Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Реставрация картины М.В. Нестерова "Святая Русь" в Русском музее

Реставраторы Русского музея занимаются картиной М. Нестерова "Святая Русь" (2019)

Ведущие художники-реставраторы Наталия Романова (слева) и Ольга Клёнова проводят работы по укреплению красочного слоя и грунта. 2019

После шести месяцев сложной реставрации картина Михаила Васильевича Нестерова (1862-1942) "Святая Русь" (Ж-1850, размер 233 х 375 см) представлена посетителям Русского музея  на специальной "выставке одной картины" в Садовом вестибюле Михайловского дворца. Выставка продлится до 4 ноября 2019 года.

Лучшие работы Отдела реставрации масляной живописи:

 К.П. Брюллов "Последний день Помпеи"...>

 И.Лампи Старший "Портрет императрицы Екатерины II"...>

 Д. Доу "Портрет великого князя Михаила Павловича"...>

 В.А. Котарбинский "Оргия"...>

 М.В. Нестеров "Святая Русь...>

 Живописные плафоны и медальоны из Летнего дворца Петра I...>

 Г.К. Гроот "Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны"...>

  Д.Г. Левицкий Серия картин "Смолянки"...>

 Г.И. Угрюмов "Архистратиг Михаил"...>

 Г.К. Гроот "Портрет великого князя Петра Федоровича...>

 В.А. Голике "Портрет императора Николая I"...>

 И.И. Бельский "Взятие Богоматери на небо...>
 

Реставраторы Русского музея начинают проект "Реставрация картины М. Нестерова "Святая Русь" (2019)

Фрагмент до реставрации. Хорошо видны жесткие изломы красочного слоя и грунта с приподнятыми краями. 2019 

Сегодня мы хотели бы рассказать Вам об этом уникальном проекте.

Нажмите сюда, чтобы познакомиться  с краткой историей создания картины и отчетом о её состоянии сохранности до начала реставрации.

Работа началась 21 марта 2019 года. В этот день на первом заседании Реставрационной комиссии Русского музея было принято историческое решение о начале реставрации в связи давними хроническими проблемами этого полотна, связанными, в первую очередь, с технологическими особенностями его создания. Работу было поручено провести ведущим художникам-реставраторам Отдела реставрации масляной живописи Службы реставрации музейных ценностей Марату Дашкину, Ольге Клёновой и Наталии Романовой.

История создания картины непроста. Художник возвращался к ее написанию на протяжении шести лет, неоднократно менял композицию, цветовое решение, искал образы, переписывал целые фрагменты. Эти художественные поиски автора определили сложное техническое состояние живописи.  Протяженность по времени создания, и связанные с ней многослойность, отсутствие межслойных обработок, фактурные прописки по высохшему красочному слою, в конечном счете   привели к возникновению закономерных процессов нарушения связи между слоями.

Эти незаметные процессы проявлялись не сразу. Сначала возникали незаметные глазу мелкие очаговые отторжения одного слоя от другого. Естественные процессы старения вызывали развитие кракелюра – мелких трещинок красочного слоя.  Со временем в местах нарушения межслойных связей края кракелюра приподнимались.

В дальнейшем эти приподнятости приводили к мелким утратам верхнего слоя живописи, потерявшего связь с нижележащим красочным слоем и грунтом.

Периодически возникала необходимость проведения профилактических мероприятий по очаговому укреплению отслоений красочного слоя. Зачастую такое местное укрепление проводилось прямо на экспозиции.

Однако в результате длительных наблюдений стало понятно, что нарушение межслойных связей носит хронический характер и местными консервационными мерами эту проблему не решить. Картина требует комплексной реставрации.

Однако, чтобы приступить к такой реставрации, необходимо было обеспечить материально-техническую базу, так как реставрация большемерных произведений требует особых условий. Кроме того, учитывая сложное многослойное построение живописи, особых условий требовали и перемещение, и транспортировка картины. Обычно большемерные произведения перемещают, накатав их на временный вал. В данном случае это было невозможно, так как спровоцировало бы еще большее нарушение связей между слоями и могло повлечь за собой ухудшение состояния картины. В связи с этим музей принял исключительное решение проводить реставрацию в одном из расположенных рядом с экспонированием залов корпуса Бенуа Русского музея, где была оборудована и оснащена временная реставрационная мастерская.

После снятия со стены, картину вынули  из рамы и на специальных тележках переместили  к месту проведения работ без снятия с подрамника.

Тщательное изучение состояния картины с лицевой и тыльной стороны выявило следующие проблемы.

Авторский подрамник в процессе бытования рассохся, имел трещины по проушинам и сломы по шипам. Кроме того, он был сильно разбит на клинках. Но даже в таком состоянии не обеспечивал необходимое натяжение холста. Со временем это привело к образованию волнообразной деформации холста и появлению фалд по углам. Ранее на картине уже проводились реставрационные мероприятия. В частности, были подведены реставрационные кромки. Однако со временем реставрационный клей на кромках «перегорел», стал хрупким и связь с авторским холстом ослабла. Возникли участки отставания кромок от авторского холста. Авторские кромки были очень ветхие, неровные, с отверстиями и разрывами от гвоздей, которые являлись следствием прежних многочисленных перетяжек. Но в целом авторский холст был плотный, равномерный, и хотя имел незначительные следы прохождения масла на тыльную сторону, оставался прочной основой для живописи и в полной мере осуществлял свои функции.

На лицевой стороне по всей поверхности живописи имелся крупный грунтовый кракелюр, преимущественного горизонтального направления, местами переходящий в жесткие приподнятые изломы красочного слоя.  Наблюдалась деформация холста по кракелюру. Наиболее сильно кракелюр и изломы были выражены на изображении фигуры Христа.

Края кракелюра были приподняты, имели тенденцию к отставанию от основы и расслоению, в результате чего появились многочисленные сколы красочного слоя по краям. Имелись участки более мелкого сетчатого кракелюра с приподнятыми краями и участками расслоений. Связь красочного слоя с грунтом была нарушена. По краям имелись многочисленные участки точечных выкрошек, порошения.  По всей поверхности - участки отслоения красочного слоя от грунта и расслоения живописных слоев, и как результат - многочисленные утраты красочного слоя. Значительное повреждение красочного слоя наблюдалось в левом нижнем углу в районе подписи – где в результате расслоений появились значительные утраты красочного слоя (до 2 х 1 см), некоторые из которых были замастикованы и затонированы. Но тенденция дальнейшего расслоения сохранялась, о чем говорили приподнятые края даже замастикованных утрат.

Некоторые участки живописи находились  под профилактическими заклейками, под которыми также просматривались отставания красочного слоя и утраты верхних слоев живописи. В основном, они были сконцентрированы вдоль нижнего края. Имелись старые реставрационные тонировки, частично сделанные без подведения грунта. Лак - неравномерный, слегка пожелтел, со следами разложения и прожухания. На изображении рукава Христа - имелся крупный желтый потек лака, более мелкие лаковые затеки и желтые сгустки располагались в фактуре живописи. На отдельных участках в фактуре имелись следы остатков реставрационного клея. По краям по всему периметру - фрагменты очень старой бумаги, которая в результате старения клея приобрела коричневый цвет.

В результате тщательного осмотра и проведенных технологических исследований были сделаны следующие выводы:

Для того, чтобы выровнить поверхность, устранить деформации и уложить в плоскость жесткий кракелюр и изломы, необходимо было обеспечить хорошее устойчивое натяжение картины. Для этого надо было удалить старые реставрационные кромки, убрать с тыльной стороны остатки старого жесткого деструктурированного клея, вызывающего дополнительное напряжение и подвести новые реставрационные кромки по современной технологии, использующей более щадящие и пластичные материалы. Изготовить новый экспозиционный подрамник.

Ввиду того, что авторская живопись - многослойная, местами фактурная, с недостаточной межслойной обработкой и была выполнена художником, к сожалению, с технологическими нарушениями, связь между слоями стала плохая. В результате этого наблюдалась сильное расслоение красочного слоя по краям изломов и кракелюра, приводящее к утратам красочного слоя. Этот процесс стал в какой-то момент хроническим, о чем говорили и уже имеющиеся утраты красочного слоя, и разновременные профилактические заклейки, сделанные ранее во время консервационных мероприятий и преследующие цель укрепить аварийные участки.

Эти мероприятия, вероятно, проводились по факту появления отдельных очагов расслоения и утрат и комплексно не могли в принципе решить нарастающую хроническую проблему. Стало ясно, что если сейчас не решить эту проблему комплексно, тенденция к расслоению слоев будет прогрессировать. Это неминуемо приведёт к появлению новых утрат живописи. Необходимо было провести  полное укрепление всей поверхности красочного слоя и грунта с глубинной пропиткой и отпрессовкой, чтобы восстановить нарушенную связь между красочными слоями грунтом и основой, уложить края кракелюра и устранить деформации.

Наличие на поверхности картины старых желтых профилактических заклеек, затеков лака, сгустков реставрационного клея и старых загрязнений  в фактуре живописи, сильно ухудшали художественное восприятие картины, разрушая живописный строй и авторский колорит. Частично прожухшее лаковое покрытие приглушало авторское тональное решение. Для достижения наиболее полноценного восприятия авторской живописи необходимо было удалить все поверхностные поздние наслоения и загрязнения, восстановить прозрачность авторской лаковой пленки.

Необходимо было удалить старые реставрационные тонировки и записи, которые зачастую носили условный характер и отличались от авторской живописи по тону и цвету. Необходимо было удалить также старые реставрационные мастиковки, поскольку они были сделаны без учета авторской фактуры и сильно выделялись на поверхности живописи. В места утрат красочного слоя, включая участки мелких выпорашиваний по краям, необходимо было подвести реставрационный грунт с имитацией авторской фактуры и сделать живописное восполнение утраченного красочного слоя. 

Реставрация началась с профилактического укрепления аварийных участков живописи. Под старые профилактические заклейки был дополнительно подведен укрепительный состав методом инъектирования. По периметру картины вдоль сгибов была сделана профилактическая заклейка, предохраняющая красочный слой при работе с кромками, после чего стало возможным приступить к снятию холста с подрамника.

С кромок картины, предварительно перевернутой тыльной стороной вверх, осторожно вынуты гвозди, фиксирующие холст к подрамнику. Кромки слегка разогнуты и подрамник удален с картины. Проведено обеспыливание тыльной стороны, удалены загрязнения, скопившееся под планками подрамника. Для старых реставрационных кромок был использован очень толстый холст, который мог отпечататься при укреплении и отпрессовке с лицевой стороны. Поэтому необходимо было в первую очередь их удалить. Старые реставрационные кромки были окончательно разогнуты, разглажены и отпрессованы. Произведено их удаление по всему периметру.

После этого на поверхности авторского холста осталось большое количество старого, карамелизированного, пересохшего реставрационного клея. Удаление остатков клея проводилось механически, скальпелем, с применением специального размолаживающего состава. Толщина клея была так велика, что приходилось работать постепенно, размягчая и удаляя слой за слоем. Таким образом был очищен весь периметр авторского холста.

Для проведения укрепления красочного слоя необходимо перевернуть картину лицевой стороной вверх без подрамника. Обычно для переворачивания большемерных картин используют вал, но в данном случае этот способ не подходил. Толстый красочный слой с тенденцией к расслоению мог просто сломаться. Необходимо было перевернуть картину, сохраняя ее в плоскости, избегая провисаний и колебаний холста. Для этой сложной операции был специально подготовлен рабочий планшет, на который картина была закреплена на авторских кромках с помощью скоб и дополнительно прижата с лицевой стороны полосами мягкой ткани. Таким образом при переворачивании холст был как бы «примагничен» к плоскости планшета и предохранен от колебаний.

Картина была перевернута лицевой стороной вверх и зафиксирована на плоскости стола с помощью временных кромок из бумаги крафт. Растяжка должна была также способствовать устранению деформаций. Процесс укрепления был разбит на два этапа. На первом решалась проблема восстановления связи между красочным слоем и грунтом, а также между слоями авторской живописи. Работа велась осетровым клеем методом пропитки.

На наиболее сложных участках применялось инъектирование и приглаживание шпателем. В результате укрепления вся поверхность была пропитана клеем и заклеена папиросной бумагой, после чего запрессована через фильтровальную бумагу и фланель, чтобы обезопасить авторскую фактуру. В течении семи дней картина была выдержана под прессами, что обеспечило ее медленное высушивание и стабилизацию поверхности. Для более эффективного высушивания в процессе прессования несколько раз заменялась фильтровальная бумага и фланель.

Затем укрепительная заклейка была удалена и произведен осмотр живописи с использованием направленного косого света, который хорошо выявляет все приподнятости. Убедившись в эффективности проведенных мероприятий и в восстановлении связи между слоями, реставраторы приступили к решению второй важной проблемы – укладке приподнятых краев изломов и кракелюра. Для этого использовался метод укрепления с распариванием через специальную реставрационную пленку с последующим выглаживанием и высушиванием поверхности. В клей добавлялся специальный компонент, придающий пластичность красочному слою.  Каждый укрепленный участок вновь запрессовывался. Длительное прессование должно было способствовать «запоминанию» красочным слоем и холстом достигнутого результата.

Изучение картины в скользящем свете после укрепления показало, что проведенные мероприятия полностью решили поставленные задачи: красочный слой укреплен, связь между слоями восстановлена, деформации устранены, кракелюр и изломы полностью уложены.  Это дало возможность приступить к работе с тыльной стороной и кромками для обеспечения возможности в дальнейшем осуществить необходимое натяжение картины на подрамнике.

Картина вновь с помощью рабочего планшета перевернута тыльной стороной вверх и взята на растяжку. Въевшиеся пылевые загрязнения с тыльной стороны холста удалялись с помощью латексной крошки.

У верхнего края имелось старое небольшое повреждение авторского холста – фигурный прорыв 1.5 х 1,5 см с зафиксированными встык краями. Для дополнительного усиления на место старого прорыва поставлен реставрационный пластырь.  Авторский холст по краям зашлифован по всему периметру и на  предварительно подготовленную поверхность подведены реставрационные кромки из высококачественного бельгийского холста.

Поскольку картина имеет большой размер, то для снятия укрепительной заклейки с лицевой стороны и последующего удаления поверхностных загрязнений с живописи, полотно вновь перевернуто лицевой стороной вверх и зафиксировано на столе с помощью временных бумажных кромок. Это необходимо было сделать и для того, чтобы работать с холстом на твердом ровном основании, не вызывая колебаний, которые могли бы спровоцировать возвратный кракелюр. После удаления папиросной бумаги начался долгий и кропотливый процесс промывки от поверхностных загрязнений. Задача усложнялась тем, что авторская живопись местами очень фактурна и значительные устойчивые загрязнения находились в глубине авторских мазков. Особенно заметно это было на светлых участках живописи. Поэтому удаление загрязнений также состояло из двух этапов  удаление основного общего слоя загрязнений и довыборка стойких загрязнений из фактуры.

После удаления всех загрязнений и проведения довыборки вся поверхность протерта чистыми влажными марлевыми тампонами и вытерта насухо. После полного высыхания и стабилизации поверхности картина натянута на новый экспозиционный подрамник. В соответствии с планом работы в места утрат живописи подведен реставрационный грунт с имитацией фактуры авторских мазков. Выполнена регенерация лаковой пленки для того, чтобы выявить ее неравномерность, толщину, наличие сгустков и потеков. Кроме того, регенерация лака призвана облегчить последующую работу по удалению поздних записей.  

Предварительное исследование поверхности живописи в УФ-лучах выявило наличие большого количества поздних переписок. Учитывая, что художник неоднократно в течении нескольких лет возвращался к работе над полотном, можно предположить, что большинство  поздних переписок принадлежат автору и являются неотъемлемой частью окончательного авторского замысла.

Дополнительные исследования под микроскопом и с применением портативного энергодисперсионного рентген-флуоресцентного спектрометрического анализатора позволили обьективно отделить авторские переписки от поздних записей, которые и были удалены.

После определения состава лака с помощью химического анализа, была выбрана методика по его утоньшению и выравниванию. Работа с лаком проводилась под постоянным контролем в УФ лучах. Сгустки лака в фактуре и потеки удалялись механически с предварительным размолаживанием по методу Петтенкофера.

Завершающим этапом работы по проведению комплексной реставрации стало восполнение живописи в местах утрат авторского красочного слоя. По предварительно нанесенному и просушенному слою реставрационного лака было выполнено тонирование профессиональными масляными художественными красками по реставрационному грунту в пределах утрат. При тонировании учитывался оптический блеск поверхности, авторская фактура и манера нанесения краски, цветовой колорит живописи. После высыхания тонировок на поверхность красочного слоя был нанесен защитный слой реставрационного лака.

В результате проведенных мероприятий были решены все поставленные перед реставраторами задачи. Остановлен и стабилизирован хронический процесс расслоения живописных слоев, красочный слой укреплен, уложены приподнятые края изломов и кракелюра. Устранены деформации основы. Подведенные заново реставрационные кромки и натяжка на новый качественный подрамник обеспечили оптимальное  натяжение холста, минимизировав реакцию основы на возможные колебания температурно-влажностного режима. С поверхности живописи удалены все поздние наслоения – записи, загрязнения, сгустки лака, остатки старых реставрационных заклеек и реставрационного клея, что позволило раскрыть истинный авторский колорит картины.

Проведенные реставрационные мероприятия позволили не только обеспечить дальнейшее стабильное состояние и сохранность произведения, но и вернуть картине первоначальное авторское цветовое звучание и целостность восприятия.

8 октября 2019 года работа была завершена и принята на Реставрационной комиссии Русского музея. Было отмечено высокое качество проведенной реставрации.

PS: Редакцией газеты "The Art Newspaper Russia" реставрация этой работы была номинирована на премию за 2019 год в разделе "Реставрация года" (Long List).

Проект был реализован
при поддержке ПАО
«Газпром»

 

Реставраторы Русского музея начинают проект "Реставрация картины М. Нестерова "Святая Русь" (2019)

Начало реставрации. Из-за неудовлетворительного состояния сохранности красочного слоя было решено проводить работы не в Отделе реставрации, а оборудовать реставрационную мастерскую в экспозиционном зале No. 86 корпуса Бенуа, который расположен рядом с местом экспонирования картины. 2019

Фото: ПАО "Газпром"

Реставраторы Русского музея начинают проект "Реставрация картины М. Нестерова "Святая Русь" (2019)

Локальное укрепление участков расслоения и приподнятостей красочного слоя. Реставратор Марат Дашкин. 2019 

Реставраторы Русского музея начинают проект "Реставрация картины М. Нестерова "Святая Русь" (2019)

Процесс подведения клея в опасный участок приподнятостей  красочного слоя. Ранее этот фрагмент уже был заклеен папиросной бумагой, однако расслоения  красочного слоя продолжали прогрессировать. 2019 

Реставраторы Русского музея начинают проект "Реставрация картины М. Нестерова "Святая Русь" (2019)

Процесс удаления остатков старого деструктированного клея, которым были приклеены реставрационные кромки из холста.

2019

Реставраторы Русского музея начинают проект "Реставрация картины М. Нестерова "Святая Русь" (2019)

Реставраторы укрепляют красочный слой и грунт. 2019

Реставраторы Русского музея начинают проект "Реставрация картины М. Нестерова "Святая Русь" (2019)

Зачистка тыльной стороны от стойких загрязнений. 2019

Реставраторы Русского музея начинают проект "Реставрация картины М. Нестерова "Святая Русь" (2019)

Дублирование новых кромок из льняного холста. 2019

Реставраторы Русского музея начинают проект "Реставрация картины М. Нестерова "Святая Русь" (2019)

Картина натянута на новый деревянный подрамник с помощью новых кромок из льняного холста. Тыльная сторона очищена от стойких загрязнений. 2019

Реставраторы Русского музея начинают проект "Реставрация картины М. Нестерова "Святая Русь" (2019)

Завершающая стадия работы - тонирование утрат красочного слоя. 2019

Реставраторы Русского музея начинают проект "Реставрация картины М. Нестерова "Святая Русь" (2019)

Торжественное открытие выставки, посвященной реставрации картины М. Нестерова "Святая Русь" в залах Садового вестибюля Михайловского дворца. Выступает художник-реставратор Наталия Романова. 2019

Реставраторы Русского музея начинают проект "Реставрация картины М. Нестерова "Святая Русь" (2019)

Выставка, посвященная итогам реставрации картины М. Нестерова "Святая Русь" в залах Садового вестибюля Михайловского дворца. 2019

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта