Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Продолжается реставрация иконы XVI века "Чудо Георгия о змии"

Реставратор Игнат Ратников раскывает икону XVI века "Чудо Георгия о змии" в Русском музее (2019)

Реставратор Игнат Ратников за работой по раскрытию авторской живописи от слоёв поздних записей. 2019

Икона XVI века «Чудо Георгия о змие» (ДРЖ-1347, размеры 101 х 80 х 3 см.) поступила в реставрационную мастерскую из Отдела древнерусского искусства Русского музея.

Лучшие работы отдела реставрации древнерусской живописи:

 Двухсторонняя икона "Помазание Христа/Омовение ног". (XVII век)...>

 Икона "Огненное восхождение пророка Илии" (XVI век)...>

 Икона "Рождество Богоматери (XVII век)...>

 Икона "Распятие" (XVI век)...>

 Икона "Праотец Иосиф (XVII век)...>

 Икона "Святой евангелист Лука" (XVI век)...>

 Спасение и реставрация икон тихвинской школы XVI-XVII веков...>

 Икона "Борис и Глеб" (XIV век)...>

 Икона Святой евангелист Марк" (XVI век)...>
 

Реставратор Игнат Ратников раскывает икону XVI века "Чудо Георгия о змии" в Русском музее (2019)

Лицевая сторона до реставрации с участками пробного раскрытия. Авторская живопись полностью переписана во время предыдущих поновлений. 1970 

Икона происходит из церкви Святого Николая Согинского погоста Подпорожского района Ленинградской области. В музей она поступила в 1937 году из Областного Государственного музейного фонда.

На иконе изображён знаменитый сюжет о спасении царевны от змея (дракона) святым великомучеником Георгием Победоносцем. В правой верхней части располагается клеймо с изображениями Огненного восхождения пророка Ильи и святитель Николай Чудотворец, посвящённое соответствующим приделам церкви.

В 1970 году икона впервые была передана на реставрацию. Художник-реставратор высшей категории Ирма Васильевна Ярыгина постепенно раскрыла от слоёв записей и потемневшей олифы правую верхнюю четверть иконы. В процессе работы выяснилось, что под сплошной перепиской лицевой стороны находится авторская живопись XVI века в довольно хорошей сохранности. Но, к сожалению, работу вскоре пришлось приостановить. Тогда никто не думал, что эта остановка затянется почти на полвека.

В 2016 году решением Реставрационной Комиссии Русского музея была утверждена новая программа дальнейшего раскрытия иконы от записей.

Эту сложную работу было поручено выполнить художнику-реставратору древнерусской живописи Игнату Ратникову.

Предварительный осмотр показал, что не раскрытая часть авторской живописи - это толстый слой масляной записи с разрывами и утратами поновительского красочного слоя, в которых просматривался потемневший слой олифы со сгустками и сгрибленностями. Также, в утратах верхнего красочного слоя, просматривался тонкий нижележащий красочный слой.

Для пробного раскрытия реставратор выбрал участок  напротив изображения головы змия, закрытой поздней записью. Работа выполнялась при помощи бинокулярного микроскопа, с помощью микроскальпеля, с увлажнением поверхности лёгким растворителем. В результате - на поле открылся  потемневший и сильно неравномерный покровный слой (более толстый к лузге и тонкий к краю иконы). На изображении фона, под записью - сильно потемневший неравномерный покровный слой со сгрибленностями -  сквозь который стало просматриваться изображение ушей и головы змия, написанного автором. Таким образом стало понятно, что авторское изображение змея будет ближе к лузге иконы. После утоньшения покровного слоя на авторском изображении головы змея были выявлены поздние переписки – фактурная запись красно-коричневого цвета, которая сильно искажала авторский замысел. Под этими записями стал виден авторский красочный слой - тонкий, потёртый, с очень тонкой прослойкой олифы(?). Из-за этого реставратору приходилось постепенно стачивать запись до прозрачного состояния и затем в местах, где есть авторский красочный слой, удалять запись окончательно, а там где присутствовали утраты авторского слоя – оставлять тонкий слой записи,  так как запись по цвету была близка к цвету авторского слоя. Далее раскрытие было продолжено вниз, где открылся ярко-красный (киноварь) цвет изображения шеи змея. Как выяснилось, изображение туловища змея было выполнено коричневым и охристым цветом и визуально было разделено на светлую  и тёмную части. Особенно интересно наблюдать, как автор выполнил теневую  часть – он нанёс на красочный слои тёмно-вишнёвый цветной лак (?). Причём, нанёс его очень смело и, вероятно, быстро, так как видны мазки, оставленные кистью. Во время частичного раскрытия иконы в какой-то момент выявились изображения сразу двух голов змея – авторской и поновительской.

Далее раскрытие велось в левую сторону от центра. В процессе работы здесь открылось изображение ног коня. Контур туловища коня, а также изображение ног коня, было закрашено поновителем чёрным, толстым неравномерным поновительским контуром, жутко искажающим авторский замысел. Причём этот контур выглядел, как будто рука его «дрожала». В результате, чёрный контур был удалён.  На этом месте открылся авторский, более тонкий и прозрачный контур. В некоторых местах, под слоем белил, сейчас даже просматривается линия рисунка.  На  изображении седла, под записью красного цвета, открылся красочный слой в хорошей сохранности. Изображение сапожка Георгия очень сильно потёрто, много утрат авторского красочного слоя. В этих утратах была оставлена запись. На изображении красной сбруи коня оставлен поновительский слой – так как авторское изображение сильно потёрто. Изображение горок (под изображением сапожка Георгия), а именно изображение небольших теневых частей,  выполнены с использованием тонкого слоя тёмно-вишнёвого цветного лака(?).

Особую сложность представляла расточка и удаление записи на изображении крыльев змея. Запись здесь была плотная, фактурная. Она лежала на авторском слое с минимальной прослойкой покровного слоя. Авторский же слой тонкий и лежит на грунте с небольшой фактурой – масками от работы кистью. Запись приходилось сначала растачивать микроскальпелем до верхушек – а затем долго и аккуратно где-то удалять из углублений, а где-то её растачивать. На изображении лапок змея открылось изображение  позолоченных коготков. В нижней части иконы открылось изображение растительности и многочисленные лещадки горок. Нижнее поле было сильно потёрто. Вдоль нижнего края открылась перегрунтовка в утратах грунта. В утратах авторского грунта и красочного слоя поновительский грунт с поздней записью был оставлен, так как по цвету запись была очень близка к авторскому красочному слою.

Во время раскрытия, по мере необходимости, грунт и красочный слой иконы укреплялся раствором осетрового клея.

 

Работа продолжается…

 

12 сентября 2019 года

 

Реставратор Игнат Ратников раскывает икону XVI века "Чудо Георгия о змии" в Русском музее (2019)

Лицевая сторона при поступлении иконы в реставрационную мастерскую в 2016 году. Правая верхняя часть авторской живописи была раскрыта во время реставрации 1970 года реставратором Ирмой Ярыгиной.

Реставратор Игнат Ратников раскывает икону XVI века "Чудо Георгия о змии" в Русском музее (2019)

Фрагмент лицевой стороны при поступлении иконы в реставрационную мастерскую в 2016 году.

Реставратор Игнат Ратников раскывает икону XVI века "Чудо Георгия о змии" в Русском музее (2019)

Фрагмент в процессе пробного раскрытия авторской живописи от слоёв записей и темной олифы. 2016

Реставратор Игнат Ратников раскывает икону XVI века "Чудо Георгия о змии" в Русском музее (2019)

Фрагмент в процессе раскрытия авторской живописи от слоёв записей и темной олифы. Видна чёрная обводка изображения ног коня. 2019

Реставратор Игнат Ратников раскывает икону XVI века "Чудо Георгия о змии" в Русском музее (2019)

Реставратор Игнат Ратников за работой по раскрытию на иконе авторской живописи от слоёв записей и темной олифы. 2019

Реставратор Игнат Ратников раскывает икону XVI века "Чудо Георгия о змии" в Русском музее (2019)

Общий вид лицевой стороны в процессе раскрытия авторской живописи от слоёв записей и темной олифы. 2019

Реставратор Игнат Ратников раскывает икону XVI века "Чудо Георгия о змии" в Русском музее (2019)

Реставратор Игнат Ратников за работой по раскрытию на иконе авторской живописи от слоёв записей и темной олифы. 2019

Copyright © 1997-2019 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта