Игнатий Андреевич Мазин (1876–1942) родился в селе Боярском, недалеко от
знаменитой деревни Курцево Нижегородской области. Ребёнком он был взят в семью Сидора Коновалова — одного из
потомственных курцевских мастеров. «Характер он имел добрый, мягкий, всегда
держался приветливо, словоохотлив не был, но шутку любил, — вспоминал об
Игнатии Мазине в своей книге «Городецкая роспись» А.Е. Коновалов. — Меня
всегда поражала лёгкость его характера и та же лёгкость в работе».
Наделённый от природы незаурядными способностями к живописи, Игнатий с
детства начал осваивать приёмы городецкой росписи. Работать он научился
смело, «машисто», свободно владел живописным мазком. Рано у него появилось
стремление писать ближе к натуре, чем это было характерно для большинства
красильщиков, привыкших к большой условности.
Писал он быстро и прямо кистью начинал без всякого предварительного
наброска. Брался за любой сюжет: огромные застолья, влюбленные парочки,
ярмарки, косцы и цыгане с медведями, охота и сельские школы. В своём
творчестве Игнатий Мазин был исключительно плодовит и неистощим на выдумки.
Одним из первых среди мастеров Игнатий стал писать сюжеты на тему деревни.
Главным моментом, уводящим его работы от декоративной условности обычной
городецкой росписи, является детальная разработка пейзажного фона. Натуре
этого мастера была свойственна любовь и к животным, и к птицам, которым он
также находит место в своих росписях.
В апреле 2017 года на очередном заседании Реставрационной комиссии Русского
музея было принято решение передать
рисунок "Праздник урожая", созданный мастером в 1935
году, в мастерскую реставрации
графики для проведения полного комплекса реставрационных работ перед экспонированием
на выставке «Народное искусство Нижегородского края» в Русском музее.
Эта сложная работа была поручена ведущему художнику-реставратору
Елене Иовлевой.
Состояние сохранности произведения на момент поступления в мастерскую
реставрации графики:
Лист находился в руинированном состоянии. Бумага «перегорела», потеряла
пластичность, стала хрупкой. Авторский лист был неравномерно покрыт слоем
лака. На листе имелось неравномерное пожелтение, загрязнение, потертость,
деформация. По всей поверхности листа располагались многочисленные
разнохарактерные пятна загрязнений, в т.ч. пятна и сгустки лака, брызги и
сгустки краски, следы экскрементов насекомых, следы затеков. По всей
поверхности листа имелись многочисленные жесткие изломы, глубокие царапины
лаковой пленки и красочного слоя, потертости красочного слоя; многочисленные
утраты красочного слоя и срывы бумаги на изображении и по краям листа,
многочисленный кракелюр, выкрошки красочного слоя в местах нанесения лака.
Многочисленные утраты бумаги были по краям листа и на изображении. Оборот
авторского листа имел неравномерное пожелтение, загрязнение, «затертость»,
обширные площади «перегоревшей» бумаги, сгустки клея, пятна проступившего с
лицевой стороны лака, многочисленные остатки бумажных монтировок,
реставрационных подклеек. На листе имелись надписи графитным карандашом,
синим карандашом, тушью.
После проведения технологических исследований были определены состав и
характер красочного слоя, бумаги-основы и лакового покрытия. В результате
микрохимических исследований установлено, что произведение покрыто масляным
лаком на основе спирторастворимой природной смолы. Краски состоят из
клеевого связующего (предположительно, желатинового) с добавкой красящих
пигментов.
В результате проведенного микроскопического исследования установлено, что
представленный образец картона состоит из хаотично расположенных:
¾ целлюлозных волокон древесины хвойных и лиственных пород;
¾ волокон льна;
¾ волокон хлопка.
Результат технологических исследований определил вид и последовательность
реставрационных мероприятий:
1. Обеспыливание при помощи мягкой кисти;
2. Механическая очистка с лицевой и оборотной стороны при помощи глазного
скальпеля и резиновой крошки;
3. Многократная промывка в спирте-ректификате до максимального удаления
лакового слоя и выведения загрязнений (желтизны).
4. Промывка на листах фильтровальной бумаги, смоченной дистиллированной
водой до полного вымывания желтизны;
5. В местах кракелюра и местах осыпания красочного слоя проведение
укрепления слоем КМЦ (клей метил-целлюлозный).
6. Укрепление изломов и разрывов, восполнение утрат.
7. Листы необходимо сдублировать на тонкую реставрационную бумагу, а затем
на ватман, провести прессование;
7. Тонировать места потертостей красочного слоя и восполнения утрат
акварельными красками, гуашью и акварельными карандашами.
Были выполнены следующие операции:
Прежде всего, лист был обеспылен мягкой кистью. Механически очищен резиновой
крошкой и скальпелем с лицевой стороны и оборота. Ватными тампонами,
смоченными спиртом-ректификатом (96%) удалены сгустки и наиболее плотные
слои лаковой пленки с лицевой и оборотной стороны. Проведена многократная
промывка в спирте-ректификате до максимального удаления лакового слоя и
выведения загрязнений (желтизны). Проведена многократная промывка
произведения без погружения на листах фильтровальной бумаги, смоченных
дистиллированной водой. В местах кракелюра и местах осыпания красочного слоя
было проведено укрепление раствором КМЦ. Изломы и разрывы укреплены, утраты
восполнены. Авторский лист сдублирован на тонкую реставрационную бумагу и
ватман. Лист отпрессован. Проведены необходимые тонировки акварелью, гуашью,
акварельными карандашами. Надписи с тыльной стороны перенесены на
дублировочную основу графитным карандашом.
В настоящее время работа полностью завершена. 21
декабря 2017 года в Русском музее открывается выставка
«Народное искусство Нижегородского края», где будет
экспонироваться и рисунок
Игнатия Андреевича Мазина "Праздник урожая".
25 ноября 2017 года
Дополнительно по теме:
О реставрации эскиза плаката В.В.
Лебедева (1891-1967) окна РОСТа художником-реставратором Русского музея
Еленой Иовлевой...>>>
О мастерской реставрации графических произведений
в Русском музее...>>>