Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Реставрация картины Браиловского "В порту" (1914 г.) в Русском музее

Художник-реставратор высшей категории Нина Русакова за реставрацией картины Леонида Браиловского "В порту"

Художник-реставратор высшей категории Нина Русакова завершает тонирование утрат красочного слоя на картине Леонида Браиловского "В порту". 2021

Картина Леонида Михайловича Браиловского "В порту" (бумага, темпера, гуашь, 85 х 140,5 см., инв.№ ЖБ-1228) поступила в мастерскую реставрации живописи смешанных техник в 2020 году по просьбе хранителя, ведущего научного сотрудника отдела живописи XX-XXI вв. Алисы Любимовой.

Лучшие работы отдела реставрации живописи смешанных техник:

 Браиловский Л.М. "В порту"...>

 Яковлев В.Н. "Натурщик"...>

 Шагал К.З. "Лавка в Витебске"...>

 Н.Х. XVIII в. "Архидиакон Стефан"...>

 Митурич П.В. "Портрет ребёнка"...>

 Коровин К.А. Серия живописных панно...>

 Судейкин С.Ю. "Мифологическая сцена"...>

 Плешанов П.Ф. "Убиение царевича Дмитрия"...>

  Реставрация фрагмента фрески XVII века "Адам и Ева в раю"...>

  Реставрация миниатюры "Поклонение волхвов" из Сийского Евангелия. 1340-е гг....>
 

 О реставрации произведений изобразительного искусства,
выполненных в смешанных техниках...>

Реставратор Нина Русакова | Реставрация картины Леонида Браиловского "В порту" в Отделе реставрации живописи смешанных техник | Русский музей |

 Общий вид лицевой стороны до реставрации. 2020

Во время реставрации был случайно обнаружен неизвестный карандашный рисунок с изображением мальчика. Он находился на тыльной стороне бумажного листа, на котором была написана работа. Рисунок выполнял функцию заплатки двум огромным прорывам. Для этого «реставратор» (вероятно это был сам художник) разрезал его на две части, заклеил прорывы и натянул работу на подрамник, на котором предварительно уже был натянут холст. Таким образом картина стала выглядеть солиднее - словно живопись на бумаге дублировали на полотно.

Об этом реставрационном изыске автора никто не догадывался вплоть до 2020 года, когда картина поступила в мастерскую реставрации живописи смешанных техник. Хотя реставрационная история этого произведения в Русском музее была очень насыщена.

Картина поступила в музей в 1930 году из Общества художников имени А.И. Куинджи. Уже спустя 9 лет, в марте 1939 года, она срочно поступает в реставрационную мастерскую в связи «со сплошными растрескиваниями красочного слоя». Опытный 58-летний реставратор Тимофей Дец делает безрадостное заключение: «В виду того, что картина исполнена клеевыми красками, а способа укрепления мастерская не имеет, реставрация отложена на неопределенное время».

Возможность вновь заняться этой работой появляется в мастерской только спустя почти 30 лет, в 1968 году. Реставратор живописи Константин Бернякович с помощью «революционного» в то время клея В2 ЭГА делает укрепление самых поврежденных участков красочного слоя, а затем, везёт картину в Москву, во всесоюзную научно-реставрационную лабораторию, где рассказывает о полученных результатах на Учёном совете.

Шли годы. Эйфория от использования водных дисперсий 1960-х годов постепенно прошла. К сожалению, вместе с положительными результатами реставрации. Картина хронически болела. Ни о каком экспонировании не могло быть и речи.

Ситуация изменилась в 2020 году, когда ведущий художник-реставратор Нина Русакова решила взять эту работу на полную реставрацию. Вот тогда-то и выяснилось, что авторский лист не дублирован на холст, а лишь растянут на нём. А внутри обнаружен разрезанный рисунок.

После тщательного изучения микропроб в отделе химико-биологических исследований стала ясна «кухня» художника - масляно-клеевая темпера и гуашь с камедным связующим. Красочные слои боялись воды. Несколько месяцев ушло на укрепление всех отслаивающихся участков живописи. Для этого использовались самые современные зарубежные адгезивы. После укрепления разрывов бумаги и удаления загрязнений, авторский лист был дублирован на японскую бумагу «KOZO S». В местах утрат подведен грунт, восстановлен разложившийся лак и сделаны тонировки.

Почти год продолжалась сложнейшая реставрация. И вот, несколько дней назад работа была завершена. Теперь замечательному произведению Леонида Браиловского ничего не угрожает. На музейном совете было отмечено высокое качество реставрации. У картины начинается новая жизнь. Очень скоро жители заполярного Мурманска смогут увидеть её среди других работ Русского музея на художественной выставке «С.П. Дягилев и его окружение».

А неизвестным портретом мальчика займутся специалисты отдела рисунка и акварели. Интересно определить не только авторство произведения, но и узнать кто здесь изображен.

 

Реставратор Нина Русакова | Реставрация картины Леонида Браиловского "В порту" в Отделе реставрации живописи смешанных техник | Русский музей |

Общий вид тыльной стороны в боковом освещении до реставрации. 2020

Реставрация картины Леонида Браиловского "В порту" в Отделе реставрации живописи смешанных техник | Русский музей |

Рисунок, обнаруженный на тыльной стороне бумажного листа в процессе реставрации.  2021

Реставратор Нина Русакова | Реставрация картины Леонида Браиловского "В порту" в Отделе реставрации живописи смешанных техник | Русский музей |

Фрагмент до реставрации. 2020

Реставратор Нина Русакова | Реставрация картины Леонида Браиловского "В порту" в Отделе реставрации живописи смешанных техник | Русский музей |

Фрагмент до реставрации. 2020

Реставратор Нина Русакова | Реставрация картины Леонида Браиловского "В порту" в Отделе реставрации живописи смешанных техник | Русский музей |

Общий вид лицевой стороны после реставрации. 2021

 
 

Что нового? | Реставрационные отделы I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История Службы | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта