Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Реставрация произведений изобразительного искусства

Реставрация картины Иоганна Лампи "Портрет императрицы Екатерины Великой  | Реставратор - Ольга Клёнова

Реставрация (от лат. restavratio - восстановление) - комплекс мероприятий, направленных на восстановление состояния сохранности произведения искусства на период, максимально приближающий его ко времени создания.

Лучшие работы Службы реставрации:

 2022...>         2017...>
 2021...>          2016...>       
 2020...>         2015...>
 2019...>         2014...>
 2018...>         2013...>

Реставрация шедевров:

  Картина К.П. Брюллова "Последний день Помпеи" (1833 г.)...>

 Серия картин Д.Г.  Левицкого "Смолянки" ...>

 Икона XIV века "Борис и Глеб"...>

  Спасение и реставрация тихвинских икон XVI века...>

 Реставрация Амвона 1533 г. из Новгородского Софийского собора...>

  Реставрация картины Г.И. Угрюмова "Архистратиг Михаил" (1810 г.)...>

  Реставрация мраморных скульптур Летнего сада...>

Медальон скульптора И.Ф. Шафовского до и после реставрации (СК-2100).
Реставратор - Олег Иванов. 2011

Для современной музейной практики особое значение имеют три основных метода:  консервационный, т.е. направленный на улучшение состояния сохранности памятника без изменения его текущего облика; аналитический, сложившийся в главных чертах в ходе работ на Афинском акрополе и получивший яркое выражение в Италии в Хартии реставраторов 1932 года и являющейся на сегодня основным реставрационным методом в России и синтетический, применяемый как исключение и предусматривающий во всех случаях целостную реставрацию памятника с возможной реконструкцией утраченных деталей.

Важнейшие принципы аналитического метода, утвержденные II Международным конгрессом архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам в Венеции (1964), сводятся к следующему: художественный памятник - это научный документ, исторический источник; основной целью реставрации является "прочтение" этого документа и тщательное укрепление подлинных древних частей памятника.

Для достижения цели реставрации проводится по возможности наименьший объём работ. Все вновь добавленные элементы должны быть выделены. Все дополнения выполняются в современном стиле. Современные приёмы реставрации допускают использование для укрепления памятника всех новейших достижений науки и различных физико-химических методов исследования. Для реставрации могут применяться различные материалы, но внешне они должны приближаться к материалам, из которых был создан памятник и быть обратимы.  Реставрационным работам предшествует тщательное и всестороннее исследование памятника: визуальное, технико-технологическое   и историко-архивное. Визуально и с помощью специальных приборов изучаются причины повреждений; для исследования состояния основы используются технические средства. Выясняются возможные способы устранения повреждений.

Реставрация мраморной скульптурной группы "Похищение сабинянки" из Летнего сада в Русском музее | Реставрационный совет по скульптуре

Так выглядела в Летнем саду скульптурная группа "Похищение сабинянки" в 2004 году (слева) и в 2011 году (справа)

Если состояние экспоната угрожающее, то уже в процессе предварительного обследования принимаются меры по консервации. Затем (или одновременно с предварительным исследованием) проводится подробная фотофиксация состояния его сохранности. В ходе историко-архивного исследования изучаются все, даже косвенные, письменные источники, фотографии, картины, рисунки, на которых воспроизведён памятник, а также другие его изображения (например, на медалях, печатях). Для ценных в историческом или в художественном отношении памятников, а также для объектов, имеющих значение памятников истории материальной культуры, обычно применяют метод консервации или аналитический с ограниченным раскрытием и сохранением наслоений, имеющих историческую или художественную ценность.

Научно обоснованная современная реставрация развивается на основе изучения материалов и технологии создания объекта реставрации, причин и видов его разрушений и привнесённых искажений, глубокого изучения истории искусства и материальной культуры. Процессу реставрации обязательно предшествует предварительное всестороннее изучение объекта с привлечением химических, оптических и физических методов исследования (спектральный, хроматографический, микрокристаллический и другие анализы, обзорное рентгенографирование, микро- и макрофотография, обследование поверхности в ультрафиолетовом и инфракрасном спектре излучения и др.). В процессе реставрации восстанавливается утраченная механическая прочность объекта реставрации путём введения в его структуру родственных материалов (например, пропитка известковой водой слоя штукатурки под настенной живописью, осетровым клеем - грунта икон и картин масляной живописи, красочного слоя - клеевой живописи) или введения в структуру высокопрочных и обратимых синтетических материалов, не оказывающих вредного воздействия на памятник. Исправляются деформированные части основы, грунта и красочного слоя живописи, раскраски и позолоты произведений скульптуры и резьбы, удаляются (целиком или отдельными участками) или восстанавливаются химически и структурно изменившиеся элементы объекта (удаление потемневшего лака или олифы с живописи, рыхлой патины со скульптуры и различных изделий из сплавов меди и других металлов, отбеливание бумаги, восстановление цвета свинцовых белил и др.). Проводится частичное или полное удаление позднейших дополнений к скульптуре, предметам декоративно-прикладного искусства, к станковой и монументальной живописи.

Реставратор Ольга Клёнова рассказывает о ходе реставрационных работ на Реставрационном совете (комиссии) Русского музея. 2017

Ход реставрационных работ обсуждается на заседаниях Реставрационной комиссии Русского музея. 2016

Дополнения в живописи (в большей степени в древнерусской), если они сделаны на местах утрат красочного слоя и не мешают целостному восприятию сохранившихся авторских частей, сохраняют как художественно-исторический документ. Если поздние слои живописи имеют художественную или историческую ценность, то их по возможности отслаивают и переносят на новый грунт и основу. Выполнение утраченных частей предметов материальной культуры, а также произведений живописи и скульптуры допускается, когда нужно придать большую прочность сохранившимся подлинным частям (восстановление штукатурного слоя под монументальной живописью, левкаса в иконах, утраченных частей холста и грунта в масляной живописи, долив бумажной массы в произведения графики, документы и пр.). В скульптуре соединяются и крепятся (иногда на специально изготовленном каркасе) разрозненные детали. Яркие белые или цветные вставки грунтов, которые мешают восприятию авторской живописи, тонируют легко различимыми и удаляющимися красками. Произвольная реконструкция утраченных мест в живописи недопустима; как исключение она проводится в масляной и других видах живописи при условии предварительной изоляции авторского красочного слоя и грунта от восполнений слоем легко растворимого лака.

Источник

 

Реставрационные отделы I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История Службы | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2023 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта