Лого - Отдел реставрации Русского музея

Новости | Реставрация | Мастерские | Исследования | История | Контакты | Видео

Продолжается реставрация картины В.А. Тропинина "Портрет Н.А. Майкова "

Реставрация картины Тропинина в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Ведущий художник-реставратор Мария Третьякова за работой по раскрытию авторской живописи от слоёв пожелтевшего лака и записей.

Портрет художника Николая Апполоновича Майкова (холст, масло, 76,5 х 63,5 см, инв. No. Ж-5222) был написан Василием Андреевичем Тропининым в 1821 году. Поступил в Русский музей в 1924 году из петербургского Общества поощрения художников. Ранее он находился в собрании В.Г. Дружинина.

Тропинин писал портреты самые разнообразные: интимные и репрезентативные, однофигурные и групповые, крестьянские и купеческие, детские, костюмированные, множество портретов посвящено друзьям – художникам. К их числу относится и портрет Николая Апполоновича Майкова (1794 – 1873), реставрация которого близится сейчас к завершению.

Лучшие реставрационные работы года:

 2017...> 
 2016...> 
 2015...>
 2014...>
 2013...>
 2012...>

Реставрация шедевров:

  Картина "Последний день Помпеи" Карла Брюллова ...>

  Серия картин "Смолянки" Дмитрия Левицкого...>

 Икона XIV века "Борис и Глеб"...>

  Реставрация тихвинских икон XVI века...>

 Реставрация Амвона 1533 г. из Новгородского Софийского собора...>

  Реставрация картины Г.И. Угрюмова "Архистратиг Михаил...>

  Реставрация скульптур Летнего сада...>

Что нового в отделе?...>

Выставка о реставрации экспонатов в Русском музее...>

Реставрация картины В.А. Тропинина "Портрет художника Николая Апполоновича Майкова" в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Общий вид до начала реставрации. Сильно пожелтевший лак и поздняя надставка холста вдоль краев значительно искажают авторский замысел. 2017 

Экспонат поступил в мастерскую реставрации масляной живописи Отдела реставрации музейных ценностей Русского музея осенью 2017 года из Отдела живописи ХVIII – первой половины ХIХ вв. Причиной послужила необходимость приведения картины в экспозиционное состояние.

Эта работа была поручена ведущему художнику-реставратору мастерской Марии Третьяковой.

Прежде всего, после подробного фотодокументирования, были проведены всеобъемлющие технологические и химико-биологические исследования. Помимо изучения состояния сохранности портрета при помощи бинокулярного стереомикроскопа,  были отобраны многочисленные микропробы для химико-биологических исследований. При общем внешнем удовлетворительном состоянии всех элементов картины имелись две серьезные проблемы: деревянная надставка, изменяющая авторский формат произведения, и сильно пожелтевший лак, искажающий авторский колорит.

Для удаления деревянных планок нужно было, прежде всего, убедиться, что они не являются авторскими. Ведь гвозди на которых холст прикреплён к подрамнику выглядят очень старыми. Они - кованые, четырехгранные, у верхнего края проходили сквозь две планки (более 10 см). Кроме того, по периметру было видно, что портрет писался на меньшем подрамнике, а позднее был натянут на данный. Холст с кромок переместился на лицевую сторону.

Причиной изменения формата мог послужить тот факт, что современники порой обвиняли Тропинина в том, что у него “головы подпирают потолок”, т.е. композиционно не хватает пространства над изображением головы. Возможно одному из владельцев захотелось “улучшить” картину, увеличив размер. Существует еще часто встречающийся вариант, когда размеры картины «подгонялись» под раму определенного размера.

Вопрос о возврате портрету исходных размеров обсуждался на заседании Реставрационной комиссии Русского музея, где реставратор представил результаты своих многочисленных исследований. В конечном счете план реставрации был принят, и работа началась. Результаты исследований и пробные фрагменты раскрытия авторской живописи от слоев пожелтевшего лака показали, что лак имеет минимум два спирторастворимых слоя. Съемка контрольных участков в свете ультрафиолетового (УФ) излучения подтвердила наличие толстого слоя лака, дающего разные оттенки свечения. Также снимок люминесценции в УФ-лучах четко определяет границы поздней записей по краям изображения.

Реставрационная комиссия Русского музея дала задание снять надставки, укрепить имеющийся подрамник, утоньшить и выровнить лак; а также произвести все сопутствующие операции - промывку от загрязнений, укрепление красочного слоя, подведение реставрационного грунта в места утрат красочного слоя и грунта, тонирование утрат красочного слоя.

При удалении деревянных надставок подрамник подвергся серьезному испытанию на прочность. Для подклейки образовавшихся трещин, чтобы зажать струбциной, верхний край снимался с подрамника. Это позволило, заодно, укрепить холст на кромках.

Расчистка края картины от грубых записей сопровождалась дошлифовкой выступающих участков старой реставрационной мастики. Утоньшение лака велось по предварительно отработанной методике и на всем протяжении сопровождалось фотофиксацией и контролем равномерности (снимки видимой люминесценции в УФ-лучах).

За время нахождения картины в реставрационной мастерской стало известно, что этот портрет будет в числе других произведений представлять собрание Русского музея на художественной выставке в Йошкар-Оле в октябре 2018 года. Зрители увидят это произведение в его первоначальном композиционном и колористическом замысле.

Работа продолжается...

6 августа 2018 года

 

Реставрация картины В.А. Тропинина "Портрет художника Николая Апполоновича Майкова" в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Фрагмент с изображением руки в процессе раскрытия авторской живописи от слоев пожелтевшего лака и записей. 2018 

Реставрация картины В.А. Тропинина "Портрет художника Николая Апполоновича Майкова" в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Фрагмент с свете УФ излучения в процессе раскрытия авторской живописи от слоев пожелтевшего лака и записей. 2018

Реставрация картины В.А. Тропинина "Портрет художника Николая Апполоновича Майкова" в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Фрагмент с изображением руки в процессе раскрытия авторской живописи от слоев пожелтевшего лака и записей. 2018 

Реставрация картины В.А. Тропинина "Портрет художника Николая Апполоновича Майкова" в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Общий вид в процессе раскрытия авторской живописи от слоев пожелтевшего лака и записей. Вдоль левого края видна контрольная полоска, оставленного старого лака и записей. 2018 

 
 
 
 
 

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта