|
Общий вид до
реставрации. Предмет состоит из 5 фрагментов
(Основной - авторский, остальные - поздние доделки). Сильно загрязнён, покрыт масляной
краской и рельефным орнаментом. 2017 |
|
|
Ещё до поступления в Русский музей он
был поврежден и реставрирован. Основной крупный фрагмент –
авторский. Остальные четыре детали – это поздние доделки из
деструктированного раскрашенного гипса, которые, к сожалению, не возможно
было восстановить. Вся поверхность, как снаружи, так и внутри сосуда была
покрыта толстым, плотным слоем масляной краски, которая лежала на мастике.
Между медальонами имелся поновительский слой рельефного орнамента из
завитков, сделанного темно-серой эмалевой краской. На одном из маскаронов
был утрачен нос. Поверхность живописной росписи и участки позолоты были
значительно потёрты.
Реставрационная комиссия Русского музея
утвердила план работ, представленный
художником-реставратором
Надеждой Говорковой.
Прежде всего, фарфоровая поверхность была очищена от
стойких загрязнений и следов клея. Были удалены все поздние поновительские
слои краски и рельеф, искажающий авторский замысел. После этого, были
восполнены керамические утраты тулова (¼ экспоната) и восстановлена
форма
носа маскарона. Для воссоздания этих элементов использовались
соответствующие симметричные фрагменты с противоположной стороны сосуда. С помощью
безусадочной стоматологической массы были созданы формы.
В них заливались соответствующие реставрационные массы
(эпоксидная смола и гипсополимер). После установки новых фрагментов на свои
места была выполнена реконструкция утраченной живописной росписи и
фрагментов золочения. В качестве аналогии использовались авторские фрагменты живописи с
хорошо сохранившихся участков.
Тонировки выполнялись в несколько этапов.
Вначале, восполненный фрагмент неоднократно покрывался с обеих сторон
колером под общий цвет фарфора. Затем по кальке, снятой с сохранившегося
орнамента, реконструирована цветочная кайма и лавровый венок. После этого,
выполнена имитация золочения методом «бронзирования». Места утрат и
потертости живописи тонированы специальными красками и законсервированы реставрационным лаком.
На заседании Реставрационной комиссии Русского музея,
которая принимала экспонат после реставрации, было отмечено высокое качество
выполненной работы.
Сентябрь 2017
Дополнительно по теме:
|