Лого - Отдел реставрации Русского музея

Новости | Реставрация | Мастерские | Исследования | История | Контакты | Видео

Реставрация фарфоровой вазы XIX века в Русском музее

Реставрация фарфоровой вазы в отделе реставрации | Русский музей

Реставратор высшей категории Надежда Касаткина
осматривает экспонат после реставрации в фонде
декоративно-прикладного искусства Русского музея.

Уникальные интерьерные парные фарфоровые вазы (Ф-8098 и Ф-8099) были созданы на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге в XIX веке. Они поступили на постоянное хранение в Фонд декоративно-прикладного искусства Русского музея в 1935 году.

Лучшие реставрационные работы года:

2016...>
2015...>
2014...>
2013...>
2012...>

Реставрация шедевров:

Картина "Последний день Помпеи" Карла Брюллова ...>

Серия картин "Смолянки" Дмитрия Левицкого...>

Икона XIV века "Борис и Глеб"...>

Реставрация тихвинских икон XVI века...>

Реставрация Амвона 1533 г. из Новгородского Софийского собора...>

Реставрация картины Г.И. Угрюмова "Архистратиг Михаил...>

Реставрация скульптур Летнего сада...>

Что нового в отделе?...>

Выставка о реставрации экспонатов в Русском музее...>

Художник-реставратор Надежда Касаткина. Реставрация фарфорой вазы XIX века из Русского музея

Общий вид до начала реставрационных работ. Ваза состояла из шести частей. Горловина была грубо склеена из 19 фрагментов. 2015

В 2015 году на одном из заседаний Реставрационной комиссии Русского музея было принято решение передать одну из них на плановую реставрацию. Таким образом, фарфоровая ваза (Ф-8098) (фарфор, матовое кобальтовое крытьё, золочение, матовое золочение с цировкой, латунные золочёные соединительные переходники, основание – плинт чёрного мрамора, 51,5 х 15 х 11,3 см.), состоящая из шести частей, которые ранее были смонтированы на металлическую тягу, оказалась в мастерской реставрации художественных изделий из керамики и стекла Русского музея.

Ваза поступила в разобранном виде. К сожалению, еще при поступлении в музей более 80 лет назад, у нее полностью отсутствовал металлический крепеж, который должен был удерживать все шесть частей вазы в единое целое. Горловина ранее была разбита на 19 фрагментов и довольно грубо склеена. Здесь же имелась старая гипсовая доделка, которая была изготовлена на месте значительной утраты поверхности. Ручка вазы в виде лебединой полуфигуры была также разбита и имела утрату фарфора значительного размера. Колоколообразное основание вазы было также разбито. По краям фрагментов имелись многочисленные сколы. На колонне с фигурами Амуров имелись многочисленные утраты и сколы фарфора по всему диаметру. Голова Амура и ступня его левой ноги были довольно грубо восполнены из гипса. В результате обсуждения, было решено их аккуратно удалить и, после этого – заново воссоздать по авторской аналогии.

Эта сложная работа была поручена ведущему реставратору высшей категории по реставрации художественных изделий из керамики и стекла Отдела реставрации Русского музея Надежде Юрьевне Касаткиной.

В процессе кропотливой реставрации, которая продолжалась более года, была выполнена полная очистка и удаление следов предыдущей реставрации. Для этого, места старых склеек многочисленных фрагментов горловины были "расшиты" и, одновременно с этим, была удалена старая грубая гипсовая заделка, которая находилась на краю горловины. Все фрагменты и, особенно, их края были тщательно очищены от следов клея и поверхностных загрязнений.

После этого, используя специальную картограмму повреждений верхней части горловины, была выполнена новая склейка фрагментов и восполнение утрат из специальной реставрационной смолы. Восполненная утрата горловины вазы была покрыта сусальным золотом и отполирована до единого блеска с поверхностью авторского золочения. Была изготовлена по авторской аналогии доделка ручки вазы в виде лебединой полуфигуры. После чего, она была тонирована специальными красками под матовое авторское золочение. Остальные восполненные фрагменты и сколы были аккуратно тонированы и законсервированы реставрационным лаком.

В завершении, был разработан, изготовлен и смонтирован новый металлический крепёж, который зафиксировал все части вазы в единое целое.

На заседании Реставрационной комиссии Русского музея, которая принимала экспонат после реставрации, было отмечено высокое качество выполненной работы.

Сентябрь 2016

 

Дополнительно по теме:

 

 

Художник-реставратор Надежда Касаткина. Реставрация фарфорой вазы XIX века из Русского музея

 Вид верхней части горловины до начала реставрационных работ. Видны многочисленные поздние грубые склейки 19-ти фрагментов и вставка из гипса. 2015

Художник-реставратор Надежда Касаткина. Реставрация фарфорой вазы XIX века из Русского музея

 Вид верхней части после "расшивки" старых склеек горловины и очистки их от клея. 2015

 Картограмма фрагментов горловины перед их новой склейкой. 2015

Художник-реставратор Надежда Касаткина. Реставрация фарфорой вазы XIX века из Русского музея

 Вид горловины после переклейки всех 19-ти фрагментов и замены старой гипсовой вставки на новую. 2015

Художник-реставратор Надежда Касаткина. Реставрация фарфорой вазы XIX века из Русского музея

 Вид горловины после замены старой гипсовой вставки на новую. Всё приготовлено для золочения. 2015

Художник-реставратор Надежда Касаткина. Реставрация фарфорой вазы XIX века из Русского музея

 Вид горловины после переклейки фрагментов. Места утрат фарфора заделаны реставрационным грунтом. Всё приготовлено для золочения. 2015

Художник-реставратор Надежда Касаткина. Реставрация фарфорой вазы XIX века из Русского музея

 Фрагмент горловины после золочения и полировки поверхности. 2015

Художник-реставратор Надежда Касаткина. Реставрация фарфорой вазы XIX века из Русского музея

 Фрагмент нижней части до реставрации - выделяется поздняя грубо сделанная доделка головы из гипса. 2015

Художник-реставратор Надежда Касаткина. Реставрация фарфорой вазы XIX века из Русского музея

 Фрагмент нижней части после реставрации. Голова ангела была воссоздана по авторской аналогии. 2016

Художник-реставратор Надежда Касаткина. Реставрация фарфорой вазы XIX века из Русского музея

 Общий вид после реставрации. 2016

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта