Лого - Отдел реставрации Русского музея

Новости | Реставрация | Мастерские | Исследования | История | Контакты | Видео I

Реставрация произведений изобразительного искусства

Лучшие реставрационные работы года:

 2016...>
 2015...>
 2014...>
  2013...>
 2012...>
  2011...>

  Что нового в отделе...?

Реставрация шедевров:

  Картина "Последний день Помпеи" Карла Брюллова ...>

 Серия картин "Смолянки" Дмитрия Левицкого...>

 Икона XIV века "Борис и Глеб"...>

  Реставрация тихвинских икон XVI века...>

 Реставрация Амвона 1533 г. из Новгородского Софийского собора...>

  Реставрация картины Г.И. Угрюмова "Архистратиг Михаил...>

  Реставрация скульптур Летнего сада...>

Реставрационные мастерские и сектора:

  Масляной живописи...>

 Древнерусской живописи...>

 Живописи смешанных техник...>

 Графики...>

 Резных икон и деревянной скульптуры...>

 Тканей...>

 Керамики и стекла...>

 Золоченой резьбы...>

 Гипсовой и каменной скульптуры...>

 Картинных рам...>

 Фанерованной мебели...>

 Художественных изделий из металла...>

 Современных арт-объектов...>

 Сектор химико-биологических исследований...>

 Сектор координации реставрационной деятельности...>

 Сектор теории и истории музейной реставрации...>

Отчет о работе отдела:

  За 2016 год...>
 За 2015 год...>
 За 2014 год...>
 За 2013 год...>
 За 2012 год...>
 За 2011 год...>

 Выставка о реставрации экспонатов в Русском музее...>

Реставрация картин и икон в отделе реставрации Русского музея. Реставратор Наталия Романова

Раскрытие авторской живописи на картине Ивана Никитина "Портрет молодого человека"2015

Реставрация (от лат. restavratio - восстановление) - комплекс мероприятий, направленных на восстановление состояния сохранности произведения искусства на период, максимально приближающий его ко времени создания.

Для современной музейной практики особое значение имеют три основных метода:  консервационный, т. е. направленный на улучшение состояния сохранности памятника без изменения его текущего облика; аналитический, сложившийся в главных чертах в ходе работ на Афинском акрополе и получивший яркое выражение в Италии в Хартии реставраторов 1932 года и являющейся на сегодня основным реставрационным методом в России и синтетический, применяемый как исключение и предусматривающий во всех случаях целостную реставрацию памятника с возможной реконструкцией утраченных деталей.

Важнейшие принципы аналитического метода, утвержденные II Международным конгрессом архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам в Венеции (1964), сводятся к следующему: художественный памятник - это научный документ, исторический источник; основной целью реставрации является "прочтение" этого документа и тщательное укрепление подлинных древних частей памятника.

Медальон скульптора И.Ф. Шафовского до и после реставрации (СК-2100).
Реставратор О.И. Иванов. 2011

Для достижения цели реставрации проводится по возможности наименьший объём работ. Все вновь добавленные элементы должны быть выделены. Все дополнения выполняются в современном стиле. Современные приёмы реставрации допускают использование для укрепления памятника всех новейших достижений науки и различных физико-химических методов исследования. Для реставрации могут применяться различные материалы, но внешне они должны приближаться к материалам, из которых был создан памятник и быть обратимы.  Реставрационным работам предшествует тщательное и всестороннее исследование памятника: визуальное, технико-технологическое   и историко-архивное. Визуально и с помощью специальных приборов изучаются причины повреждений; для исследования состояния основы используются технические средства. Выясняются возможные способы устранения повреждений.

Если состояние экспоната угрожающее, то уже в процессе предварительного обследования принимаются меры по консервации. Затем (или одновременно с предварительным исследованием) проводится подробная фотофиксация состояния его сохранности. В ходе историко-архивного исследования изучаются все, даже косвенные, письменные источники, фотографии, картины, рисунки, на которых воспроизведён памятник, а также другие его изображения (например, на медалях, печатях). Для ценных в историческом или в художественном отношении памятников, а также для объектов, имеющих значение памятников истории материальной культуры, обычно применяют метод консервации или аналитический с ограниченным раскрытием и сохранением наслоений, имеющих историческую или художественную ценность.

Реставратор Ольга Клёнова рассказывает о ходе реставрационных работ на Реставрационном совете (комиссии) Русского музея. 2017

Ход реставрационных работ обсуждается на заседаниях Реставрационной комиссии Русского музея. Реставратор Ольга Клёнова. 2016

Научно обоснованная современная реставрация развивается на основе изучения материалов и технологии создания объекта реставрации, причин и видов его разрушений и привнесённых искажений, глубокого изучения истории искусства и материальной культуры. Процессу реставрации обязательно предшествует предварительное всестороннее изучение объекта с привлечением химических, оптических и физических методов исследования (спектральный, хроматографический, микрокристаллический и другие анализы, обзорное рентгенографирование, микро- и макрофотография, обследование поверхности в ультрафиолетовом и инфракрасном спектре излучения и др.). В процессе реставрации восстанавливается утраченная механическая прочность объекта реставрации путём введения в его структуру родственных материалов (например, пропитка известковой водой слоя штукатурки под настенной живописью, осетровым клеем - грунта икон и картин масляной живописи, красочного слоя - клеевой живописи) или введения в структуру высокопрочных и обратимых синтетических материалов, не оказывающих вредного воздействия на памятник. Исправляются деформированные части основы, грунта и красочного слоя живописи, раскраски и позолоты произведений скульптуры и резьбы, удаляются (целиком или отдельными участками) или восстанавливаются химически и структурно изменившиеся элементы объекта (удаление потемневшего лака или олифы с живописи, рыхлой патины со скульптуры и различных изделий из сплавов меди и других металлов, отбеливание бумаги, восстановление цвета свинцовых белил и др.). Проводится частичное или полное удаление позднейших дополнений к скульптуре, предметам декоративно-прикладного искусства, к станковой и монументальной живописи.

Дополнения в живописи (в большей степени в древнерусской), если они сделаны на местах утрат красочного слоя и не мешают целостному восприятию сохранившихся авторских частей, сохраняют как художественно-исторических документ. Если поздние слои живописи имеют художественную или историческую ценность, то их по возможности отслаивают и переносят на новый грунт и основу. Выполнение утраченных частей предметов материальной культуры, а также произведений живописи и скульптуры допускается, когда нужно придать большую прочность сохранившимся подлинным частям (восстановление штукатурного слоя под монументальной живописью, левкаса в иконах, утраченных частей холста и грунта в масляной живописи, долив бумажной массы в произведения графики, документы и пр.). В скульптуре соединяются и крепятся (иногда на специально изготовленном каркасе) разрозненные детали. Яркие белые или цветные вставки грунтов, которые мешают восприятию авторской живописи, тонируют легко различимыми и удаляющимися красками. Произвольная реконструкция утраченных мест в живописи недопустима; как исключение она проводится в масляной и других видах живописи при условии предварительной изоляции авторского красочного слоя и грунта от восполнений слоем легко растворимого лака.

Источник

 

Что нового в отделе? | Реставрационные мастерские и сектора I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История отдела | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта