Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Реставрация плафона "Триумф Минервы" из Летнего дворца Петра I

Общий вид в процессе и после реставрации

Живописный плафон «Триумф Минервы», (холст, масло, 248 х 212 см. инв. No. ЛД-13) был написан неизвестным художником в начале XVIII века. Он располагался на потолке Секретарской комнаты на первом этаже Летнего дворца Петра I.

За почти трехсотлетний период экспонирования - много раз реставрировался. В очередной раз он был передан на реставрацию в 2015 году в соответствии с государственным контрактом на проведение работ по реконструкции и реставрации Летнего дворца. 

  История всех реставраций  живописных плафонов Летнего дворца Петра I...>>>

  О реставрации живописных плафонов и медальонов Летнего дворца Петра I в 2015-2016 годах...>

 "Триумф Екатерины (ЛД-328)...>

 "Триумф Петра I (ЛД-50)...>

 "Триумф России" (ЛД-1)...>

 "Торжество Морфея (ЛД-32)...>

 "Прославление деяний Петра I (ЛД-174)...>

 "Мир и спокойствие (ЛД-290)...>

 "Триумф Минервы" (ЛД-13)...>

 "Похищение Европы (ЛД-178)...>

 "Аллегория Африки (ЛД-176)...>

 "Аллегория Америки (ЛД-175)...>

 "Аллегория Азии (ЛД-177)...>

 "Амур, несущий латы (ЛД-14)...>

 "Амур, несущий ликторские связки (ЛД-15)...>

 "Амур, несущий щит (ЛД-16)...>

 "Амур, несущий шлем, украшенный перьями (ЛД-17)...>

Реставрация живописного плафона "Триумф Минервы" из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

 Фрагмент до реставрации. Темный пожелтевший лак и многочисленные старые записи, изменившиеся в цвете.  2015

Состояние сохранности до начала реставрационных работ:

Тыльная сторона:

Картина была ранее дублирована на холст, состоящий из сшитых между собой по вертикали полотнищ.  Авторский холст "перегорел" от масла. Авторские кромки имеют утраты и многочисленные разрывы. 

Лицевая сторона:

Шов хорошо виден на лицевой поверхности. Вдоль шва имеются деформации основы.

Значительные утраты и потертости авторского красочного слоя по всей поверхности (особенно значительные - вдоль краев).  Сильно потерты и местами утрачены до грунта наиболее фактурные участки живописи. По всей поверхности - участки многочисленных поновлений, изменившихся в цвете и тоне. Записи повсеместно "прожухли", часто лежат по неровным и грубым реставрационным мастиковкам, не соответствующим по уровню авторскому красочному слою.

В процессе реставрации лицевая и тыльная стороны были обеспылены, красочный слой и грунт укреплены. Лицевая поверхность была промыта от поверхностных загрязнений, и регенерирована по методу Петтенкофера. Проведена профилактическая микологическая обработка тыльной стороны.

В соответствии с решением Реставрационной комиссии для отработки методики раскрытия авторской живописи от поздних поновлений и темного лака, после проведения технико-технологических исследований, были выбраны три участка - в середине, у верхнего края овала (15 х 10 см), у нижнего края (15 х 10 см) и на изображении руки женской фигуры в центре (3 х 10 см) на которых с помощью бинокулярного стереомикроскопа были сделаны пробные раскрытия. В результате было установлено, что авторская живопись значительно утрачена. Имеются многочисленные утраты красочного слоя и потертости до грунта, местами заделанные разновременными реставрационными мастиковками (трёх видов). Ряд записей лежит в межлаковых слоях.

После обсуждения и утверждения методики раскрытия по всей лицевой поверхности плафона произведено постепенное (участками) утоньшение слоев потемневшего лака и записей. Удаление записей и их разрядка произведены только в местах, где под ними прослеживалась сохранная авторская живопись. В тех областях картины, где тонировки покрывают потертости авторской живописи до грунта или лежат в пределах утрат по вставкам реставрационного грунта, имея при этом удовлетворительное качество, они были оставлены. Процесс удаления записей и лаковых слоев контролировался с помощью  специальных светильников ультрафиолетового (УФ) излучения.  

В процессе расчистки обнажились множество старых крепких разновременных мастиковок разного цвета. Мастиковки не удалялись, но выравнивались или растачивались по необходимости.

В отдельных местах утрат, где мастиковки отсутствовали или имели недостаточную высоту, произведено дополнительное подведение реставрационного грунта.

По окончании раскрытия картина была покрыта промежуточным слоем реставрационного лака. Места утрат красочного слоя и потертости тонированы.

После полного высыхания поверхности, картина покрыта завершающим слоем реставрационного лака.

Реставрация живописного плафона "Триумф Минервы" из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Фрагмент снимка, сделанный в ИК излучении. 2015

Реставрация живописного плафона "Триумф Минервы" из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Фрагмент в процессе раскрытия авторской живописи от многочисленных поновлений и слоев темного лака. 2016

Реставрация живописного плафона "Триумф Минервы" из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Снимок фрагмента, сделанный  в свете УФ излучения. Контрольный участок удаления старых записей. 2015

Реставрация живописного плафона "Триумф Минервы" из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Фрагмент в процессе раскрытия авторской живописи от многочисленных поновлений и слоев темного лака. 2016

Реставрация живописного плафона "Триумф Минервы" из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Общий вид после реставрации. 2016

 

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта