Состояние сохранности
до начала реставрационных работ:
Тыльная сторона:
Картина была ранее дублирована на
холст, состоящий из сшитых между собой по вертикали полотнищ. Авторский холст
"перегорел" от масла.
Авторские кромки имеют утраты и
многочисленные разрывы.
Лицевая сторона:
Шов хорошо виден на
лицевой поверхности.
Вдоль шва
имеются деформации основы.
Значительные утраты и потертости авторского красочного слоя по
всей поверхности (особенно значительные - вдоль краев). Сильно потерты и
местами утрачены до грунта наиболее фактурные участки живописи. По всей
поверхности - участки многочисленных поновлений, изменившихся в
цвете и тоне. Записи повсеместно "прожухли", часто лежат по неровным и грубым
реставрационным мастиковкам, не соответствующим по уровню авторскому
красочному слою.
В процессе
реставрации лицевая и тыльная стороны были обеспылены, красочный слой и
грунт укреплены. Лицевая поверхность была промыта от поверхностных
загрязнений, и регенерирована по методу Петтенкофера .
Проведена профилактическая микологическая обработка тыльной стороны.
В соответствии с
решением Реставрационной комиссии для отработки методики раскрытия
авторской живописи от поздних поновлений и темного лака, после
проведения технико-технологических исследований, были выбраны три
участка - в
середине, у верхнего края овала (15 х 10 см), у нижнего края (15 х 10
см) и на изображении руки женской фигуры в центре (3 х 10 см) на которых
с помощью
бинокулярного стереомикроскопа
были сделаны пробные раскрытия. В результате было установлено, что
авторская живопись значительно утрачена. Имеются многочисленные утраты
красочного слоя и потертости до грунта, местами заделанные
разновременными реставрационными мастиковками (трёх видов). Ряд записей
лежит в межлаковых слоях.
После обсуждения и
утверждения методики раскрытия по всей лицевой
поверхности плафона произведено постепенное (участками) утоньшение слоев потемневшего лака
и записей. Удаление записей и их разрядка произведены только в местах, где под ними прослеживалась сохранная
авторская живопись. В
тех областях картины, где тонировки покрывают потертости авторской
живописи до грунта или лежат в пределах утрат по вставкам
реставрационного грунта, имея при этом удовлетворительное качество, они
были оставлены. Процесс удаления записей и лаковых слоев контролировался с помощью
специальных светильников ультрафиолетового (УФ) излучения.
В процессе расчистки
обнажились множество старых крепких разновременных мастиковок разного
цвета. Мастиковки не удалялись, но
выравнивались или растачивались по необходимости.
В отдельных местах
утрат, где мастиковки отсутствовали или имели недостаточную высоту,
произведено дополнительное подведение реставрационного грунта.
По окончании
раскрытия картина была покрыта промежуточным слоем реставрационного
лака. Места утрат красочного слоя и потертости тонированы.
После полного
высыхания поверхности, картина покрыта завершающим слоем
реставрационного лака.
|