Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Реставрация плафона "Триумф Петра I" из Летнего дворца Петра I в 2015-2016 годах

Общий вид в процессе и после реставрации

Живописный потолочный плафон неизвестного художника начала XVIII века «Триумф Петра I», (холст, масло, 250 х 420 см. инв. No. ЛД-50) был написан для Летнего дворца Петра I. Он располагался в Столовой на первом этаже.

За почти трехсотлетний период экспонирования - много раз реставрировался. В очередной раз он был передан на реставрацию в 2015 году в соответствии с государственным контрактом на проведение работ по реконструкции и реставрации Летнего дворца. Состояние сохранности до начала реставрационных работ:

Тыльная сторона:

Подрамник овальной формы, составной из 6-ти дугообразных планок. Правая центральная дуга подрамника сломана на две части и требует ремонта.

 История всех реставраций  живописных плафонов Летнего дворца Петра I...>>>

  О реставрации живописных плафонов и медальонов Летнего дворца Петра I в 2015-2016 годах...>

 "Триумф Екатерины (ЛД-328)...>

 "Триумф Петра I (ЛД-50)...>

 "Триумф России" (ЛД-1)...>

 "Торжество Морфея (ЛД-32)...>

 "Прославление деяний Петра I (ЛД-174)...>

 "Мир и спокойствие (ЛД-290)...>

 "Триумф Минервы" (ЛД-13)...>

 "Похищение Европы (ЛД-178)...>

 "Аллегория Африки (ЛД-176)...>

 "Аллегория Америки (ЛД-175)...>

 "Аллегория Азии (ЛД-177)...>

 "Амур, несущий латы (ЛД-14)...>

 "Амур, несущий ликторские связки (ЛД-15)...>

 "Амур, несущий щит (ЛД-16)...>

 "Амур, несущий шлем, украшенный перьями (ЛД-17)...>

Реставрация живописного плафона Георга Гзелля «Триумф России» из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

 Общий вид до реставрации после снятия с подрамника. 2015

Авторский холст сшит из трех горизонтальных полотнищ.  Ранее был дублирован на новый холст с помощью животного клея. Дублировочный холст сшит из двух полотнищ по горизонтали.  Кромки дублировочного холста (с остатками старых авторских кромок) имеют различную ширину, местами сильно изорваны гвоздями, имеются отдельные разрывы, препятствующие нормальному натяжению в дальнейшем. Также имеются многочисленные места раздублирования кромок по всему периметру произведения.  Холст с тыльной стороны сильно загрязнен.

На тыльной стороне в центральной горизонтальной части имеются 38 клеевых следов прямоугольной формы от фиксации крепежных стропов (стропы демонтированы). Деформации холста в основном вызваны втянутостями  холста по местам прикрепления стропов, а также вдоль швов авторского холста.

Лицевая сторона:

По всей  поверхности имеется грунтовый разнохарактерный кракелюр. В различных местах – грунтовые изломы, самые жесткие от отпечатавшихся планок и крестовины подрамника. Многочисленные утраты живописи в основном располагаются вдоль стыков – швов авторского холста и вдоль изломов от планок подрамника. Определяется отдельный вид старых мелких утрат группами по расслоениям красочного слоя. Они в основном располагаются по верхним «белильным» пропискам светов до нижележащего тона живописи. Заделанные  старые утраты были многократно перемастикованы. Определяются как минимум два вида поновительского грунта: красно-алого цвета, и беловато-охристого. Многочисленные потертости красочного слоя имеют сплошной характер, местами выглядят как механически нанесенные. Подобные потертости произошли, скорее всего, в результате неоднократных расчисток красочного слоя.  Такие участки  имеют сплошные  прописки, местами весьма пастозные. Также разновременные трехслойные  записи  визуально определяются на более чем 50% изображения. На расчищенных при предыдущих реставрациях участках имеются многочисленные темные остатки черно-коричневых тонов старых записей, изменяющих общую тональность живописи. Большое количество мелких записей лежат в утратах без подведения грунта.  Таким образом, записи покрывают большую часть поверхности авторского красочного слоя. Все поздние поновительские красочные слои потемнели или побелели и изменились в цвете.

Картина покрывалась лаком неоднократно. Верхний поздний слой поновительского лака сильно пожелтел и вобрал в себя пылевые загрязнения.

В результате проведенных химико-биологических исследований на тыльной поверхности холста отмечено повышенное содержание микромицетов.

Исследование лицевой стороны в свете УФ излучения показало неравномерность толщины лаковой пленки и наличие большого количества разновременных записей и прописок, лежащих как поверх так и между слоями лака.

После всестороннего исследования в отделе технологических исследований и в секторе химико-биологических исследований было произведено обеспылывание лицевой стороны.

Поверхность живописи промыта от сильных въевшихся загрязнений, после чего полотно было перевернуто тыльной стороной вверх и обеспылено. С поверхности дублировочного холста удалены 38 клеевых фрагментов от фиксации крепежных стропов. Удаление произведено путем размягчения слоев клея холодной водой, и с помощью скальпеля. Затем участок высушивался через фильтровальную бумагу утюгом при температуре 70оС.  На все участки ставился мраморный пресс на сутки. Таким образом устранены коробленности и деформации основы.

Параллельно взята проба с кромки для проведения исследований на наличие микрогрибов. В результате установлено наличие 3-х видов микромицетов и получены рекомендации по профилактической обработке произведения. Она была произведена специальным антисептиком с тыльной стороны. После высыхания произведена подклейка ранее раздублировавшихся участков кромок с использованием клеевой синтетической дисперсии. В места кромок, наиболее пострадавшие от гвоздей и имеющие разрывы, подведены реставрационные пластыри, всего 9 штук – по периметру (использована та же дисперсия). 

Произведен ремонт сломанной наружной планки подрамника, обе части воссоединены путем врезки букового шипа, затем подрамник собран из соответственных  частей воедино и картина была натянута на подрамник. 

Произведена регенерация живописной поверхности и лаковых слоев по методу Петтенкофера, после чего выполнена пробная расчистка на контрольном участке лака и записей специальной эмульсией. 

Затем проведены исследования лаковой пленки и фотофиксация поверхности  картины в УФ-лучах с целью определения количества записей и качества «работы» эмульсии. (На снимке в свете УФ-люминесценции - справа у края два участка: маленький - на лак, большой – подбор композиции для удаления разновременных записей.) 

По всей поверхности произведено утоньшение потемневшего пожелтевшего лака и  разновременных записей по ранее утвержденной методике с учетом подобранной рецептуры. Работа по расчистке производилась ватным тампоном с растворяющей эмульсией и местами – с помощью скальпеля. В процессе расчистки выявилось огромное количество поновительских подгрунтовок, выполненных пластилином (!) умбристого цвета. Процесс расчистки контролировался с помощью периодического осмотра видимой люминесценции обрабатываемого участка в УФ-лучах с помощью светильника УФ-излучения.

В процессе расчистки обнажилось множество старых  разновременных мастиковок, красновато-алого и беловато-костяного цвета. Красновато-алые очень твердые, в основной массе лежат выше уровня живописи, светлые. в основном, – в уровень. Обнажилось также огромное количество утрат, «вышедших» из-под пластилина. В утратах, затонированных без подведения грунта записи частично оставлены, с целью последующего подведения грунта в них. 

Подведение грунта в места всех утрат выполнено специальной реставрационной пастой. Остатки старого красно-алого грунта сточены в уровень с авторской живописью. Там, где старый грунт лежал ниже уровня живописи была выполнена дополнительная подгрунтовка до необходимого уровня. 

Поверхность живописи притерта даммарным лаком с пиненом. Тонирование утрат и потертостей авторской живописи выполнено масляными красками в разбавлении даммарным лаком с пиненом.  Картина покрыта завершающим слоем реставрационного лака методом напыления.

 

Реставрация живописного плафона Георга Гзелля «Триумф России» из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Снимок в свете УФ излучения. Видны неравномерные слои покровного лака и многочисленные разновременные записи. 2015

Реставрация живописного плафона Георга Гзелля «Триумф России» из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Фрагмент до реставрации. Хорошо заметны многочисленные поновления и пожелтевший слой лака. 2015

Реставрация живописного плафона Георга Гзелля «Триумф России» из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Фрагмент в процессе раскрытия авторской живописи от многочисленных поновлений и слоев лака. 2015

Реставрация живописного плафона Георга Гзелля «Триумф России» из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

В процессе подведения реставрационного грунта в места многочисленных утрат красочного слоя, открывшихся после раскрытия авторской живописи от поновлений. 2015

Реставрация живописного плафона Георга Гзелля «Триумф России» из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Фрагмент в процессе раскрытия авторской живописи от многочисленных старых поновлений, мастиковок и слоев лака. 2016

Реставрация живописного плафона Георга Гзелля «Триумф России» из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Процесс снятия картины с транспортировочного вала в реставрационной мастерской. 2015

Реставрация живописного плафона Георга Гзелля «Триумф России» из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Общий вид после реставрации. 2016

 

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта