|
Общий
вид до реставрации. 2012 |
|
|
Работа
"Мифологическая
сцена " (Ж-12001) художника Сергея
Юрьевича Судейкина (1882-1946) была создана темперой на картоне
в 1910-х годах.
Она поступила в Русский музей в 1987
году. Несмотря на то, что состояние ее не было аварийным и не вызывало
особенных опасений, картина просто не имела экспозиционного вида.
Большое количество произведений живописи
доходит до нашего времени, к сожалению, со следами различных изменений.
За время бытования на них возникают повреждения, зачастую необратимые,
вызванные небрежным или неправильным хранением, или непрофессиональной
реставрацией.
Написанная автором в технике темперы на
низкокачественном картоне, сдублированная впоследствии еще на один
картон, картина была закрепленная на деревянном, паркетированном
каркасе и имела сильную выгнутую коробленность. Красочный слой
представлял собой сильно потемневшую, гладкую поверхность без живописной
фактуры, залитую толстым слоем темно-желтого канифольного лака с
примесью воска. По всей поверхности имелись жесткие устойчивые
деформации основы - например, не склеенные, а просто сложенные разрывы.
Изломы основы были залиты грязным желто-коричневым составом. Их пытались
укрепить, нанеся лак, смешанный с мастикой. Были видны неравномерные
затеки по линиям деформаций. Наиболее крупные повреждения основы с
частичными утратами основы — по периметру и в углах картины. Кроме того,
по всей поверхности имелись многочисленные крестообразные разрезы -
следы подведения клеев в очаги расслоений при предыдущей реставрации.
Затеки в углублениях между деформаций основы достигали 3-4 мм толщины.
В 2012 году на одном из заседаний
Реставрационной комиссии Русского музея было принято решение передать этот
предмет на реставрацию. Работу было поручено выполнить ведущим
художникам-реставраторам
высшей категории
Нине Русаковой и
Евгении Щукиной.
На первом этапе было решено удалить
дублировочный картон, после чего открылась тыльная сторона авторского
картона, покрытого толстым, неравномерным слоем темно-коричневого клея.
Помимо утрат, порезов и других механических повреждений выявилась
интересная особенность картона: верхний слой картона после увлажнения
начинал расслаиваться на отдельные тонкие слои. Было принято решение
утоньшать картон и выровнять его в плоскости, удалив сгустки жесткого
клея, капли и затеки смолы. Сложнейшая работа по расслоению и
укреплению слабой основы, сильно пострадавшей от клея, лака и воска
помогла устранить следы непрофессиональной реставрации. Параллельно с
утоньшением проводилась очистка и подклейка разрывов, укрепление изломов
и деформаций, выравнивание их в плоскости, выполнение вставок в места
утрат из бумаги, подходящей по толщине и фактуре. После нейтрализации
кислой среды и обработки буферным раствором рабочие участки (10х10см)
укреплялись японской бумагой, после чего было выполнено дублирование
всей картины на более плотную японскую бумагу.
Работа по удалению толстых слоев лака и
записей проводилась после подробного технико-технологического
исследования. В процессе работы совершенно изменился колорит картины,
открылись части изображений, не видных под толстыми слоями цветного лака
и межслойными записями. Появилась фактура живописи. К сожалению, со
временем произошли необратимые изменения: рыхлая темперная красочная
поверхность впитала в себя подцвеченный лак, и некоторые
пигменты(сине-зеленые) образовали с ним соединения меди-резинаты, не
позволяющие окончательно удалить поновительские слои. Работа с
воско-лаковым покрытием проводилась составом изопропиловый спирт: пинен=1:1.Записи
размягчались компрессами и удалялись механически. Утраты красочного
слоя, сколы фактуры тонировались, с предварительно подведенным грунтом.
После окончания живописной реставрации картина была смонтирована на
планшет из высококачественного картона, покрыта аэрозольно составом
даммарный лак: пинен и помещена в раму под стекло. |