|
Процесс снятия плафона "Триумф Петра
I" с
транспортировочного вала в Реставрационной мастерской после
перевозки из Летнего дворца. 2015 |
|
При жизни Петра I
многие помещения были украшены дорогими тканями, облицованы
дубовыми резными панелями, печи - изразцами, а потолки -
живописными плафонами, обрамленными великолепной лепниной.
До наших дней дошли некоторые
оригинальные предметы, украшавшие в то время дворец. Среди них - 11
уникальных живописных потолочных плафонов XVIII
века, работы швейцарского художника
Георга Гзелля (1673-1740) и, вероятно, его учеников, в аллегорической форме
прославляющие деяния Петра I и Екатерины I.
Среди них имеется семь большемерных
работ -
«Триумф Петра I» (250 х 420 см), «Триумф России»
(237 х 397 см), «Прославление деяний Петра I» (232 х 355 см), «Мир и спокойствие» (260 х 300 см), «Триумф Екатерины
I»
(260 х 300 см), "Триумф Морфея" (246,5 х 231 см) и «Триумф Минервы» (248 х 212 см).
За почти 300-летний период экспонирования, плафоны неоднократно подвергались реставрации.
(Подробнее
об истории их многочисленных реставраций, начиная с XVIII века -
здесь)
В 2004 году Летний сад со всеми
сооружениями и зданиями, включая
Летний дворец Петра
I, вошёл в состав Русского музея, став одним
из его филиалов.
Музейные предметы,
находившиеся во дворце, были осмотрены реставраторами Русского музея
в первую очередь. При исследовании
живописных потолочных плафонов и четырёх настенных медальонов было отмечено, что, к сожалению, все они имеют
различного рода проблемы с состоянием сохранности. На многих имеются
поздние записи, изменившиеся в цвете и тоне, которые искажают
авторскую живопись. Практически на всех произведениях лаковая пленка
значительной толщины
потемнела и потеряла прозрачность. На некоторых, имеются деформации
холста и отдельные утраты красочного слоя.
В 2012 году Министерство культуры
Российской Федерации
(МК РФ) приняло решение о реставрации
Летнего дворца Петра
I
в рамках продолжения работ по реконструкции и
реставрации Летнего сада
(II очередь). Для этого, прежде всего,
в конце 2012 года был
проведен конкурс на разработку Проекта реконструкции и реставрации
Летнего дворца, который в результате конкурсных процедур выиграла
компания
ООО
"Профиль". Проект был создан и утвержден в
2014 году в
ФАУ "Главгосэкспертиза
России".
Для реализации Проекта МК РФ приняло решение о
финансировании реставрационных работ в полном объёме. В продолжении этого
в конце 2014 года был проведен открытый конкурс по выбору
исполнителя работ. По его результатам был заключен государственный
контракт с компанией
ООО "Профиль".
|
Изучение авторского красочного слоя, поздних
записей и лаковой поверхности на плафоне "Триумф
Петра
I"
(ЛД-50) с помощью стереомикроскопа. 2015 |
|
Составной частью Проекта были и работы по
реставрации ряда художественных предметов, являющихся неотъемлемой частью
интерьеров дворца. В частности, необходимо было полностью отреставрировать 11
живописных потолочных плафонов XVIII века (из них
7 - большемерных) и 4
настенных живописных медальона.
К сожалению, через некоторое время,
в связи с финансовыми проблемами
МК РФ, бюджет проекта
был значительно урезан.
При этом, сумма
средств,
запланированных на реставрацию только музейных предметов, была сокращена
более чем в шесть раз. Вследствие этого объемы технического задания на реставрацию также пришлось значительно сократить. По большей части реставраторы
могли выполнить лишь консервационные работы, направленные на приведение
предметов в экспозиционное состояние.
Работа началась в 2015 году. Все живописные
плафоны и медальоны были аккуратно демонтированы с потолков и стен и
перемещены в реставрационные мастерские. Большемерные холсты, которые не
проходили по своим размерам через дверные проемы, пришлось прямо в залах
аккуратно снимать с подрамников, накатывать на специальные деревянные валы и
в таком виде выносить из помещений через одно из окон второго этажа.
После того, как все плафоны и медальоны
были перевезены в реставрационные мастерские, началась подготовка к их реставрации. Прежде всего, специалисты провели
необходимые технологические исследования и фотофиксацию повреждений. Затем,
обеспылили лицевые и тыльные стороны. Красочный слой и грунт на многих
произведениях нуждался в укреплении, что и было
в первую очередь
сделано, особенно, на участках вдоль сшивных холстов, которые сильно пострадали за
многие годы экспонирования.
Некоторые подрамники
пришлось ремонтировать.
|
На заседании Реставрационной комиссии
Русского музея обсуждаются итоги очередного этапа реставрации живописных плафонов
и медальонов из Летнего дворца Петра
I. Докладчик - заведующая мастерской
реставрации живописи
Ирина Корнякова. 2016 |
|
Часть их них не имела на рейках внутренних скосов,
что явилось причиной отпечатавшихся на лицевой поверхности жестких изломов
красочного слоя и грунта. На ряде произведений пришлось приклеивать новые
реставрационные кромки из холста. После этого, все полотна
были промыты от поверхностных загрязнений, а лаковая поверхность
регенерирована по методу Петтенкофера.
Это позволило сделать помутневший со временем лак более прозрачным. Краски
стали выглядеть насыщеннее, но, к сожалению, при этом стали более заметны
старые тонировки, которые со временем сильно изменились в цвете и тоне.
Теперь, после завершения всех запланированных
работ, будущее экспонирование плафонов и медальонов не
представляло опасности. Однако, профессиональному взгляду было
заметно, что многочисленные поздние поновления и записи красочного слоя,
работа над которыми не вошла в секвестированный план
реставрационных работ, сильно искажают авторскую живопись. Потемневший и
пожелтевший лак
только усугублял эту ситуацию.
Понимая, что провести
полноценную реставрацию живописных плафонов и медальонов из-за финансовых
проблем Министерства культуры Российской Федерации не удастся,
на одном из заседаний Реставрационного
совета Русского музея было высказано предложение - просить
реставраторов Русского музея, в порядке исключения, провести
полную реставрацию
всех 11 плафонов и 4 медальонов
без какого либо
финансирования в рамках
их плановой работы.
Все члены комиссии, включая музейных реставраторов, понимали важность исторического момента. Ведь
уникальные живописные полотна XVIII века из
Летнего дворца Петра
I уже были демонтированы. Они
покинули места своего экспонирования и ждали окончания капитального ремонта
здания. Было очень обидно сознавать, что огромная работа по сложному
демонтажу и будущему монтажу уникальных холстов
XVIII века может завершиться их банальной
консервацией - укреплением красочного слоя и грунта, подведением
необходимых кромок, промывкой поверхностных загрязнений и регенерацией
пожелтевшего лака.
А
уникальный шанс, наконец-то, раскрыть
авторскую живопись от искажающих ее многочисленных слоев поновлений, так и
не будет использован.
В результате долгих и обстоятельных обсуждений
было единогласно решено провести полную реставрацию всех полотен. Был разработан
и утвержден новый план работ.
Прежде
всего,
было решено сделать
всестороннее технико-технологическое исследование
одного
из самых проблемных в реставрационном плане
плафонов - "Триумф Минервы" (ЛД-13).
Затем, сделать на нём несколько небольших
фрагментов пробного раскрытия авторской
живописи.
И уже
по полученным результатам выработать общую стратегию и методику будущего раскрытия для всех произведений с учетом индивидуальных
особенностей
каждого. На это ушло несколько месяцев. В результате,
методика
была разработана и утверждена на очередном заседании Реставрационной комиссии Русского музея.
Работа началась с подробнейшего изучения
каждого произведения в отделе технологических исследований и лаборатории
химико-биологических исследований Русского музея. Были сделаны сотни
исследований красочной поверхности в различных областях излучения - в
инфракрасной и ультрафиолетовой области спектра, сделаны исследования
красочного слоя под микроскопом. Были взяты и исследованы сотни микропроб
красочного и лакового слоя, грунта и холста.
Затем, реставраторы приступили к живописной реставрации. Под постоянным
контролем лицевой поверхности в свете специальных светильников
ультрафиолетового излучения, послойно, небольшими участками расчищалась
красочная поверхность от старых записей и темного лака. Реставраторам
постоянно приходилось пользоваться микроскопом и специальными бинокулярными
линзами. Реставрационная комиссия следила за
ходом выполнения работ и, при необходимости оперативно вносила свои
корректировки. Лишь к началу 2016 года реставраторы смогли завершить
раскрытие и приступили к тонированию утрат красочного слоя и грунта.
Все реставрационные операции были закончены к середине 2016 года. А уже в
сентябре живописные плафоны и медальоны были смонтированы на свои
исторические места в
Летнем дворце. Сложная многомесячная работа была
завершена. Реставрационная комиссия Русского музея в работе которой
участвовали и ответственные представители Государственного комитета по
контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) приняла работу, отметив высокое качество
проведенной реставрации.
Более подробно о реставрации плафонов и медальонов:
"Триумф
Екатерины (ЛД-328)...>
"Триумф Петра I (ЛД-50)...>
"Триумф России"
(ЛД-1)...>
"Торжество Морфея
(ЛД-32)...>
"Прославление деяний Петра I
(ЛД-174)...>
"Мир и спокойствие
(ЛД-290)...>
"Триумф Минервы" (ЛД-13)...>
"Похищение Европы
(ЛД-178)...>
"Аллегория Африки
(ЛД-176)...>
"Аллегория Америки
(ЛД-175)...>
"Аллегория Азии (ЛД-177)...>
"Амур, несущий латы
(ЛД-14)...>
"Амур, несущий ликторские
связки (ЛД-15)...>
"Амур, несущий щит
(ЛД-16)...>
"Амур, несущий шлем,
украшенный перьями (ЛД-17)...>
|