Лого - Отдел реставрации Русского музея

Новости | Реставрация | Мастерские | Исследования | История | Контакты | Видео I

Н.П. Голенкевич "Н.В. Перцев - художник"

Вологда, 1987

"Н.В. Перцев - художник"* 
      
Нина Павловна Голенкевич
Старший научный сотрудник Ярославского художественного музея 

Творческое наследие Николая Васильевича Перцева - реставратора, музейного работника, исследователя, педагога - обширно, но во всей полноте творческий потенциал этого человека раскрывается при знакомстве с его художественным наследием. Перцев-художник прошел путь от начала века до наших дней, оставив после себя более пятисот произведений живописи и графики. Выступая на открытии своей выставки в Ярославле в 1978 году, он сказал: "Хотя моя основная профессия - реставрация древнерусского искусства, живопись никогда не была для меня, как принято говорить, "хобби". Она всегда была средством самовыражения, создания художественных образов"(1). 

Какой бы работой Николай Васильевич ни занимался, живопись всегда оставалась в его жизни. Живопись помогает проследить развитие творческой личности Перцева, в ней воплощается его духовный портрет. 

Обстановка, которая окружала Николая Васильевича с детских лет, в значительной мере способствовала развитию его будущих интересов. В доме Перцевых естественно и органично жили произведения искусства. Их собирал отец, Василий Александрович Перцев (1863 - 1940), археолог-практик, исследователь местной культуры, отдавший последние годы своей жизни музейной работе. Через него с детства Николай Васильевич мог соприкасаться с художественной средой, быть в курсе художественных событий Ярославля. Нельзя не отметить, что именно с начала XX века Ярославль начинает проявлять значительный интерес к вопросам искусства, именно в это время начинают проводиться регулярные выставки, вырастает первая плеяда ярославских художников-профессионалов, прошедших школу художественных учебных заведений Москвы и Петербурга. В 1908 году их силами и любителями изобразительного искусства создается Ярославское художественное общество, предпринимаются первые шаги в деле создания будущей картинной галереи. Вся атмосфера, интересы, которыми жили и люди старшего поколения, и молодежь, частично воссоздают воспоминания Ольги Постниковой, современницы Николая Васильевича: "Воскресенье. Яркий, майский солнечный день. Отец уже с утра побывал на выставке. Он восторженно рассказывает нам об успехах художественной молодежи... В доме поднимается шум, беготня, одеваемся в лучшие наряды и всей молодой ватагой... мчимся на выставку"(2).

Путь Перцева в искусство начался с живописи. В работах периода 1916 - начала 1920-х годов юный художник еще всецело следует за натурой. Постигая язык и законы живописи, он воссоздает интерьер своей комнаты, пишет постановочные натюрморты, в этюдах стремится запечатлеть уголки Ярославля и его окрестности. Первые творческие шаги робки и привлекают наше внимание как лиц, пристально изучающих наследие, но стабильность, которую можно отметить в занятиях живописью, уже предопределяют интересы и будущее автора работ. 

События художественной жизни Ярославля послереволюционных лет неординарны. В результате белогвардейского мятежа 1918 года две трети города с ценнейшими памятниками XVI - XIX веков были разрушены. В Ярославль приезжают крупнейшие специалисты в области архитектуры, реставрационного дела, искусствоведы, художники, которые вместе с местными художественными силами решают и претворяют в жизнь проблемы сохранения культурного наследия, музейного строительства, реставрации. Эти события не могли пройти мимо Перцева. С 1924 года он сам становится непосредственным участником этой сферы деятельности в качестве сотрудника Ярославского губернского музея. Здесь, как впоследствии напишет сам Николай Васильевич, он впервые соприкоснулся с произведениями древнерусского искусства, в общении с А.И. Анисимовым, Н.Г. Первухиным, Г.О. Чириковым, М.И. Тюлиным, Н.И. Брягиным и другими приобретал знания, здесь воспитался глубокий интерес к музейной работе(3). Ярославский период сыграл огромную роль в формировании Перцева-музейщика и реставратора, но в данный момент нас интересует судьба Перцева-художника. 

Обстановка, с которой соприкоснулся Николай Васильевич в музее, во многом способствовала развитию его собственного творчества. Сохранилось около двадцати живописных работ, созданных в 1924 - 1925 годах. Директор музея Нил Григорьевич Первухин, хранитель галереи Александр Иванович Малыгин мыслили музей как художественный центр города. Именно на базе музея в те годы создавались художественные объединения, при музее была создана изостудия, где шли занятия по рисунку и работа с натурой. В 1925 году Н.В. Перцев становится членом Ярославского филиала (.) Основу творческого объединения составляли сотрудники музея, преподаватели, выпускники и учащиеся Ярославского художественно-педагогического техникума, художники и любители изобразительного искусства Ярославля. Собственными силами была отремонтирована и оборудована комната в здании картинной галереи, гле по вечерам проводились занятия. Повышение своего мастерства члены объединения считали одной из главных задач и уделяли этому особое внимание. Именно в этот период Перцевым были написаны: "Портрет отца" (1925), этюд "Осень" (1925), "Ярмарка в Ярославле" (1925) и др. В 1928 году Перцев - член Общества работников изобразительных искусств. Во вступительной статье к каталогу 2-й выставки объединения мы впервые встречаем оценку творчества Николая Васильевича, вернее, определение характера его творчества. Его имя упоминается в ряду художников, которых автор относит к "последователям течений французской живописи последних десятилетий"(5). Работы этого времени насыщены по колориту, многие написаны в импрессионистической манере, но обладают камерным, лирическим характером. Обращение к ведущим направлениям западноевропейской живописи не было для автора фрагментарным. От импрессионизма через постимпрессионизм к экспрессионизму — это поэтапные шаги на пути освоения языка живописи, ее возможностей. Опыт работы с музейными вещами, практика реставрации, кругозор помогают художнику уже на ранних стадиях творческого пути создавать образы, адекватные его мироощущению.

Ярославский период для Н.В. Перцева - это начальный период формирования его личности, но личности многогранной, универсальной. Эта многогранность, еще раз хочется подчеркнуть, была обусловлена временем, атмосферой, в которой жил и работал Николай Васильевич Перцев, влиянием людей широкого творческого диапазона, которые стояли у истоков новой культуры в Ярославле.

На протяжении 1920 - 1930-х годов художник постоянно меняет свои привязанности, его увлекают разные живописные направления, он пробует работать с разными материалами и в разных техниках. Наряду с масляной живописью он работает акварелью, цветными карандашами, тушью, создавая как живописные, так и графические работы. Жанровый диапазон также широк; пейзажи, портреты, натюрморты, свободные композиции. В этой широте прочитывается не подражание, а стремление через путь познания обрести свободу. "Фабрика" (1933), "Бег" (1933), "Совхоз Орлино" (1933), "Купальщица" (1934) и другие произведения, созданные в начале 1930-х годов, при всей стилевой разности едины в своем эмоциональном строе. Свободное владение материалом, колористическая собранность, согласованность цветовой насыщенности с динамичностью мазка говорят о профессиональном мастерстве.

В этих произведениях есть синтез и обобщение, их образы многозначны и обобщающи. В авторе произведений угадывается художник ищущий, способный трансформировать реальность, создавать ассоциативные импровизации.

С 1931 года Н.В. Перцев живет в Ленинграде. Он чутко впитывает атмосферу города, его эстетику. Классическая архитектура, гармония Ленинграда способствуют формированию художника камерного, тонкого. Таким Перцев предстает в произведениях, посвященных городу на Неве. Эти пейзажи можно объединить в серию, они создавались автором с конца тридцатых вплоть до начала шестидесятых годов. Среди них - "Ленинград, Площадь искусств" (1939), "Чернышев мост" (1945), "У Тучкова моста" (1948), "Сумерки. Ленинград" (1950) и др. Здесь автор отказывается от цветовой насыщенности, высокий стиль Ленинграда сообщил его произведениям внутреннюю гармонию и уравновешенность. Пейзажам стала присуща колористическая тонкость. Работа по реставрации памятников Ленинграда с конца 1930-х до начала 1950-х не могла не пробудить обостренное чувство к стилю архитектурных построек. Перцев не стремится быть документальным, но зоркая подмеченность деталей и их стилистическая образность помогают в любом из пейзажей узнать тот уголок, который запечатлен на полотне. Вместе с тем композиционная и живописная свобода дают возможность отойти от прямого копирования натуры и создавать целостный образ города. В этих работах органично дополняют друг друга Перцев-художник и Перцев-реставратор. На фоне ленинградских пейзажей, созданных современниками Николая Васильевича, например, Каревым Алексеем Еремеевичем или Пакулиным Вячеславом Владимировичем, пейзажи Перцева глубоко индивидуальны. Но в своей индивидуальности Перцев-художник органично вписывается в ряд живописцев ленинградской школы. Это достаточно ярко прослеживалось на выставке 1981 года, посвященной 50-летию ЛОСХа, где можно было увидеть пейзаж "Ленинград. Сумерки" Н.В. Перцева в ряду произведений ленинградских художников 1940 - 1950-х годов. Николай Васильевич близок ленинградским художникам своей причастностью к бытию, а не к быту, вниманием к колористической организации холста, выразительности силуэта и цветового пятна, композиции в целом. 

На расстоянии времени произведения Н.В. Перцева первых послевоенных лет приобретают особую ценность. Благодаря своей живописной культуре, поэтике они являются определенным достижением ленинградской школы.

В 1950 году Николай Васильевич был принят в члены Ленинградской организации Союза художников. Только случайные обстоятельства вывели его из состава ЛОСХа при перерегистрации в 1956 году, но это не помешало остаться Перцеву художником по призванию. В эти годы он не ограничивается созданием только ленинградских пейзажей. Во время поездок, связанных с обследованием и регистрацией памятников Новгорода, Пскова, Вологды, во время своих отпусков, которые проводились в самых разных уголках нашей страны, всюду писались многочисленные этюды. Создавая их, художник вглядывается в окружающий мир, его волнует цветовое многообразие природы, смена ее состояний. Он стремится наполнить пейзажи своей взволнованностью, сопереживанием увиденного. Живописная культура помогает ему легко и свободно создавать пейзажи-настроения, но Николай Васильевич не останавливается на этом. Работа на пленэре выдвигает новые живописные задачи. Природа увлекает художника не только сама по себе, но и как материал. Автор заостряет внимание на проблемах взаимоотношения цвета и света, выразительности цветового пятна. Пейзажи, как правило, просты: "Город Хуст. Красные крыши" (1957), "На Каме" (1956), "Озерки (Осень)" (1960), "Вологда. Рынок" (1964) и др., но композиционная острота и образная завершенность дают им возможность перерасти форму этюда и звучать как пейзаж-картина. Решая живописные проблемы, художник всегда тонко чувствует и передает колорит местности, ее характер.

В начале 1960-х годов была опубликована теоретическая работа Н.В. Перцева "О некоторых приемах изображения лица в древнерусской живописи XII - XIII веков"(6). В ней Николай Васильевич на основе опыта реставратора и изучения византийской и древнерусской живописи анализирует и обобщает живописный опыт древнерусских мастеров. Теоретические выводы он стремится совместить с опытами в своем творчестве. С начала 1960-х годов он обращается к новому, только что появившемуся материалу - поливинилацетатной или синтетической темпере. Его привлекают цветовые возможности этого материала, его декоративные свойства, чистота цвета. В современной технике он интерпретирует достижения старых мастеров. Экспериментируя, он находит определенную консистенцию в работе с новым материалом, в своих работах Николай Васильевич как бы выявляет его живописные возможности. Работы этого времени строятся в одних случаях на декоративной выразительности цветовых плоскостей - "Осенний пейзаж" (1965), на цветовом контрасте открытого цвета - "Натюрморт" (1968) или гармонии приглушенной тоновой и цветовой гаммы - "Озеро в лесу" (1960). В творчестве этого периода намечается тяга к символической трактовке образа, в произведениях находят отражение проблемы человеческого бытия, человеческих чувств. Жизненный опыт, внутреннее духовное богатство позволяют наполнить произведения глубоким содержанием. Для претворения идеи в художественный образ в каждом отдельном случае автор ищет свой живописно-пластический язык. "Пейзаж с домом" (1975), "Балконы" (1975) написаны свободным, динамичным мазком. Здесь образ строится на живописной интерпретации мотива. Подчиняясь динамике мазка и цветовому ритму, природа и архитектура живут единой жизнью, в этом единстве их внутренний смысл. В "Красном цветке" (1978), "Космической фантазии" (1978) автор движется в сторону повышенной эмоциональности цвета, яркого цветового контраста, которые в сочетании с экспрессивным мазком достигают предельного напряжения. Вместе с тем Николай Васильевич возвращается к старым темам и часто, оставаясь в рамках одной композиции или темы, подобно мастерам Древней Руси, стремится усилить или развить мысль, которая его волнует. Среди таких примеров вариации мотива "Пейзаж с озером" - 1931, 1933, 1955, 1961 и 1974 годов, "Купальщица" - 1933, 1934, 1975 годов, "Пейзаж с облаком" - 1925 и 1967 годов. В основном во времени развивается ассоциативная грань, произведения все ярче обретают символическое звучание. Если ранние варианты тяготеют к натуре, то в последних автор намеренно уходит от нее, усиливая выразительные средства самой живописи. 

Николай Васильевич никогда в своем творчестве не останавливался на достигнутом. Идя дорогой поиска, он стремился шагать в ногу со временем, чутко реагировал на изменения, происходящие вокруг. В последние годы им были разработаны остро современные циклы полотен на тему космоса (1977 - 1978 годы), прекрасного в своей загадочности, притягивающего и пугающего своей неведомостью. Ярко и остро решена тема современного города: "Полярная ночь" (1978), "Светящиеся окна" (1980) и др. - города, полного величия, грандиозности и одновременно настораживающего бездуховностью.

Обозревая творческое наследие Н.В. Перцева, кажется, что творческий потенциал художника не иссякал, а приобретал новые силы. Последнее полотно "Осень" (1981) было написано за 10 дней до конца жизни. По замыслу автора, оно должно было перерасти в большое панно.

Во всех сферах своей деятельности Н.В. Перцев оставил глубокий след. Перцев-художник вошел в историю советского искусства. Более 150 его произведений являются достоянием музеев нашей страны, состоялось около десяти персональных выставок. Время вносит свои поправки, на расстоянии более четко осознается ценность наследия Н.В. Перцева, оно выдерживает испытание временем. 
      
     

Примечания: 


      1 Архив Н.В. Перцева. Ярославский художественный музей. Выдержки из выступлений Н.В. Перцева на открытии персональной выставки в Ярославском художественном музее. 1978 г. При подготовке статьи использовались материалы и документы архива Н.В. Перцева (собств. И.Я. Богуславской, С.-Петербург), а также каталог выставки произведений Н.В. Перцева в Вологде "Николай Васильевич Перцев. Живопись. Графика". Сост. А.А. Рыбаков. Вологда, 1972. 
      2 Архив Ф.И. Панкова. Ярославский художественный музей. Воспоминания О.А. Постниковой (1905 - 1920-е гг.). 
      3 Автобиография Н В. Перцева. Архив Н.В. Перцева. г. Ленинград. Собств. И Я. Богуславской. 
      4 Материалы и документы Ярославского филиала АХРР (1925 - 1928). Научно-вспомогательный фонд Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, г. Ярославль. 
      5 Материалы Ярославского общества работников изобразительных искусств (1928 - 1929). Ярославский областной архив. Ф. 2485. Оп. I.; Вторая выставка картин Ярославского общества работников изобразительных искусств Каталог. Вступ. ст. С. Дмитриева. Ярославль, 1929. 
      6 Перцев Н.В. О некоторых приемах изображения лица в древнерусской станковой живописи XII - XIII веков. Сообщения Русского музея. Вып. VIII. Л., 1964. 
      7 Обзор творчества Н.В. Перцева см. Также: Н.В. Перцев. Каталог произведений. Сост. и автор вступ. ст. И.Я. Богуславская. Л., 1989.

 

*Источник:

Чтения по исследованию и реставрации памятников художественной культуры Северной Руси памяти Николая Васильевича Перцева 
(Перцевские чтен
ия) Вологда 20 – 22 декабря 1987 г.

Copyright © 1997-2016 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...