Лого - Отдел реставрации Русского музея

Новости | Реставрация | Мастерские | Исследования | История | Контакты | Видео I

Е.Я. Богуславская "Реставратор древнерусской живописи Николай Васильевич Перцев"

Санкт-Петербург 1991 год

"Николай Васильевич ПЕРЦЕВ (1902-1981) -
реставратор древнерусской живописи"*

И.Я. Богуславская
Заведующая отделом народного искусства
Государственного Русского музея

Н.И. Перцев - реставратор древнерусской живописи \ Мастерская реставрации икон в Русском музее | Реставрация древнерусской живописи | Ирма Васильевна Ярыгина, Николай Васильевич Перцев, Инокентий Петрович Ярославцев, 1970-е

Н.В. Перцев за работой в мастерской реставрации древнерусской живописи Русского музея. 1960-е.

Николай Васильевич Перцев за свою долгую творческую жизнь художника-реставратора открыл и сохранил для отечественной культуры немало произведений искусства. В этом можно убедиться, перелистав каталог его реставрационных работ. В ряде случаев ценнейшие памятники были спасены буквально его руками. Как своего рода «скорая помощь» работал он в 1950 - 1960-е годы по укреплению фресковой живописи в Новгороде и Ярославле; время десяти летних отпусков вместе с учениками и коллегами отдал спасению находившихся в аварийном состоянии фресок Софийского собора в Вологде. Им найдено в экспедициях и раскрыто немало уникальных икон, находящихся ныне в экспозиции Русского музея.

За огромной практической работой Перцева стоит не только мастерство реставратора, но также поиск ума и сердца. Он вдумчиво, со всех сторон изучал каждый предмет, попавший в, руки. Наблюдения, технологические особенности, эмоциональное переживание памятника давали пищу для обобщений, создавали багаж вещеведа, знатока музейных ценностей, без которого не может быть подлинного музейного работника и реставратора. В каждом произведении Перцев старался увидеть его творца, сопереживал его замыслу, стремился постичь образный смысл, с наименьшим вторжением в памятник сохранить его авторскую природу. Такое бережное отношение к подлинности произведения искусства, будь то картина, икона, монументальная живопись или предмет прикладного искусства, привили ему еще в ранней юности учителя, и этим принципам он оставался верен всю жизнь.

Н.В. Перцев родился 17 декабря 1902 года в Ярославле. Уже сам город с обилием памятников архитектуры и искусства во многом определил целенаправленность его будущих интересов. С детства Николай Васильевич рисовал улицы и здания города, увлечение живописью осталось на всю жизнь. Отец, Василий Александрович Перцев, был краеведом, собирателем, музейным работником. В 1924 году пришел работать в музей и Н.В. Перцев. Большую школу музейного дела дало ему участие в вывозе и регистрации художественных ценностей из бывших имений и закрывавшихся монастырей и церквей.

В Ярославле началась и деятельность Перцева-реставратора. С 1928 по 1930 год он работал в Ярославском отделении ЦГРМ (Центральных государственных реставрационных мастерских), а после их ликвидации, в октябре 1930 года, в Ярославском отделении Ивановского областного музея. Его личность реставратора и музейного работника формировалась в общении с учителями — Н. Г. Первухиным, А. И. Анисимовым, И. А. Тихомировым, Н. И. Брягиным. Но если Анисимов и Первухин способствовали расширению общих знаний истории и искусства, в частности, древнерусского, то Тихомиров и Брягин были непосредственными наставниками в первых реставрационных работах. Под руководством Тихомирова Перцев осваивал обмеры и практику реставрации памятников архитектуры. Найденные недавно в архиве Ярославского Художественного музея письма Перцева к Тихомирову из Углича от августа 1928 и 1929 годов показывают увлеченность ученика своим делом, тщательность и аккуратность в производимых работах по сохранению памятников архитектуры, наблюдательность, организационные способности, умение находить контакты с рабочими-исполнителями.

Николай Васильевич Перцев и учитель по реставрации икон Брягин

Н.И. Перцев, И.И. Князев и Н.И. Брягин  1928 г.

Н.И. Брягин учил Перцева укреплению и расчистке икон. Под его наблюдением и руководством выполнялись сложные работы по снятию со стен фресок из церквей Ярославля, предназначенных па снос. Позднее к плеяде своих учителей Перцев причислял Ф. А. Каликина. Их профессиональные и дружеские контакты продолжались с 1930-х годов вплоть до кончины Федора Антоновича в 1971 году.

В 1931 году Перцев переехал в Ленинград, с которым связал всю свою дальнейшую жизнь. Проработав несколько лет в разных отделах Русского музея, он в 1936 году перешел в Инспекцию по охране памятников, а в 1938 году начал работу по реставрации произведений монументальной живописи в Ленинграде и пригородах. Одной из первых крупных работ Перцева и руководимой им бригады живописцев-реставраторов была реставрация огромного плафона Д. Валерьяни в Растреллиевском зале Строгановского дворца, вызванная протечкой кровли. Работы в Таврическом дворце были прерваны Великой Отечественной войной.

В ноябре 1945 года по ходатайству начальника Инспекции по охране памятников Ленинграда Н. Н. Белехова Перцев был демобилизован и вместе с Белеховым и архитектором К. Д. Халтуриным включился в огромную работу по восстановлению разрушенных войной памятников архитектуры Ленинграда. Вместе с бригадой живописцев Перцев возрождал монументальные росписи в залах Русского музея и Эрмитажа, Главного штаба, многих дворцов и особняков. За 1940 - 1950-е годы они укрепили, восстановили, а подчас и воссоздали многие квадратные метры декоративных росписей. Так, был заново написан плафон Белого зала Шуваловского дворца на набережной Фонтанки. Начались работы по спасению уникальной» живописи Исаакиевского собора. Однако гонения на ленинградскую интеллигенцию в 1950-е годы не миновали и Перцева. Клеветническая статья в местной газете вынудила его уехать из города. Вместе со своим учеником С. Ф. Коненковым Перцев в это время работал в Ярославле, укрепляя находившиеся в аварийном состоянии фрески и иконы Спасо-Преображенского собора и церквей Иоанна Предтечи в Толчкове, Ильи Пророка и других. Тогда же его неоднократно привлекали для укрепления фресок в новгородских храмах.

Художники-реставраторы иконописи Русского музея С.Ф. Коненков и Н.В. Перцев | Реставрация икон в Отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Художники-реставраторы (слева-направо) Н.В. Перцев и С.Ф. Конёнков за работой в мастерской реставрации древнерусской живописи в Русском музее. 1960-е

В феврале 1954 года Перцев вернулся в Ленинград, приглашенный руководить возрождаемой в Русском музее реставрационной мастерской древнерусской живописи. С этого времени реставрация произведений древнерусского искусства (икон и фресок) становится главным делом его жизни. Перцев возродил экспедиции по сбору памятников на местах, раскрывал и укреплял иконы, изучал наиболее древние из них, обучал реставрации, помогал многим музеям страны в консервации и возрождении произведений; десять лет отдал спасению погибавшей живописи Софийского собора в Вологде, здесь же в 1968 году основал мастерскую по реставрации икон. Он всегда живо откликался на просьбы о консультациях, за которыми часто обращались и реставраторы, и музейные сотрудники.

Перцева отличала не просто преданность, но органическая привязанность к своему делу. Он не смотрел на реставрацию как на средство получения заработка, хотя крайне низкие оклады, которые он получал в Русском музее, вынуждали постоянно заниматься сверхурочными работами. Но выполнялись они также на высоком профессиональном уровне и с соответствующей научной и реставрационной документацией, которой он всегда придавал большое значение.

В то время реставрационной науке нигде не учили, навыки передавались из рук в руки, от опытного мастера к молодому в практической работе. Так учился он сам, так же учил других. Уже в начале 1970-х годов, когда создавали факультет реставрации в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, Перцева приглашали не только организовать и вести курс, но и заведовать кафедрой. Но понимая всю ответственность этого дела, свой уже солидный возраст и необходимость по существу овладении, новой профессией лектора и специалиста-теоретика, он отказался.

Мастерская реставрации икон в Русском музее | Реставрация древнерусской живописи | Ирма Васильевна Ярыгина, Николай Васильевич Перцев, Инокентий Петрович Ярославцев, 1970-е

Мастерская реставрации древнерусской живописи Русского музея.  Художники-реставраторы (слева-направо) И.П. Ярославцев, Н.В. Перцев и И.В. Ярыгина за работой. 1960-е гг.

Перцев не был книжным или кабинетным специалистом. Его высокий профессионализм вырос в практической работе. Он постоянно искал способы усовершенствования реставрации, немало сделал для обогащения ее методов и практических приемов. Перечень выполненного им разнообразен по материалам (живопись маслом; декоративные росписи — масляные, клеевые, темперные; фрески, иконы, деревянная скульптура) и огромен по количеству памятников. <….> Перцев относился к реставрации как к науке. Не только в плане ее технической оснащенности и контактов с физикой и химией, хотя нужно подчеркнуть, что именно с его приходом в Русский музей здесь уже в 1950-е годы появились рентгеноустановка, бинокулярные лупы и микроскоп, новые растворители, стали применяться инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Все это он считал необходимым использовать. Но Перцев рассматривал реставрацию как науку и в плане бесконечности ее пути к истине, считал, что главная задача — консервация, обеспечение сохранности и дальнейшей жизни памятника, а поэтому желательно минимальное вторжение в него. В записной книжке Перцева выписаны два изречения, которые служили как бы «кредо» в работе. Первое принадлежит Фридриху Энгельсу: «Уважение к древности есть признак истинного просвещения». Второе — Клоду Бернару: «Подлинная наука учит нас сомневаться и при недостатке знаний воздерживаться». Понимая ограниченность во времени любых работ, он уповал на будущее развитие реставрационного дела как науки и потому не считал возможным фундаментально реставрировать особенно древнейшие памятники, если сегодня для этого не было достаточных оснований.

Перцев не был догматиком, умел переоценивать ценности, критически относиться к своим собственным работам. Уже в конце жизни он с горечью говорил, что многое теперь выполнил бы иначе, с учетом нового времени, появившихся научных достижений. Но в то же время все больше распространявшаяся практика воссоздания памятников вызывала в нем активное неприятие и протест и заставила сформулировать принципы реставрации древних произведений. Он не любил вспоминать свою работу по реставрации и воссозданию декоративных росписей в памятниках архитектуры в послевоенное время и, можно сказать, перечеркнул этот период своей деятельности. В то время как многие памятники гибли от небрежения и отсутствия необходимых консервационных работ, он считал бесхозяйственным разбазариванием государственных средств и безнравственностью увлечение «новоделами».

В последние годы Перцева особенно волновали проблемы теории реставрации и ее методики. В специальной статье он обосновывал необходимость бережного отношения к подлинности произведения, внутренней дисциплины и культуры в работе реставратора. К сожалению, статья вышла из печати после смерти автора. Перцев скончался 18 марта 1981 года. На его рабочем столе остались незавершенными две иконы. В личном архиве есть несколько рукописей по теории и практике реставрационных работ, которые не утратили своей актуальности.

 

Источник:

И. Я. Богуславская Николай Васильевич Перцев (1902-1981). Вступительная статья. Каталог реставрационных работ. Составление и общая редакция И.Я. Богуславской. СПБ. 1991. С.5-8

 

   БАЗА ДАННЫХ: "Все реставраторы Русского музея"...

Copyright © 1997-2016 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...