Лого - Отдел реставрации Русского музея

Новости | Реставрация | Мастерские | Исследования | История | Контакты | Видео I

Самуил Федорович Коненков (02.09.1918-25.09.2000) -- М.Г. Малкин

Санкт-Петербург, 2006 год

"Самуил Федорович Коненков (02.09.1918 – 25.09.2000)"*

М.Г. Малкин
Заведующий сектором теории и
истории музейной реставрации
Государственного Русского музея

И. Ярославцев, Н.В. Перцев и И.В. Ярыгина в Русском музее

С.Ф. Конёнков (справа) и Н.В. Перцев в мастерской реставрации древнерусской живописи Русского музея. 1957

Говорить о Самуиле Федоровиче Коненкове академически строго весьма сложно, а скорее – невозможно. Многогранность личности – безупречный художественный вкус, энциклопедические познания, неуемная страсть к любимому делу, азарт – сближает его с эпохой Возрождения. Однако жизнь, как это случается, не позволила С.Ф. Коненкову полностью реализовать свои уникальные возможности.

Окончив 3 курса 1-го Ленинградского художественного училища, в июне 1941 г,  он уходит добровольцем на фронт, пулеметчиком во 2-ю стрелковую дивизию народного ополчения. В сентябре 1941 г был ранен и оказался в плену, из которого ему удалось бежать. Именно это, по словам Самуила Федоровича, неоднократно осложняло ему жизнь (что, наверное, мягко сказано). После побега из плена, пройдя фильтрацию, Самуил Федорович продолжил службу в 122-м стрелковом полку 201 ГКД, вплоть до мобилизации в 1946 г. С этого момента его жизнь связана с реставрацией. Ввел же его в этот мир Николай Васильевич Перцев.

Произведения, которые ему приходилось реставрировать, разнообразны по материалам и техникам – это  иконы,  фрески, станковая масляная и монументальная живопись, декоративные росписи. Следует отметить, что в каждом из этих разделов реставрации Самуил Федорович достигал высших ступеней мастерства. К примеру, в личном деле С.Ф. Коненкова сохранилась характеристика на представление к правительственной награде за реставрацию стенных росписей памятников Новгорода и Ярославля. Вероятно, сыграло свою роль то, что он был в плену – награда не была ему вручена.

С 1954 г С.Ф. Коненков работал в Русском музее совместно  с Н.В. Перцевым. Состояние сохранности экспозиции и фонда древнерусской живописи требовало проведения неотложных консервационных работ. К тому же, активная экспозиционная деятельность музея тоже выдвигала на первый план проблемы укрепления. Именно в это время был достигнут очевидный успех – полный отказ от «припарки» - жесткого укрепления с помощью клея высокой концентрации.

Одновременно кардинально переосмысливается и процесс раскрытия авторской живописи от позднейших наслоений. В мастерской отрабатывается методика раскрытия оригинала с использованием нейтрального (рН) растворителя – монометилового эфира этиленгликоля (монометилцеллозольв, ММЦ – введен в реставрационную практику сотрудниками Эрмитажа И.Л. Ногид и А.М. Маловой).

В 1960 г С.Ф. Коненков переводится  в Эрмитаж, где работает до 1970 г (согласно картотеке Отдела кадров Эрмитажа, стаж работы в Эрмитаже с 1948 по 1970 гг. Очевидно, 1948 г – год начала работы в бригаде Н.В. Перцева в Эрмитаже). По свидетельству самого С.Ф. Коненкова, переход в Эрмитаж связан с желанием реставрировать не только иконы, но и масляную живопись. В Русском музее С.Ф. Коненков заслужил репутацию великолепного реставратора древнерусской живописи (достаточно вспомнить иконы Вегоруксы, ярославской «Благовещение» и т.д.). Уровень его реставрационного мастерства в масляной живописи можно оценить на примере двух работ. Первая выполнена в начале его эрмитажной карьеры, вторая – перед переходом в бригаду Якова Александровича Казакова в Царское Село. Первая – «Кораблекрушение у берега»  XVII века, Фландрия. Самуил Федорович очень любил эту работу, так как при ее выполнении пришлось преодолеть массу «красивых» технических сложностей. Весьма лапидарное описание этой уникальной реставрации приведено в каталоге работ отдела реставрации ГЭ (Л., «Аврора», 1973).

Вторая работа, которая должна быть упомянута – картина Мартина де Фоса «Брак в Кане Галилейской» (1597 г, холст, масло, 178 х 231 см). Картина была реставрирована в 1957 г в Талине и при этом была непродуманно и непрофессионально использована смоло-восковая мастика. С.Ф. Коненковым  анализировалось действие мастики и создавалась  умозрительная модель предполагаемой реставрации. Результат – великолепная реставрация и выводы о порочности реставрации 1957 г.

Эта работа – одна из самых красивых и принципиальных в реставрации. Весь ход работы изложен в статье С.Ф. Коненкова и Н.Н. Никулина. По сути, после этой публикации должен был последовать полный отказ от  использования смоло-восковых мастик.

В 1971 г С.Ф. Коненков переходит на работу в бригаду Я.А. Казакова. Объяснение весьма просто – низкая зарплата музейных реставраторов, а приходилось думать о пенсии. Кроме того, Самуилу Федоровичу необходим был масштаб и технические сложности.

Еще одна сторона насыщенной жизни С.Ф. Коненкова – его творчество. Его кисти принадлежат многочисленные портреты, пейзажи,  натюрморты. Сейчас многие из его работ – история, к примеру, - виды площади Искусств еще без аникушинского памятника, или изображения деревянных церквей Карелии.

*Источник:

М.Г. Малкин.  Самуил Федорович Коненков (02.09.1918 – 25.09.2000) / / Проблемы хранения и реставрации экспонатов в художественном музее.  Материалы научно-практического семинара 26-27 апреля 2006 года. СПб., 2006. С. 28-37.

 

   БАЗА ДАННЫХ: "Все реставраторы Русского музея"...

Copyright © 1997-2016 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...