Лого - Отдел реставрации Русского музея

Новости | Реставрация | Мастерские | Исследования | История | Контакты | Видео

Реставрация плафона Г. Гзелля "Триумф России" из Летнего дворца Петра I в 2015-2016 годах

Общий вид до и после реставрации

Живописный потолочный плафон, написанный швейцарским художником Георгом Гзеллем (1673-1740) «Триумф России», (холст, масло, 237 х 397 см. инв. No. ЛД-1) располагался в Летнем дворце Петра I.

За почти трехсотлетний период экспонирования - много раз реставрировался. В очередной раз он был передан на реставрацию в 2015 году в соответствии с государственным контрактом на проведение работ по реконструкции и реставрации Летнего дворца. Состояние сохранности до начала реставрационных работ:

Тыльная сторона:

Живопись дублирована на реставрационный холст вместе с авторской основой. Качество дублировки удовлетворительное. Передублирования не требует. На тыльной стороне дублировочного холста вдоль планок подрамника были симметрично подведены пластыри, которые держали шпагат (тонкая льняная веревка) необходимой длины.

 История всех реставраций  живописных плафонов Летнего дворца Петра I...>>>

  О реставрации живописных плафонов и медальонов Летнего дворца Петра I в 2015-2016 годах...>

 "Триумф Екатерины (ЛД-328)...>

 "Триумф Петра I (ЛД-50)...>

 "Триумф России" (ЛД-1)...>

 "Торжество Морфея (ЛД-32)...>

 "Прославление деяний Петра I (ЛД-174)...>

 "Мир и спокойствие (ЛД-290)...>

 "Триумф Минервы" (ЛД-13)...>

 "Похищение Европы (ЛД-178)...>

 "Аллегория Африки (ЛД-176)...>

 "Аллегория Америки (ЛД-175)...>

 "Аллегория Азии (ЛД-177)...>

 "Амур, несущий латы (ЛД-14)...>

 "Амур, несущий ликторские связки (ЛД-15)...>

 "Амур, несущий щит (ЛД-16)...>

 "Амур, несущий шлем, украшенный перьями (ЛД-17)...>

Реставрация живописного плафона Георга Гзелля «Триумф России» из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

 Тыльная сторона после снятия плафона с подрамника. Авторский холст дублирован на сшивной по горизонтали холст. Видны старые пластыри. 2015

Шпагат крепился к планкам подрамника, удерживая поверхность холста с живописью на определенном уровне. Со временем пластыри отпечатались на лицевой стороне картины и деформировали авторскую основу и красочный слой. В некоторых местах кромки авторского холста раздублировались. Кромки дублировочного холста слабые.

Лицевая сторона:

Многочисленные участки деформаций холста в разных местах картины. Авторская живопись полностью покрыта поздними записями различной степени плотности, сделанными в разное время. Тонировки потемнели и изменились в цвете, что придало авторской живописи несвойственный колорит и тон. Картина покрыта многочисленными слоями лака. Лак пожелтел, утратил прозрачность и однородность блеска.

Исследования под микроскопом подтвердили обширность записей и тонировок, лежащих между лаковыми слоями, которые были сделаны во время предшествующих поновлений. Записи и тонировки располагаются по всей поверхности красочного слоя. Они имеют разный характер – от прозрачных, через которые просматривается авторская живопись, до плотных, пастозных, повсеместно перекрывающих ее. Все тонировки потемнели и изменились в цвете.

В результате микологических исследований грибковых поражений не обнаружено. При исследовании картины в ультрафиолетовом спектре излучения хорошо просматривалось большое количество лаковых слоев, записей и тонировок. Тонировки и записи были сделаны в разное время, о чем говорит различная степень свечения, что также указывает на многочисленные поновления.

Во время реставрации картина была аккуратно обеспылена с тыльной и лицевой стороны. Участки, имевшие деформацию холста, были местно укреплены и отпрессованы. После этого была укреплена вся лицевая поверхность. Картина с помощью вала была перевернута на тыльную сторону и с неё были удалены все старые пластыри, которые и вызывали деформации.  Остатки клея с дублировочного холста также удалялись при помощи компресса и скальпеля с последующим их прессованием. После устранения деформаций картина при помощи вала была перевернута лицевой стороной вверх. Удалены укрепительные бумажные заклейки с лицевой стороны, после чего, удалены стойкие поверхностные загрязнения. 

Картина натянута на подрамник, на котором находилась ранее. На нескольких участках сделаны контрольные пробы по раскрытию авторской живописи от многочисленных слоев лака и старых записей в соответствии с ранее утвержденной методикой. После утверждения результатов пробного раскрытия, произведено утоньшение лаковых наслоений, удаление записей и тонировок по всей поверхности. Работа производилась последовательно от верхних лаковых слоев и записей до нижних под постоянным контролем в свете УФ излучения. После этого было произведено тонирование утрат красочного слоя художественными материалами  голландской фирмы «Talens», соблюдая последовательность живописного построения картины. В завершении картина просушена и покрыта слоем даммарного лаком с пиненом (1:1) в два слоя.

 

 

Реставрация живописного плафона Георга Гзелля «Триумф России» из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Снимок в свете УФ излучения. Фрагменты пробных контрольных участков утоньшения лаковых слоев и записей. 2015

Реставрация живописного плафона Георга Гзелля «Триумф России» из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Снимок в свете УФ излучения. Фрагмент раскрытия авторской живописи от многочисленных старых поновлений и слоев лака. 2015

Реставрация живописного плафона Георга Гзелля «Триумф России» из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Снимок в свете УФ излучения. Общий вид поверхности в процессе раскрытия авторской живописи от многочисленных старых поновлений и слоев лака. 2015

Реставрация живописного плафона Георга Гзелля «Триумф России» из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Фрагмент раскрытия авторской живописи от многочисленных старых поновлений и слоев лака. 2015

Реставрация живописного плафона Георга Гзелля «Триумф России» из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Фрагмент в процессе раскрытия авторской живописи от многочисленных старых поновлений, мастиковок и слоев лака. 2016

Реставрация живописного плафона Георга Гзелля «Триумф России» из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Фрагмент в процессе раскрытия авторской живописи от многочисленных старых поновлений, мастиковок и слоев лака. 2016

Реставрация живописного плафона Георга Гзелля «Триумф России» из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Общий вид после реставрации. 2017

 

Что нового в отделе? | Реставрационные мастерские и сектора I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История отдела | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта