Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Реставрация миниатюры "Поклонение волхвов" (1340-е гг.) в Русском музее

Евгения Щукина - художник-реставратор высшей категории Русского музея

Заведующая Отделом реставрации живописи смешанных техник художник-реставратор высшей категории Евгения Щукина за работой над тыльной стороной миниатюры "Поклонение волхвов" (1340-е гг.). 2019

Лучшие работы отдела реставрации живописи смешанных техник:

 Браиловский Л.М. "В порту"...>

 Яковлев В.Н. "Натурщик"...>

 Шагал К.З. "Лавка в Витебске"...>

 Н.Х. XVIII в. "Архидиакон Стефан"...>

 Митурич П.В. "Портрет ребёнка"...>

 Коровин К.А. Серия живописных панно...>

 Судейкин С.Ю. "Мифологическая сцена"...>

 Плешанов П.Ф. "Убиение царевича Дмитрия"...>

  Реставрация фрагмента фрески XVII века "Адам и Ева в раю"...>

  Реставрация миниатюры "Поклонение волхвов" из Сийского Евангелия. 1340-е гг....>
 

 О реставрации произведений изобразительного искусства,
выполненных в смешанных техниках...>

 Общий вид лицевой стороны в боковом освещении до реставрации. 2019

В Государственном Русском музее хранится отдельный лист с миниатюрой «Поклонение волхвов» (пергамент, темпера. 29,8 х 41,2 см, инв. No.ДР/ГР-8), происхождение которого связывается с Сийским Евангелием.

Лицевое Сийское Евангелие апракос, ныне хранящееся в Библиотеке Академии наук, широко известно в научной литературе и занимает важное место в истории древнерусского искусства благодаря и известной дате создания кодекса в 1340 году. С 2017 года Сийское Евангелие находится на комплексной реставрации в отделе научных исследований и реставрации пергаменных рукописей Всероссийского художественно-реставрационного научного центра им. академика И.Э. Грабаря. Миниатюра «Поклонение волхвов» поступила в отдел реставрации живописи смешанных техник Русского музея в 2019 году. Эту работу было поручено выполнить реставратору высшей категории Евгении Щукиной.

Долгое время в распоряжении исследователей не имелось сведений относительно истории бытования листа с миниатюрой вплоть до 1934 года, когда была проведена инвентаризация фонда Русского музея. Новые данные появились в 1990 году, когда Ю.А. Пятницкий соотнес пометы на обороте этого листа с описью «Древлехранилища» М.П. Погодина и установил, что миниатюра до поступления в Русский музей входила в собрание древностей этого известного русского историка. Но никаких сведений о времени и обстоятельствах изъятия миниатюры из блока и о ее дальнейшей судьбе вплоть до поступления в собрание Погодина не имелось.

Одновременное пребывание миниатюры и кодекса в лабораторных условиях позволило провести их сравнительное изучение методами физико-химического анализа. Эта работа была осуществлена совместными усилиями наших коллег И.Ф. Кадиковой, старшего научного сотрудника Лаборатории физико-химических исследований ГосНИИР, и С.В. Сирро, заведующего отделом технологических исследований Русского музея. Проведенные технологические исследования подтвердили принадлежность миниатюры «Поклонение волхвов» Сийскому Евангелию.

Поскольку лист из Русского музея первоначально был первым листом первой тетради Сийского Евангелия, а миниатюра «Поклонение волхвов» написана на его обороте, то на следующем листе с заставкой и началом евангельского текста сохранилось значительное количество отпечатков красочного слоя. Основной целью исследования стало сопоставление этих отпечатков с красочным слоем миниатюры. На листе 1 Сийского Евангелия сохранились отпечатки пигментов разного цвета – красного, синего и золота. При помощи виртуального совмещения этого листа с миниатюрой были определены места на поверхности ее красочного слоя, которые соответствовали этим отпечаткам.

В ходе исследования миниатюры из Русского музея анализ живописной поверхности в местах, совпадающих с отпечатками, дал аналогичные результаты, как в отношении состава красочного слоя, так и в отношении его структуры. Красный плащ третьего волхва написан киноварью, а орнамент выполнен золотом по подготовке из аурипигмента. Синий хитон Богоматери написан натуральным ультрамарином с добавкой натурального азурита; кайма и бахрома выполнены золотом по подготовке из аурипигмента. Следует специально отметить, что помимо вывода об идентичности оригинального красочного слоя миниатюры и его отпечатков на первом листе Сийского Евангелия, в ходе исследования сделано интересное наблюдение о малоизученном приеме, которым пользовался автор миниатюры. Имеется в виду нанесение золота на подготовку из аурипигмента. Как известно, и византийские и древнерусские миниатюристы широко использовали возможность изменения оттенка золота в зависимости от цвета краски, положенной под него в качестве грунтовки. Золото может лежать на неподготовленном пергамене, на киновари и на красном органическом пигменте (кармине). Во всех этих случаях его оттенок отличается, что заметно невооруженным глазом. Аурипигмент, использованный в этом качестве автором миниатюры «Поклонение волхвов», встречается редко, особенно в древнерусской книжной живописи. Состояние красочного слоя было стабильным: участки осыпей и потертостей не имели тенденции к расширению.

Однако, общее состояние сохранности миниатюры «Поклонение волхвов» вызывало сомнения в возможности его дальнейшего безопасного хранения. Наблюдались значительные деформации пергаменной основы, возникшие как в процессе естественного старения, так и под действием неравномерных слоев остатков кожи и бумаги, а также клея на обороте. В процессе работы выяснилось, что первоначально отделенный от блока лист был приклеен на внутреннюю часть верхней кожаной крышки. Впоследствии лист был от нее грубо отделен – практически сорван: на обороте имелись остатки красно-коричневой кожи. Затем поврежденный с тыльной стороны лист был «усилен» тонкой тряпичной бумагой «верже». В правом нижнем углу имелся вертикальный прорез основы; по правому краю – отверстия от шитья блока. Также основа была ослаблена по линиям разлиновки

Первостепенной задачей реставратора стало устранение устойчивых деформаций пергамена. Для этого необходимо было удалить с тыльной стороны наслоения бумаги и кожи. Примененные ранее клеи, по данным исследований Отдела химико-биологических исследований по своей природе -  водорастворимые, утратили эту особенность и могли быть удалены в основном механически с незначительным увлажнением. Однако, даже малое количество влаги приводило к возникновению дополнительных деформаций. Поэтому процесс очистки тыльной стороны происходил после помещения миниатюры в увлажнительную камеру (92% влажности с экспозицией от 30 мин. до 2-х часов) с последующей эластичной растяжкой на планшете из оргстекла. Это позволило не только очистить тыльную сторону от наиболее неравномерных наслоений клея, но и постепенно устранить деформацию листа. Стабилизация ровного состояния в дальнейшем происходила в винтовом прессе с постепенно увеличивающимся давлением

Японской бумагой 20 г/кв.м укреплены разрывы основы, проколы от шитья и участки ослабленные разлиновкой . Поверхность очищена от пылевых загрязнений. Лист смонтирован в глубокое охранное паспарту

В результате выполненной реставрации устранены деформации, листу возвращена пластичность.

 

Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Общий вид тыльной стороны до реставрации. 2019

Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Общий вид лицевой стороны в свете видимой люминесценции под воздействием ультрафиолетового  излучения. 2019

 Отдел реставрации музейных ценностей Русского музея

Общий вид лицевой стороны в инфракрасном излучении. 2019

 Отдел реставрации музейных ценностей Русского музея

В процессе устранения деформаций и очистки оборотной стороны. 2019

Отдел реставрации музейных ценностей Русского музея

Общий вид лицевой стороны после реставрации. 2019

 Отдел реставрации музейных ценностей Русского музея

Общий вид тыльной стороны после реставрации. 2019

 

Что нового? | Реставрационные отделы I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История Службы | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта