Лого - Отдел реставрации Русского музея

Новости | Реставрация | Мастерские | Исследования | История | Контакты | Видео

Мастерская реставрации резных икон и деревянной скульптуры

Мастерская реставрации резных икон и деревянной скульптуры | реставрация в Русском музее

В мастерской реставрации резных икон и деревянной скульптуры в настоящее время работает 4 художника-реставратора и один научный сотрудник.

Собрание Государственного Русского музея насчитывает более 6000 памятников, имеющих резную деревянную основу. Это древнерусская полихромная скульптура иконостасов, собрание резных царских врат, декоративная и домовая резьба, древнерусская мелкая пластика, художественная мебель, предметы народного быта, русская и советская скульптура.

Реставрационные мастерские и сектора:

 Масляная живопись...>

 Древнерусская живопись...>

 Живопись смешанных техник...>

 Графика...>

 Резные иконы и деревянная скульптура...>

 Ткани...>

 Керамика и стекло...>

 Золоченая резьба...>

 Гипсовая и каменная скульптура...>

 Картинные рамы...>

 Фанерованная мебель...>

 Художественные изделия из металла...>

 Современные арт-объекты...>

 Сектор химико-биологических исследований...>

  Сектор координации реставрационной деятельности...>

 Сектор теории и истории музейной реставрации...>

Мастерская реставрации резных икон и деревянной скульптуры отдела реставрации Русского музея

Мастерская реставрации деревянной скульптуры. 1971 г. Слева направо - Л.Н. Прохорова, И.М. Дубовик, Ю.М. Чумандрин.

До 1960-х годов реставрация произведений, имеющих резную деревянную основу, проводилась в Русском музее эпизодически, несмотря на то, что состояние сохранности значительной части памятников из музейного собрания, было весьма проблемным.

Прежде всего это касалось древнерусской деревянной скульптуры, исполненной традиционно - резная деревянная основа, частичная или сплошная паволока, грунт (левкас), роспись (темпера), золочение или серебрение.

Состояние этой группы памятников, к сожалению, было предопределено еще указами Священного Синода Русской православной церкви (1722, 1727, 1832, 1835 гг.), направленными против объемных изображений святых. В Русском музее реставрацию памятников древнерусской полихромной скульптуры и  иконописных изображений в киотцах Царских врат традиционно проводили реставраторы темперной живописи. К сожалению, это происходило эпизодически и выборочно.

В 1950-х годах на волне интенсивной экспедиционной деятельности музея по спасению многочисленных памятников древнерусского искусства, находившихся после войны 1941-1945 годов в разрушенных и заброшенных церквях и соборах северных областей России, коллекции стали стремительно пополняться новыми экспонатами. Их сохранность, как правило, была весьма неудовлетворительная. Работы экстренно нуждались в срочной консервации и реставрации. Этому в немалой степени способствовало решение об организации в 1961 году специального Сектора реставрации деревянной скульптуры, в состав которого вошли три подразделения - мастерская реставрации деревянной полихромной скульптуры, мастерская реставрации декоративной золоченой резьбы и мастерская реставрации мебели.

Возглавила созданный сектор И.М. Дубовик, выпускница Ленинградского художественно-промышленного училища, одна из ведущих реставраторов Русского музея, участница многочисленных экспедиций в районы Севера и Поволжья, во время которых было спасено большое количество произведений русской деревянной полихромной скульптуры и декоративной резьбы. Под ее руководством постигали тайны мастерства многие молодые реставраторы, ставшие в будущем признанными мастерами - Ю.М. Чумандрин, Л.Н. Прохорова, Г.А. Преображенская, Л.Г. Лапина, М.Д. Урюпина и другие.

Реставратор дерева Жанна Максименко | Мастерская реставрации резных икон и деревянной скульптуры | Русский музей

Ведущий реставратор Жанна Максименко за реставрацией резной иконы XVIII века. 2010 г.

Историю развития сектора, с точки зрения практической работы, в действительности непрерывную, можно условно разделить на несколько этапов. Первый, всецело связан с консервацией значительного количества памятников, состояние сохранности которых определялись крайне тяжелым и требовало принятия срочных мер. Это этап становления. Именно на этом этапе, прежде всего, отрабатываются методики укрепления грунта с красочным слоем и позолотой, первоначально базирующиеся на опыте реставраторов темперной живописи, имеющих давние традиции, приспосабливаются к новым условиям работы на сложной, объемной форме. Это сложный этап, совпавший по времени с подлинным интересом к научной реставрации, время активного формирования ее принципов, с интересом к искусственным материалам, заданные свойства которых хотелось использовать в реставрационной практике.

На этом этапе устанавливаются рабочие контакты с сотрудниками Эрмитажа, ГЦХРМ и ВНИИР, с сотрудниками химических лабораторий. Ведется поиск новых материалов для укрепления разрушающихся деревянных основ и левкасов с позолотой. Испытываются растворы полибутилметакрилата (ПБМ) в ксилоле, поливиниловый смолы в спирте, воско-смоляные мастики, дисперсии ПВА. Результаты испытания дисперсии ПВА, полученные при ее применении в практической работе обсуждаются с сотрудниками ВНИИР и ГЦХРМ. Испытываются и внедряются в практику методики укрепления разрушающихся левкасов с позолотой на основе дисперсии ПВА и сополимеров винилацетата СВЭД и ВА2ЭГА, разработанных сотрудниками химической лаборатории ВНИИР.

Необходимость поиска новых материалов и методик консервации деревянной скульптуры диктовалась плохой сохранностью отдельных деревянных скульптур, выполненных в начале века, в 1920-1930-е годы и современных.

Общий вид Амвона 1533 года из Новгородского Софийского собора (Русский музей)

Общий вид Амвона 1533 года из собора Святой Софии (Софийский собор) Великого Новгорода до реставрации. Начало 2014 г.

Реставрация Амвона XVI века из Собора Святой Софии (Софийский собо) Великого Новгорода

Первые фрагменты Амвона 1533 года из собора Святой Софии (Софийский собор) Великого Новгорода после реставрации.
Декабрь 2014 г.

Поспешное использование скульпторами "сырых", должным образом неподготовленных материалов плачевно, (в кратчайшие сроки) сказалось на сохранности их произведений, нередко приводило к тому, что уже сам скульптор вынужден был заделывать образовавшиеся в процессе работы многочисленные трещины разного рода вставками, иногда применяя для этого не согласующиеся с деревом материалы (например, цемент использован скульптором Суворовым для заделки трещин в ряде скульптур). Они, как правило, разрушаясь сами, способствуют дальнейшему расширению трещин и образованию новых. Первому этапу подводит итог многолетняя кропотливая работа реставраторов сектора по консервации памятников с многочисленными повреждениями: деревянной основы, паволоки, левкаса, красочного слоя, позолоты.

Как уже упоминалось, указы Священного Синода русской православной церкви 1722, 1727, 1832 и 1835 гг., направленные против объемных изображений прямо способствовали плохой сохранности древнерусской полихромной скульптуры, хранимой после выхода указов в мало подходящих условиях. Как результат подобного хранения - всякого рода утраты и последующие поновления, когда скульптура вновь возвращается в храмы. Опираясь на эти и другие известные источники сотрудниками сектора и отдела технологических исследований Русского музея проводится комплексное исследование ряда древнерусских скульптур с целью выяснения сохранности первоначального облика.

Совершенствуется методика раскрытия памятников древнерусского искусства. Утверждается метод расчистки от поздних поновлений "всухую", при котором красочный слой поновлений слегка увлажняется скипидаром и срезается микроскальпелем. Работа ведется только под микроскопом. Процесс расчистки замедляется, но компенсируется высокой степенью сохранности раскрываемого первоначального облика.

Наиболее интересная реставрационная работа последнего времени - комплексная реставрация шедевра древнерусского искусства - деревянного Амвона 1533 года из собора Святой Софии (Софийского собора) Великого Новгорода.


 

Дополнительно по теме:

  История создания и деятельность реставрационных мастерских деревянной скульптуры, декоративной резьбы и мебели Отдела реставрации Русского музея во второй половине XX века - "Сектор реставрации деревянной скульптуры, декоративной резьбы и мебели" - Г.А. Преображенская (Государственный музей истории религии)

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта