Мастерская реставрации тканей | Реставрация тканей в Русском музее

This page is under constraction

Мастерская реставрации тканей была организована в отделе реставрации Русского музея в 1961 году. В настоящее время здесь работают 4 художника-реставратора (3 из которых - высшей категории и один - первой) и один научный сотрудник.

 

Department Divisions:

 Oil Painting Conservation

 Mixed Media Painting Conservation

 Old Russian Painting (Icons) Conservation

 Paper Graphics Conservation

 Ceramic and Glass Art Conservation

 Metal Art Conservation

 Textile Conservation

 Carved Icon and Wooden Sculpture Conservation

 Gilded Wooden Carving Conservation

 Picture Frame Conservation

 Lacquered Furniture Conservation

 Plaster and Stone Sculpture Conservation

 Contemporary Art Conservation

 Scientific Research

 Conservation Cordination Center

 

Ведущий реставратор тканей Русского музея Неля Шебеко за реставрацией произведения XVI века.

Ведущий реставратор Нэлля Шебеко за реставрацией произведения XVI века Воздух «Се агнец». 2015 г.

Коллекция художественных тканей Русского музея насчитывает около 30 тысяч экспонатов, отличающихся большим разнообразием и широким временным диапазоном от XV до XX века. В нее входят древнерусское шитье, шпалеры, ворсовые ковры, произведения ткачества, вышивки, в том числе бисером, кружево, набойки, головные уборы, костюмы и многое другое. Коллекция постоянно пополняется произведениями, привезенными сотрудниками из экспедиций, приобретенными через закупочную комиссию, принесенными в дар. Сохранность этих произведений различна. У некоторых - плохая, вызванная естественным старением, изменениями температурно-влажностного режима, повреждениями биоразрушителей, неправильными условиями хранения до поступления в музей.

За время своего существования мастерская реставрации тканей Русского музея законсервировала и отреставрировала около 3,5 тысяч экспонатов. Работа над значительной их частью относится к категории сложной реставрации. Некоторые из этих произведений уже экспонировались на многочисленных реставрационных выставках в Москве и Петербурге.

В целом, реставрация тканей включает в себя следующие процессы: раскрытие памятника от поздних наслоений, удаление загрязнений разными способами, укрепление, восполнение утрат. Укрепление тканей осуществляется в основном по методике, разработанной в Эрмитаже Н. Н. Семеновичем, в работе реставраторов тканей Русского музея эта методика получает свое дальнейшее развитие. Особо ветхие ткани в соответствии с традиционными методиками дублируются на новую основу мучным клейстером. В зависимости от качества ткани, ее сохранности, стойкости красителей для дублирования используются клейстеры различной концентрации с последующей пропиткой экспоната умягчающим увлажнителем. Различны и дублировочные материалы: если Н.Н. Семенович использовал в основном тюль, то сейчас в практике мастерской применяется театральный газ, шелковое полотно, туаль. Клеевой метод укрепления тканей постоянно сочетается в практике мастерской с укреплением шитья и различных текстильных материалов иглой.

Уникальность коллекции художественных тканей, с которой работают реставраторы Русского музея, обязывает их быть чрезвычайно осторожными в применении новых материалов, не прошедших еще достаточной проверки временем. Наиболее ответственные и сложные работы связаны с консервацией памятников древнерусского шитья XV - начала XVIII века, представляющих особенно большую историческую и художественную ценность. В процессе работы над этими произведениями реставратор удаляет поздние наслоения, загрязнения, укрепляет шитье и ткань. Восполнение утрат он производит только на фоне и лишь тогда, когда значительные утраты нарушают или искажают художественное восприятие памятника.

Много времени и внимания уделяется произведениям прикладного и народного искусства. Разработанные в мастерской методики консервации и реставрации шпалер, бисерных вышивок, народных головных уборов способствовали тому, что основная часть коллекции этих произведений в Русском музее находится в хорошем состоянии.

Существенное место в работе реставраторов тканей занимают также профилактические осмотры в фондах, на экспозиции и подготовка экспонатов к многочисленным выставкам в которых участвует музей. За последние годы мастерская отреставрировала и смонтировала экспонаты из тканей для выставок: Русские парчовые платки. Ленинград, ГРМ, 1979; Древнерусское шитье XV – начала XVIII века в собрании ГРМ. Ленинград, ГРМ, 1980; Реставрация музейных ценностей в СССР. Москва - Ленинград, 1984; Выставка произведений декоративно-прикладного искусства. Дар музею Л. И. Караводиной. Ленинград, ГРМ, 1985; Народное искусство Ленинградской области. Ленинград, ГРМ, 1986; Искусство строгановских мастеров. Исследования и проблемы. Ленинград, ГРМ, 1987; Искусство Северной Двины. Ленинград, ГРМ, 1989; Церковная утварь и облачения. Ленинград, ГРМ, 1991; Врата тайны. США - Англия - Греция, 1992-1994; Русский бисер. Петербург, ГРМ, 1994; „Пречистому образу Твоему поклоняемся..." Образ Богоматери в произведениях из собрания ГРМ. Петербург, ГРМ, 1996 и многие другие.