Лого - Отдел реставрации Русского музея

Новости | Реставрация | Мастерские | Исследования | История | Контакты | Видео

Реставрация плафона "Прославление деяний Петра I" из Летнего дворца Петра I

| В начало | Новости | Реставрация | Мастерские | Исследования | История | Контакты | Видео |

Общий вид до и после реставрации

Живописный плафон «Прославление деяний Петра I», (холст, масло, 230 х 350 см. инв. No. ЛД-174) был написан неизвестным художником в начале XVIII века для Летнего дворца Петра I. Он располагался на потолке Зеленого кабинета.

За почти трехсотлетний период экспонирования - много раз реставрировался. В очередной раз он был передан на реставрацию в 2015 году в соответствии с государственным контрактом на проведение работ по реконструкции и реставрации Летнего дворца. Состояние сохранности до начала реставрационных работ:

Тыльная сторона:

Картина была ранее дублирована на новый холст, состоящий из сшитых между собой 3 горизонтальных полотнищ. Кромки дублировочного холста поддублированы на животный клей полосами холста ок.15 см шириной, близкого к дублировочному. Авторский холст "перегоревший" от масла.

  История всех реставраций  живописных плафонов Летнего дворца Петра I...>>>

  О реставрации живописных плафонов и медальонов Летнего дворца Петра I в 2015-2016 годах...>

 "Триумф Екатерины (ЛД-328)...>

 "Триумф Петра I (ЛД-50)...>

 "Триумф России" (ЛД-1)...>

 "Торжество Морфея (ЛД-32)...>

 "Прославление деяний Петра I (ЛД-174)...>

 "Мир и спокойствие (ЛД-290)...>

 "Триумф Минервы" (ЛД-13)...>

 "Похищение Европы (ЛД-178)...>

 "Аллегория Африки (ЛД-176)...>

 "Аллегория Америки (ЛД-175)...>

 "Аллегория Азии (ЛД-177)...>

 "Амур, несущий латы (ЛД-14)...>

 "Амур, несущий ликторские связки (ЛД-15)...>

 "Амур, несущий щит (ЛД-16)...>

 "Амур, несущий шлем, украшенный перьями (ЛД-17)...>

Реставрация живописного плафона "Прославление деяний Петра I" из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

 Общий вид до реставрации. Темный лак и многочисленные тонировки, изменившиеся в цвете. 2015

Авторские кромки имеют утраты и многочисленные разрывы. Нижняя кромка срезана (или утрачена). По всей тыльной стороне основы видны наклееные на животный клей прямоугольные фрагменты холста ( размером 15 х 15 см) от холщовых полос, с помощью которых плафон прикреплялся к планкам крестовины подрамника - для предотвращения провисания. Холщовые полосы были срезаны при снятии плафона с подрамника, остались только места прикрепления (склейки) к авторскому холсту. По местам подклейки видны сильные деформации авторского и дублировочного холста.

Лицевая сторона:

Швы от сшивных холстов хорошо видны на лицевой поверхности. По всей поверхности -  жесткий, разнохарактерный кракелюр с приподнятыми краями. Участки с наиболее выраженным кракелюром располагаются вдоль швов и преимущественно в центральной части. Изломы грунта различных направлений по всей поверхности. Вдоль всего нижнего края - полоса реставрационного грунта (тонирована)по утрате авторского, имеются участки выпадов грунта до холста.

Мелкие утраты и потертости красочного слоя по всей поверхности – по кракелюру, на фоне, по изображению фигур. Значительные утраты и потертости авторского красочного слоя по изображению кистей рук, стоп ног, по изображению лиц.  Сильно потерты и утрачены до грунта теневые части  изображения облаков на фоне, теневые части всех драпировок. Все утраты и потертости живописного слоя лежат под слоем толстого лака. Следы многочисленных поновлений, изменившиеся в цвете и тоне. Записи повсеместно "прожухли", лежат по неровным и грубым реставрационным мастиковкам, не соответствующим по уровню авторскому красочному слою. Наиболее грубые мастиковки располагаются вдоль швов и в центральной части.

В процессе реставрации лицевая и тыльная стороны были обеспылены, красочный слой и грунт укреплены. Лицевая поверхность была промыта от поверхностных загрязнений, и регенерирована по методу Петтенкофера. Следы клея и остатки холста с тыльной стороны плафона удалены скальпелем с увлажнением поверхности. Проведена профилактическая микологическая обработка тыльной стороны.

По всей лицевой поверхности произведено утоньшение потемневшего и пожелтевшего лака. Предварительно сделаны пробные контрольные расчистки для выработки оптимальной методики и подбора состава действующего растворителя. Частичное удаление записей и их разрядка произведены после утоньшения лака на тех участках, где под ними прослеживалась сохранная живопись. В тех областях картины, где тонировки покрывают потертости авторской живописи до грунта или лежат в пределах утрат по вставкам реставрационного грунта, имея при этом удовлетворительное качество, они оставлены. Процесс работы контролировался с помощью периодического осмотра видимой люминесценции обрабатываемого участка в УФ лучах.  

В процессе расчистки обнажились множество старых крепких разновременных мастиковок разного цвета. Мастиковки не удалялись, но выравнивались или растачивались по необходимости.

В отдельных местах утрат, где мастиковки отсутствовали или имели недостаточную высоту, произведено дополнительное подведение реставрационного грунта.

По окончании раскрытия картина была покрыта промежуточным слоем реставрационного лака. Места утрат красочного слоя и потертости тонированы.

После полного высыхания поверхности, картина покрыта завершающим слоем реставрационного лака.

Реставрация живописного плафона "Прославление деяний Петра I" из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Снимок в свете УФ излучения. В процессе утоньшения лака и удаления старых записей. 2015

Реставрация живописного плафона "Прославление деяний Петра I" из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Фрагмент до реставрации. 2016

Реставрация живописного плафона "Прославление деяний Петра I" из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Фрагмент в процессе раскрытия авторской живописи от многочисленных поновлений и слоев темного лака. 2016

Реставрация живописного плафона "Прославление деяний Петра I" из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Фрагмент в процессе раскрытия авторской живописи от многочисленных поновлений и слоев темного лака. 2016

Реставрация живописного плафона "Прославление деяний Петра I" из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Общий вид после реставрации. 2016

 

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...