|
Общий вид до
реставрации. |
|
|
Само название «епитрахиль» является прямым переводом с греческого языка - «на шею», и
относится к обязательному облачению священнослужителя, которое одевалось на
шею и спускалось спереди двумя полосами, соединенными, как правило,
пуговицами. Епитрахиль в символическом смысле означала собою несение креста
Христом и благодать Святого Духа.
По словам
хранителя этого экспоната, ведущего научного сотрудника отдела
древнерусского искусства Русского музея
Ольги Клюкановой,
по
толкованию византийского патриарха Германа Константинопольского, «епитрахиль
есть плат, свисавший с шеи Христа когда Он, принесенный в жертву... шел на
страдание свое». Без епитрахили, по уставу, принятому Русской церковью,
нельзя было совершать службу. Обычно на полосах епитрахили изображались
кресты, реже лицевые изображения святых, или ангелов. С XVII века в
церковный обиход вошли орнаментальные епитрахили. Такие памятники особо
почитались, береглись, хранились в ризницах, описывались в описях,
передавались от одного священника другому как реликвии, служили поминальными
вкладами. Так, в коллекции Русского музея сохранилась епитрахиль с вкладной
надписью, в которой сообщается о вкладе ее княгиней Анисией Кропоткиной в
церковь Благовещения в Казани как «поминовение всех родителей».
В собрании древнерусского искусства Русского
музея сегодня хранятся восемь орнаментальных епитрахилей, украшенных
жемчугом, серебряными плашками, камнями, и пять — с лицевыми изображениями.
К последней редкой группе произведений относится и епитрахиль, шитая по
зеленому атласу. На ней в три ряда представлены Благовещение, Василий
Великий и Григорий Богослов, Иоанн Богослов и Никола. Фигуры святых
изображены в рост, каждая обрамлена арочкой, украшенной растительным
орнаментом. По зеленому фону разбросаны стилизованные цветы и листья. В
возглавии шиты два прямоличных серафима. Шитье исполнено золотом и серебром
«в прикреп» и шелковыми нитями «в раскло». Лики святых выполнены из белого
атласа по настилу в технике аппликации, черты личного намечены коричневым
шелком. Сведения о бытовании этого памятника скудны. Известно лишь, что
епитрахиль на зеленом атласе поступила в Русский музей в 1938 г из Эрмитажа,
куда стекались древности из разных источников.
Епитрахиль конструктивно состоит из двух
вертикальных полос, сшитых между собой сзади, - в районе ворота, на лицевой
стороне пришит крест из двух полосок бархата зеленого цвета.
Некоторое время назад было решено передать
этот музейный предмет на реставрацию. Он был сильно загрязнен. Наибольшие
загрязнения белково-жирового происхождения были в верхней части - в районе
груди и ворота. Отдельные пятна имелись по всей поверхности. Шелковый фон
был сильно потерт, имел многочисленные сквозные утраты. Самые значительные -
в верхней части и по краям в средней части. Нижний край был очень ветхим,
местами руинированым. По всей поверхности фона имелись многочисленные
сечения с утратами утка, наибольшие - в верхней части. Золотное шитье
потемнело, было потерто, местами утрачено. Подкладка – голубая крашенина,
неравномерно выцвела. Имела общее поверхностное загрязнение. В верхней части
значительное. По всей поверхности имелись пятна неизвестного происхождения.
Старые инвентарные номера были грубо пришиты. Бархат неравномерно выцвел,
был потерт, местами до основы. Имелась общая деформация, в верхней части -
заломы. На Реставрационном совете Русского музея было решено поручить
выполнение этой сложной работы художнику-реставратору высшей категории
Отдела реставрации тканей
Зинаиде Сильновой.
В процессе реставрации были удалены, местами
ослаблены, поверхностные загрязнения и пятна. Утраты шелкового фона были
дублированы (восполнены). Сечения нитей укреплены шелковой нитью в виде шва,
имитирующего атласное переплетение. Кромка законсервирована прозрачным
шелковым газом и укреплена по всему периметру епитрахили. Заломы ткани в
верхней части устранены.
16 февраля 2021 года
|