 |
Общий
вид лицевой стороны в боковом освещении до реставрации. 2019 |
|
|
В Государственном
Русском музее хранится отдельный лист с миниатюрой «Поклонение волхвов» (пергамент,
темпера. 29,8 х 41,2 см, инв. No.ДР/ГР-8),
происхождение которого связывается с
Сийским Евангелием.
Лицевое Сийское
Евангелие апракос, ныне хранящееся в
Библиотеке Академии наук, широко
известно в научной литературе и занимает важное место в истории
древнерусского искусства благодаря и известной дате создания кодекса в
1340 году. С 2017 года Сийское Евангелие находится на комплексной реставрации в
отделе научных исследований и реставрации пергаменных рукописей
Всероссийского
художественно-реставрационного научного центра им.
академика И.Э. Грабаря. Миниатюра «Поклонение волхвов» поступила в отдел
реставрации живописи смешанных техник Русского музея в 2019 году. Эту работу
было поручено выполнить реставратору высшей категории
Евгении Щукиной.
Долгое время в
распоряжении исследователей не имелось сведений относительно истории
бытования листа с миниатюрой вплоть до 1934 года, когда была проведена
инвентаризация фонда Русского музея. Новые данные появились в 1990 году, когда
Ю.А. Пятницкий соотнес пометы на обороте этого листа с описью
«Древлехранилища» М.П. Погодина и установил, что миниатюра до поступления в
Русский музей входила в собрание древностей этого известного русского историка.
Но никаких сведений о времени и обстоятельствах изъятия миниатюры из блока и
о ее дальнейшей судьбе вплоть до поступления в собрание Погодина не имелось.
Одновременное пребывание
миниатюры и кодекса в лабораторных условиях позволило провести их
сравнительное изучение методами физико-химического анализа. Эта работа была
осуществлена совместными усилиями наших коллег И.Ф. Кадиковой, старшего
научного сотрудника Лаборатории физико-химических исследований
ГосНИИР, и
С.В. Сирро, заведующего отделом технологических исследований
Русского музея. Проведенные технологические исследования
подтвердили принадлежность миниатюры «Поклонение волхвов» Сийскому
Евангелию.
Поскольку лист из
Русского музея первоначально был первым листом первой тетради Сийского
Евангелия, а миниатюра «Поклонение волхвов» написана на его обороте, то на
следующем листе с заставкой и началом евангельского текста сохранилось
значительное количество отпечатков красочного слоя. Основной целью
исследования стало сопоставление этих отпечатков с красочным слоем
миниатюры. На листе 1 Сийского Евангелия сохранились отпечатки пигментов
разного цвета – красного, синего и золота. При помощи виртуального
совмещения этого листа с миниатюрой были определены места на поверхности ее
красочного слоя, которые соответствовали этим отпечаткам.
В ходе исследования
миниатюры из Русского музея анализ живописной поверхности в местах,
совпадающих с отпечатками, дал аналогичные результаты, как в отношении
состава красочного слоя, так и в отношении его структуры. Красный плащ
третьего волхва написан киноварью, а орнамент выполнен золотом по подготовке
из аурипигмента. Синий хитон Богоматери написан натуральным ультрамарином с
добавкой натурального азурита; кайма и бахрома выполнены золотом по
подготовке из аурипигмента. Следует специально отметить, что помимо вывода
об идентичности оригинального красочного слоя миниатюры и его отпечатков на
первом листе Сийского Евангелия, в ходе исследования сделано интересное
наблюдение о малоизученном приеме, которым пользовался автор миниатюры.
Имеется в виду нанесение золота на подготовку из аурипигмента. Как известно,
и византийские и древнерусские миниатюристы широко использовали возможность
изменения оттенка золота в зависимости от цвета краски, положенной под него
в качестве грунтовки. Золото может лежать на неподготовленном пергамене, на
киновари и на красном органическом пигменте (кармине). Во всех этих случаях
его оттенок отличается, что заметно невооруженным глазом. Аурипигмент,
использованный в этом качестве автором миниатюры «Поклонение волхвов»,
встречается редко, особенно в древнерусской книжной живописи. Состояние
красочного слоя было стабильным: участки осыпей и потертостей не имели
тенденции к расширению.
Однако, общее состояние
сохранности миниатюры «Поклонение волхвов» вызывало сомнения в возможности
его дальнейшего безопасного хранения. Наблюдались значительные деформации
пергаменной основы, возникшие как в процессе естественного старения, так и
под действием неравномерных слоев остатков кожи и бумаги, а также клея на
обороте. В процессе работы выяснилось, что первоначально отделенный от блока
лист был приклеен на внутреннюю часть верхней кожаной крышки. Впоследствии
лист был от нее грубо отделен – практически сорван: на обороте имелись
остатки красно-коричневой кожи. Затем поврежденный с тыльной стороны лист
был «усилен» тонкой тряпичной бумагой «верже». В правом нижнем углу имелся
вертикальный прорез основы; по правому краю – отверстия от шитья блока.
Также основа была ослаблена по линиям разлиновки
Первостепенной задачей
реставратора стало устранение устойчивых деформаций пергамена. Для этого необходимо было
удалить с тыльной стороны наслоения бумаги и кожи. Примененные ранее клеи,
по данным исследований Отдела химико-биологических исследований по своей
природе - водорастворимые, утратили эту особенность и могли быть удалены в
основном механически с незначительным увлажнением. Однако, даже малое
количество влаги приводило к возникновению дополнительных деформаций.
Поэтому процесс очистки тыльной стороны происходил после помещения миниатюры
в увлажнительную камеру (92% влажности с экспозицией от 30 мин. до 2-х
часов) с последующей эластичной растяжкой на планшете из оргстекла. Это
позволило не только очистить тыльную сторону от наиболее неравномерных
наслоений клея, но и постепенно устранить деформацию листа. Стабилизация
ровного состояния в дальнейшем происходила в винтовом прессе с постепенно
увеличивающимся давлением
Японской бумагой 20 г/кв.м
укреплены разрывы основы, проколы от шитья и участки ослабленные разлиновкой
. Поверхность очищена от пылевых загрязнений. Лист смонтирован в глубокое
охранное паспарту
В результате выполненной
реставрации устранены деформации, листу возвращена пластичность.
|