Небольшое произведение «Лавка в Витебске»
(ЖБ-1518. бумага
на картоне, темпера, 49 x 48,5 см) является одним из пяти живописных
работ
Марка Шагала,
хранящихся в Русском музее.
Экспонат поступил в Русский музей
в 1926 году
из Музея художественной культуры.
Картина была написана художником в 1914 году,
вскоре после его возвращения из Парижа
в Витебск, где его застало начало Первой мировой войны. В 1914–1915 годах
была создана серия картин из семидесяти работ, написанных на основе натурных
впечатлений - портреты, пейзажи, жанровые сцены из жизни провинциального
города.
Работа выполнена темперой на бумаге средней
плотности, впоследствии наклеенной на картон низкого качества.
Несмотря на явные следы предыдущего
реставрационного вмешательства, в архиве Русского музея, к сожалению, пока
не обнаружено
каких либо
сведений о предыдущих
реставрациях.
В начале 2017 года, во время очередного
реставрационного осмотра, на картине было выявлено усиление разрушения
бумаги в нижней части. Причина изменений состояния сохранности -
низкокачественные
материалы, которые были
использованы при
дублировании бумаги на картон. Они явились катализатором процессов
естественного старения бумаги. На
поверхности наблюдалось большое количество горизонтальных изломов с утратами
верхнего слоя бумаги и красочного слоя. По краям изломов образовались
приподнятости верхнего слоя основы. По краям имелось несколько
неправильно зафиксированных в процессе предыдущей реставрации разрывов. В
процессе реставрации необходимо было также выполнить тонировки на участках
потертостей и мелких утрат по краям изломов.
Эту сложную работу было поручено выполнить
руководителю
мастерской реставрации живописи смешанных техник, реставратору
высшей категории
Евгении Щукиной.
После завершения технологических и
химико-биологических исследований и размонтирования картины было обнаружено,
что помимо указанных повреждений основы и красочного слоя в нижней части
имеются многочисленные очаги раздублирования (отставания бумаги оригинала от
картона).
Укрепление изломов и разрывов представлялось
невозможным без полного отделения бумаги оригинала от низкокачественного
дублировочного картона. Время произведенного ранее дублирования было
затруднительно
определить. Однако, пока не обнаружено новых сведений, не исключается и
версия, что это могло быть сделано и самим художником.
После осторожного расслоения дублировочного
картона и очистки тыльной стороны от его остатков стало очевидным, что
дублирование листа на картон было произведено с частичными пропусками
клеевого слоя, и когда с течением времени в нижней части картины произошло
отставание бумажного листа от дублировочного картона, дополнительно
отдельными участками был подведен силикатный клей. Это не только не улучшило
качество дублирования, но и привело к появлению деформаций, а также
деструкции основы. Подтвердилась необходимость отделения бумажного листа с
изображением от дублировочного картона.
В процессе реставрации выполнено расслоение
дублировочного картона с последующим удалением слоя дублировочного картона с
тыльной стороны оригинала – механически и с минимальным увлажнением, а
также, расклейка неправильно сложенных в процессе предыдущей реставрации
разрывов.
Устранена угроза дальнейшего разрушения
основы экспоната под действием дублировочного клея и низкокачественного
дублировочного картона. Бумажная основа была нейтрализована,
пластифицирована и укреплена. Изломы, разрывы и участки значительного
обветшания бумаги в нижней части были укреплены. Утраты основы и красочного
слоя восполнены и тонированы. Экспонат смонтирован на нейтральный (не
содержащий древесной массы) картон и помещен в раму под «отнесенное» стекло.
Дублировочный исторический картон смонтирован на оборотную сторону
экспоната.
|