Живописный
медальон «Аллегория Африки»,
(холст, масло, 60 х
43 см. инв. No. ЛД-176) был написан неизвестным художником в
начале XVIII
века.
Он располагался на одной из стен Зеленого кабинета на втором этаже
Летнего дворца Петра I.
За почти
трехсотлетний период экспонирования -
много раз реставрировался.
В очередной раз он был передан на реставрацию в 2015 году в
соответствии с государственным контрактом на проведение работ по
реконструкции и реставрации Летнего дворца.
При осмотре было отмечено
следующее состояние сохранности:
Тыльная сторона:
Подрамник не имеет скосов
внутренних реек. Из за этого холст "лежит" на рейках подрамника, вызывая
изломы и деформации. Кромки дублированы. Холст "перегорел" от масла.
Значительно загрязнен.
Авторские кромки грунтованы. На них
фрагментарно видна живопись. Вокруг гвоздевых отверстий -
утраты грунта. Общая деформация холста от ослабления
натяжения, а так же деформация от дублировочной кромки.
Лицевая сторона:
Грунт гладкий масляный, плотный, средней
толщины, красно-коричневого цвета. По всей поверхности грунтовый
горизонтальный, переходящий в средний и мелкий, сетчатый кракелюр с
приподнятыми краями. Требует срочного укрепеления
красочного слоя. По периметру заметно отпечатался подрамник. Связь
грунта с холстом нарушена. Группа небольших затонированных утрат
красочного слоя (0,5х0,7см; 0,2х0,4см) в правой верхней четверти на
изображении неба. Старые мастиковки очень просели, тонировки изменились
в цвете и тоне. По всей поверхности немногочисленные выкрошки и мелкие
утраты грунта по кракелюру, особенно по сгибу холста вдоль кромок.
Живопись гладкая, многослойная, с небольшими
фактурными участками на белильных местах, на изображении складок одежды,
кроны деревьев. Утраты красочного слоя соответствуют утратам грунта. Старые
тонировки по замастикованным утратам очень изменились в цвете, тоне и
прожухли, мастиковка под ними просела.
Потёртости
красочного слоя в теневых местах до грунта особенно значительны на
изображении головы, лапы льва, ног и рук центральных персонажей, а так же на
красных драпировках.
Лак очень неравномерный, заметно пожелтел.
Под верхним слоем видны остатки прежних лаковых покрытий в фактурных местах.
Верхний завершающий слой с многочисленными потёртостями, помутнениями на
которых изображение не читается. В основном это теневые места и изображения
красных драпировок. Поверхность картины загрязнена.