Лого - Отдел реставрации Русского музея

Новости | Реставрация | Мастерские | Исследования | История | Контакты | Видео

Реставрация картины Марка Шагала "Лавка в Витебске"

Реставратор Русского музея Евгения Щукина за реставрацией картины Марка шагала "Лавка в Витебске"

Реставратор высшей категории Евгения Щукина
завершает работу над тонировками. 2018

Лучшие реставрационные работы года:

 2017...> 
 2016...> 
 2015...>
 2014...>
 2013...>
 2012...>

Реставрация шедевров:

Картина "Последний день Помпеи" Карла Брюллова ...>

Серия картин "Смолянки" Дмитрия Левицкого...>

Икона XIV века "Борис и Глеб"...>

Реставрация тихвинских икон XVI века...>

Реставрация Амвона 1533 г. из Новгородского Софийского собора...>

Реставрация картины Г.И. Угрюмова "Архистратиг Михаил...>

Реставрация скульптуры Летнего сада...>

Реставратор Русского музея Евгения Щукина за реставрацией картины Марка шагала "Лавка в Витебске" | Отдел реставрации музейных ценностей Русского музея

 Общий вид до реставрации. 2017

Небольшое произведение «Лавка в Витебске» (ЖБ-1518. бумага на картоне, темпера, 49 x 48,5 см) является одним из пяти живописных работ Марка Шагала, хранящихся в Русском музее.

Она поступила из Музея художественной культуры в 1926 году.

Картина была написана художником в 1914 году, вскоре после его возвращения из Парижа в Витебск, где его застало начало Первой мировой войны. В 1914–1915 годах была создана серия картин из семидесяти работ, написанных на основе натурных впечатлений - портреты, пейзажи, жанровые сцены из жизни провинциального города.

Работа выполнена темперой на бумаге средней плотности, впоследствии наклеенной на картон низкого качества.

Несмотря на явные следы предыдущего реставрационного вмешательства, в архиве Русского музея, к сожалению, пока не обнаружено каких либо сведений о предыдущих реставрациях.

В начале 2017 года, во время очередного реставрационного осмотра, на картине было выявлено усиление разрушения бумаги в нижней части. Причина изменений состояния  сохранности -  низкокачественные материалы, которые были использованы при дублировании бумаги на картон. Они явились катализатором процессов  естественного старения бумаги. На поверхности наблюдалось большое количество горизонтальных изломов с утратами верхнего слоя бумаги и красочного слоя. По краям изломов образовались приподнятости верхнего слоя основы. По краям имелось  несколько неправильно зафиксированных в процессе предыдущей реставрации разрывов. В процессе реставрации необходимо было также выполнить тонировки на участках потертостей и мелких утрат по краям изломов.

Эту сложную работу было поручено выполнить реставратору высшей категории, заведующей мастерской реставрации живописи смешанных техник Евгении Щукиной.

После завершения технологических и химико-биологических исследований и размонтирования картины было обнаружено, что помимо указанных повреждений основы и красочного слоя в нижней части имеются многочисленные очаги раздублирования (отставания бумаги оригинала от картона).

Укрепление изломов и разрывов представлялось невозможным без полного отделения бумаги оригинала от низкокачественного дублировочного картона. Время произведенного ранее дублирования было затруднительно определить. Однако, пока не обнаружено новых сведений, не исключается и версия, что это могло быть сделано и самим художником.

После осторожного расслоения дублировочного картона и очистки тыльной стороны от его остатков стало очевидным, что дублирование листа на картон было произведено с частичными пропусками клеевого слоя, и когда с течением времени в нижней части картины произошло отставание бумажного листа от дублировочного картона,  дополнительно отдельными участками был подведен силикатный клей. Это не только не улучшило качество дублирования, но и привело к появлению деформаций, а также деструкции основы. Подтвердилась необходимость отделения бумажного листа с изображением от дублировочного картона.

В процессе реставрации выполнено расслоение дублировочного картона с последующим удалением слоя дублировочного картона с тыльной стороны оригинала – механически и с минимальным увлажнением, а также, расклейка неправильно сложенных в процессе предыдущей реставрации разрывов.

Устранена угроза дальнейшего разрушения основы экспоната под действием дублировочного клея и низкокачественного дублировочного картона. Бумажная основа была нейтрализована, пластифицирована и укреплена. Изломы, разрывы и участки значительного обветшания бумаги в нижней части были укреплены. Утраты основы и красочного слоя восполнены и тонированы. Экспонат смонтирован на нейтральный (не содержащий древесной массы) картон и помещен в раму под «отнесенное» стекло. Дублировочный исторический картон смонтирован на оборотную сторону экспоната.

Реставратор Русского музея Евгения Щукина за реставрацией картины Марка шагала "Лавка в Витебске" | Отдел реставрации музейных ценностей Русского музея

Общий вид тыльной стороны до реставрации. 2017

Реставратор Русского музея Евгения Щукина за реставрацией картины Марка шагала "Лавка в Витебске" | Отдел реставрации музейных ценностей Русского музея

Фрагмент до реставрации. 2017

Реставратор Русского музея Евгения Щукина за реставрацией картины Марка шагала "Лавка в Витебске" | Отдел реставрации музейных ценностей Русского музея

Общий вид тыльной стороны в процессе реставрации. 2017

Реставратор Русского музея Евгения Щукина за реставрацией картины Марка шагала "Лавка в Витебске" | Отдел реставрации музейных ценностей Русского музея

В процессе расслоения картона. 2017

Реставратор Русского музея Евгения Щукина за реставрацией картины Марка шагала "Лавка в Витебске" | Отдел реставрации музейных ценностей Русского музея

Общий вид после реставрации. 2018

 

Что нового в отделе? | Реставрационные мастерские и сектора I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История отдела | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта