Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Реставрация картины Г. Угрюмова "Испытание силы Яна Усмаря"

Лучшие работы Отдела реставрации масляной живописи:

 К.П. Брюллов "Последний день Помпеи"...>

 И.Лампи Старший "Портрет императрицы Екатерины II"...>

 Д. Доу "Портрет великого князя Михаила Павловича"...>

 В.А. Котарбинский "Оргия"...>

 М.В. Нестеров "Святая Русь...>

 Живописные плафоны и медальоны из Летнего дворца Петра I...>

 Г.К. Гроот "Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны"...>

  Д.Г. Левицкий Серия картин "Смолянки"...>

 Г.И. Угрюмов "Архистратиг Михаил"...>

 Г.К. Гроот "Портрет великого князя Петра Федоровича...>

 В.А. Голике "Портрет императора Николая I"...>

 И.И. Бельский "Взятие Богоматери на небо...>
 

Реставрация картины Г.И. Угрюмова "Испытание силы Яна Усмаря". Общий вид до реставрации.   Фото 2014 г.

Общий вид до реставрации. 2013 г.

Картина "Испытание силы Яна Усмаря" (холст, масло, размеры: 283 x 404 см) была написана Григорием Ивановичем Угрюмовым (1764-1823)  как академическая программа 1795 года по задаче: «На ратном поле в присутствии Великого князя Владимира Российского воина меньший сын показывает опыт своей необычайной силы над разъяренным быком …». В 1797 г. художник получил на неё звание Академика.

История бытования произведения насчитывает более 215 лет и, естественно, за это время менялось ее состояние сохранности. Картина поступила в Русский музей на постоянное хранение в 1923 г. из Академии художеств.

Реставрация картины Г.И. Угрюмова "Испытание силы Яна Усмаря". Общий вид до реставрации.   Фото 2014 г.

Общий вид в свете УФ-лучей до начала реставрации. Хорошо видны записи, сделанные по лаку. 2013 г.

Состояние сохранности до начала реставрационных работ (15.11.2013) : 

Картина была до поступления в Русский музей дублирована на холст. Авторский холст сшивной, состоит из двух частей. Шов горизонтальный, находится  в нижней половине картины. Авторские кромки отсутствуют. С лицевой стороны авторский холст не доходит до края примерно на 1,5 см. Во время предыдущих реставраций для выравнивания поверхности по всему краю прямо на дублировочный холст был подведен реставрационный грунт вровень с авторской поверхностью и сделана тонировка, значительно заходящая на авторскую живопись. Вдоль верхнего края картины имелись участки мелких деформаций основы и красочного слоя в виде вздутий, вероятно, из за отставания авторского холста от дублировочного. По всей поверхности - разнохарактерный кракелюр красочного слоя без угрозы осыпания.

Ранее имелись многочисленные старые разрывы авторской основы, которые были заделаны во время предыдущих реставраций. На этих участках -  обширные тонировки, также заходящие на авторскую живопись.

Имелись участки масляных разрывов, наиболее выраженные в нижней части картины и участки сседаний красочного слоя двух видов: полые и плотные без пустот внутри, зафиксированные лаковой пленкой. По всей поверхности картины имелись мелкие утраты красочного слоя и выкрошки на участках полых сседаний. Картина имела многочисленные лаковые слои большой плотности и толщины. Лак сильно изменился в тоне и цвете. Кроме того, имелось большое количество поздних прописок, как плотных, в местах утрат, так и тонких лессировочных, достаточно обширных.

Тональное и цветовое восприятие картины значительно изменилось по сравнению с авторским замыслом. На снимках, сделанных в УФ-лучах хорошо видно, что сильно пожелтевший лак имел ещё и значительную толщину. Из за этого многие детали изображения на картине плохо читались и были слабо различимы.  Были хорошо заметны многочисленные тонировки и записи, сделанные в разное время, лежащие как на поверхности лаковой пленки, так и в ее многочисленных слоях. 

Вывод:

В результате проведенных технологических исследований лицевой поверхности картины были получены исчерпывающие данные о характере красочного слоя, лаковой поверхности и поздних записей. Реставрационный совет Русского музея принял программу последовательных мероприятий по постепенному утоньшению лака и удалению многочисленных тонировок и записей.

Этапы реставрационной работы 2013 - 2014 гг.:

1 этап:

Проведено местное укрепление участков красочного слоя и грунта с деформаций основы по краям с отпрессовкой.

Для отработки методики на контрольных участках было проведено пробное утоньшение лака и удаление записей. Уже на этом этапе стало понятно, насколько сильно изменится колорит картины. Стало ясным истинный колорит неба, утончённая моделировка форм, цветовая насыщенность.

Исследование показало, (и в процессе работы на пробных участках это было подтверждено) что лак многослойный, но достаточно мягкий. Часть записей находится в различных лаковых слоях, что говорит о том, что они были сделаны в разное время. То есть, картина поновлялась неоднократно.

2 этап:

После утверждения методики работа по утоньшению слоев пожелтевшего лака и удалению старых записей велась участками. В процессе работы реставраторы, используя светильники ультрафиолетового света,  выявляли точные границы старых реставрационных записей, послойно утоньшая лаковые слои и открывая точные границы поздних мастиковок, которые были закрыты поздними реставрационными записями и лаковыми слоями. В ряде случаев приходилось восполнять слой реставрационного грунта и наносить на него фактуру рядом расположенной поверхности живописи. Как выяснилось в процессе дополнительного исследования, обширные поздние прописки появились на картине в связи с тем, что авторский красочный слой на отдельных участках имел значительные потертости. Однако его сохранность в целом оказалась удовлетворительная.

 В процессе постепенного утоньшения сильно пожелтевшего лака и удаления старых записей. Открываются участки реставрационного грунта, нанесенного во время предыдущих реставраций в места прорывов холста.  2014 г.

Итоги реставрации:

Во время проведения реставрационных работ 2013-2014 гг. участки деформаций основы и красочного слоя на картине были полностью выровнены. Удалены многослойные въевшиеся загрязнения с поверхности картины и восстановлены многочисленные поновительские лаковые слои методом Петтенкофера.  После этого послойно они были утоньшены и выровнены до тоньчайшего прозрачного авторского слоя. Удалены изменившиеся в тоне и цвете многочисленные поздние реставрационные записи и тонировки. Старые просевшие реставрационные мастиковки были выровнены и восполнены новым грунтом до необходимого уровня. Произведены тонировки масляными красками в пределах  утрат красочного слоя. Картина покрыта новым слоем прозрачного реставрационного лака. Картина приведена в экспозиционный вид и с большим успехом демонстрировалась на персональной художественной выставке Григория Угрюмова в Михайловском (Инженерном) замке Русского музея. 



КРАТКИЙ ФОТООТЧЕТ
о процессе реставрации

.

 

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта