Лого - Отдел реставрации Русского музея

Новости | Реставрация | Мастерские | Исследования | История | Контакты | Видео

Реставрация живописных плафонов Летнего дворца Петра I (2015-2016)

Реставрация живописных плафонов из Летнего дворца Петра I в Петербурге

Летний дворец Петра I в Петербурге был построен по проекту архитектора Доменико Трезини (1670-1734) в 1710-1714 годах. Отделка интерьеров, начатая Андреасом  Шлютером (1660-1714), продолжалась при жизни Петра I, который жил здесь с семьей с мая по октябрь.

На каждом этаже располагалось по семь комнат и по одной кухне – «поварне». Это – «Зеленый кабинет», «Кабинет Петра I», Детская, Спальни, Приемные, Столовая, Токарня и другие. При жизни Петра I многие помещения были украшены дорогими тканями, облицованы дубовыми резными панелями, печи -  изразцами, а потолки - живописными плафонами, обрамленными великолепной лепниной. До наших дней дошли некоторые оригинальные предметы, украшавшие в то время дворец. Среди них - 11 уникальных живописных потолочных плафонов XVIII века, работы швейцарского художника Георга Гзелля (1673-1740) и, вероятно, его учеников, в аллегорической форме прославляющие деяния Петра I и Екатерины I.

 История всех реставраций  живописных плафонов Летнего дворца Петра I...>>>

Реставрация живописных плафонов и медальонов Летнего дворца Петра I в 2015-2016 годах:

 "Триумф Екатерины (ЛД-328)...>

 "Триумф Петра I (ЛД-50)...>

 "Триумф России" (ЛД-1)...>

 "Торжество Морфея (ЛД-32)...>

 "Прославление деяний Петра I (ЛД-174)...>

 "Мир и спокойствие (ЛД-290)...>

 "Триумф Минервы" (ЛД-13)...>

 "Похищение Европы (ЛД-178)...>

 "Аллегория Африки (ЛД-176)...>

 "Аллегория Америки (ЛД-175)...>

 "Аллегория Азии (ЛД-177)...>

 "Амур, несущий латы (ЛД-14)...>

 "Амур, несущий ликторские связки (ЛД-15)...>

 "Амур, несущий щит (ЛД-16)...>

 "Амур, несущий шлем, украшенный перьями (ЛД-17)...>

Реставрационная мастерская живописи в Русском музее | Картины и плафоны из Летнего дворца Петра I

Процесс снятия плафона "Триумф Петра I" с транспортировочного вала в Реставрационной мастерской после перевозки из Летнего дворца. 2015

Среди них имеется семь большемерных работ - «Триумф Петра I» (250 х 420 см), «Триумф России» (237 х 397 см), «Прославление деяний Петра I» (232 х 355 см), «Мир и спокойствие» (260 х 300 см), «Триумф Екатерины I» (260 х 300 см), "Триумф Морфея" (246,5 х 231 см) и «Триумф Минервы» (248 х 212 см). За почти 300-летний период экспонирования, плафоны неоднократно подвергались реставрации.

(Подробнее об истории их реставрации,
 начиная с XVIII века -
здесь
)

В 2004 году Летний сад со всеми сооружениями и зданиями, включая Летний дворец Петра I, вошёл в состав Русского музея, став одним из его филиалов. Музейные предметы, находившиеся во дворце, были осмотрены реставраторами Русского музея в первую очередь. При исследовании живописных потолочных плафонов и четырёх настенных медальонов было отмечено, что, к сожалению, все они имеют различного рода проблемы с состоянием сохранности. На многих имеются поздние записи, изменившиеся в цвете и тоне, которые искажают авторскую живопись. Практически на всех произведениях лаковая пленка значительной толщины потемнела и потеряла прозрачность. На некоторых, имеются деформации холста и отдельные утраты красочного слоя.

В 2012 году Министерство культуры Российской Федерации (МК РФ) приняло решение о реставрации Летнего дворца Петра I в рамках продолжения работ по реконструкции и реставрации Летнего сада (II очередь). Для этого, прежде всего, в конце 2012 года был проведен конкурс на разработку Проекта реконструкции и реставрации Летнего дворца, который в результате конкурсных процедур выиграла компания ООО "Профиль". Проект был создан и утвержден в 2014 году в ФАУ "Главгосэкспертиза России". Для реализации Проекта Министерство культуры РФ приняло решение о выделении необходимой суммы. В продолжении этого был проведен открытый конкурс по выбору исполнителя работ. По его результатам был заключен государственный контракт с компанией ООО "Профиль".

Составной частью Проекта были и работы по реставрации ряда художественных предметов, являющихся неотъемлемой частью интерьеров дворца. В частности, необходимо было полностью отреставрировать 11 живописных потолочных плафонов XVIII века (из них 7 - большемерных) и 4 настенных живописных медальона.

К сожалению, через некоторое время, уже после подписания Контракта, в связи с финансовыми проблемами МК РФ, бюджет проекта был секвестрирован. При этом, сумма средств, запланированных на реставрацию художественных предметов, была сокращена почти в четыре раза. Вследствие этого объемы технического задания на реставрацию предметов также пришлось значительно сократить. По большей части реставраторы могли выполнить лишь консервационные работы, направленные на приведение предметов в экспозиционное состояние.

Реставрационная комиссия в Русском музее | Картины и плафоны из Летнего дворца Петра I

На заседании Реставрационной комиссии Русского музея обсуждаются итоги очередного этапа реставрации живописных плафонов и медальонов из Летнего дворца Петра I. 2015

Работа началась в 2015 году. Все живописные плафоны и медальоны были аккуратно демонтированы с потолков и стен и перемещены в реставрационные мастерские. Большемерные холсты, которые не проходили по своим размерам через дверные проемы, пришлось прямо в залах аккуратно снимать с подрамников, накатывать на специальные деревянные валы и в таком виде выносить из помещений через одно из окон второго этажа.

После того, как все плафоны и медальоны были перевезены в реставрационные мастерские, началась подготовка к их реставрации. Прежде всего, специалисты провели необходимые технологические исследования и фотофиксацию повреждений. Затем, обеспылили лицевые и тыльные стороны. Красочный слой и грунт на многих произведениях нуждался в укреплении, что и было в первую очередь сделано, особенно, на участках вдоль сшивных холстов, которые сильно пострадали за многие годы экспонирования. Некоторые подрамники пришлось ремонтировать. Часть их них не имела на рейках внутренних скосов, что явилось причиной отпечатавшихся на лицевой поверхности жестких изломов красочного слоя и грунта. На ряде произведений пришлось приклеивать новые реставрационные кромки из холста. После этого, все полотна были промыты от поверхностных загрязнений, а лаковая поверхность регенерирована по методу Петтенкофера. Это позволило сделать помутневший со временем лак более прозрачным. Краски стали выглядеть насыщеннее, но, к сожалению, при этом стали более заметны старые тонировки, которые со временем сильно изменились в цвете и тоне.

Будущее экспонирование плафонов и медальонов теперь не представляло опасности, однако, профессиональному взгляду было заметно, что многочисленные поздние поновления и тонировки красочного слоя, сделанные в разные годы, сильно искажают авторскую живопись. Потемневший и пожелтевший лак только усугублял эту ситуацию.

Понимая, что провести полноценную реставрацию живописных плафонов и медальонов из-за финансовых проблем МК РФ в ближайшее время не удастся, на одном из очередных Реставрационных советов Русского музея было высказано предложение - поручить реставраторам Русского музея сделать полную реставрацию всех 11 плафонов и 4 медальонов без дополнительного финансирования в рамках плановой работы.

Все члены совета, включая музейных реставраторов, понимали важность исторического момента. Ведь уникальные живописные полотна XVIII века из Летнего дворца Петра I уже были демонтированы. Они покинули свои места и ждали окончания капитального ремонта здания. Было очень обидно сознавать, что огромная работа по сложному демонтажу и последующему монтажу уникальных холстов XVIII века может завершиться банальной консервацией -  укреплением красочного слоя и грунта, подведением необходимых кромок, промывкой поверхностных загрязнений и регенерацией пожелтевшего лака. И уникальный шанс, наконец-то, раскрыть авторскую живопись от искажающих ее многочисленных слоев поновлений, так и не будет использован. В результате долгих и обстоятельных обсуждений было единогласно решено провести полную реставрацию всех полотен. Был разработан и утвержден новый план работ.

Реставрационная мастерская живописи в Русском музее | Картины и плафоны из Летнего дворца Петра I

Заключительная стадия реставрационных работ - тонирование утрат красочного слоя и грунта. 2016

Было решено, прежде всего, сделать полное технико-технологическое исследование одного из самых проблемных в реставрационном плане плафонов - "Триумф Минервы" (ЛД-13). Затем, сделать на нём несколько небольших фрагментов пробного раскрытия авторской живописи. И уже по полученным результатам выработать общую стратегию и методику будущего раскрытия для всех произведений с учетом индивидуальной специфики каждого. На это ушло несколько месяцев. В результате, методика была разработана и утверждена Реставрационной комиссией Русского музея.

Работа началась с подробнейшего изучения каждого произведения в отделе технологических исследований и лаборатории химико-биологических исследований Русского музея. Были сделаны сотни исследований красочной поверхности в различных областях излучения - в инфракрасной и ультрафиолетовой области спектра, сделаны исследования красочного слоя под микроскопом. Были взяты и исследованы сотни микропроб красочного и лакового слоя, грунта и холста.

Затем, реставраторы приступили к живописной реставрации. Под постоянным контролем лицевой поверхности в свете специальных светильников ультрафиолетового излучения, послойно, небольшими участками расчищалась красочная поверхность от старых записей и темного лака. Реставраторам постоянно приходилось пользоваться микроскопом и специальными бинокулярными линзами. Реставрационная комиссия следила за ходом выполнения работ и, при необходимости оперативно вносила свои корректировки. Лишь к началу 2016 года реставраторы смогли завершить раскрытие и приступили к тонированию утрат красочного слоя и грунта.

Все реставрационные операции были закончены к середине 2016 года. А уже в сентябре живописные плафоны и медальоны были смонтированы на свои исторические места в Летнем дворце. Сложная многомесячная работа была завершена. Реставрационная комиссия приняла работу, отметив высокое качество проведенной реставрации.

Более подробно о реставрации плафонов и медальонов:

 "Триумф Екатерины (ЛД-328)...>

 "Триумф Петра I (ЛД-50)...>

 "Триумф России" (ЛД-1)...>

 "Торжество Морфея (ЛД-32)...>

 "Прославление деяний Петра I (ЛД-174)...>

 "Мир и спокойствие (ЛД-290)...>

 "Триумф Минервы" (ЛД-13)...>

 "Похищение Европы (ЛД-178)...>

 "Аллегория Африки (ЛД-176)...>

 "Аллегория Америки (ЛД-175)...>

 "Аллегория Азии (ЛД-177)...>

 "Амур, несущий латы (ЛД-14)...>

 "Амур, несущий ликторские связки (ЛД-15)...>

 "Амур, несущий щит (ЛД-16)...>

 "Амур, несущий шлем, украшенный перьями (ЛД-17)...>

 

 

Что нового в отделе? | Реставрационные мастерские и сектора I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История отдела | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта