|
Ведущий реставратор
Нэлля Шебеко за реставрацией произведения
XVI века
Воздух «Се агнец». 2015
г. |
|
Коллекция художественных тканей Русского музея насчитывает около 30 тысяч
экспонатов, отличающихся большим разнообразием и широким временным
диапазоном от XV до XX века. В нее входят древнерусское шитье, шпалеры,
ворсовые ковры, произведения ткачества, вышивки, в том числе бисером,
кружево, набойки, головные уборы, костюмы и многое другое. Коллекция
постоянно пополняется произведениями, привезенными сотрудниками из
экспедиций, приобретенными через закупочную комиссию, принесенными в дар.
Сохранность этих произведений различна. У некоторых - плохая, вызванная
естественным старением, изменениями температурно-влажностного режима,
повреждениями биоразрушителей, неправильными условиями хранения до
поступления в музей.
За время своего
существования мастерская реставрации тканей Русского музея законсервировала
и отреставрировала около 3,5 тысяч экспонатов. Работа над значительной их
частью относится к категории сложной реставрации. Некоторые из этих
произведений уже экспонировались на многочисленных реставрационных выставках
в Москве и Петербурге.
В целом, реставрация
тканей включает в себя следующие процессы: раскрытие памятника от поздних
наслоений, удаление загрязнений разными способами, укрепление, восполнение
утрат. Укрепление тканей осуществляется в основном по методике,
разработанной в Эрмитаже Н. Н. Семеновичем, в работе реставраторов тканей
Русского музея эта методика получает свое дальнейшее развитие. Особо ветхие
ткани в соответствии с традиционными методиками дублируются на новую основу
мучным клейстером. В зависимости от качества ткани, ее сохранности,
стойкости красителей для дублирования используются клейстеры различной
концентрации с последующей пропиткой экспоната умягчающим увлажнителем.
Различны и дублировочные материалы: если Н.Н. Семенович использовал в
основном тюль, то сейчас в практике мастерской применяется театральный газ,
шелковое полотно, туаль. Клеевой метод укрепления тканей постоянно
сочетается в практике мастерской с укреплением шитья и различных текстильных
материалов иглой.
Уникальность коллекции художественных тканей, с которой работают
реставраторы Русского музея, обязывает их быть чрезвычайно осторожными в
применении новых материалов, не прошедших еще достаточной проверки временем.
Наиболее ответственные и сложные работы связаны с консервацией памятников
древнерусского шитья XV - начала XVIII века, представляющих особенно большую
историческую и художественную ценность. В процессе работы над этими
произведениями реставратор удаляет поздние наслоения, загрязнения, укрепляет
шитье и ткань. Восполнение утрат он производит только на фоне и лишь тогда,
когда значительные утраты нарушают или искажают художественное восприятие
памятника.
Много времени и внимания уделяется произведениям прикладного и народного
искусства. Разработанные в мастерской методики консервации и реставрации
шпалер, бисерных вышивок, народных головных уборов способствовали тому, что
основная часть коллекции этих произведений в Русском музее находится в
хорошем состоянии.
Существенное место в работе реставраторов тканей занимают также
профилактические осмотры в фондах, на экспозиции и подготовка экспонатов к
многочисленным выставкам в которых участвует музей. За последние годы
мастерская отреставрировала и смонтировала экспонаты из тканей для выставок:
Русские парчовые платки. Ленинград, ГРМ, 1979; Древнерусское шитье XV –
начала XVIII века в собрании ГРМ. Ленинград, ГРМ, 1980; Реставрация музейных
ценностей в СССР. Москва - Ленинград, 1984; Выставка произведений
декоративно-прикладного искусства. Дар музею Л. И. Караводиной. Ленинград,
ГРМ, 1985; Народное искусство Ленинградской области. Ленинград, ГРМ, 1986;
Искусство строгановских мастеров. Исследования и проблемы. Ленинград, ГРМ,
1987; Искусство Северной Двины. Ленинград, ГРМ, 1989; Церковная утварь и
облачения. Ленинград, ГРМ, 1991; Врата тайны. США - Англия - Греция,
1992-1994; Русский бисер. Петербург, ГРМ, 1994; „Пречистому образу Твоему
поклоняемся..." Образ Богоматери в произведениях из собрания ГРМ. Петербург,
ГРМ, 1996 и многие другие.