Лого - Отдел реставрации Русского музея

Новости | Реставрация | Мастерские | Исследования | История | Контакты | Видео

Реставрация плафона "Мир и спокойствие" из Летнего дворца Петра I

Общий вид до и после реставрации

Живописный плафон «Мир и спокойствие», (холст, масло, 265 х 299 см. инв. No. ЛД-290) был написан неизвестным художником в начале XVIII века для Летнего дворца Петра I. Он располагался на потолке "Детской" на втором этаже.

За почти трехсотлетний период экспонирования - много раз реставрировался. В очередной раз он был передан на реставрацию в 2015 году в соответствии с государственным контрактом на проведение работ по реконструкции и реставрации Летнего дворца. 

  История всех реставраций  живописных плафонов Летнего дворца Петра I...>>>

  О реставрации живописных плафонов и медальонов Летнего дворца Петра I в 2015-2016 годах...>

 "Триумф Екатерины (ЛД-328)...>

 "Триумф Петра I (ЛД-50)...>

 "Триумф России" (ЛД-1)...>

 "Торжество Морфея (ЛД-32)...>

 "Прославление деяний Петра I (ЛД-174)...>

 "Мир и спокойствие (ЛД-290)...>

 "Триумф Минервы" (ЛД-13)...>

 "Похищение Европы (ЛД-178)...>

 "Аллегория Африки (ЛД-176)...>

 "Аллегория Америки (ЛД-175)...>

 "Аллегория Азии (ЛД-177)...>

 "Амур, несущий латы (ЛД-14)...>

 "Амур, несущий ликторские связки (ЛД-15)...>

 "Амур, несущий щит (ЛД-16)...>

 "Амур, несущий шлем, украшенный перьями (ЛД-17)...>

Реставрация живописного плафона "Мир и спокойствие" из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

 Общий вид до реставрации. В левой части сделан контрольный участок пробного раскрытия.  2015

Состояние сохранности до начала реставрационных работ:

Тыльная сторона:

Подрамник состоит из двух крестовин, с клинками. Материал - сосна. Пригоден для дальнейшего использования.

Авторский холст сшивной по горизонтали. Имеются 2 шва (в верней и нижней части). Холст плотный, имеются узелки и утолщения нитей, загрязнён. На тыльной стороне холста вдоль планок подрамника были симметрично подведены пластыри, которые держали шпагат (тонкая льняная веревка) необходимой длины. Шпагат крепился к планкам подрамника, удерживая поверхность холста с живописью на определенном уровне. Со временем пластыри отпечатались на лицевой стороне картины и деформировали авторскую основу и красочный слой. Авторские кромки ветхие, с проколами и утратами нитей холста.

Лицевая сторона:

Швы от сшивных холстов хорошо видны на лицевой поверхности. По всей поверхности -  жесткий, разнохарактерный кракелюр с приподнятыми краями. Участки с наиболее выраженным кракелюром и изломами красочного слоя и грунта располагаются вдоль швов и преимущественно в центральной части.

На лицевой поверхности участки деформаций основы от отпечатавшихся с тыльной стороны пластырей. Имеются мелкие утраты красочного слоя и грунта, по изломам, а так же по всему периметру, вдоль краёв. Мелкие выкрошки красочного слоя и грунта по всей поверхности. На изображении голубого неба и облаков - значительные по размерам участки записей и грубых, изменившихся в цвете, прописок. А так же многочисленные тонировки по стыкам и швам и на изображении фигур путти, повсеместно заходящие на авторскую живопись и изменившиеся в цвете.

Лаковая плёнка жёлто-коричневая, изменяющая колорит авторской живописи. Имеются многочисленные потёртости и царапины по всей поверхности, а так же участки разложения лаковой плёнки. Общее поверхностное загрязнение.

При исследовании лицевой поверхности в свете УФ излучения были выявлены многочисленные участки записей, сделанных как на лаковой поверхности, так и в межлаковых слоях. Были определены их точные границы. Места перегрунтовок выходят за границы утрат красочного слоя и повсеместно перекрывают авторскую живопись.

В процессе реставрации лицевая и тыльная стороны были обеспылены, красочный слой и грунт укреплены. Лицевая поверхность была промыта от поверхностных загрязнений, и регенерирована по методу Петтенкофера. Следы клея и остатки холста (пластырей) с тыльной стороны плафона удалены скальпелем с увлажнением поверхности. Проведена профилактическая микологическая обработка тыльной стороны.

Подведены реставрационные кромки, близкие по переплетению нитей к авторскому холсту. Произведено утоньшение потемневшего и пожелтевшего лака. Предварительно сделаны пробные контрольные расчистки для выработки оптимальной методики и подбора состава действующего растворителя. Частичное удаление записей и их разрядка произведены после утоньшения лака на тех участках, где под ними прослеживалась сохранная живопись. В тех областях картины, где тонировки покрывают потертости авторской живописи до грунта или лежат в пределах утрат по вставкам реставрационного грунта, имея при этом удовлетворительное качество, они оставлены. Процесс работы контролировался с помощью периодического осмотра видимой люминесценции обрабатываемого участка в УФ лучах.  

В отдельных местах утрат, где мастиковки отсутствовали или имели недостаточную высоту, произведено дополнительное подведение реставрационного грунта.

По окончании раскрытия картина была покрыта промежуточным слоем реставрационного лака. Места утрат красочного слоя и потертости тонированы.

После полного высыхания поверхности, картина покрыта завершающим слоем реставрационного лака.

Реставрация живописного плафона "Мир и спокойствие" из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Фрагмент в процессе раскрытия авторской живописи от темного лака и старых записей. 2015

Реставрация живописного плафона "Мир и спокойствие" из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Снимок в свете УФ излучения. В процессе утоньшения лака и удаления старых записей. 2015

Реставрация живописного плафона "Мир и спокойствие" из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Фрагмент в процессе раскрытия авторской живописи от многочисленных поновлений и слоев темного лака. 2016

Реставрация живописного плафона "Мир и спокойствие" из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Фрагмент после реставрации. 2016

Реставрация живописного плафона "Мир и спокойствие" из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Общий вид после реставрации. 2016

 

Что нового в отделе? | Реставрационные мастерские и сектора I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История отдела | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта