Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео

Начинается второй этап реставрации картины М.В. Нестерова "Святая Русь"

Реставраторы Русского музея начинают проект "Реставрация картины М. Нестерова "Святая Русь" (2019)

Укрепление и прессование красочного слоя и грунта. 2019

Мы хотели бы рассказать Вам о том как идет реставрация знаменитой картины Михаила Васильевича Нестерова (1862-1942) "Святая Русь" (Ж-1850, размер 233 х 375 см) в Отделе реставрации масляной живописи Русского музея.

Как известно, реставрация началась 21 марта 2019 года.

Нажмите сюда, чтобы познакомиться  с краткой историей создания картины и отчетом о её состоянии сохранности до начала работ.

Лучшие работы отдела реставрации масляной живописи:

 К.П. Брюллов "Последний день Помпеи"...>

 Д. Доу "Портрет великого князя Михаила Павловича"...>

 В.А. Котарбинский "Оргия"...>

  Д.Г. Левицкий Серия картин "Смолянки"...>

 Г.И. Угрюмов "Архистратиг Михаил"...>

 Живописные плафоны и медальоны из Летнего дворца Петра I...>

 Г.К. Гроот "Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны"...>

 Г.К. Гроот "Портрет великого князя Петра Федоровича...>

 И.Лампи Старший "Портрет императрицы Екатерины II"...>

 В.А. Голике "Портрет императора Николая I"...>

 И.И. Бельский "Взятие Богоматери на небо...>

 М.В. Нестеров "Святая Русь...>
 

Реставраторы Русского музея начинают проект "Реставрация картины М. Нестерова "Святая Русь" (2019)

Локальное укрепление участков расслоения и приподнятостей красочного слоя. Реставратор Марат Дашкин. 2019 

На заседании Реставрационной комиссии Русского музея, состоявшемся в середине марта 2019 года, было принято решение о полной реставрации картины в связи давними хроническими проблемами, связанными, в первую очередь, с технологическими особенностями ее создания. Работу выполняют ведущие художники-реставраторы Отдела реставрации масляной живописи Службы реставрации музейных ценностей Марат Дашкин, Ольга Клёнова и Наталия Романова.

Несколько дней назад завершился первый этап реставрации.

Он включал в себя составление подробного описания состояния сохранности картины.

Затем, в течение нескольких дней специальный фотограф отдела реставрации делал съемку лицевой и тыльных сторон в прямом и в боковом освещении. Были сделаны снимки в высоком цифровом разрешении самых проблемных участков живописи.

После этого реставраторы совместно со специалистам из отделов технологических исследований и химико-биологических исследований изучали экспонат с помощью специального оборудования. Были проведены исследования в ультрафиолетовом и инфракрасном спектре излучения. Проблемные участки поверхности были визуально исследованы с помощью стереомикроскопа. Десятки микропроб грунта и красочного слоя были переданы для изучения в отдел химико-биологических исследований.

Реставрация началась с заклейки папиросной бумаги всех проблемных участков красочного слоя. Красочный слой был заклеен и вдоль краев. Затем, картина была перевернута тыльной стороной вверх и холст был аккуратно освобожден от гвоздей с помощью которых он был прикреплен к подрамнику. Затем, подрамник был снят и работа продолжалась с тыльной стороной. Старый подрамник, к сожалению, имеет трещины в шиповых соединениях, что делает невозможным поддержание нормального натяжения холста с помощью клинков. Ремонт, к сожалению, не сможет обеспечить достаточную прочность разрушенных шиповых соединений. Поэтому было принято решение изготовить новый раздвижной деревянный подрамник с клинками идентичный авторскому.

Авторские кромки достаточно ветхие, ранее они уже были продублированы полосами из льняного холста. К сожалению, из-за пересохшего деструктурированного реставрационного клея, они были не способны поддерживать нормальное натяжение картины. Именно это являлось причиной провисания холста и появления фалд в углах. С ослаблением натяжения холста были связаны и сильные деформации холста по изломам и кракелюру красочного слоя.

Для того, чтобы выровнять поверхность, устранить деформации холста и уложить в плоскость жесткий кракелюр и изломы, необходимо было обеспечить хорошее устойчивое натяжение картины.

Поэтому следующим шагом стало удаление этих поздних реставрационных кромок. Затем реставраторы убрали с тыльной стороны остатки старого жесткого деструктурированного клея, вызывающего дополнительное напряжение.

Затем, реставраторы приступили к длительной процедуре укрепления и прессования красочного слоя и грунта с глубинной пропиткой, чтобы восстановить нарушенную связь между красочными слоями, грунтом и холстом.

Картина была перевернута лицевой стороной вверх и зафиксирована на плоскости стола с помощью временных кромок из бумаги крафт. Растяжка должна была также способствовать устранению деформаций. Процесс укрепления был разбит на два этапа. На первом решалась проблема восстановления связи между красочным слоем и грунтом, а также между слоями авторской живописи. Работа велась осетровым клеем методом пропитки. На наиболее сложных участках применялось инъектирование и приглаживание шпателем. В результате укрепления вся поверхность была пропитана клеем и заклеена папиросной бумагой, после чего запрессована через фильтровальную бумагу и фланель, чтобы обезопасить авторскую фактуру.

Картина была выдержана под прессами в течении 7 дней для окончательного высушивания и стабилизации поверхности. В процессе прессования периодически заменялась фильтровальная бумага и фланель для более эффективного высушивания.

Затем укрепительная заклейка была удалена. Убедившись в эффективности проведенных мероприятий и восстановлении связи между слоями, реставраторы приступили к решению второй важной проблемы – укладке приподнятых изломов и кракелюра. Для этого использовался метод укрепления с распариванием через специальную реставрационную пленку с последующим выглаживанием и высушиванием поверхности. В клей при этом добавлялся специальный компонент, придающий пластичность красочному слою. Каждый укрепленный участок вновь запрессовывался.

Изучение картины в скользящем свете после укрепления показало, что проведенные мероприятия полностью решили поставленные задачи: красочный слой укреплен, связь между слоями восстановлена, деформации устранены, кракелюр и изломы полностью уложены. Это дало возможность приступить к работе с тыльной стороной и кромками для обеспечения возможности в дальнейшем осуществить необходимое натяжение картины на подрамнике.

Картина была перевернута тыльной стороной вверх и взята на растяжку. Поверхность авторского холста была очищена от загрязнений с помощью латексной крошки. На место старого небольшого прорыва поставлен реставрационный пластырь. Авторский холст по краям зашлифован. На предварительно подготовленную поверхность подведены реставрационные кромки из высококачественного бельгийского холста.

Картина вновь была перевернута лицевой стороной вверх и зафиксирована на столе с помощью временных бумажных кромок. Укрепительная заклейка удалена теплой водой. Далее начался долгий и кропотливый процесс удаления поверхностных загрязнений. Задача усложнялась тем, что авторская живопись местами очень фактурна и значительные устойчивые загрязнения находились в глубине авторских мазков. Особенно заметно это было на светлых участках живописи. Поэтому удаление загрязнений также состояло из двух этапов: удаление основного общего слоя загрязнений и довыборка стойких загрязнений из фактуры. После удаления всех загрязнений и проведения довыборки вся поверхность протерта чистыми влажными марлевыми тампонами и вытерта насухо.

После полного высыхания и стабилизации поверхности картина натянута на новый экспозиционный подрамник.

Далее картину ожидает серьезный комплекс работ, связанный с удалением записей, утоньшением и выравниванием лаковых слоев и восстановлением живописи в местах утрат.

 

7 июля 2019 года

Работа продолжается...

 

Проект реализуется
при поддержке ПАО «Газпром»

 

Реставраторы Русского музея начинают проект "Реставрация картины М. Нестерова "Святая Русь" (2019)

Процесс подведения клея в опасный участок приподнятостей  красочного слоя. Ранее этот фрагмент уже был заклеен папиросной бумагой, однако расслоения  красочного слоя продолжали прогрессировать. 2019 

Реставраторы Русского музея начинают проект "Реставрация картины М. Нестерова "Святая Русь" (2019)

Процесс подготовки к снятию картины с подрамника. Удаляются гвозди, которые держат холст. Реставратор Ольга Клёнова. 2019

Реставраторы Русского музея начинают проект "Реставрация картины М. Нестерова "Святая Русь" (2019)

Процесс подготовки к снятию картины с подрамника. Удаляются гвозди, которые держат холст. 2019

Реставраторы Русского музея начинают проект "Реставрация картины М. Нестерова "Святая Русь" (2019)

Процесс удаления остатков старого деструктированного клея, которым были приклеены реставрационные кромки из холста.

2019

Реставраторы Русского музея начинают проект "Реставрация картины М. Нестерова "Святая Русь" (2019)

Реставраторы укрепляют красочный слой и грунт. 2019

Реставраторы Русского музея начинают проект "Реставрация картины М. Нестерова "Святая Русь" (2019)

Зачистка тыльной стороны от стойких загрязнений. 2019

Реставраторы Русского музея начинают проект "Реставрация картины М. Нестерова "Святая Русь" (2019)

Дублирование новых кромок из льняного холста. 2019

Реставраторы Русского музея начинают проект "Реставрация картины М. Нестерова "Святая Русь" (2019)

Картина натянута на новый деревянный подрамник с помощью новых кромок из льняного холста. Тыльная сторона очищена от стойких загрязнений. 2019

Реставраторы Русского музея начинают проект "Реставрация картины М. Нестерова "Святая Русь" (2019)

Картина натянута на новый деревянный подрамник с помощью новых кромок из льняного холста. Тыльная сторона очищена от стойких загрязнений. 2019

Copyright © 1997-2019 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта