|
Тыльная
сторона после снятия плафона с подрамника. Авторский холст
дублирован на сшивной по горизонтали холст. Видны старые
пластыри. 2015 |
|
|
Шпагат крепился к
планкам подрамника, удерживая поверхность холста с живописью на
определенном уровне. Со временем пластыри отпечатались на лицевой
стороне картины и деформировали авторскую основу и красочный слой. В
некоторых местах кромки авторского холста раздублировались. Кромки дублировочного холста слабые.
Лицевая сторона:
Многочисленные
участки деформаций холста в разных местах картины. Авторская живопись
полностью покрыта поздними записями различной степени плотности,
сделанными в разное время. Тонировки потемнели и изменились в цвете, что придало авторской живописи
несвойственный колорит и тон. Картина покрыта многочисленными слоями
лака. Лак пожелтел, утратил прозрачность и однородность блеска.
Исследования под микроскопом подтвердили
обширность записей и тонировок, лежащих между лаковыми слоями, которые были
сделаны во время предшествующих поновлений. Записи и тонировки располагаются
по всей поверхности красочного слоя. Они имеют разный характер – от
прозрачных, через которые просматривается авторская живопись, до плотных,
пастозных, повсеместно перекрывающих ее. Все тонировки потемнели и
изменились в цвете.
В результате микологических исследований
грибковых поражений не обнаружено. При исследовании картины в
ультрафиолетовом спектре излучения хорошо просматривалось большое количество
лаковых слоев, записей и тонировок. Тонировки и записи были сделаны в разное
время, о чем говорит различная степень свечения, что также указывает на
многочисленные поновления.
Во время реставрации картина была аккуратно
обеспылена с тыльной и лицевой стороны. Участки, имевшие деформацию холста,
были местно укреплены и отпрессованы. После этого была укреплена вся лицевая
поверхность. Картина с помощью вала была перевернута на тыльную сторону и с
неё были удалены все старые пластыри, которые и вызывали деформации.
Остатки клея с дублировочного холста также удалялись при помощи компресса и
скальпеля с последующим их прессованием. После устранения деформаций картина
при помощи вала была перевернута лицевой стороной вверх. Удалены
укрепительные бумажные заклейки с лицевой стороны, после чего, удалены
стойкие поверхностные загрязнения.
Картина натянута на подрамник, на котором
находилась ранее. На нескольких участках сделаны контрольные пробы по
раскрытию авторской живописи от многочисленных слоев лака и старых записей в
соответствии с ранее утвержденной методикой. После утверждения результатов
пробного раскрытия, произведено утоньшение лаковых наслоений, удаление
записей и тонировок по всей поверхности. Работа производилась
последовательно от верхних лаковых слоев и записей до нижних под постоянным
контролем в свете УФ излучения. После этого было произведено тонирование
утрат красочного слоя художественными материалами голландской фирмы «Talens»,
соблюдая последовательность живописного построения картины. В завершении
картина просушена и покрыта слоем даммарного лаком с пиненом (1:1) в два
слоя.
|