Состояние сохранности
до начала реставрационных работ:
Тыльная сторона:
Подрамник состоит из двух крестовин, с
клинками. Материал - сосна. Пригоден для дальнейшего использования.
Авторский холст сшивной по горизонтали.
Имеются 2 шва (в верней и нижней части). Холст плотный, имеются узелки и
утолщения нитей, загрязнён.
На тыльной стороне
холста вдоль планок подрамника были симметрично подведены пластыри,
которые держали шпагат (тонкая льняная веревка) необходимой длины.
Шпагат крепился к планкам подрамника, удерживая поверхность холста с
живописью на определенном уровне. Со временем пластыри отпечатались на
лицевой стороне картины и деформировали авторскую основу и красочный
слой. Авторские кромки ветхие, с
проколами и утратами нитей холста.
Лицевая сторона:
Швы от сшивных холстов хорошо видны на
лицевой поверхности. По всей поверхности - жесткий,
разнохарактерный кракелюр с приподнятыми краями. Участки с наиболее
выраженным кракелюром и изломами красочного слоя и грунта располагаются вдоль швов и преимущественно в
центральной части .
На лицевой поверхности участки деформаций
основы от отпечатавшихся с тыльной стороны пластырей. Имеются мелкие
утраты красочного слоя и грунта, по изломам, а так же по всему
периметру, вдоль краёв. Мелкие выкрошки красочного слоя и грунта по всей
поверхности. На изображении голубого неба и облаков - значительные по
размерам участки записей и грубых, изменившихся в цвете, прописок. А так
же многочисленные тонировки по стыкам и швам и на изображении фигур
путти, повсеместно заходящие на авторскую живопись и изменившиеся в
цвете.
Лаковая плёнка жёлто-коричневая,
изменяющая колорит авторской живописи. Имеются многочисленные потёртости
и царапины по всей поверхности, а так же участки разложения лаковой
плёнки. Общее поверхностное загрязнение.
При исследовании лицевой поверхности в
свете УФ излучения были выявлены многочисленные участки записей,
сделанных как на лаковой поверхности, так и в межлаковых слоях. Были
определены их точные границы. Места перегрунтовок выходят за границы
утрат красочного слоя и повсеместно перекрывают авторскую живопись.
В процессе
реставрации лицевая и тыльная стороны были обеспылены, красочный слой и
грунт укреплены. Лицевая поверхность была промыта от поверхностных
загрязнений, и регенерирована по методу Петтенкофера.
Следы клея и остатки холста (пластырей) с тыльной стороны плафона удалены скальпелем
с увлажнением поверхности.
Проведена профилактическая микологическая обработка тыльной стороны.
Подведены
реставрационные кромки, близкие по переплетению нитей к авторскому
холсту. Произведено утоньшение потемневшего и пожелтевшего лака.
Предварительно сделаны пробные контрольные расчистки для выработки
оптимальной методики и подбора состава действующего растворителя.
Частичное удаление записей и их разрядка произведены после утоньшения
лака на тех участках, где под ними прослеживалась сохранная живопись. В
тех областях картины, где тонировки покрывают потертости авторской
живописи до грунта или лежат в пределах утрат по вставкам
реставрационного грунта, имея при этом удовлетворительное качество, они
оставлены. Процесс работы контролировался с помощью периодического
осмотра видимой люминесценции обрабатываемого участка в УФ лучах.
В отдельных местах
утрат, где мастиковки отсутствовали или имели недостаточную высоту,
произведено дополнительное подведение реставрационного грунта.
По окончании
раскрытия картина была покрыта промежуточным слоем реставрационного
лака. Места утрат красочного слоя и потертости тонированы.
После полного
высыхания поверхности, картина покрыта завершающим слоем
реставрационного лака.
|