Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео

Реставрация картины Судейкина С.Ю. "Мифологическая сцена" (1910-е годы)

Ведущий художник-реставратор Нина Русакова завершает реставрацию
картины С.Ю. Судейкина "Мифологическая сцена". 2012

Работа "Мифологическая сцена " (Ж-12001) художника Сергея Юрьевича Судейкина (1882-1946) была создана  темперой на картоне в 1910-х годах.

Лучшие работы отдела реставрации живописи смешанных техник:

 Шагал К.З. "Лавка в Витебске"...>

 Н.Х. XVIII в. "Архидиакон Стефан"...>

 Митурич П.В. "Портрет ребёнка"...>

 Коровин К.А. Серия живописных панно...>

 Судейкин С.Ю. "Мифологическая сцена"...>

 Плешанов П.Ф. "Убиение царевича Дмитрия"...>
 

 О реставрации произведений изобразительного искусства,
выполненных в смешанных техниках...>

Лучшие работы  Службы реставрации:

 2018...>         2014...>
 2017...>         2013...>
 2016...>         2012...>
 2015...>         2011...>

 Общий вид до реставрации. 2012

Она поступила в Русский музей в 1987 году. Несмотря на то, что состояние ее не было аварийным и не вызывало особенных опасений, картина просто не имела экспозиционного вида.

Большое количество произведений живописи доходит до нашего времени, к сожалению, со следами различных изменений. За время бытования на них возникают повреждения, зачастую необратимые, вызванные небрежным или неправильным хранением, или непрофессиональной реставрацией. 

Написанная автором в технике темперы на низкокачественном картоне, сдублированная впоследствии еще на один картон,  картина была закрепленная на деревянном, паркетированном каркасе и имела сильную выгнутую коробленность. Красочный слой представлял собой сильно потемневшую, гладкую поверхность без живописной фактуры, залитую толстым слоем темно-желтого канифольного лака с примесью воска. По всей поверхности имелись жесткие устойчивые деформации основы - например, не склеенные, а просто сложенные разрывы. Изломы основы были залиты грязным желто-коричневым составом. Их пытались укрепить, нанеся лак, смешанный с мастикой. Были видны неравномерные затеки по линиям деформаций. Наиболее крупные повреждения основы с частичными утратами основы — по периметру и в углах картины. Кроме того, по всей поверхности имелись многочисленные крестообразные разрезы - следы подведения клеев в очаги расслоений при предыдущей реставрации. Затеки в углублениях между деформаций основы достигали 3-4 мм толщины.

В 2012 году на одном из заседаний Реставрационной комиссии Русского музея было принято решение передать этот предмет на реставрацию. Работу было поручено выполнить ведущим художникам-реставраторам высшей категории Нине Русаковой и Евгении Щукиной.

На первом этапе было решено удалить дублировочный картон,  после  чего открылась тыльная сторона авторского картона, покрытого толстым, неравномерным слоем темно-коричневого клея. Помимо утрат, порезов и других механических повреждений выявилась интересная особенность картона: верхний слой картона после увлажнения начинал расслаиваться на отдельные тонкие слои. Было принято решение утоньшать картон и выровнять его в плоскости, удалив сгустки жесткого клея, капли и затеки смолы.  Сложнейшая работа по расслоению и укреплению слабой основы, сильно пострадавшей от клея, лака и воска  помогла устранить следы непрофессиональной реставрации. Параллельно с утоньшением проводилась очистка и подклейка разрывов, укрепление изломов и деформаций, выравнивание их в плоскости, выполнение вставок в места утрат из бумаги, подходящей по толщине и фактуре. После нейтрализации кислой среды и обработки буферным раствором рабочие участки (10х10см) укреплялись японской бумагой, после чего было выполнено дублирование всей картины на более плотную японскую бумагу.

Работа по удалению толстых слоев лака и записей проводилась после подробного технико-технологического исследования. В процессе работы совершенно изменился колорит картины, открылись части изображений, не видных под толстыми слоями цветного лака и межслойными записями. Появилась фактура живописи. К сожалению, со временем произошли необратимые изменения: рыхлая темперная красочная поверхность впитала в себя подцвеченный лак, и некоторые пигменты(сине-зеленые) образовали с ним соединения меди-резинаты, не позволяющие окончательно удалить поновительские слои. Работа с воско-лаковым покрытием проводилась составом изопропиловый спирт: пинен=1:1.Записи размягчались компрессами и удалялись механически. Утраты красочного слоя, сколы фактуры тонировались, с предварительно подведенным грунтом. После окончания живописной реставрации картина была смонтирована на планшет из высококачественного картона, покрыта аэрозольно составом даммарный лак: пинен и помещена в раму под стекло.

Отдел реставрации музейных ценностей Русского музея

Фрагмент тыльной стороны в процессе реставрации. 2012

Общий вид в свете УФ-излучения. В левой нижней четверти хорошо виден участок, где поновительские лаки и записи удалены. 2012

Отдел реставрации музейных ценностей Русского музея

Фрагмент в процессе удаления поновительских лаков и записей. 2012

 Отдел реставрации музейных ценностей Русского музея

Фрагмент после удаления записей, закрывавших авторское изображение. 2012

 Отдел реставрации музейных ценностей Русского музея

Общий вид после реставрации. Вдоль верхнего края оставлен контрольный участок старого лака и записей. 2012

 

Copyright © 1997-2019 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта