Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Реставрация медальона "Аллегория Африки" из Летнего дворца Петра I в 2015-2016 годах

Общий вид до и после реставрации

  История всех реставраций  живописных плафонов Летнего дворца Петра I...>>>

  О реставрации живописных плафонов и медальонов Летнего дворца Петра I в 2015-2016 годах...>

 "Триумф Екатерины (ЛД-328)...>

 "Триумф Петра I (ЛД-50)...>

 "Триумф России" (ЛД-1)...>

 "Торжество Морфея (ЛД-32)...>

 "Прославление деяний Петра I (ЛД-174)...>

 "Мир и спокойствие (ЛД-290)...>

 "Триумф Минервы" (ЛД-13)...>

 "Похищение Европы (ЛД-178)...>

 "Аллегория Африки (ЛД-176)...>

 "Аллегория Америки (ЛД-175)...>

 "Аллегория Азии (ЛД-177)...>

 "Амур, несущий латы (ЛД-14)...>

 "Амур, несущий ликторские связки (ЛД-15)...>

 "Амур, несущий щит (ЛД-16)...>

 "Амур, несущий шлем, украшенный перьями (ЛД-17)...>

Реставрация живописного медальона «Аллегория Африки» из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

 Общий вид до реставрации. Кракелюр красочного слоя и грунта с приподнятыми краями, деформация холста. Лак потемнел и пожелтел. 2015

Живописный медальон «Аллегория Африки», (холст, масло, 60 х 43 см. инв. No. ЛД-176) был написан неизвестным художником в начале XVIII века. Он располагался на одной из стен Зеленого кабинета на втором этаже Летнего дворца Петра I.

За почти трехсотлетний период экспонирования - много раз реставрировался. В очередной раз он был передан на реставрацию в 2015 году в соответствии с государственным контрактом на проведение работ по реконструкции и реставрации Летнего дворца. 

При осмотре было отмечено следующее состояние сохранности:

Тыльная сторона:

Подрамник не имеет скосов внутренних реек. Из за этого холст "лежит" на рейках подрамника, вызывая изломы и деформации. Кромки дублированы. Холст "перегорел" от масла. Значительно загрязнен. Авторские кромки грунтованы. На них фрагментарно видна живопись. Вокруг гвоздевых отверстий - утраты грунта. Общая деформация холста от ослабления натяжения, а так же деформация от дублировочной кромки.

Лицевая сторона:

Грунт гладкий масляный, плотный, средней толщины, красно-коричневого цвета. По всей поверхности грунтовый горизонтальный, переходящий в средний и мелкий, сетчатый кракелюр с приподнятыми краями. Требует срочного укрепеления красочного слоя. По периметру заметно отпечатался подрамник. Связь грунта с холстом нарушена. Группа небольших затонированных утрат красочного слоя (0,5х0,7см; 0,2х0,4см) в правой верхней четверти на изображении неба. Старые мастиковки очень просели, тонировки изменились в цвете и тоне. По всей поверхности немногочисленные выкрошки и мелкие утраты грунта по кракелюру, особенно по сгибу холста вдоль кромок.

Живопись гладкая, многослойная, с небольшими фактурными участками на белильных местах, на изображении складок одежды, кроны деревьев. Утраты красочного слоя соответствуют утратам грунта. Старые тонировки по замастикованным утратам очень изменились в цвете, тоне и прожухли, мастиковка под ними просела.

Потёртости красочного слоя в теневых местах до грунта особенно значительны на изображении головы, лапы льва, ног и рук центральных персонажей, а так же на красных драпировках.

Лак очень неравномерный, заметно пожелтел. Под верхним слоем видны остатки прежних лаковых покрытий в фактурных местах. Верхний завершающий слой с многочисленными потёртостями, помутнениями на которых изображение не читается. В основном это теневые места и изображения красных драпировок. Поверхность картины загрязнена.

Исследования под микроскопом и в свете УФ излучения подтвердили, что лаковая пленка лежит очень неравномерно, толстым слоем. Прослеживаются многочисленные потертости по краям приподнятого кракелюра. Хорошо видны многочисленные поздние записи в разных частях картины.

В результате микологических исследований грибковых поражений не обнаружено.

Во время реставрации картина была аккуратно обеспылена с тыльной и лицевой стороны. После этого было проведено двукратное укрепление красочного слоя и грунта с прессованием. Проведена профилактическая микологическая обработка тыльной стороны. Удалены старые кромки, вызывавшие деформации холста. Удалены загрязнения. Жесткие изломы красочного слоя и грунта дополнительно укладывались повторным укрепление и распаркой через специальную пленку, после чего участки с изломами прессовались.

Были дублированы новые кромки. Подрамник отремонтирован (сделаны внутренние скосы и вставки выпадов древесины). Места утрат красочного слоя были заполнены реставрационным грунтом. На нескольких участках сделаны контрольные пробы по раскрытию авторской живописи от слоев лака и старых записей в соответствии с ранее утвержденной методикой. После утверждения результатов пробного раскрытия, произведено утоньшение лаковых наслоений, удаление записей и тонировок по всей поверхности.  После этого было произведено тонирование утрат красочного слоя художественными материалами  голландской фирмы «Talens». В завершении картина просушена и покрыта слоем даммарного лаком с пиненом (1:1) в два слоя.

 

 

Реставрация живописного медальона «Аллегория Африки» из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

В процессе реставрации. После укрепления красочного слоя и удаления поверхностных загрязнений. Частичное раскрытие авторской живописи от слоев потемневшего лака и поздних записей. Фрагменты пробных контрольных участков утоньшения лака и записей. 2015

Реставрация живописного медальона «Аллегория Африки» из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Снимок в свете УФ излучения. Фрагменты раскрытия авторской живописи от старых поновлений и слоев лака. 2015

Реставрация живописного медальона «Аллегория Африки» из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Общий вид после реставрации. 2016

 

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта