Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Реставрация живописных плафонов Летнего дворца Петра I в 2015-2016 годах

Реставрация живописных плафонов Летнего дворца Петра I (Летний сад, Санкт-Петербург)

Изучение авторского красочного слоя, поздних записей и лаковой поверхности на плафоне "Триумф Петра I" (ЛД-50) с помощью стереомикроскопа. 2015

Летний дворец Петра I в Петербурге был построен по проекту архитектора Доменико Трезини (1670-1734) в 1710-1714 годах. Отделка интерьеров, начатая Андреасом  Шлютером (1660-1714), продолжалась при жизни Петра I, который жил здесь с семьей с мая по октябрь.

На каждом этаже располагалось по семь комнат и по одной кухне – «поварне». Это – «Зеленый кабинет», «Кабинет Петра I», Детская, Спальни, Приемные, Столовая, Токарня и другие.

 История всех реставраций  живописных плафонов Летнего дворца Петра I...>>>

Реставрация живописных плафонов и медальонов Летнего дворца Петра I в 2015-2016 годах:

 "Триумф Екатерины (ЛД-328)...>

 "Триумф Петра I (ЛД-50)...>

 "Триумф России" (ЛД-1)...>

 "Торжество Морфея (ЛД-32)...>

 "Прославление деяний Петра I (ЛД-174)...>

 "Мир и спокойствие (ЛД-290)...>

 "Триумф Минервы" (ЛД-13)...>

 "Похищение Европы (ЛД-178)...>

 "Аллегория Африки (ЛД-176)...>

 "Аллегория Америки (ЛД-175)...>

 "Аллегория Азии (ЛД-177)...>

 "Амур, несущий латы (ЛД-14)...>

 "Амур, несущий ликторские связки (ЛД-15)...>

 "Амур, несущий щит (ЛД-16)...>

 "Амур, несущий шлем, украшенный перьями (ЛД-17)...>

Реставрационная мастерская живописи в Русском музее | Картины и плафоны из Летнего дворца Петра I

Процесс снятия плафона "Триумф Петра I" с транспортировочного вала в Реставрационной мастерской после перевозки из Летнего дворца. 2015

При жизни Петра I многие помещения были украшены дорогими тканями, облицованы дубовыми резными панелями, печи -  изразцами, а потолки - живописными плафонами, обрамленными великолепной лепниной. До наших дней дошли некоторые оригинальные предметы, украшавшие в то время дворец. Среди них - 11 уникальных живописных потолочных плафонов XVIII века, работы швейцарского художника Георга Гзелля (1673-1740) и, вероятно, его учеников, в аллегорической форме прославляющие деяния Петра I и Екатерины I.

Среди них имеется семь большемерных работ - «Триумф Петра I» (250 х 420 см), «Триумф России» (237 х 397 см), «Прославление деяний Петра I» (232 х 355 см), «Мир и спокойствие» (260 х 300 см), «Триумф Екатерины I» (260 х 300 см), "Триумф Морфея" (246,5 х 231 см) и «Триумф Минервы» (248 х 212 см). За почти 300-летний период экспонирования, плафоны неоднократно подвергались реставрации.

(Подробнее об истории их многочисленных реставраций, начиная с XVIII века - здесь)

В 2004 году Летний сад со всеми сооружениями и зданиями, включая Летний дворец Петра I, вошёл в состав Русского музея, став одним из его филиалов. Музейные предметы, находившиеся во дворце, были осмотрены реставраторами Русского музея в первую очередь. При исследовании живописных потолочных плафонов и четырёх настенных медальонов было отмечено, что, к сожалению, все они имеют различного рода проблемы с состоянием сохранности. На многих имеются поздние записи, изменившиеся в цвете и тоне, которые искажают авторскую живопись. Практически на всех произведениях лаковая пленка значительной толщины потемнела и потеряла прозрачность. На некоторых, имеются деформации холста и отдельные утраты красочного слоя.

В 2012 году Министерство культуры Российской Федерации (МК РФ) приняло решение о реставрации Летнего дворца Петра I в рамках продолжения работ по реконструкции и реставрации Летнего сада (II очередь). Для этого, прежде всего, в конце 2012 года был проведен конкурс на разработку Проекта реконструкции и реставрации Летнего дворца, который в результате конкурсных процедур выиграла компания ООО "Профиль". Проект был создан и утвержден в 2014 году в ФАУ "Главгосэкспертиза России". Для реализации Проекта МК РФ приняло решение о финансировании реставрационных работ в полном объёме. В продолжении этого в конце 2014 года был проведен открытый конкурс по выбору исполнителя работ. По его результатам был заключен государственный контракт с компанией ООО "Профиль".

Реставрационная мастерская живописи в Русском музее | Картины и плафоны из Летнего дворца Петра I

Изучение авторского красочного слоя, поздних записей и лаковой поверхности на плафоне "Триумф Петра I" (ЛД-50) с помощью стереомикроскопа. 2015

Составной частью Проекта были и работы по реставрации ряда художественных предметов, являющихся неотъемлемой частью интерьеров дворца. В частности, необходимо было полностью отреставрировать 11 живописных потолочных плафонов XVIII века (из них 7 - большемерных) и 4 настенных живописных медальона.

К сожалению, через некоторое время, в связи с финансовыми проблемами МК РФ, бюджет проекта был значительно урезан. При этом, сумма средств, запланированных на  реставрацию только музейных предметов, была сокращена более чем в шесть раз. Вследствие этого объемы технического задания на реставрацию также пришлось значительно сократить. По большей части реставраторы могли выполнить лишь консервационные работы, направленные на приведение предметов в экспозиционное состояние.

Работа началась в 2015 году. Все живописные плафоны и медальоны были аккуратно демонтированы с потолков и стен и перемещены в реставрационные мастерские. Большемерные холсты, которые не проходили по своим размерам через дверные проемы, пришлось прямо в залах аккуратно снимать с подрамников, накатывать на специальные деревянные валы и в таком виде выносить из помещений через одно из окон второго этажа.

После того, как все плафоны и медальоны были перевезены в реставрационные мастерские, началась подготовка к их реставрации. Прежде всего, специалисты провели необходимые технологические исследования и фотофиксацию повреждений. Затем, обеспылили лицевые и тыльные стороны. Красочный слой и грунт на многих произведениях нуждался в укреплении, что и было в первую очередь сделано, особенно, на участках вдоль сшивных холстов, которые сильно пострадали за многие годы экспонирования. Некоторые подрамники пришлось ремонтировать.

Реставрационная комиссия в Русском музее | Картины и плафоны из Летнего дворца Петра I

На заседании Реставрационной комиссии Русского музея обсуждаются итоги очередного этапа реставрации живописных плафонов и медальонов из Летнего дворца Петра I. Докладчик - заведующая мастерской реставрации живописи Ирина Корнякова. 2016

Часть их них не имела на рейках внутренних скосов, что явилось причиной отпечатавшихся на лицевой поверхности жестких изломов красочного слоя и грунта. На ряде произведений пришлось приклеивать новые реставрационные кромки из холста. После этого, все полотна были промыты от поверхностных загрязнений, а лаковая поверхность регенерирована по методу Петтенкофера. Это позволило сделать помутневший со временем лак более прозрачным. Краски стали выглядеть насыщеннее, но, к сожалению, при этом стали более заметны старые тонировки, которые со временем сильно изменились в цвете и тоне.

Теперь, после завершения всех запланированных работ, будущее экспонирование плафонов и медальонов не представляло опасности. Однако, профессиональному взгляду было заметно, что многочисленные поздние поновления и записи красочного слоя, работа над которыми не вошла в секвестированный план реставрационных работ, сильно искажают авторскую живопись. Потемневший и пожелтевший лак только усугублял эту ситуацию.

Понимая, что провести полноценную реставрацию живописных плафонов и медальонов из-за финансовых проблем Министерства культуры Российской Федерации  не удастся, на одном из заседаний Реставрационного совета Русского музея было высказано предложение - просить реставраторов Русского музея, в порядке исключения, провести полную реставрацию всех 11 плафонов и 4 медальонов без какого либо финансирования в рамках их плановой работы.

Все члены комиссии, включая музейных реставраторов, понимали важность исторического момента. Ведь уникальные живописные полотна XVIII века из Летнего дворца Петра I уже были демонтированы. Они покинули места своего экспонирования и ждали окончания капитального ремонта здания. Было очень обидно сознавать, что огромная работа по сложному демонтажу и будущему монтажу уникальных холстов XVIII века может завершиться их банальной консервацией -  укреплением красочного слоя и грунта, подведением необходимых кромок, промывкой поверхностных загрязнений и регенерацией пожелтевшего лака. А уникальный шанс, наконец-то, раскрыть авторскую живопись от искажающих ее многочисленных слоев поновлений, так и не будет использован.

Реставрационная мастерская живописи в Русском музее | Картины и плафоны из Летнего дворца Петра I

Заключительная стадия реставрационных работ - тонирование утрат красочного слоя и грунта. Слева - направо: художники-реставраторы Татьяна Серова, Антон Макаров, Александр Минин. 2016

В результате долгих и обстоятельных обсуждений было единогласно решено провести полную реставрацию всех полотен. Был разработан и утвержден новый план работ.

Прежде всего, было решено сделать всестороннее технико-технологическое исследование одного из самых проблемных в реставрационном плане плафонов - "Триумф Минервы" (ЛД-13). Затем, сделать на нём несколько небольших фрагментов пробного раскрытия авторской живописи. И уже по полученным результатам выработать общую стратегию и методику будущего раскрытия для всех произведений с учетом индивидуальных особенностей каждого. На это ушло несколько месяцев. В результате, методика была разработана и утверждена на очередном заседании Реставрационной комиссии Русского музея.

Работа началась с подробнейшего изучения каждого произведения в отделе технологических исследований и лаборатории химико-биологических исследований Русского музея. Были сделаны сотни исследований красочной поверхности в различных областях излучения - в инфракрасной и ультрафиолетовой области спектра, сделаны исследования красочного слоя под микроскопом. Были взяты и исследованы сотни микропроб красочного и лакового слоя, грунта и холста.

Затем, реставраторы приступили к живописной реставрации. Под постоянным контролем лицевой поверхности в свете специальных светильников ультрафиолетового излучения, послойно, небольшими участками расчищалась красочная поверхность от старых записей и темного лака. Реставраторам постоянно приходилось пользоваться микроскопом и специальными бинокулярными линзами. Реставрационная комиссия следила за ходом выполнения работ и, при необходимости оперативно вносила свои корректировки. Лишь к началу 2016 года реставраторы смогли завершить раскрытие и приступили к тонированию утрат красочного слоя и грунта.

Все реставрационные операции были закончены к середине 2016 года. А уже в сентябре живописные плафоны и медальоны были смонтированы на свои исторические места в Летнем дворце. Сложная многомесячная работа была завершена. Реставрационная комиссия Русского музея в работе которой участвовали и ответственные представители Государственного комитета по контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) приняла работу, отметив высокое качество проведенной реставрации.

Более подробно о реставрации плафонов и медальонов:

 "Триумф Екатерины (ЛД-328)...>

 "Триумф Петра I (ЛД-50)...>

 "Триумф России" (ЛД-1)...>

 "Торжество Морфея (ЛД-32)...>

 "Прославление деяний Петра I (ЛД-174)...>

 "Мир и спокойствие (ЛД-290)...>

 "Триумф Минервы" (ЛД-13)...>

 "Похищение Европы (ЛД-178)...>

 "Аллегория Африки (ЛД-176)...>

 "Аллегория Америки (ЛД-175)...>

 "Аллегория Азии (ЛД-177)...>

 "Амур, несущий латы (ЛД-14)...>

 "Амур, несущий ликторские связки (ЛД-15)...>

 "Амур, несущий щит (ЛД-16)...>

 "Амур, несущий шлем, украшенный перьями (ЛД-17)...>

 

 

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта