Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Реставрация художественных тканей в Русском музее

Реставрационные мастерские и сектора:

 Масляная живопись...>

 Древнерусская живопись...>

 Живопись смешанных техник...>

 Графика...>

 Резные иконы и деревянная скульптура...>

 Ткани...>

 Керамика и стекло...>

 Золоченая резьба...>

 Гипсовая и каменная скульптура...>

 Картинные рамы...>

 Фанерованная мебель...>

 Художественные изделия из металла...>

 Современные арт-объекты...>

 Отдел химико-биологических исследований...>

  Отдел координации реставрационной деятельности...>

Реставрация шедевров:

Картина "Последний день Помпеи" Карла Брюллова ...>

Серия картин "Смолянки" Дмитрия Левицкого...>

Икона XIV века "Борис и Глеб"...>

Реставрация тихвинских икон XVI века...>

Реставрация Амвона 1533 г. из Новгородского Софийского собора...>

Картина "Испытание силы Яна Усмаря" Григория Угрюмова...>

Реставрация скульптур Летнего сада...>

Санкт-Петербург 1995 год

"Из опыта реставрации произведений древнерусского шитья"*

Т.М. Бургазлиева (1921-1996), В.П.Кудрявцева
Художники-реставраторы
Государственного Русского музея

 

Коллекция тканей Государственного Русского музея (ГРМ) насчитывает около 30 тысяч произведений XV—XX веков. В их числе лицевое и орнаментальное древ­нерусское шитье, шпалеры, произведения ткачества, вышивки, шелковые панно с живописью, ковры, кружево, набойки, костюмы, головные уборы.

Эта коллекция постоянно пополняется произведениями, привезенными сотрудниками музея из экспедиций, приобретенными через закупочную комиссию или принесенными в дар. Многие из них имеют плохую сохранность, вызванную естественным старением или неправильным хранением до поступления в музей.

Реставрацией тканей в ГРМ стали заниматься уже в 1920 - 1930-е годы. В то время в Отделе декоративного искусства (ОДИ) работали несколько реставраторов, которые иглой укрепляли шитье, удаляли с него нестойкие загрязнения, делали ча­стичные расчистки от поздних наслоений.

Ныне существующая мастерская реставрации тканей была организована в 1961 году. За прошедшее время в ней реставрировано около 3500 экспонатов. Работа над большей их частью относится к категории сложной реставрации и требует от художника-реставратора больших знаний, опыта, индивидуального подхода к каждому произведению. По сравнению с некоторыми другими видами реставрации, где имеются выработанные определенные методы и приемы, реставраторы тканей очень часто сталкиваются с задачами, которые нужно решать впервые. К этому обязывает не только различное состояние сохранности и время создания произведений, но и сама их разнохарактерность: многообразие материалов, техник, форм и даже объемов.

Наиболее сложный и ответственный процесс - реставрация произведений древнеруского шитья. Музей обладает уникальной коллекцией, насчитывающей более 400 произведений, многие из которых созданы в известных мастерских XV—XVIII столетий, представляют собой большую историческую и худо­жественную ценность, имеют точные датировки и связаны с конкретными историческими лицами.

Лучшие памятники происходят из северных русских монастырей: Кирилло-Белозерского, Соловецкого, Александро-Свирского. Это - плащаницы, лицевые покровы, шитые иконы, пелены, покровцы и многие другие произведения древнерусского шитья, выполненные искусными мастерицами шелковыми, золотыми и серебряными нитями с использованием привозных редчайших тканей, драгоценных и полудрагоценных камней, жемчуга, стекла.

Шитые произведения издавна ценились на Руси наравне с лучшими памятниками живописи и прикладного искусства, занимали важное место в художественной и общественной жизни. Большие пелены и воздухи украшали алтарные преграды и стены храмов, вышитые изображения были на надгробных покровах, на торжественных одеждах священников, плащаницы и хоругви являлись принадлежностями праздничных богослужений, шитые иконы сопровождали войнов в походах.

Мастерские шитья — «светлицы» - имелись в царских и княжеских домах, в монастырях, в теремах богатых служивых и торговых людей. Вышивкой занимались женщины всех сословий и званий, включая княгинь и цариц, которые не только руководили мастерскими, но и сами принимали непосредственное участие в работе, создавая уникальные произведения «живописи ИГЛОЙ».                                                                       ]

В коллекции древнерусского шитья ГРМ  имеются произведения, в создании которых принимали участие София Палеолог, жена Василия III - Соломония Сабурова, жена Ивана IV Грозного - Анастасия Романовна, Ирина Федоровна Годунова, Евфросиния Старицкая и другие известные женщины.

Значительная часть этой коллекции — 132 произведения - была реставрирована в мастерской реставрации тканей, и лучшие из них вошли в состав постоянной экспозиции древнерусского шитья. Реставрация произведений шитья включает в себя следующие процессы: 1. Раскрытие памятника, расчистка его от поздних наслоений. 2. Укрепление шитья. 3. Удаление загрязнений. 4. Восполнение утрат фона или перекладывание на новый фон.

Так были реставрированы покров «Антоний Печерский» XV века, шитые иконы большого размера с изображением архангела Михаила и апостола Петра XV века, покров «Кирилл Белозерский», вышитый в 1555 году в мастерской Анастасии Романовны, знаменитый походный иконостас 1592 года, исполненный в мастерской Ирины Федоровны Годуновой и служивший походной церковью царей Алексея Михайловича и Петра I, и другие предметы. Очень сложным был процесс реставрации одного из выдающихся памятников древнерусского шитья - плащаницы «Положение во гроб», исполненной в 1565 году в прославленной мастерской Евфросинии (Евдокии) Старицкой, вдовы князя Андрея Ивановича Старицкого, двоюродного брата Ивана Грозного (поступившей в ГРМ из Кирилло- Белозерского монастыря в 1923 году). До нас дошло около 30 произведений этой мастерской, находившейся сначала в доме князя Владимира (сына Евфросинии Старицкой), а затем после пострижения Евфросинии в монахини Горицкого Воскресенского монастыря - в Горицах.

Среди других произведений этой мастерской известны четыре большие плащаницы: первая была вышита в 1558 году для Иосифо-Волоколамского монастыря (в настоящее время местонахождение ее неизвестно вторая—в 1561 году для Успенского собора Московского Кремля (сейчас она находится в Смоленске в действующем Успенском соборе), третья - также в 1561 году для Троице-Сергиевой лавры (хранится в ЗИГХМ) и четвертая - вклад 1565 года в Кирилло-Белозерский монастырь (хранится в ГРМ). Эта последняя - самая знаменитая, не случайно, что в монастырских описях она упоминается первой. Её отличают виртуозная техника шитья, прекрасный рисунок, выразительная композиция.

После поступления в ГРМ плащаница была расчищена от поздних наслоений, шитье снято с бархата и переложено на синюю крашенину. Судя по фотографии, сделанной перед реставрацией 1925 - 1928 годов, изображения святых на полях были расположены головами к среднику и смотрели в разные стороны. Во время реставрации изображения на верхней и боковых частях каймы повернуты все в одном вертикальном положении (так же расположены изображения святых на загорской плащанице).

К сожалению, плащаница дошла до нас не в первоначальном виде. В 1830-х годах в монастыре, где она находилась, было произведено поновление памятника. Вероятно, из-за ветхости шелковой ткани фона (красной, червчатой, камки средника и голубой - полей) вся вышивка была вырезана по контурам из подлинного фона и переложена на голубой бумажный бархат («манчестер»). При этом исчезла вышитая вкладная надпись, существовавшая еще в 1802 году (она приводится в описи монастыря этого года), исчезли имена святых и золотой бортик, окаймлявший средник, фигуры святых и весь памятник. Вместо уничтоженных шитых надписей и других деталей композиции плащаница была обильно разукрашена блестками, позументом и бахромой.

В 1969 году перед помещением в постоянную экспозицию ГРМ плащаница вновь подверглась реставрации. Все изображения были спороты с выцветшей крашенины 1920-х годов. Золотное и шелковое шитье тщательно укреплено иглой по рисунку. Удалено общее, очень сильное, загрязнение, многочисленные пятна и воск, которым было закапано шитье. Устранена деформация. Для фона средника и полей использовано натуральное шелковое полотно, тонированное в цвета, по возможности приближенные к первоначальной окраске подлинного утраченного фона.

Шитье пришито к новому фону и обведено золотым бортиком по аналогии с другими памятниками этого же времени, созданными в мастерской Старицких. Во время реставрации памятника все процессы, предлагаемые реставраторами, неоднократно обсуждались и утверждались реставрационным советом ГРМ. Непосредственными исполнителями работы были реставраторы тканей высшей категории Т.М. Бургазлиева и М.М. Чутникова.

Еще очень большое количество произведений искусства, вновь приобретаемых и хранящихся в фондах музея, ждет прикосновения рук реставраторов для предупреждения разрушения от времени и продления их жизни.

 

*Источник:

Т.М. Бургазлиева (1921-1996), В.П.Кудрявцева Из опыта реставрации произведений древнерусского шитья. Из истории музея. Сборник статей и публикаций. - Государственный Русский музей, СПБ.  1995  С.280-281.

 

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта