Мастерская реставрации тканей | Реставрация тканей в Русском музее

Мастерская реставрации тканей была организована в отделе реставрации Русского музея в 1961 году. В настоящее время здесь работают 4 художника-реставратора (3 из которых - высшей категории и один - первой) и один научный сотрудник.

Коллекция художественных тканей Русского музея насчитывает около 30 тысяч экспонатов, отличающихся большим разнообразием и широким временным диапазоном от XV до XX века.

Реставрационные мастерские и сектора:

 Масляная живопись...>

 Древнерусская живопись...>

 Живопись смешанных техник...>

 Графика...>

 Резные иконы и деревянная скульптура...>

 Ткани...>

 Керамика и стекло...>

 Золоченая резьба...>

 Гипсовая и каменная скульптура...>

 Картинные рамы...>

 Фанерованная мебель...>

 Художественные изделия из металла...>

 Современные арт-объекты...>

 Сектор химико-биологических исследований...>

  Сектор координации реставрационной деятельности...>

 Сектор теории и истории музейной реставрации...>

Ведущий реставратор тканей Русского музея Неля Шебеко за реставрацией произведения XVI века.

Ведущий реставратор Нэлля Шебеко за реставрацией произведения XVI века Воздух «Се агнец». 2015 г.

В нее входят древнерусское шитье, шпалеры, ворсовые ковры, произведения ткачества, вышивки, в том числе бисером, кружево, набойки, головные уборы, костюмы и многое другое. Коллекция постоянно пополняется произведениями, привезенными сотрудниками из экспедиций, приобретенными через закупочную комиссию, принесенными в дар. Сохранность этих произведений различна. У некоторых - плохая, вызванная естественным старением, изменениями температурно-влажностного режима, повреждениями биоразрушителей, неправильными условиями хранения до поступления в музей.

За время своего существования мастерская реставрации тканей Русского музея законсервировала и отреставрировала около 3,5 тысяч экспонатов. Работа над значительной их частью относится к категории сложной реставрации. Некоторые из этих произведений уже экспонировались на многочисленных реставрационных выставках в Москве и Петербурге.

В целом, реставрация тканей включает в себя следующие процессы: раскрытие памятника от поздних наслоений, удаление загрязнений разными способами, укрепление, восполнение утрат. Укрепление тканей осуществляется в основном по методике, разработанной в Эрмитаже Н. Н. Семеновичем, в работе реставраторов тканей Русского музея эта методика получает свое дальнейшее развитие. Особо ветхие ткани в соответствии с традиционными методиками дублируются на новую основу мучным клейстером. В зависимости от качества ткани, ее сохранности, стойкости красителей для дублирования используются клейстеры различной концентрации с последующей пропиткой экспоната умягчающим увлажнителем. Различны и дублировочные материалы: если Н.Н. Семенович использовал в основном тюль, то сейчас в практике мастерской применяется театральный газ, шелковое полотно, туаль. Клеевой метод укрепления тканей постоянно сочетается в практике мастерской с укреплением шитья и различных текстильных материалов иглой.

Уникальность коллекции художественных тканей, с которой работают реставраторы Русского музея, обязывает их быть чрезвычайно осторожными в применении новых материалов, не прошедших еще достаточной проверки временем. Наиболее ответственные и сложные работы связаны с консервацией памятников древнерусского шитья XV - начала XVIII века, представляющих особенно большую историческую и художественную ценность. В процессе работы над этими произведениями реставратор удаляет поздние наслоения, загрязнения, укрепляет шитье и ткань. Восполнение утрат он производит только на фоне и лишь тогда, когда значительные утраты нарушают или искажают художественное восприятие памятника.

Много времени и внимания уделяется произведениям прикладного и народного искусства. Разработанные в мастерской методики консервации и реставрации шпалер, бисерных вышивок, народных головных уборов способствовали тому, что основная часть коллекции этих произведений в Русском музее находится в хорошем состоянии.

Существенное место в работе реставраторов тканей занимают также профилактические осмотры в фондах, на экспозиции и подготовка экспонатов к многочисленным выставкам в которых участвует музей. За последние годы мастерская отреставрировала и смонтировала экспонаты из тканей для выставок: Русские парчовые платки. Ленинград, ГРМ, 1979; Древнерусское шитье XV – начала XVIII века в собрании ГРМ. Ленинград, ГРМ, 1980; Реставрация музейных ценностей в СССР. Москва - Ленинград, 1984; Выставка произведений декоративно-прикладного искусства. Дар музею Л. И. Караводиной. Ленинград, ГРМ, 1985; Народное искусство Ленинградской области. Ленинград, ГРМ, 1986; Искусство строгановских мастеров. Исследования и проблемы. Ленинград, ГРМ, 1987; Искусство Северной Двины. Ленинград, ГРМ, 1989; Церковная утварь и облачения. Ленинград, ГРМ, 1991; Врата тайны. США - Англия - Греция, 1992-1994; Русский бисер. Петербург, ГРМ, 1994; „Пречистому образу Твоему поклоняемся..." Образ Богоматери в произведениях из собрания ГРМ. Петербург, ГРМ, 1996 и многие другие.

Дополнительно по теме:

 

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта