Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Реставрация картины Марка Шагала "Лавка в Витебске"

Реставратор Русского музея Евгения Щукина за реставрацией картины Марка шагала "Лавка в Витебске"

Заведующая Отделом реставрации живописи смешанных техник, реставратор высшей категории Евгения Щукина завершает работу над тонировками. 2018

Лучшие работы отдела реставрации живописи смешанных техник:

 Браиловский Л.М. "В порту"...>

 Яковлев В.Н. "Натурщик"...>

 Шагал К.З. "Лавка в Витебске"...>

 Н.Х. XVIII в. "Архидиакон Стефан"...>

 Митурич П.В. "Портрет ребёнка"...>

 Коровин К.А. Серия живописных панно...>

 Судейкин С.Ю. "Мифологическая сцена"...>

 Плешанов П.Ф. "Убиение царевича Дмитрия"...>

  Реставрация фрагмента фрески XVII века "Адам и Ева в раю"...>

  Реставрация миниатюры "Поклонение волхвов" из Сийского Евангелия. 1340-е гг....>
 

 О реставрации произведений изобразительного искусства,
выполненных в смешанных техниках
...
>

Реставратор Русского музея Евгения Щукина за реставрацией картины Марка шагала "Лавка в Витебске" | Отдел реставрации музейных ценностей Русского музея

 Общий вид до реставрации. 2017

Небольшое произведение «Лавка в Витебске» (ЖБ-1518. бумага на картоне, темпера, 49 x 48,5 см) является одним из пяти живописных работ Марка Шагала, хранящихся в Русском музее.

Экспонат поступил в Русский музей в 1926 году из Музея художественной культуры.

Картина была написана художником в 1914 году, вскоре после его возвращения из Парижа в Витебск, где его застало начало Первой мировой войны. В 1914–1915 годах была создана серия картин из семидесяти работ, написанных на основе натурных впечатлений - портреты, пейзажи, жанровые сцены из жизни провинциального города.

Работа выполнена темперой на бумаге средней плотности, впоследствии наклеенной на картон низкого качества.

Несмотря на явные следы предыдущего реставрационного вмешательства, в архиве Русского музея, к сожалению, пока не обнаружено каких либо сведений о предыдущих реставрациях.

В начале 2017 года, во время очередного реставрационного осмотра, на картине было выявлено усиление разрушения бумаги в нижней части. Причина изменений состояния  сохранности -  низкокачественные материалы, которые были использованы при дублировании бумаги на картон. Они явились катализатором процессов  естественного старения бумаги. На поверхности наблюдалось большое количество горизонтальных изломов с утратами верхнего слоя бумаги и красочного слоя. По краям изломов образовались приподнятости верхнего слоя основы. По краям имелось  несколько неправильно зафиксированных в процессе предыдущей реставрации разрывов. В процессе реставрации необходимо было также выполнить тонировки на участках потертостей и мелких утрат по краям изломов.

Эту сложную работу было поручено выполнить руководителю мастерской реставрации живописи смешанных техник, реставратору высшей категории Евгении Щукиной.

После завершения технологических и химико-биологических исследований и размонтирования картины было обнаружено, что помимо указанных повреждений основы и красочного слоя в нижней части имеются многочисленные очаги раздублирования (отставания бумаги оригинала от картона).

Укрепление изломов и разрывов представлялось невозможным без полного отделения бумаги оригинала от низкокачественного дублировочного картона. Время произведенного ранее дублирования было затруднительно определить. Однако, пока не обнаружено новых сведений, не исключается и версия, что это могло быть сделано и самим художником.

После осторожного расслоения дублировочного картона и очистки тыльной стороны от его остатков стало очевидным, что дублирование листа на картон было произведено с частичными пропусками клеевого слоя, и когда с течением времени в нижней части картины произошло отставание бумажного листа от дублировочного картона,  дополнительно отдельными участками был подведен силикатный клей. Это не только не улучшило качество дублирования, но и привело к появлению деформаций, а также деструкции основы. Подтвердилась необходимость отделения бумажного листа с изображением от дублировочного картона.

В процессе реставрации выполнено расслоение дублировочного картона с последующим удалением слоя дублировочного картона с тыльной стороны оригинала – механически и с минимальным увлажнением, а также, расклейка неправильно сложенных в процессе предыдущей реставрации разрывов.

Устранена угроза дальнейшего разрушения основы экспоната под действием дублировочного клея и низкокачественного дублировочного картона. Бумажная основа была нейтрализована, пластифицирована и укреплена. Изломы, разрывы и участки значительного обветшания бумаги в нижней части были укреплены. Утраты основы и красочного слоя восполнены и тонированы. Экспонат смонтирован на нейтральный (не содержащий древесной массы) картон и помещен в раму под «отнесенное» стекло. Дублировочный исторический картон смонтирован на оборотную сторону экспоната.

Реставратор Русского музея Евгения Щукина за реставрацией картины Марка шагала "Лавка в Витебске" | Отдел реставрации музейных ценностей Русского музея

Общий вид тыльной стороны до реставрации. 2017

Реставратор Русского музея Евгения Щукина за реставрацией картины Марка шагала "Лавка в Витебске" | Отдел реставрации музейных ценностей Русского музея

Фрагмент до реставрации. 2017

Реставратор Русского музея Евгения Щукина за реставрацией картины Марка шагала "Лавка в Витебске" | Отдел реставрации музейных ценностей Русского музея

Общий вид тыльной стороны в процессе реставрации. 2017

Реставратор Русского музея Евгения Щукина за реставрацией картины Марка шагала "Лавка в Витебске" | Отдел реставрации музейных ценностей Русского музея

В процессе расслоения картона. 2017

Реставратор Русского музея Евгения Щукина за реставрацией картины Марка шагала "Лавка в Витебске" | Отдел реставрации музейных ценностей Русского музея

Общий вид после реставрации. 2018

 

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта