В 1820 году проводился капитальный ремонт
под руководством архитектора Писцова. В связи с заменой перекрытий обоих
этажей были демонтированы живописные плафоны и лепное убранство
потолков, разобраны полы. Из рапорта Писцова: «В потолках плафоны нужно
будет снять живописному мастеру, заметить который и какого покоя и
вычистить оные» (ЦГИАЛ, там же и о лепнине. Из Протокола
Гоф-интендантской конторы от 23 августа
1821 года: «… для мытья плафонных картин в Летнем дворце императора
Петра I нужно (…) мыла простого 10 фунтов, щетку платяную – одну (…)
губки – 1 фунт (…) поташу – 1 фунт (ЦГИА СССР, ф. 470, оп. 143/577, д.
6, л. 139). ). В своей монографии Б.Ф. Борзин выборочно цитирует
текст, объясняя плохую сохранность плафонов реставрационным
вмешательством (Б.Ф. Борзин. Росписи петровского времени. Л. «Художник
РСФСР». 1986. С. 197). Но ведь и заявка на спирт-ректификат,
незаменимый в реставрационной практике, может напугать иного теоретика.
Плесень – вечная проблема Летнего дворца и копоть, естественная при
отоплении и освещении XVIII века, делали необходимым применение поташа
соответствующей концентрации в качестве антисептика и моющего средства.
Не хотелось бы дискредитировать методы старинной «механической»
реставрации, которая именно тогда, в начале XIX века, в избранных кругах
уже понималась как комплекс мер по консервации структуры произведения и
становилась основой реставрационной практики (А.Б. Алешин. Реставрация
станковой масляной живописи. ИД «Художественная школа». М., 2013. С.
206). В то время техническая и художественная реставрация
дифференцировались и часто производились разными специалистами. Из
рапорта Шарлеманя в Гоф-Интендантскую контору: «Его превосходительству
господину управляющему оною конторою гофмаршалу и кавалеру барону Петру
Романовичу Альбеделю угодно, чтобы во дворце императора Петра I, что в
Летнем Саду, картины на плафонах были подправлены и покрыты лаком…
почему приторговать для подправления картин живописца Меттенлейтера за
700 рублей» (ЦГИАЛ, Архив Нар. Хоз., связка 4311, д. 6, л. 140).
Приглашение
И.Я. Меттенлейтера, известного своей
декоративной живописью, соответствует пониманию живописной реставрации
первой половины XIX века: сделать всю картину «как бы заново написанной»
(А.Б. Алешин. Реставрация станковой масляной живописи. ИД
«Художественная школа». М., 2013. С. 206).
В это же время в Зеленом кабинете чистили
стены, золотили пилястры и реставрировали росписи. Судя по переписке
Писцова с начальством Гоф-Интендантской конторы, сохранение
первоначальной лепной отделки потолков отнюдь не было само собой
разумеющимся, и она была безвозвратно утрачена, несмотря на готовность
архитектора обеспечить точное ее воспроизведение, согласие
Гоф-Интендантской конторы и снятие рисунков еще существующего лепного
декора профессором
В.И. Демут-Малиновским.
В 1840 году, в третий раз демонтировали и
реставрировали живописные плафоны и поновляли росписи Зеленого кабинета.
«Художнику живописи 14 класса Григорьеву,
согласно контракта было уплачено «за исправление во дворце императора
Петра I, что в Летнем саду на потолках посредине больших и по углам
четырех малых картин, а именно: наклейку на новый холст, натяжку новыми
натяжными рамами, вычищение, покрытие лаком и значительную поправку
масляными красками» (ЦГИАЛ, ф.470, оп.143/577, д.21, л.13 на обороте,
1840 г.).
В 1860 году ремонтировали печи и камины,
а также чистили стены Зеленого кабинета. Вероятно, до 1917 года были и
другие ремонты, но о них в настоящее время ничего не известно.
В 1925 году Летний дворец перешел в
ведение историко-бытового отдела Государственного Русского музея, с 1934
года - стал историко-бытовым музеем; убранство его интерьеров было
восстановлено по аналогии с еще существовавшими петровскими дворцами.
Дворец уцелел в Отечественную войну
1941-1945 гг., но состояние его было бедственным: в результате бомбежек
пострадала кровля, осыпались потолки и штукатурка фасадов, интерьеры
были поражены плесенью. Начатые в 1945 году реставрационные работы были
в самом разгаре, когда дворец открылся для посетителей. Разносторонняя
и многообразная деятельность первого послевоенного директора Елены
Николаевны Элькин была особенно напряженной. В условиях комплексной
реставрации ей приходилось решать огромное количество всевозможных
проблем - от экспозиционных до криминогенных, умножающих в Летнем саду
трудности послевоенного времени. Докладные и объяснительные записки
позволяют представить огромный круг забот директора Дворца и Сада. В
одной из них говорится о высоком статусе единственного петровского
дворца-музея после гибели малых петергофских дворцов. (Из
Объяснительной записки к отчету о работе Летнего Сада и Дворца-музея
Петра 1 за 1948. Ф 339, опись 1, ед хр 45). Дворец, как и Летний сад,
был мало изучен и еще менее освещен. Е.Н. Элькин поставила вопрос об
изучении первоначального убранства интерьеров и положила начало научной
реставрации, т.е. основанной на исследованиях и документах.
Во время реставрации 1949-1953 гг. ко
всем плафонам изготовили новые обрамления по аналогии с профилировкой
дверей, панелей и наличников. Проводились большие работы по ремонту
кровли, фасадов, ветрового прибора, восстановлена мелкая расстекловка
окон и наружных дверей.
При Е.Н. Элькин проводилась первая после
длительного перерыва и тяжких испытаний, реставрация плафонов. В
докладной записке 1948 года она сообщает, что плафоны «Триумф Екатерины
I» из Тронной и «Прославление деяний Петра I» из Зеленого кабинета
требуют немедленной реставрации. Находившиеся на втором этаже, они были
сняты в 1944 году при повреждении кровли и потолков, но в описании
сохранности живописи, датированном 1946 годом, они отсутствуют. На
остальных пяти плафонах зафиксированы практически одни и те же
разрушения: отставание дублировочного холста, следы излома холста,
нарушение связи грунта с холстом и красочного слоя с грунтом,
многочисленные утраты красочного слоя, толстый слой спекшегося
коричневого лака с примесью невысыхающего вещества неизвестного
происхождения, сильное поверхностное загрязнение и плесень.
Реставрационное задание одно на всех: удаление плесени и загрязнений, то
есть, приведение в экспозиционный вид минимальными средствами. На
реставрацию плафонов отведено от 10 до 30 часов, медальонов - 6 – 8.
Это отражает их состояние: «Триумф Петра I» (Столовая) - 30 часов, а
«Мир и спокойствие» (Детская) - всего 10.
Было сделано описание сохранности
декоративного убранства Зеленого кабинета. Общие виды разрушений
десюдепортов, панно и медальонов – разошедшиеся швы в местах склейки
древесины, отставание грунта на швах, утраты живописи, разложение лака,
загрязнение и потеки белой краски. Реставрационное задание – удалить
загрязнения и местами освежить лак. Для промывки плафонов и панно
Зеленого кабинета было решено использовать теплые влажные тампоны и
детское мыло.
Плафон «Триумф России» из II Приемной
Двести восемнадцать часов, отпущенных на
реставрацию всей декоративной живописи, прошли, не оставив
документальных свидетельств о коллизиях, приведших к тотальному
пересмотру реставрационной программы. Но сохранился самый ценный из
документов - отчет художника-реставратора Семена Израилевича Когана.
Этот единственный исчерпывающий документ, написанный профессионалом,
характеризует послевоенную реставрацию как классику материалов и методов
и как образец корректного подхода в реставрации плафонов Летнего дворца.
Он приведен здесь в минимальной редакции.
Состояние плафона «Триумф России» I пол.
XVIII в., Г. Гзель. М., х., 4 х 3 м. из Летнего дворца Петра Первого
до начала реставрационных работ 1949-50 гг.
Плафон дублирован. Холст оригинала
льняной, сшит из пяти полотнищ. Холст дубляжа льняной, более тонкий, оба
холста обветшали (рвутся руками). Вдоль всего плафона проходят 4 шва,
которые дают сильный отпечаток на его живописную сторону. Грунт
тонкослойный, эмульсионный красный, на основе держится прочно, но имеет
следы старых осыпей до холста, которые при прежних реставрациях были
закрыты красочным слоем без мастиковки. Это указывает на то, что записи
произведены не в мастерской, а во дворце на месте нахождения плафона.
Весь плафон жесткий, волнистый, имеет коробление, покрыт толстым слоем
желтого лака, который при повышенной влажности и температуре выше 18
град размягчается, приобретая липкость. При температуре ниже 10 и
влажности 50% лак плафона становится ломким, твердым, стекловидным.
Почти вся поверхность переписана поверх
авторской живописи на той же лаковой смеси. Все записи и покрытие
лаковой смесью произведены на месте нахождения плафона на перекрытии
дворца. Поверхность плафона сильно загрязнена, имеет множество частиц
влипшей в лаковую смесь бумаги, которой был заклеен плафон на период
Великой Отечественной войны. Вся влипшая бумага может быть удалена с
помощью, намоченной в воде и отжатой ваты, но эта работа может быть
произведена после того, когда коробление и волнистость плафона будут
выровнены и можно будет работать на столе. У фигуры Славы в левом
верхнем углу большие утраты красочного слоя вместе с грунтом. Имеется
множество изломов и выкрошек красочного слоя (многие вместе с грунтом).
По всей площади плафона имеется до 15-ти бумажных заплат разной величины
и формы. Все заплаты наклеены поверх авторской живописи, что указывает
на то, что они также наклеены не в мастерской, а на месте нахождения
плафона, во дворце и покрыты такой же лаковой массой, как и весь плафон.
Под бумажными заплатами видно авторское письмо.
15.12.1950 г.
Художник-реставратор С. Коган
Задание на реставрацию: 1. Укрепить
красочный слой по всей поверхности плафона; 2. Удалить старый
дублировочный холст; 3. Очистить плафон с тыльной стороны от старого
клея и срезать излишки холста по швам; 4. Выровнять живописную
поверхность от вздутий и вспучивания красок; 5. Произвести дублирование
плафона на новый холст; 6. Произвести натяжку сдублированного плафона на
подрамник; 7. Смыть с лицевой стороны плафона бумагу, которая
наклеивалась для укрепления красочного слоя; 7. Замастиковать места
утрат живописи; 8. Сделать пробные расчистки потемневшего лака и
записей, после чего комиссия решит вопрос о дальнейшем их снятии; 8. В
случае снятия старого лака и записей возможно применение дополнительной
мастиковки с соответствующим тонированием. По окончании реставрации
плафон покрывается даммарным лаком; 9. Вести в процессе реставрационных
работ протокол, фиксирующий состояние плафона, методы и материалы,
применяемые по восстановлению живописи; 10. Произвести 3-х стадийную
фотофиксацию плафона (Размер отпечатков - 24 х 30 см). После окончания
всей работы составить отчет, который вместе с фотографиями представить в
Госинспекцию.
В отчете говорится, что на основании акта
осмотра и определения задания на реставрацию плафона от 1949 г. и
заключения консультанта Гос. Эрмитажа тов. Кострова П.И. произведена
следующая техническая реставрация плафона: 1. Сплошное укрепление
красочного слоя по всей живописной поверхности плафона, укрепление
производилось теплым осетровым клеем, сваренным с натуральным пчелиным
медом; 2. Снятие старого дубляжа, который с трудом снимался, отчего
приходилось работать теплыми отпарками; 3. Очистка тыльной стороны
оригинала от старого клея и срезка старых швов холста с этой же стороны,
которые давали отпечаток на живописную сторону плафона. Таких швов было
четыре, проходивших вдоль всего плафона; 4. Выравнивание живописной
поверхности плафона от изломов и вздутия, которых было огромное
количество; 5. Подготовка и проклейка дубляжного холста: а) Проклейка
тыльной стороны плафона; б) Дублирование плафона на новый холст и
обработка его соответствующим образом; 6.Натяжка на подрамник
сдублированного плафона: а) Смывка бумаги с лицевой стороны, которая
наклеивалась при укреплении красочного слоя; б) Мастиковка утрат
живописи.
По окончании технической реставрации были
сделаны небольшие пробные расчистки масляного лака, под которым живопись
оказалась в хорошем состоянии, таких расчисток в разных местах до 15 по
всему плафону. 10 февраля 1950 г. комиссия просмотрела проделанную
работу и вынесла решение – снять лак со всей живописной поверхности
плафона. После снятия лака выявились сплошные сильно потемневшие записи
на облаках, на голубом небе, в отдельных теневых местах драпировок и на
крыльях Кроноса. Обнаружилось большое количество утрат живописи и грунта
по всему плафону на старых изломах и выкрошках, ранее скрытых темным
лаком, из-за которых в свое время и была проделана переписка плафона.
Решение комиссии от 4 мая 1950 г.:
произвести расчистку всех записей подлинника. Удаление записей
производилось эмульсией разных консистенций и механически (скальпелем).
После удаления темных записей появились первоначальные авторский тон и
рисунок, который был искажен записями. Под записями в левой части
плафона была раскрыта подпись Георга Гзеля. После окончания работ по
снятию лака и записей, произвели дополнительную мастиковку изломов и
выкрошек живописи, которых после снятия записей оказалось множество.
После этого плафон покрыли свежим даммарным лаком и произвели
необходимую художественную реставрацию в местах полных утрат - масляными
красками, разведенными на лаке и скипидаре, строго в пределах утрат с
выдержками и лессировками. К Отчету приложено 16 фото.
15.12.1950 г.
Художник-реставратор С. Коган
Актом от 27 декабря 1952 года
зафиксировано, что работа была принята с оценкой «хорошо». Подписи:
зав. Сектором по охране вещевых памятников ГИОП Кузовникова В.Н.,
руководитель живописно-реставрационной мастерской Академии художеств
СССР – Маковская Н.К. и Директор Летнего дворца – музея Петра I Элькин
Е.Н.
Плафон «Прославление деяний Петра I» из
Зеленого кабинета
Одновременно с «Триумфом России» в 1950
году шла реставрация плафона «Прославление деяний Петра I». 10 мая в
Ленинграде была собрана реставрационная комиссия для оценки технической
реставрации, состоявшей в укреплении красочного слоя, дублирования,
мастиковке, удалении сгустков лака и пробных расчистках. Записи идут по
всей поверхности, но сохранность первоначальной живописи под ними
различна: пастозное письмо светлых участков находится в значительно
лучшем состоянии, чем лессировочная живопись в тенях, как это обычно и
бывает. Было решено удалить записи и восстановить живопись.
Здесь вместе с С.И. Коганом работал
Михаил Николаевич Марков (1904-1972), художник- реставратор Русского
музея, известный сложнейшими работами, прошедший всю войну и
впоследствии ставший одним из основателей отделения реставрации в
Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. В состав
комиссии входит
Николай Васильевич Перцев, художник-реставратор
ленинградских научно-производственных реставрационных мастерских,
обладающий огромным профессиональным опытом. Он проводит промежуточные
реставрационные советы, на которых оценивается состояние авторской
живописи по мере проведения расчисток. Реставрация была завершена к
концу 1950 года и комиссия засвидетельствовала ее высокое качество.
Плафон «Триумф Петра I» из Столовой
Плафон «Триумф Петра I» проходил
реставрацию в 1951 году; 10 июля комиссия ознакомилась с результатами
технической реставрации (сплошное укрепление красочного слоя и грунта,
удаление старого дублировочного холста, выравнивание неровностей холста,
дублирование и пробные расчистки). Пробные расчистки лака и сплошных
записей открыли многочисленные утраты красочного слоя и частично грунта
на всей поверхности плафона. На местах значительных утрат открылся
реставрационный грунт с добавлением сурика.
Комиссия постановила продолжить расчистку
лака и записей послойным методом, а детали, написанные в более позднее
время удалить, предварительно сфотографировав в натуральную величину. К
сожалению, об этих деталях ничего не известно; фотографии, переданные в
архив КГИОП, оказались недоступными либо утратились. 12 сентября 1951
года реставрация плафона «Триумф Петра I» была завершена.
Плафон «Триумф Минервы» и медальоны из
Зеленого кабинета
22 октября 1951 года комиссия
осматривала плафон «Триумф Минервы» из Кабинета в процессе реставрации.
Пробные расчистки записей и лака показали не только многократные
поновления, но и обширную запись в нижней левой и верхней правой частях
плафона, исказившую оригинальную живопись. Сплошь переписаны, изменены
в колорите были и медальоны, имеющие большие утраты красочного слоя. Все
это констатировала комиссия в составе директора Летнего дворца – музея
Петра I – Элькин Е.Н., зав. Отделом вещевых памятников ГИОП –
Кузовникова В.Н., руководитель живописно-реставрационной мастерской
Академии художеств СССР -
Маковская Н.К. 21 декабря 1951 года комиссия
в том же составе засвидетельствовала выполнение технической реставрации
плафоне и 4-х медальонов и постановила произвести полную живописную
реставрацию. Она была окончена 25 декабря: «Работы по реставрации
плафона «Триумф Минервы» и четырех медальонов выполнены полностью
согласно сметной калькуляции и расшифровке к дефектной ведомости на
реставрационные работы.
Тот факт, что удаленными поновлениями был
принципиально иной сюжет, никак не отмечен в протоколах реставрационных
советов и ввиду отсутствия фотографий, мог бы вовсе пройти незамеченным
и исчезнуть из памяти, если бы не статья Е.Н. Элькин, посвященная
плафонам Летнего дворца. «До реставрации в левой части плафона были
изображены две мужские фигуры, скрытые по пояс облаками. Одна из них
изображала Карла XII, а вторая – Петра I, вытянутой рукой отстранявшего
направленное на Карла копье Минервы. После удаления этих записей, был
раскрыт слой, на котором оказались две обнаженные мужские фигуры с
лицами, искаженными ужасом и третья – поверженная головой вниз».
Описание утраченного сюжета, сделанное буквально с натуры, имеет
огромную ценность. Плафон мог быть записан в XIX веке, но можно,
однако, предположить, что плафон был переписан ранее, например, в 1721
году в связи с заключением
Ништадского мирного договора. Идея войны уступила место
идее победы, новый сюжет декларировал великодушие победителя и
политкорректность XVIII века. За время существования дворца изменилось
все, кроме внешнего облика и аллегорической живописи его интерьеров.
Они имели мемориальное значение, осознавались как национальная ценность
и оставались неизменными среди неисчислимых утрат, несмотря на
наводнения, обрушения потолков, вкусы арендаторов и прочие бедствия;
невозможно представить, чтобы в царствование Николая I кто-то пожелал
закрасить изображение Петра в кабинете его дворца.
Заметим, что аналогичный случай с
раскрытием фигуры Петра в образе Марса из-под декоративной розетки
произошел в Меншиковском дворце и сразу получил теоретическое
обоснование. Правда, это было много позднее, а в то время, о котором
идет речь, по свидетельству Е.Н. Элькин, «ни один из искусствоведов,
занимающихся русской живописью XVIII в., ни разу не заглянул во Дворец и
не заинтересовался его плафонами». Но реставрация послевоенных лет не
заслужила упрека ни в чем, даже в недостатке исследований. Спасение
произведений искусства не было метафорой, и реставраторы с полным правом
занимают почетнейшее место в истории русской материальной культуры.
Реставрация проходила на высоком уровне:
весь процесс контролировался комиссией, велись протоколы, 3-х стадийная
фотофиксация и к моменту приемки работ Инспекции была представлена вся
документация - протоколы, фотографии и отчет.
Плафон «Торжество Морфея» из Спальни
В заключении, подписанном Зав. Сектором
охраны вещевых памятников ГИОП Кузовниковой 2 февраля 1952 года
приводится описание сохранности плафона «Торжество Морфея» и медальонов
«Европа» и «Азия». На плафоне пропечатался шов, имеется продольный
излом с многочисленными осыпями красочного слоя, потемневший, местами
разложившийся лак, записи по всей поверхности, общее загрязнение. Холст
по краям пробит гвоздями в 10-ти местах. На медальонах многочисленные
утраты красочного слоя, потемневший лак, загрязнение. 8 апреля 1952
года техническая реставрация плафона была выполнена. Пробные расчистки
показали слои записей «при сохранении первоначальной композиции
плафона». 22 апреля 1952 года была закончена техническая реставрация
медальонов «Европа» и «Азия», а 17 июня 1952 года комиссия приняла их
вместе с плафоном «Торжество Морфея», отметив высокое качество работы.
Плафон «Мир и спокойствие» из Детской
Реставрация плафона «Мир и спокойствие»
отражена в трех актах из ЦГАЛИ. Они не были найдены при подготовке
реставрации 1990-х годов и только сейчас стало известно, что техническая
реставрация этого плафона включала дублирование. Она заканчивалась в
конце марта 1953 года при новом директоре Летнего дворца Н.М. Гордон. Удаление потемневшего лака со спеканиями и сгустками и
многослойных сплошных записей показало относительно хорошую сохранность
подлинника. Утраты красочного слоя и грунта размером до 6 х 6 см носят
характер механических повреждений, в местах значительных утрат наклеены
и тонированы бумажные заплаты (Акт № 2. Ленинград, 19 марта 1953 г.,
Акт № 3. Ленинград, 21 марта 1953г.). 8 июля 1953 года были закончены
и приняты комиссией все работы по установке плафонов «Триумф России» и
«Мир и спокойствие» и медальонов «Африка» и «Америка».
К декабрю 1954 года все плафоны были
установлены и сразу пострадали от повышенной влажности. Плесень,
вспучивание и шелушение красочного слоя плафонов второго этажа «Триумф
России», «Мир и спокойствие», «Прославление деяний Петра» вновь привели
к необходимости снимать плафоны, просушивать потолки, удалять плесень,
убирать пузыри, укреплять шелушение и т.д. – словом, применять весь
известный набор консервационно-профилактических мер. В конце мая все 7
плафонов прошли аналогичную обработку, а в октябре дворец был затоплен.
Отсутствие гидроизоляции и отопления превращали в рутину спасение
шедевров и Когану предстояло в 1959 году еще раз отреставрировать плафон
«Триумф России», прежде чем сюда пришли его преемники.