Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

История всех реставраций живописных плафонов Летнего дворца Петра I

Реставрация живописных плафонов из Летнего дворца Петра I в Петербурге

Летний дворец Петра I в Петербурге был построен по проекту архитектора Доменико Трезини (1670-1734) в 1710-1712 годах. Отделка интерьеров продолжалась при жизни Петра. После его кончины, перейдя в ведомство Гоф-интендантской конторы, Летний дворец стал жилищем для дворцовых служащих и сдавался в аренду под дачу.

Гоф-интендантская контора проводила ремонты подрядным способом под наблюдением своего архитектора, о чем известно из протоколов Канцелярии от строений. Покомнатная опись 1811 года говорит об утратах в интерьерах петровского времени.

  О реставрации живописных плафонов и медальонов Летнего дворца Петра I в 2015-2016 годах...>

 "Триумф Екатерины (ЛД-328)...>

 "Триумф Петра I (ЛД-50)...>

 "Триумф России" (ЛД-1)...>

 "Торжество Морфея (ЛД-32)...>

 "Прославление деяний Петра I (ЛД-174)...>

 "Мир и спокойствие (ЛД-290)...>

 "Триумф Минервы" (ЛД-13)...>

 "Похищение Европы (ЛД-178)...>

 "Аллегория Африки (ЛД-176)...>

 "Аллегория Америки (ЛД-175)...>

 "Аллегория Азии (ЛД-177)...>

 "Амур, несущий латы (ЛД-14)...>

 "Амур, несущий ликторские связки (ЛД-15)...>

 "Амур, несущий щит (ЛД-16)...>

 "Амур, несущий шлем, украшенный перьями (ЛД-17)...>

Однако ремонты, при которых была утрачена отделка помещений, обеспечили сохранение архитектурного облика дворца и живописных плафонов – того, что считалось знаками его аутентичности.

Реставрация в XVIII веке

Ремонты, как и реставрация живописи, обычно были следствием катаклизмов. Так, в 1751 году в связи с обрушением потолка второго этажа и последующим ремонтом, проводилась первая полная реставрация плафонов, включающая их демонтаж и дублирование на новый холст.  Они, по сути – произведения станковой масляной живописи, что определяло специфику их реставрации.   Вероятно, она проходила при участии Л.К. Пфандцельта, хранителя, реставратора и копииста картин императорских коллекций, который был признанным авторитетом и владел всеми консервационными операциями, известными в первой половине XVIII века.  Именно с деятельностью Пфандцельта связано восприятие реставрации как сложного комплекса технических и художественных средств, направленных на сохранение произведений (А.Б. Алешин.  Реставрация станковой масляной живописи. ИД «Художественная школа». М., 2013. С. 204-205)

Реставрация в XIX веке

В 1820 году проводился капитальный ремонт под руководством архитектора Писцова. В связи с заменой перекрытий обоих этажей были демонтированы живописные плафоны и лепное убранство потолков, разобраны полы.  Из рапорта Писцова: «В потолках плафоны нужно будет снять живописному мастеру, заметить который и какого покоя и вычистить оные» (ЦГИАЛ, там же и о лепнине. Из Протокола Гоф-интендантской конторы от 23 августа 1821 года: «… для мытья плафонных картин в Летнем дворце императора Петра I нужно (…) мыла простого 10 фунтов, щетку платяную – одну (…) губки – 1 фунт (…) поташу – 1 фунт (ЦГИА СССР, ф. 470, оп. 143/577, д. 6, л. 139). ).   В своей монографии Б.Ф. Борзин выборочно цитирует текст, объясняя плохую сохранность плафонов реставрационным вмешательством (Б.Ф. Борзин. Росписи петровского времени. Л. «Художник РСФСР». 1986. С. 197).  Но ведь и заявка на спирт-ректификат, незаменимый в реставрационной практике, может напугать иного теоретика. Плесень – вечная проблема Летнего дворца и копоть, естественная при отоплении и освещении XVIII века, делали необходимым применение поташа соответствующей концентрации в качестве антисептика и моющего средства.  Не хотелось бы дискредитировать методы старинной «механической» реставрации, которая именно тогда, в начале XIX века, в избранных кругах уже понималась как комплекс мер по консервации структуры произведения и становилась основой реставрационной практики (А.Б. Алешин.  Реставрация станковой масляной живописи. ИД «Художественная школа». М., 2013. С. 206).  В то время техническая и художественная реставрация дифференцировались и часто производились разными специалистами.  Из рапорта Шарлеманя в Гоф-Интендантскую контору: «Его превосходительству господину управляющему оною конторою гофмаршалу и кавалеру барону Петру Романовичу Альбеделю угодно, чтобы во дворце императора Петра I, что в Летнем Саду, картины на плафонах были подправлены и покрыты лаком… почему приторговать для подправления картин живописца Меттенлейтера за 700 рублей» (ЦГИАЛ, Архив Нар. Хоз., связка 4311, д. 6, л. 140).  Приглашение И.Я. Меттенлейтера, известного своей декоративной живописью, соответствует пониманию живописной реставрации первой половины XIX века: сделать всю картину «как бы заново написанной» (А.Б. Алешин.  Реставрация станковой масляной живописи. ИД «Художественная школа». М., 2013. С. 206).

В это же время в Зеленом кабинете чистили стены, золотили пилястры и реставрировали росписи. Судя по переписке Писцова с начальством Гоф-Интендантской конторы, сохранение первоначальной лепной отделки потолков отнюдь не было само собой разумеющимся, и она была безвозвратно утрачена, несмотря на готовность архитектора обеспечить точное ее воспроизведение, согласие Гоф-Интендантской конторы и снятие рисунков еще существующего лепного декора профессором В.И. Демут-Малиновским

В 1840 году, в третий раз демонтировали и реставрировали живописные плафоны и поновляли росписи Зеленого кабинета.  «Художнику живописи 14 класса Григорьеву, согласно контракта было уплачено «за исправление во дворце императора Петра I, что в Летнем саду на потолках посредине больших и по углам четырех малых картин, а именно: наклейку на новый холст, натяжку новыми натяжными рамами, вычищение, покрытие лаком и значительную поправку масляными красками» (ЦГИАЛ, ф.470, оп.143/577, д.21, л.13 на обороте, 1840 г.).

В 1860 году ремонтировали печи и камины, а также чистили стены Зеленого кабинета.  Вероятно, до 1917 года были и другие ремонты, но о них в настоящее время ничего не известно.

В 1925 году Летний дворец перешел в ведение историко-бытового отдела Государственного Русского музея, с 1934 года - стал историко-бытовым музеем; убранство его интерьеров было восстановлено по аналогии с еще существовавшими петровскими дворцами.

Реставрация в 1949-1953 годах

Дворец уцелел в Отечественную войну 1941-1945 гг., но состояние его было бедственным: в результате бомбежек пострадала кровля, осыпались потолки и штукатурка фасадов, интерьеры были поражены плесенью.  Начатые в 1945 году реставрационные работы были в самом разгаре, когда дворец открылся для посетителей.  Разносторонняя и многообразная деятельность первого послевоенного директора Елены Николаевны Элькин была особенно напряженной.  В условиях комплексной реставрации ей приходилось решать огромное количество всевозможных проблем - от экспозиционных до криминогенных, умножающих в Летнем саду трудности послевоенного времени. Докладные и объяснительные записки позволяют представить огромный круг забот директора Дворца и Сада.  В одной из них говорится о высоком статусе единственного петровского дворца-музея после гибели малых петергофских дворцов.  (Из Объяснительной записки к отчету о работе Летнего Сада и Дворца-музея Петра 1 за 1948. Ф 339, опись 1, ед хр 45).  Дворец, как и Летний сад, был мало изучен и еще менее освещен.  Е.Н. Элькин поставила вопрос об изучении первоначального убранства интерьеров и положила начало научной реставрации, т.е. основанной на исследованиях и документах. 

Во время реставрации 1949-1953 гг. ко всем плафонам изготовили новые обрамления по аналогии с профилировкой дверей, панелей и наличников.  Проводились   большие работы по ремонту кровли, фасадов, ветрового прибора, восстановлена мелкая расстекловка окон и наружных дверей.

При Е.Н. Элькин проводилась первая после длительного перерыва и тяжких испытаний, реставрация плафонов.  В докладной записке 1948 года она сообщает, что плафоны «Триумф Екатерины I» из Тронной и «Прославление деяний Петра I» из Зеленого кабинета требуют немедленной реставрации. Находившиеся на втором этаже, они были сняты в 1944 году при повреждении кровли и потолков, но в описании сохранности живописи, датированном 1946 годом, они отсутствуют.  На остальных пяти плафонах зафиксированы практически одни и те же разрушения: отставание дублировочного холста, следы излома холста, нарушение связи грунта с холстом и красочного слоя с грунтом, многочисленные утраты красочного слоя, толстый слой спекшегося коричневого лака с примесью невысыхающего вещества неизвестного происхождения, сильное поверхностное загрязнение и плесень. Реставрационное задание одно на всех: удаление плесени и загрязнений, то есть, приведение в экспозиционный вид минимальными средствами.  На реставрацию плафонов отведено от 10 до 30 часов, медальонов -  6 – 8.  Это отражает их состояние: «Триумф Петра I» (Столовая) - 30 часов, а «Мир и спокойствие» (Детская) - всего 10.

Было сделано описание сохранности декоративного убранства Зеленого кабинета.  Общие виды разрушений десюдепортов, панно и медальонов – разошедшиеся швы в местах склейки древесины, отставание грунта на швах, утраты живописи, разложение лака, загрязнение и потеки белой краски.  Реставрационное задание – удалить загрязнения и местами освежить лак.  Для промывки плафонов и панно Зеленого кабинета было решено использовать теплые влажные тампоны и детское мыло.

Плафон «Триумф России» из II Приемной 

Двести восемнадцать часов, отпущенных на реставрацию всей декоративной живописи, прошли, не оставив документальных свидетельств о коллизиях, приведших к тотальному пересмотру реставрационной программы.  Но сохранился самый ценный из документов - отчет художника-реставратора Семена Израилевича Когана.  Этот единственный исчерпывающий документ, написанный профессионалом, характеризует послевоенную реставрацию как классику материалов и методов и как образец корректного подхода в реставрации плафонов Летнего дворца.  Он приведен здесь в минимальной редакции.

Состояние плафона «Триумф России» I пол. XVIII в., Г.  Гзель. М., х., 4 х 3 м.  из Летнего дворца Петра Первого до начала реставрационных работ 1949-50 гг.

Плафон дублирован. Холст оригинала льняной, сшит из пяти полотнищ. Холст дубляжа льняной, более тонкий, оба холста обветшали (рвутся руками). Вдоль всего плафона проходят 4 шва, которые дают сильный отпечаток на его живописную сторону. Грунт тонкослойный, эмульсионный красный, на основе держится прочно, но имеет следы старых осыпей до холста, которые при прежних реставрациях были закрыты красочным слоем без мастиковки. Это указывает на то, что записи произведены не в мастерской, а во дворце на месте нахождения плафона. Весь плафон жесткий, волнистый, имеет коробление, покрыт толстым слоем желтого лака, который при повышенной влажности и температуре выше 18 град размягчается, приобретая липкость. При температуре ниже 10 и влажности 50% лак плафона становится ломким, твердым, стекловидным.

Почти вся поверхность переписана поверх авторской живописи на той же лаковой смеси.  Все записи и покрытие лаковой смесью произведены на месте нахождения плафона на перекрытии дворца.  Поверхность плафона сильно загрязнена, имеет множество частиц влипшей в лаковую смесь бумаги, которой был заклеен плафон на период Великой Отечественной войны. Вся влипшая бумага может быть удалена с помощью, намоченной в воде и отжатой ваты, но эта работа может быть произведена после того, когда коробление и волнистость плафона будут выровнены и можно будет работать на столе. У фигуры Славы в левом верхнем углу большие утраты красочного слоя вместе с грунтом. Имеется множество изломов и выкрошек красочного слоя (многие вместе с грунтом). По всей площади плафона имеется до 15-ти бумажных заплат разной величины и формы. Все заплаты наклеены поверх авторской живописи, что указывает на то, что они также наклеены не в мастерской, а на месте нахождения плафона, во дворце и покрыты такой же лаковой массой, как и весь плафон. Под бумажными заплатами видно авторское письмо.

15.12.1950 г.
Художник-реставратор С. Коган

Задание на реставрацию: 1. Укрепить красочный слой по всей поверхности плафона; 2. Удалить старый дублировочный холст; 3. Очистить плафон с тыльной стороны от старого клея и срезать излишки холста по швам; 4.  Выровнять живописную поверхность от вздутий и вспучивания красок; 5. Произвести дублирование плафона на новый холст; 6. Произвести натяжку сдублированного плафона на подрамник; 7. Смыть с лицевой стороны плафона бумагу, которая наклеивалась для укрепления красочного слоя; 7. Замастиковать места утрат живописи; 8. Сделать пробные расчистки потемневшего лака и записей, после чего комиссия решит вопрос о дальнейшем их снятии; 8. В случае снятия старого лака и записей возможно применение дополнительной мастиковки с соответствующим тонированием.  По окончании реставрации плафон покрывается даммарным лаком; 9. Вести в процессе реставрационных работ протокол, фиксирующий состояние плафона, методы и материалы, применяемые по восстановлению живописи; 10.  Произвести 3-х стадийную фотофиксацию плафона (Размер отпечатков -  24 х 30 см). После окончания всей работы составить отчет, который вместе с фотографиями представить в Госинспекцию.

В отчете говорится, что на основании акта осмотра и определения задания на реставрацию плафона от 1949 г. и заключения консультанта Гос. Эрмитажа тов. Кострова П.И. произведена следующая  техническая реставрация плафона:  1. Сплошное укрепление красочного слоя по всей живописной поверхности плафона, укрепление производилось теплым осетровым клеем, сваренным с натуральным пчелиным медом;  2. Снятие старого дубляжа, который с трудом снимался, отчего приходилось работать теплыми отпарками;  3. Очистка тыльной стороны оригинала от старого клея и срезка старых швов холста с этой же стороны, которые давали отпечаток на живописную сторону плафона. Таких швов было четыре, проходивших вдоль всего плафона; 4. Выравнивание живописной поверхности плафона от изломов и вздутия, которых было огромное количество; 5. Подготовка и проклейка дубляжного холста: а) Проклейка тыльной стороны плафона; б) Дублирование плафона на новый холст и обработка его соответствующим образом; 6.Натяжка на подрамник сдублированного плафона: а) Смывка бумаги с лицевой стороны, которая наклеивалась при укреплении красочного слоя; б) Мастиковка утрат живописи. 

По окончании технической реставрации были сделаны небольшие пробные расчистки масляного лака, под которым живопись оказалась в хорошем состоянии, таких расчисток в разных местах до 15 по всему плафону.  10 февраля 1950 г. комиссия просмотрела проделанную работу и вынесла решение – снять лак со всей живописной поверхности плафона.  После снятия лака выявились сплошные сильно потемневшие записи на облаках, на голубом небе, в отдельных теневых местах драпировок и на крыльях Кроноса. Обнаружилось большое количество утрат живописи и грунта по всему плафону на старых изломах и выкрошках, ранее скрытых темным лаком, из-за которых в свое время и была проделана переписка плафона.

Решение комиссии от 4 мая 1950 г.: произвести расчистку всех записей подлинника. Удаление записей производилось эмульсией разных консистенций и механически (скальпелем). После удаления темных записей появились первоначальные авторский тон и рисунок, который был искажен записями. Под записями в левой части плафона была раскрыта подпись Георга Гзеля. После окончания работ по снятию лака и записей, произвели дополнительную мастиковку изломов и выкрошек живописи, которых после снятия записей оказалось множество. После этого плафон покрыли свежим даммарным лаком и произвели необходимую художественную реставрацию в местах полных утрат - масляными красками, разведенными на лаке и скипидаре, строго в пределах утрат с выдержками и лессировками. К Отчету приложено 16 фото.

15.12.1950 г.
Художник-реставратор С. Коган

Актом от 27 декабря 1952 года зафиксировано, что работа была принята с оценкой «хорошо».  Подписи: зав. Сектором по охране вещевых памятников   ГИОП  Кузовникова  В.Н.,  руководитель живописно-реставрационной мастерской Академии художеств СССР – Маковская Н.К. и Директор Летнего дворца – музея Петра I  Элькин Е.Н.

Плафон «Прославление деяний Петра I» из Зеленого кабинета

Одновременно с «Триумфом России» в 1950 году шла реставрация плафона «Прославление деяний Петра I».  10 мая в Ленинграде была собрана реставрационная комиссия для оценки технической реставрации, состоявшей в укреплении красочного слоя, дублирования, мастиковке, удалении сгустков лака и пробных расчистках.  Записи идут по всей поверхности, но сохранность первоначальной живописи под ними различна: пастозное письмо светлых участков находится в значительно лучшем состоянии, чем лессировочная живопись в тенях, как это обычно и бывает.  Было решено удалить записи и восстановить живопись.

Здесь вместе с С.И. Коганом работал Михаил Николаевич Марков (1904-1972), художник- реставратор Русского музея, известный сложнейшими работами, прошедший всю войну и впоследствии ставший одним из основателей отделения реставрации в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.  В состав комиссии входит Николай Васильевич Перцев, художник-реставратор ленинградских научно-производственных реставрационных мастерских, обладающий огромным профессиональным опытом.  Он проводит промежуточные реставрационные советы, на которых оценивается состояние авторской живописи по мере проведения расчисток. Реставрация была завершена к концу 1950 года и комиссия засвидетельствовала ее высокое качество.

Плафон «Триумф Петра I» из Столовой

Плафон «Триумф Петра I» проходил реставрацию в 1951 году; 10 июля комиссия ознакомилась с результатами технической реставрации (сплошное укрепление красочного слоя и грунта, удаление старого дублировочного холста, выравнивание неровностей холста, дублирование и пробные расчистки).   Пробные расчистки лака и сплошных записей открыли многочисленные утраты красочного слоя и частично грунта на всей поверхности плафона.  На местах значительных утрат открылся реставрационный грунт с добавлением сурика.

Комиссия постановила продолжить расчистку лака и записей послойным методом, а детали, написанные в более позднее время удалить, предварительно сфотографировав в натуральную величину.  К сожалению, об этих деталях ничего не известно; фотографии, переданные в архив КГИОП, оказались недоступными либо утратились.  12 сентября 1951 года реставрация плафона «Триумф Петра I» была завершена.

Плафон «Триумф Минервы» и медальоны из Зеленого кабинета

22 октября 1951 года   комиссия осматривала плафон «Триумф Минервы» из Кабинета в процессе реставрации.  Пробные расчистки записей и лака показали не только многократные поновления, но и обширную запись в нижней левой и верхней правой частях плафона, исказившую оригинальную живопись.  Сплошь переписаны, изменены в колорите были и медальоны, имеющие большие утраты красочного слоя. Все это констатировала комиссия в составе директора Летнего дворца – музея Петра I – Элькин Е.Н., зав. Отделом вещевых памятников ГИОП – Кузовникова В.Н., руководитель живописно-реставрационной мастерской Академии художеств СССР -  Маковская Н.К.  21 декабря 1951 года комиссия в том же составе засвидетельствовала выполнение технической реставрации плафоне и 4-х медальонов и постановила произвести полную живописную реставрацию.  Она была окончена 25 декабря: «Работы по реставрации плафона «Триумф Минервы» и четырех медальонов выполнены полностью согласно сметной калькуляции и расшифровке к дефектной ведомости на реставрационные работы. 

Тот факт, что удаленными поновлениями был принципиально иной сюжет, никак не отмечен в протоколах реставрационных советов и ввиду отсутствия фотографий, мог бы вовсе пройти незамеченным и исчезнуть из памяти, если бы не статья Е.Н. Элькин, посвященная плафонам Летнего дворца. «До реставрации в левой части плафона были изображены две мужские фигуры, скрытые по пояс облаками. Одна из них изображала Карла XII, а вторая – Петра I, вытянутой рукой отстранявшего направленное на Карла копье Минервы. После удаления этих записей, был раскрыт слой, на котором оказались две обнаженные мужские фигуры с лицами, искаженными ужасом и третья – поверженная головой вниз».  Описание утраченного сюжета, сделанное буквально с натуры, имеет огромную ценность.  Плафон мог быть записан в XIX веке, но можно, однако, предположить, что плафон был переписан ранее, например, в 1721 году в связи с заключением Ништадского мирного договора.  Идея войны уступила место идее победы, новый сюжет декларировал великодушие победителя и политкорректность XVIII века.  За время существования дворца изменилось все, кроме внешнего облика и аллегорической живописи его интерьеров.  Они имели мемориальное значение, осознавались как национальная ценность и оставались неизменными среди неисчислимых утрат, несмотря на наводнения, обрушения потолков, вкусы арендаторов и прочие бедствия; невозможно представить, чтобы в царствование Николая I кто-то пожелал закрасить изображение Петра в кабинете его дворца. 

Заметим, что аналогичный случай с раскрытием фигуры Петра в образе Марса из-под декоративной розетки произошел в Меншиковском дворце и сразу получил теоретическое обоснование.  Правда, это было много позднее, а в то время, о котором идет речь, по свидетельству Е.Н. Элькин, «ни один из искусствоведов, занимающихся русской живописью XVIII в., ни разу не заглянул во Дворец и не заинтересовался его плафонами».  Но реставрация послевоенных лет не заслужила упрека ни в чем, даже в недостатке исследований.  Спасение произведений искусства не было метафорой, и реставраторы с полным правом занимают почетнейшее место в истории русской материальной культуры.

Реставрация проходила на высоком уровне: весь процесс контролировался комиссией, велись протоколы, 3-х стадийная фотофиксация и к моменту приемки работ Инспекции была представлена вся документация - протоколы, фотографии и отчет.   

Плафон «Торжество Морфея» из Спальни 

В заключении, подписанном Зав. Сектором охраны вещевых памятников ГИОП Кузовниковой 2 февраля 1952 года приводится описание сохранности плафона «Торжество Морфея» и медальонов «Европа» и «Азия».  На плафоне пропечатался шов, имеется продольный излом с многочисленными осыпями красочного слоя, потемневший, местами разложившийся лак, записи по всей поверхности, общее загрязнение.  Холст по краям пробит гвоздями в 10-ти местах.  На медальонах многочисленные утраты красочного слоя, потемневший лак, загрязнение.  8 апреля 1952 года техническая реставрация плафона была выполнена.  Пробные расчистки показали слои записей «при сохранении первоначальной композиции плафона».  22 апреля 1952 года была закончена техническая реставрация медальонов «Европа» и «Азия», а  17 июня 1952 года комиссия приняла их вместе с плафоном «Торжество Морфея», отметив высокое качество работы.  

Плафон «Мир и спокойствие» из Детской

Реставрация плафона «Мир и спокойствие» отражена в трех актах из ЦГАЛИ. Они не были найдены при подготовке реставрации 1990-х годов и только сейчас стало известно, что техническая реставрация этого плафона включала дублирование.  Она   заканчивалась в конце марта 1953 года при новом директоре Летнего дворца Н.М. Гордон. Удаление потемневшего лака со спеканиями и сгустками и многослойных сплошных записей показало относительно хорошую сохранность подлинника.  Утраты красочного слоя и грунта размером до 6 х 6 см носят характер механических повреждений, в местах значительных утрат наклеены и тонированы бумажные заплаты (Акт № 2. Ленинград, 19 марта 1953 г.,   Акт № 3. Ленинград, 21 марта 1953г.).   8 июля 1953 года были закончены и приняты комиссией все работы по установке плафонов «Триумф России» и «Мир и спокойствие» и медальонов «Африка» и «Америка».

К декабрю 1954 года все плафоны были установлены и сразу пострадали от повышенной влажности. Плесень, вспучивание и шелушение красочного слоя плафонов второго этажа «Триумф России», «Мир и спокойствие», «Прославление деяний Петра» вновь привели к необходимости снимать плафоны, просушивать потолки, удалять плесень, убирать пузыри, укреплять шелушение и т.д. – словом, применять весь известный набор консервационно-профилактических мер.  В конце мая все 7 плафонов прошли аналогичную обработку, а в октябре дворец был затоплен. Отсутствие гидроизоляции и отопления превращали в рутину спасение шедевров и Когану предстояло в 1959 году еще раз отреставрировать плафон «Триумф России», прежде чем сюда пришли его преемники.

Реставрация в 1962-1963 годах

В 1957-1960-х годах проводились   масштабные реставрационные работы под руководством и по проекту архитектора А.Э. Гессена. Были проведены работы по гидроизоляции фундамента Летнего дворца, исследован Гаванец, проведена консервация и реставрация конструкции и фасадов здания, реконструирована отопительная система.

В 1962 году началась полная реставрация интерьеров. Главный хранитель Ольга Николаевна Кузнецова с сотрудниками музея изучила архивные материалы, на основании которых по проекту А.Э. Гессена воссоздавалось убранство интерьеров. 

В 1963 году реставрацией живописи занимались реставраторы бригады Н.В. Бычкова - Ю.А. Голубев, Т.В. Кондрашова, О.И. Константинова, Ф.Ф. Васильев и другие специалисты СНРПМ. В процессе реставрации плафонов, медальонов и росписей стен Зеленого кабинета неоднократно собиралась комиссия во главе с Н.К. Маковской совместно с представителями ГИОПа В.Н. Кузовниковой, И.И. Фоминым, главными архитекторами С.Н. Давыдовым и А.Э. Гессеном от СНРПМ, главным хранителем О.Н. Кузнецовой и художниками-реставраторами.

7 октября 1963 года после завершения реставрации были приняты плафоны «Торжество Морфея» и «Триумф Минервы», четыре медальона «Амуры с военными атрибутами» и четыре медальона с изображениями частей света. Особенно важной для облика дворца была реставрация живописных панно Зеленого кабинета и стен. «Расчистки фонов панно показали 5 красочных слоев, включая подготовку. Первоначальный слой имел розовый оттенок, различный по тону на разных панно. Одно панно имело золотой фон с рисунком.  На обрамлениях панно, как и на стенах, насчитывалось 5 слоев оттенков зеленого цвета. Первоначальный - светло-фиолетовый колер».

«Комиссия считает необходимым ввиду уникального значения живописи, являющейся составной частью декоративного убранства Зеленого кабинета, произвести сплошную расчистку живописных панно, с последующей реставрацией первоначальных фонов (методом штопки). Натурные расчистки (фрагменты) должны быть сохранены. Панно с золотым фоном расчистить полностью, стены и пилястры, в соответствии с расчисткой окрасить в светло-фиолетовый цвет.  Метод реставрации позолоты обсудить после окончания расчисток и предъявлении их Комиссии ГИОП» (из Акта приема работ комиссией ГИОП).

Во время ремонта 1977 года, когда проводились работы по окраске фасадов и  реставрации барельефов, продолжались археологические работы вокруг дворца. Живопись не реставрировалась. Она была лишь профилактически заклеена папиросной бумагой, о чем известно из архивных документов. 

Реставрация в 1984-1988 годах

В 1984-1988 годах проводился очередной ремонт фасадов, реставрация интерьеров и реставрация предметов живописи. Состояние сохранности живописных работ было относительно благополучным.  В Сводном перечне работ по помещениям Летнего дворца выполнение живописной реставрации не предполагалось, что подтверждает и Отчет о произведенных работах. Однако в предварительной смете реставрация живописи все-таки предусматривалась. Художники-реставраторы бригады В.Н. Логдачева, осмотрев живописные плафоны, сочли, что реальный объем работ значительно превосходит предусмотренный сметой.   «Плафоны Гзеля «Триумф России» во II Приемной и «Триумф Екатерины» в Тронной Екатерины I имеют повсеместное разложение лака, многочисленные изменившиеся в тоне заправки. Плафоны «Триумф Минервы» в Кабинете Петра и «Триумф Морфея» в Спальне Петра I, «Добродетель и мудрость» в Столовой, «Мир и спокойствие» в Детской имеют очаги шелушения красочного слоя и грунта. Неравномерное лаковое покрытие с глубинным разложением, местами просевшие реставрационные мастиковки и потемневшие заправки. В неудовлетворительном состоянии находится живопись Зеленого кабинета. На плафоне «Триумф Екатерины» наблюдается оседание красочного слоя, просевшие мастиковки. На пилястре миниатюрная живопись сильно загрязнена, местами имеется вертикальный открытый кракелюр и осыпи. На филенках нижнего яруса с орнаментальным живописным обрамлением имеются трещины деревянной основы, потемневшие реставрационные заправки, многочисленные реставрационные заправки на фоне» (Отчет о реставрации помещений Летнего дворца Петра I в Летнем Саду (1984-1988. Главный хранитель Г.А. Хвостова. Стр. 16-18). После длительных обсуждений дирекции Летнего дворца с представителями ГИОП и СНПО «Реставратор», реставрационные работы по плафонам решено было отложить.

Реставрация в 1991-1992 годах

К вопросу о реставрации живописных плафонов вернулись в 1990 году.  В 1991 - 1992 годах реставрацию прошел плафон «Триумф Минервы», в 1993-1994 - «Торжество Морфея». Их выполняли реставраторы В.К. Стразов и А.Б. Дворников (СНПО «Реставратор»).  В тот же период реставраторы Е.В. Васильков, Ю.В. Смольянский и И.С. Исаев (СНПО «Реставратор») отреставрировали плафон «Триумф России». В процессе реставрации 1963-1964 годов плафоны не были дублированы и, видимо, не нуждались в этом и позднее, во время реставрации 1990-х. Это еще раз доказывает высокое качество реставрации, проведенной в 1950 годах, надолго обеспечившей сохранность живописи. Лишь к 2014 году – началу современной реставрации Летнего дворца, все живописные плафоны снова требовали реставрационного вмешательства.

Реставрация плафонов и медальонов в 2015-2016 годах

В 2004 году Летний сад со всеми сооружениями и зданиями, включая Летний дворец Петра I, вошел в состав Русского музея, став одним из его филиалов. Музейные предметы, находившиеся во дворце, были осмотрены реставраторами Русского музея в первую очередь. При исследовании живописных потолочных плафонов и настенных медальонов было отмечено, что, к сожалению, все они имеют различного рода проблемы с состоянием сохранности. На многих имеются поздние записи, изменившиеся в цвете и тоне, которые искажают авторскую живопись. Практически на всех произведениях лаковая пленка потемнела и потеряла прозрачность. На некоторых имеются деформации холста и отдельные утраты красочного слоя.

В 2013 году Министерство культуры Российской Федерации (МК РФ) приняло решение о продолжении финансирования реконструкции и реставрации Летнего сада (II очередь) - реставрации Летнего дворца Петра I. Прежде всего был организован конкурс на разработку Проекта реконструкции и реставрации Летнего дворца, который в результате конкурсных процедур выиграла компания ООО "Профиль". Проект был создан в срок и утвержден в ФАУ "Главгосэкспертиза России". Для реализации Проекта в 2014 году Министерство культуры РФ приняло решение о выделении необходимой суммы. В продолжении этого был проведен конкурс по выбору исполнителя работ. По его результатам был заключен государственный контракт с компанией ООО "Профиль".

Составной частью Проекта были и работы по реставрации ряда художественных предметов, являющихся неотъемлемой частью интерьеров дворца. В частности, необходимо было полностью отреставрировать 11 живописных потолочных плафонов XVIII века и 4 настенных живописных медальона.... (Читать далее...)

 

 

Материалы подготовлены:

Е.А. Севастьянова
Ведущий научный сотрудник Отдела реставрации музейных ценностей

 

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта