Лого - Отдел реставрации Русского музея

Новости | Реставрация | Мастерские | Исследования | История | Контакты | Видео

Реставрация картины И.И. Машкова "Дама с контрабасом" в Русском музее

Реставрация картины И.И. Машкова "Дама с контрабасом" в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Удаление стойких подлаковых загрязнений, с лицевой поверхности картины "Дама с контрабасом" . 2017

Картина Ильи Ивановича Машкова (1881-1944) «Дама с контрабасом», 1915, холст, масло, 251 х 196 см, (Ж-10122) поступила в Русский музей в 1980 году из собрания известного ленинградского коллекционера С.А. Шустера (1934-1995).

Произведение очень востребовано на художественных выставках Русского музея как в России, так и за рубежом. Между выставками оно занимает достойное место в постоянной экспозиции корпуса Бенуа Русского музея.

Лучшие реставрационные работы года:

2016...>
2015...>
2014...>
2013...>
2012...>

Реставрация шедевров:

  Картина "Последний день Помпеи" Карла Брюллова ...>

  Серия картин "Смолянки" Дмитрия Левицкого...>

 Икона XIV века "Борис и Глеб"...>

  Реставрация тихвинских икон XVI века...>

 Реставрация Амвона 1533 г. из Новгородского Софийского собора...>

  Реставрация картины Г.И. Угрюмова "Архистратиг Михаил...>

  Реставрация скульптур Летнего сада...>

Что нового в отделе?...>

Выставка о реставрации экспонатов в Русском музее...>

Общий вид до реставрации. Общее загрязнение, шелушение красочного слоя, записи, сделанные без подведения грунта. 2017

«Дама с контрабасом» является полнофигурным портретом, на котором изображена вторая жена художника - Елена Федоровна Федорова.

В начале 2017 года во время реставрационного осмотра произведений живописи, планируемых для отправки на очередную выставку, в нижней части картины были обнаружены участки мелкосетчатого шелушения красочного слоя. Микроскопические отслоения складывались в отдельные участки тонких утрат и верхнего лессировочного лакового слоя. Авторская поверхность живописи очень сильно и неравномерно нагруженная красочным слоем имеет очень высокую «шершавую» фактуру.  К сожалению, со временем, она впитала в себя многослойные поверхностные загрязнения.

Ещё до поступления в Русский музей картина подвергалась реставрационному вмешательству. Однако сделано оно было довольно своеобразно. Так, некоторые тонировки были сделаны по утратам красочного слоя без подведения реставрационного грунта, а лаковый слой был нанесен прямо по въевшимся в фактурные мазки загрязнениям.

По решению Реставрационной комиссии Русского музея экспонат был передан в Отдел реставрации. Работа была поручена ведущему реставратору мастерской реставрации масляной живописи Ольге Клёновой.

После предварительного технологического исследования, холст был снят с деревянного подрамника и помещен на мраморный стол. Красочный слой и грунт были укреплены несколько раз водным раствором осетрового клея и отпрессованы. В результате этого были устранены также и многочисленные деформации холста. После этого, края авторского холста, имевшие значительные повреждения и прорывы были дублированы полосами высококачественного льняного бельгийского холста. Очень осторожно были постепенно удалены стойкие поверхностные загрязнения, расположенные на поверхности лака, после чего лаковое покрытие было послойно утоньшено. Затем, работы по удалению поверхностных загрязнений были продолжены. Поздние записи, изменившиеся в цвете и тоне были частично удалены при помощи стереомикроскопа, в отдельных местах - «расточены». Было решено использовать их в качестве основы под новые тонировки. В места утрат красочного слоя и грунта был подведен реставрационный грунт с имитацией фактуры красочного мазка. В настоящее время красочный слой покрыт тонким слоем даммарного лака. Всё готово для тонирования утрат красочного слоя. Эти работы будут завершены в ближайшее время.

Июль 2017 года

Работа продолжается...

 

Фрагмент поврежденных краёв авторского холста (до реставрации). 2017

Фрагмент красочного слоя с участками шелушения и осыпей. (до реставрации). 2017

Фрагмент красочного слоя с участками записей, сделанных без подведения реставрационного грунта в места утрат (до реставрации). 2017

Фрагмент красочного слоя с участками записей, сделанных без подведения реставрационного грунта в места утрат (до реставрации). 2017

После укрепления красочного слоя, удаления поверхностных загрязнений и подведения реставрационного грунта в места утрат. В левой верхней  половине временно оставлен контрольный участок красочного слоя со стойкими загрязнениями. 2017

Фрагмент в процессе удаления стойких поверхностных загрязнений. 2017

Фрагмент в процессе реставрации. В места утрат красочного слоя подведён реставрационный грунт. 2017

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта