Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Реставрация фарфорового сосуда "Бутылочная передача" в Русском музее

Реставрация фарфоровой вазы «Бутылочная передача» (ДФ-532) в отделе реставрации | Русский музей | Реставратор Надежда Говоркова

Художник-реставратор Надежда Говоркова завершает воссоздание цветочного орнамента.

Музейный предмет с интересным названием «Бутылочная передача» (ДФ-532), был изготовлен во второй половине XVIII века на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге. Подобные сосуды использовались для охлаждения бутылок шампанского или вина. На дно, обычно, помещался лёд.

Этот предмет входил в состав фарфорового сервиза из приданого великой княгини Елены Павловны, внучки императрицы Екатерины II. Поступил в Русский музей из Эрмитажа в начале XX века.В мастерскую реставрации художественных изделий из керамики и стекла был передан на плановую реставрацию в начале 2017 года из фонда хранения предметов декоративно-прикладного искусства.

Лучшие работы отдела реставрации художественных изделий из керамики и стекла:

 Реставрация фарфорового сливочника XVIII века...>

 Реставрация керамической скульптуры А.Л. Обера "Волк". 1902 г....>

 Реставрация фарфорового сосуда "Бутылочная передача", II-ая пол. XVIII в....>

 Реставрация керамического сосуда А.Я. Головина "Петух". 1890-1900 гг...>

 Реставрация фарфоровой вазы XIX в....>

 Реставрация фаянсового горельефа "Галя за пианино", 1945 г. скульптора М.П. Холодная...>

 Реставрация фарфоровой конфектуры I пол. XIX в...>

 О реставрации художественных изделий из стекла в Русском музее...>

 

 Краткие биографии всех реставраторов Русского музея...>

Реставрация фарфоровой вазы «Бутылочная передача» (ДФ-532) в отделе реставрации | Русский музей | Реставратор Надежда Говоркова

Общий вид до реставрации. Предмет состоит из 5 фрагментов (Основной - авторский,  остальные - поздние доделки). Сильно загрязнён, покрыт масляной краской и рельефным орнаментом. 2017

Ещё до поступления в Русский музей он был поврежден и реставрирован. Основной крупный фрагмент – авторский. Остальные четыре детали – это поздние доделки из деструктированного раскрашенного гипса, которые, к сожалению, не возможно было восстановить. Вся поверхность, как снаружи, так и внутри сосуда была покрыта толстым, плотным слоем масляной краски, которая лежала на мастике. Между медальонами имелся поновительский слой рельефного орнамента из завитков, сделанного темно-серой эмалевой краской. На одном из маскаронов был утрачен нос. Поверхность живописной росписи и участки позолоты были значительно потёрты.

Реставрационная комиссия Русского музея утвердила план работ, представленный художником-реставратором Надеждой Говорковой.

Прежде всего, фарфоровая поверхность была очищена от стойких загрязнений и следов клея. Были удалены все поздние поновительские слои краски и рельеф, искажающий авторский замысел. После этого, были восполнены керамические утраты тулова (¼ экспоната) и восстановлена форма носа маскарона. Для воссоздания этих элементов использовались соответствующие симметричные фрагменты с противоположной стороны сосуда. С помощью безусадочной стоматологической массы были созданы формы. В них заливались соответствующие реставрационные массы (эпоксидная смола и гипсополимер). После установки новых фрагментов на свои места была выполнена реконструкция утраченной живописной росписи и фрагментов золочения. В качестве аналогии использовались авторские фрагменты живописи с хорошо сохранившихся участков.  

Тонировки выполнялись в несколько этапов. Вначале, восполненный фрагмент неоднократно покрывался с обеих сторон  колером под общий цвет фарфора. Затем по кальке, снятой с сохранившегося орнамента, реконструирована цветочная кайма и лавровый венок. После этого, выполнена имитация золочения методом «бронзирования». Места утрат и потертости живописи тонированы специальными красками и законсервированы реставрационным лаком.

На заседании Реставрационной комиссии Русского музея, которая принимала экспонат после реставрации, было отмечено высокое качество выполненной работы.

Сентябрь 2017

 

Дополнительно по теме:

 

 

Реставрация фарфоровой вазы «Бутылочная передача» (ДФ-532) в отделе реставрации | Русский музей | Реставратор Надежда Говоркова

Общий вид до реставрации. Предмет состоит из 5 фрагментов (Основной - авторский,  остальные - поздние доделки). Сильно загрязнён, покрыт масляной краской и рельефным орнаментом. 2017

Реставрация фарфоровой вазы «Бутылочная передача» (ДФ-532) в отделе реставрации | Русский музей | Реставратор Надежда Говоркова

 Фрагмент до реставрации. Поверхность загрязнена и покрыта слоем масляной краски и поздним рельефным орнаментом. 2017

Реставрация фарфоровой вазы «Бутылочная передача» (ДФ-532) в отделе реставрации | Русский музей | Реставратор Надежда Говоркова

 В процессе реставрации. Изготовление формы из стоматологической массы для воссоздания отсутствующего фрагмента тулова. 2017

Реставрация фарфоровой вазы «Бутылочная передача» (ДФ-532) в отделе реставрации | Русский музей | Реставратор Надежда Говоркова

 В процессе реставрации. Изготовление формы из стоматологической массы для воссоздания отсутствующего фрагмента. 2017

Реставрация фарфоровой вазы «Бутылочная передача» (ДФ-532) в отделе реставрации | Русский музей | Реставратор Надежда Говоркова

 В процессе реставрации. Из реставрационного гипсополимера был воссоздан утраченный фрагмент. Всё готово для воссоздания живописных фрагментов. 2017

Реставрация фарфоровой вазы «Бутылочная передача» (ДФ-532) в отделе реставрации | Русский музей | Реставратор Надежда Говоркова

 В процессе реставрации. Из реставрационного гипсополимера был воссоздан утраченный фрагмент тулова. 2017

Реставрация фарфоровой вазы «Бутылочная передача» (ДФ-532) в отделе реставрации | Русский музей | Реставратор Надежда Говоркова

 В процессе реставрации. Из эпоксидной смолы был воссоздан нос маскарона по аналогии. 2017

Реставрация фарфоровой вазы «Бутылочная передача» (ДФ-532) в отделе реставрации | Русский музей | Реставратор Надежда Говоркова

 В процессе воссоздания цветочного орнамента по аналогии с хорошо сохранившимся фрагментом росписи с противоположной стороны. 2017

Реставрация фарфоровой вазы «Бутылочная передача» (ДФ-532) в отделе реставрации | Русский музей | Реставратор Надежда Говоркова

 Общий вид после реставрации. 2017

Реставрация фарфоровой вазы «Бутылочная передача» (ДФ-532) в отделе реставрации | Русский музей | Реставратор Надежда Говоркова

 Общий вид после реставрации. 2017

Что нового? | Реставрационные отделы I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История Службы | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта