчисток живописи, подобраны составы, растворяющие старые тонировки и лаки на основе спирта и пинена. Работа по расчисткам проводилась под бинокулярной лупой, при систематическом контроле видимой люминесценции  поверхности под действием УФ-лучей. На участках особенно деликатной живописи (изображение лица) работа велась под микроскопом. Старые тонировки, сильно изменившиеся в цвете и отличающиеся от авторской живописи по фактуре, были удалены. Мастиковки удалены частично, только в тех местах, где они заходили за пределы утрат на авторскую живопись. Местами старые провалившиеся мастиковки восполнены сверху новым реставрационным грунтом, сделанным на основе осетрового клея под цвет авторской  коричневой имприматуры.  Лак утоньшён до  состояния тонкой прозрачной защитной плёнки. В результате расчисток выявились скрытые под записями более тонкие детали живописи, например проработка бровей на изображении лица Хованской, авторской живописи вернулся  прежний, свойственный ей,  нежно-перламутровый колорит. В завершении работ картина была покрыта новым слоем раствора даммарного лака, и утраты живописи тонированы масляными красками.
 

   Д. Г. ЛЕВИЦКИЙ
ПОРТРЕТ Н. С. БОРЩОВОЙ. 1776

Холст, масло. 196,5 x 134,5  Ж-4991
Реставратор – А.В. Минин
 

Реставрация картины - Утоньшение пожелтевшего лака на портрете Н.С. Борщовой художника Д. Левицкого. Реставрация картины - Утоньшение пожелтевшего лака на портрете Н.С. Борщовой художника Д. Левицкого. Реставрация картины - Утоньшение пожелтевшего лака на портрете Н.С. Борщовой художника Д. Левицкого.

До реставрации

В процессе (УФ)

После

Реставрация картины - Утоньшение пожелтевшего лака на портрете Н.С. Борщовой художника Д. Левицкого. Реставрация картины - Утоньшение пожелтевшего лака на портрете Н.С. Борщовой художника Д. Левицкого. Реставрация картины - Утоньшение пожелтевшего лака на портрете Н.С. Борщовой художника Д. Левицкого.

До реставрации

В процессе (УФ)

После

 

После всестороннего исследования картин было принято решение о проведении капитальной реставрации портрета Н. С. Борщовой. Исследования включали: архивные изыскания, визуальное исследование, исследование с помощью УФ-лучей (в отраженном УФ и видимая люминесценция), рентгенографирование, ИК-лучи, химические и микологические исследования. Исследование позволило получить наиболее полную картину состояния памятника. В частности, было подтверждено, что портрет Н. С. Борщовой до поступления в Русский музей неоднократно реставрировался. Документально подтверждена реставрация 1888-1890 годов, выполненная А.С. Сидоровым, работавшим в Эрмитаже. Из записи следует, что картина переведена со старого (оригинального ?), пришедшего в негодность холста, на новый с неизбежной, при такой сложной и рискованной операции, поправкой авторской живописи. Также исследования портрета позволили выявить многочисленные записи авторского красочного слоя по всей поверхности картины, особенно на изображении платья, которое было полностью прописано. При исследовании в УФ-лучах среди разновременных записей можно было выделить лишь поверхностные правки в верхнем поновительском лаковом слое и некоторые под ним. Старые же поновления и прописки, находящиеся в глубинных лаковых слоях, закрывали все изображение платья. Они не читались, создавая обманчивое впечатление авторской живописи. Лаковые слои и записи с течением времени потемнели, изменились в цвете, исказив авторский колорит произведения, до желто-коричнево-зеленых оттенков. Д. Г. Левицкий использовал асфальтовую краску в подмалевке, что привело к значительным масляным разрывам красочного слоя, находящимся под записями. Кромки переводного реставрационного холста, сделанные А. С. Сидоровым еще в 1888-1890 годах, к настоящему времени сильно обветшали и слабо держали картину на подрамнике. Реставрационный Совет Русского музея 6 октября 2008 года на основании представленных технологических исследований утвердил программу полной реставрации портрета Н.С. Борщовой. В результате, были проведены следующие мероприятия: - укреплен красочный слой;- подведены новые кромки; - удалены многочисленные записи с поверхности авторского красочного слоя; - удалены поновительские, изменившиеся в цвете и тоне слои лака; - выполнены необходимые тонировки в границах утрат красочного слоя и грунта; - поверхность картины покрыта слоем даммарного лака.
 

   Д. Г. ЛЕВИЦКИЙ
ПОРТРЕТ Е. И. МОЛЧАНОВОЙ. 1776

Холст, масло. 181,5 x 142,5 Ж-4990
Реставратор – И.Н. Корнякова
 

Реставрация картины - Утоньшение пожелтевшего лака на портрете Е.И. Молчановой художника Д. Левицкого. Реставрация картины - Утоньшение пожелтевшего лака на портрете Е.И. Молчановой художника Д. Левицкого. Реставрация картины - Утоньшение пожелтевшего лака на портрете Е.И. Молчановой художника Д. Левицкого.

До реставрации

В процессе

После


Портрет Е. И. Молчановой был написан художником на сшивном холсте. Даже после удаления авторского холста, проведенного в Эрмитаже в 1889 г. реставратором А. Сидоровым, вертикальный след от шва был виден на лицевой стороне картины. Многочисленные старые реставрационные тонировки, сделанные на местах утрат по сседаниям красочного слоя, были наиболее заметны на изображении белого платья. Технические исследования показали наличие обширных лессировочных записей на фоне и на теневых участках живописи, которые хорошо видны на снимках, сделанных в свете видимой люминесценции под воздействием УФ-лучей. По результатам химического анализа установлено, что на картине имелось три слоя лака: масляный, мастичный и канифольный. Лак сильно пожелтевший, неравномерный, с участками разложений на изображении платья и более плотный – на фоне. Утоньшение лака и удаление записей велось послойно под контролем УФ-лучей. В результате расчистки стал более холодным общий колорит картины, более четким рисунок пола, проявились буквы на изображении глобуса, а платье - из желтого преобразовалось в перламутрово-белое, как и было задумано автором.
 

   Д. Г. ЛЕВИЦКИЙ
ПОРТРЕТ Е. И. НЕЛИДОВОЙ. 1773

Холст, масло. 164 x 106  Ж-4986
Реставратор – И.Н. Корнякова

Реставрация картины - Утоньшение пожелтевшего лака на портрете Е.И. Нелидовой художника Д. Левицкого. Реставрация картины - Утоньшение пожелтевшего лака на портрете Е.И. Нелидовой художника Д. Левицкого. Реставрация картины - Утоньшение пожелтевшего лака на портрете Е.И. Нелидовой художника Д. Левицкого.

До реставрации

В процессе

После


Портрет Е. И. Нелидовой из серии портретов «Смолянок» Д. Г. Левицкого оказался в техническом отношении наиболее благополучным. Перевод красочного слоя и грунта на новый холст, выполненный в 1889 году реставратором А. С. Сидоровым в Эрмитаже, помог сохранить картину. Технологические исследования, проведенные перед началом реставрационных работ, показали наличие плотного равномерного слоя лака и многочисленные старые реставрационные тонировки, изменившиеся в цвете. Удаление лака проводилось послойно: сначала снят слой канифольного лака и верхние старые тонировки; под ними открылись записи более темного цвета, заходящие на авторскую живопись, наиболее значительные - в правой части на изображении неба и волос. После удаления многослойного пожелтевшего лака раскрылся подлинный авторский колорит картины: ярко-синее небо, воздушный пейзаж; платье желто-оливкового цвета превратилось в перламутрово-серый наряд. Но особенно нежным и светлым стал цвет лица, на котором еще ярче засветились темные глаза изображенной.
 

   Д. Г. ЛЕВИЦКИЙ
ПОРТРЕТ А. П. ЛЕВШИНОЙ. 1775

Холст, масло. 213 x 140,5 Ж-4988
Реставратор – О.Ю. Кленова

Реставрация картины - Утоньшение пожелтевшего лака на портрете А.П. Левшиной художника Д. Левицкого. Реставрация картины - Утоньшение пожелтевшего лака на портрете А.П. Левшиной художника Д. Левицкого. Реставрация картины - Утоньшение пожелтевшего лака на портрете А.П. Левшиной художника Д. Левицкого.

До реставрации

В процессе (УФ)

После

Реставрация картины - Утоньшение пожелтевшего лака на портрете А.П. Левшиной художника Д. Левицкого. Реставрация картины - Утоньшение пожелтевшего лака на портрете А.П. Левшиной художника Д. Левицкого. Реставрация картины - Утоньшение пожелтевшего лака на портрете А.П. Левшиной художника Д. Левицкого.

До реставрации

В процессе

После


Портрет Александры Петровны Левшиной, кисти Д. Г. Левицкого, до поступления на реставрацию воспринимался как наиболее мрачный из всей серии. Лицо девушки было темным, взгляд тяжелым, а детали убранства интерьера едва различались. Записи, неоднократно наносимые  на портрет при предыдущих реставрациях и практически перекрывшие большую часть авторской живописи, были обусловлены появлением в красочном слое кракелюра раннего высыхания, или так называемых «масляных разрывов». Это серьёзное необратимое заболевание, относящееся к естественным процессам старения.

На некоторых участках ширина «разрывов» достигала 0,5 см. Через их сетку просматривалась ярко-рыжая авторская имприматура, изменяющая цветовое построение фрагментов, приближая дальние и средние планы за счет изменения теплохолодности живописи. Также реставрационные переписки неоднократно наносились по поврежденному плесенью, разъеденному красочному слою в нижней части портрета на изображениях газового передника и плиток пола.  В процессе удаления лака и записей на некоторых участках живописи возникло стойкое побеление поверхности, расцененное как поверхностное разложение красочного слоя. Однако выглядело оно неоднозначно. С наиболее сильно побелевших участков были взяты пробы для исследования в химической лаборатории. Микрохимический анализ образцов показал композиционное наличие воска в масляном связующем красочного слоя.  Как известно, воск повышает содержание связующего относительно пигмента, делая краску более прозрачной и менее насыщенной. Это позволяет художнику работать, наслаивая мазки один на другой, не скрывая нижележащие. При этом создаются объёмная фактура и толщина красочного слоя при работе лессировочными красками.  Восковые краски намного прозрачнее масляных и позволяют за счет более густой своей консистенции создавать в пастозном мазке эффект опалесценции, внутреннего свечения, как в лунном камне. В результате, возникает множество световых эффектов – цветные как бы светящиеся переливы шелка, воздушная легкость прозрачных складок газовых тканей. Можно сделать вывод, что что Д. Г. Левицкий намеренно применил воско-масляное связующее для достижения подобного эффекта, прием новаторский и беспрецедентный для художника XVIII века. В результате проведенных лабораторных микологических исследований было доказано, что портрет   А. П. Левшиной получил сильнейшие повреждения красочного слоя  “колониями” плесени в период  бытования в Большом Петергофском дворце. И способствовал этому наиболее сильно подверженный заражению воск,  входящий  в состав связующего красочного слоя. После удаления всех записей и сильно потемневших слоев лаков  и выполнения тонких тонировок в пределах поврежденного красочного слоя, картина приобрела авторские звучание, перспективу и колорит. Изменился и образ А. П. Левшиной. Исчезла жесткость и мрачность черт лица, раскрылись тонкие живописные нюансы, скрывавшиеся под коричнево-рыжим лаком. После окончания реставрации интерьер получил глубину, раскрылись  холодные тона дальнего плана, в перспективе за колоннами справа обозначилась дверь с портиком  и декоративными гирляндами по обрамляющим ее пилястрам, на которые опирается фронтон. В левой части картины за изображением приподнятой руки девушки раскрылось тулово колонны. Плоскость пола приобрела перспективное построение, обозначились полупрозрачно написанные автором  каменные плиты. Авторское звучание и  великолепие возвращено костюму Александры Левшиной,  в полной мере демонстрирующему новаторские приемы Д. Г. Левицкого.

Реставрация серии картин художника Д. Левицкого "Смолянки" художниками-реставраторами Русского музея.

Художники-реставраторы,  принимавшие участие в проекте по реставрации "Смолянок" (слева-направо): М.А. Киселёва, Н.Е. Романова, О.Ю. Клёнова, А.В. Минин, И.Н. Корнякова)

  

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта