|
Медальон скульптора И.Ф. Шафовского
до и после реставрации (СК-2100).
Реставратор -
Олег Иванов. 2011 |
|
Для современной
музейной практики особое значение имеют три основных метода:
консервационный, т.е. направленный на
улучшение состояния сохранности памятника без изменения его текущего
облика; аналитический, сложившийся в главных чертах в ходе работ на Афинском
акрополе и получивший яркое выражение в Италии в Хартии реставраторов
1932 года и являющейся на сегодня основным реставрационным методом в
России и синтетический, применяемый как исключение и предусматривающий
во всех случаях целостную реставрацию памятника с возможной
реконструкцией утраченных деталей.
Важнейшие принципы аналитического метода, утвержденные
II Международным
конгрессом архитекторов и технических специалистов по историческим
памятникам в Венеции (1964), сводятся к следующему: художественный
памятник - это научный документ, исторический источник; основной целью
реставрации является "прочтение" этого документа и тщательное укрепление
подлинных древних частей памятника.
Для достижения цели реставрации
проводится по возможности наименьший объём работ. Все вновь добавленные
элементы должны быть выделены. Все дополнения выполняются в современном
стиле. Современные приёмы реставрации допускают использование для
укрепления памятника всех новейших достижений науки и различных
физико-химических методов исследования. Для реставрации могут
применяться различные материалы, но внешне они должны приближаться к
материалам, из которых был создан памятник и быть обратимы.
Реставрационным работам предшествует тщательное и всестороннее
исследование памятника: визуальное, технико-технологическое
и историко-архивное. Визуально и с помощью специальных приборов
изучаются причины повреждений; для исследования состояния основы
используются технические средства. Выясняются возможные способы
устранения повреждений.
|
Так
выглядела в Летнем саду скульптурная группа "Похищение
сабинянки" в 2004 году (слева)
и в 2011 году (справа) |
|
Если состояние экспоната угрожающее, то уже в процессе предварительного
обследования принимаются меры по консервации. Затем (или одновременно с
предварительным исследованием) проводится подробная фотофиксация
состояния его сохранности. В ходе историко-архивного исследования
изучаются все, даже косвенные, письменные источники, фотографии,
картины, рисунки, на которых воспроизведён памятник, а также другие его
изображения (например, на медалях, печатях). Для ценных в историческом
или в художественном отношении памятников, а также для объектов, имеющих
значение памятников истории материальной культуры, обычно применяют
метод консервации или аналитический с ограниченным раскрытием и
сохранением наслоений, имеющих историческую или художественную ценность.
Научно обоснованная современная реставрация
развивается на основе изучения материалов и технологии создания объекта
реставрации, причин и видов его разрушений и привнесённых искажений,
глубокого изучения истории искусства и материальной культуры.
Процессу реставрации обязательно предшествует предварительное всестороннее изучение объекта
с привлечением химических, оптических и физических
методов исследования (спектральный, хроматографический, микрокристаллический и другие анализы, обзорное
рентгенографирование, микро- и макрофотография, обследование поверхности в
ультрафиолетовом и инфракрасном спектре излучения и др.). В процессе реставрации восстанавливается
утраченная механическая прочность объекта реставрации путём введения в
его структуру родственных материалов (например, пропитка известковой
водой слоя штукатурки под настенной живописью, осетровым клеем - грунта икон
и картин масляной живописи, красочного слоя - клеевой живописи) или
введения в структуру высокопрочных и обратимых синтетических материалов, не оказывающих вредного воздействия на
памятник. Исправляются деформированные части основы, грунта и красочного
слоя живописи, раскраски и позолоты произведений скульптуры и резьбы,
удаляются (целиком или отдельными участками) или восстанавливаются
химически и структурно изменившиеся элементы объекта (удаление
потемневшего лака или олифы с живописи, рыхлой патины со скульптуры и
различных изделий из сплавов меди и других металлов, отбеливание бумаги,
восстановление цвета свинцовых белил и др.). Проводится частичное или
полное удаление позднейших дополнений к скульптуре, предметам
декоративно-прикладного искусства, к станковой и монументальной
живописи.
|
Ход реставрационных работ
обсуждается на заседаниях Реставрационной комиссии Русского музея.
2016 |
|
Дополнения в живописи (в
большей степени в древнерусской), если они сделаны на местах утрат
красочного слоя и не мешают целостному восприятию сохранившихся
авторских частей, сохраняют как художественно-исторический документ.
Если поздние слои живописи имеют художественную или историческую
ценность, то их по возможности отслаивают и переносят на новый грунт и
основу. Выполнение утраченных частей предметов материальной культуры, а
также произведений живописи и скульптуры допускается, когда нужно
придать большую прочность сохранившимся подлинным частям (восстановление
штукатурного слоя под монументальной живописью, левкаса в иконах,
утраченных частей холста и грунта в масляной живописи, долив бумажной
массы в произведения графики, документы и пр.). В скульптуре соединяются
и крепятся (иногда на специально изготовленном каркасе) разрозненные
детали. Яркие белые или цветные вставки грунтов, которые мешают
восприятию авторской живописи, тонируют легко различимыми и удаляющимися
красками. Произвольная реконструкция утраченных мест в живописи
недопустима; как исключение она проводится в масляной и других видах
живописи при условии предварительной изоляции авторского красочного слоя
и грунта от восполнений слоем легко растворимого лака.
Источник
|