Во время реставрации
был
случайно обнаружен неизвестный карандашный
рисунок с изображением мальчика. Он находился на тыльной стороне
бумажного листа, на котором была написана работа. Рисунок выполнял
функцию заплатки двум огромным прорывам.
Для этого
«реставратор» (вероятно это был сам художник) разрезал его на две части,
заклеил прорывы и натянул работу на подрамник, на котором предварительно
уже был натянут холст. Таким образом картина стала выглядеть солиднее -
словно живопись на бумаге дублировали на полотно.
Об этом
реставрационном изыске автора никто не догадывался вплоть до 2020 года,
когда картина поступила в мастерскую реставрации живописи смешанных
техник. Хотя реставрационная история этого произведения в Русском музее
была очень насыщена.
Картина
поступила в музей в 1930 году из Общества художников имени А.И. Куинджи.
Уже спустя 9 лет, в марте 1939 года, она срочно поступает в
реставрационную мастерскую в связи «со сплошными растрескиваниями
красочного слоя». Опытный 58-летний реставратор Тимофей Дец делает
безрадостное заключение: «В виду того, что картина исполнена клеевыми
красками, а способа укрепления мастерская не имеет, реставрация отложена
на неопределенное время».
Возможность вновь заняться этой работой появляется в мастерской только
спустя почти 30 лет, в 1968 году. Реставратор живописи Константин
Бернякович с помощью «революционного» в то время клея В2 ЭГА делает
укрепление самых поврежденных участков красочного слоя, а затем, везёт
картину в Москву, во всесоюзную научно-реставрационную лабораторию, где
рассказывает о полученных результатах на Учёном совете.
Шли годы.
Эйфория от использования водных дисперсий 1960-х годов постепенно прошла.
К сожалению, вместе с положительными результатами реставрации. Картина
хронически болела. Ни о каком экспонировании не могло быть и речи.
Ситуация
изменилась в 2020 году, когда ведущий художник-реставратор
Нина
Русакова решила взять эту работу на полную реставрацию.
Вот тогда-то и выяснилось, что авторский лист не дублирован на холст, а
лишь растянут на нём. А внутри обнаружен разрезанный рисунок.
После
тщательного изучения микропроб в отделе химико-биологических
исследований стала ясна «кухня» художника - масляно-клеевая темпера и
гуашь с камедным связующим. Красочные слои боялись воды. Несколько
месяцев ушло на укрепление всех отслаивающихся участков живописи. Для
этого использовались самые современные зарубежные адгезивы. После
укрепления разрывов бумаги и удаления загрязнений, авторский лист был
дублирован на японскую бумагу «KOZO S». В местах утрат подведен грунт,
восстановлен разложившийся лак и сделаны тонировки.
Почти год
продолжалась сложнейшая реставрация. И вот, несколько дней назад работа
была завершена. Теперь замечательному произведению Леонида Браиловского
ничего не угрожает. На музейном совете было отмечено высокое качество
реставрации. У картины начинается новая жизнь. Очень скоро жители
заполярного Мурманска смогут увидеть её среди других работ Русского
музея на художественной выставке «С.П. Дягилев и его окружение».
А
неизвестным портретом мальчика займутся специалисты отдела рисунка и
акварели. Интересно определить не только авторство произведения, но и
узнать кто здесь изображен.
|