Лого - Отдел реставрации Русского музея

Новости | Реставрация | Мастерские | Исследования | История | Контакты | Видео

Мастерская реставрации резных икон и деревянной скульптуры

Мастерская реставрации резных икон и деревянной скульптуры | реставрация в Русском музее

В мастерской реставрации резных икон и деревянной скульптуры в настоящее время работает 4 художника-реставратора и один научный сотрудник.

Собрание Государственного Русского музея насчитывает более 6000 памятников, имеющих резную деревянную основу. Это древнерусская полихромная скульптура иконостасов, собрание резных царских врат, декоративная и домовая резьба, древнерусская мелкая пластика, художественная мебель, предметы народного быта, русская и советская скульптура.

Реставрационные мастерские и сектора:

 Масляная живопись...>

 Древнерусская живопись...>

 Живопись смешанных техник...>

 Графика...>

 Резные иконы и деревянная скульптура...>

 Ткани...>

 Керамика и стекло...>

 Золоченая резьба...>

 Каменная и гипсовая скульптура...>

 Картинные рамы...>

 Фанерованная мебель...>

 Художественные изделия из металла...>

 Современные арт-объекты...>

 Сектор химико-биологических исследований...>

  Сектор координации реставрационной деятельности...>

 Сектор теории и истории музейной реставрации...>

Мастерская реставрации резных икон и деревянной скульптуры отдела реставрации Русского музея

Мастерская реставрации деревянной скульптуры. 1971 г. Слева направо - Л.Н. Прохорова, И.М. Дубовик, Ю.М. Чумандрин.

До 1960-х годов реставрация произведений, имеющих резную деревянную основу, проводилась в Русском музее эпизодически, несмотря на то, что состояние сохранности значительной части памятников из музейного собрания, было весьма проблемным.

Прежде всего это касалось древнерусской деревянной скульптуры, исполненной традиционно - резная деревянная основа, частичная или сплошная паволока, грунт (левкас), роспись (темпера), золочение или серебрение.

Состояние этой группы памятников, к сожалению, было предопределено еще указами Священного Синода Русской православной церкви (1722, 1727, 1832, 1835 гг.), направленными против объемных изображений святых. В Русском музее реставрацию памятников древнерусской полихромной скульптуры и  иконописных изображений в киотцах Царских врат традиционно проводили реставраторы темперной живописи. К сожалению, это происходило эпизодически и выборочно.

В 1950-х годах на волне интенсивной экспедиционной деятельности музея по спасению многочисленных памятников древнерусского искусства, находившихся после войны 1941-1945 годов в разрушенных и заброшенных церквях и соборах северных областей России, коллекции стали стремительно пополняться новыми экспонатами. Их сохранность, как правило, была весьма неудовлетворительная. Работы экстренно нуждались в срочной консервации и реставрации. Этому в немалой степени способствовало решение об организации в 1961 году специального Сектора реставрации деревянной скульптуры, в состав которого вошли три подразделения - мастерская реставрации деревянной полихромной скульптуры, мастерская реставрации декоративной золоченой резьбы и мастерская реставрации мебели.

Возглавила созданный сектор И.М. Дубовик, выпускница Ленинградского художественно-промышленного училища, одна из ведущих реставраторов Русского музея, участница многочисленных экспедиций в районы Севера и Поволжья, во время которых было спасено большое количество произведений русской деревянной полихромной скульптуры и декоративной резьбы. Под ее руководством постигали тайны мастерства многие молодые реставраторы, ставшие в будущем признанными мастерами - Ю.М. Чумандрин, Л.Н. Прохорова, Г.А. Преображенская, Л.Г. Лапина, М.Д. Урюпина и другие.

Реставратор дерева Жанна Максименко | Мастерская реставрации резных икон и деревянной скульптуры | Русский музей

Ведущий реставратор Жанна Максименко за реставрацией резной иконы XVIII века. 2010 г.

Историю развития сектора, с точки зрения практической работы, в действительности непрерывную, можно условно разделить на несколько этапов. Первый, всецело связан с консервацией значительного количества памятников, состояние сохранности которых определялись крайне тяжелым и требовало принятия срочных мер. Это этап становления. Именно на этом этапе, прежде всего, отрабатываются методики укрепления грунта с красочным слоем и позолотой, первоначально базирующиеся на опыте реставраторов темперной живописи, имеющих давние традиции, приспосабливаются к новым условиям работы на сложной, объемной форме. Это сложный этап, совпавший по времени с подлинным интересом к научной реставрации, время активного формирования ее принципов, с интересом к искусственным материалам, заданные свойства которых хотелось использовать в реставрационной практике.

На этом этапе устанавливаются рабочие контакты с сотрудниками Эрмитажа, ГЦХРМ и ВНИИР, с сотрудниками химических лабораторий. Ведется поиск новых материалов для укрепления разрушающихся деревянных основ и левкасов с позолотой. Испытываются растворы полибутилметакрилата (ПБМ) в ксилоле, поливиниловый смолы в спирте, воско-смоляные мастики, дисперсии ПВА. Результаты испытания дисперсии ПВА, полученные при ее применении в практической работе обсуждаются с сотрудниками ВНИИР и ГЦХРМ. Испытываются и внедряются в практику методики укрепления разрушающихся левкасов с позолотой на основе дисперсии ПВА и сополимеров винилацетата СВЭД и ВА2ЭГА, разработанных сотрудниками химической лаборатории ВНИИР.

Необходимость поиска новых материалов и методик консервации деревянной скульптуры диктовалась плохой сохранностью отдельных деревянных скульптур, выполненных в начале века, в 1920-1930-е годы и современных. Поспешное использование скульпторами "сырых", должным образом неподготовленных материалов плачевно, (в кратчайшие сроки) сказалось на сохранности их произведений, нередко приводило к тому, что уже сам скульптор вынужден был заделывать образовавшиеся в процессе работы многочисленные трещины разного рода вставками, иногда применяя для этого не согласующиеся с деревом материалы (например, цемент использован скульптором Суворовым для заделки трещин в ряде скульптур).

Реставрация Амвона 1533 года из собора Святой Софии (Софийский собор) Великого Новгорода в отделе реставрации Русского музея

Амвон 1533 года после реставрации на выставке "Искусство Великого Новгорода эпохи святителя Макария". 2017

Фото: Виртуальный Русский музей

Они, как правило, разрушаясь сами, способствуют дальнейшему расширению трещин и образованию новых. Первому этапу подводит итог многолетняя кропотливая работа реставраторов сектора по консервации памятников с многочисленными повреждениями: деревянной основы, паволоки, левкаса, красочного слоя, позолоты.

Как уже упоминалось, указы Священного Синода русской православной церкви 1722, 1727, 1832 и 1835 гг., направленные против объемных изображений прямо способствовали плохой сохранности древнерусской полихромной скульптуры, хранимой после выхода указов в мало подходящих условиях. Как результат подобного хранения - всякого рода утраты и последующие поновления, когда скульптура вновь возвращается в храмы. Опираясь на эти и другие известные источники сотрудниками сектора и отдела технологических исследований Русского музея проводится комплексное исследование ряда древнерусских скульптур с целью выяснения сохранности первоначального облика.

Совершенствуется методика раскрытия памятников древнерусского искусства. Утверждается метод расчистки от поздних поновлений "всухую", при котором красочный слой поновлений слегка увлажняется скипидаром и срезается микроскальпелем. Работа ведется только под микроскопом. Процесс расчистки замедляется, но компенсируется высокой степенью сохранности раскрываемого первоначального облика.

Наиболее интересная реставрационная работа последнего времени - комплексная реставрация шедевра древнерусского искусства - деревянного Амвона 1533 года из собора Святой Софии (Софийского собора) Великого Новгорода.


 

Дополнительно по теме:

  История создания и деятельность реставрационных мастерских деревянной скульптуры, декоративной резьбы и мебели Отдела реставрации Русского музея во второй половине XX века - "Сектор реставрации деревянной скульптуры, декоративной резьбы и мебели" - Г.А. Преображенская (Государственный музей истории религии)

  О создании уникальной копии с резной иконы "Успение Богоматери" для Спасо-Парголовского храма Санкт-Петербургской епархии в мастерской реставрации резных икон и деревянной скульптуры Русского музея...>>>

  "Амвон из Софийского собора в Новгороде (1533 г.). Реставрация как метод комплексного исследования памятника". (Ж.А. Максименко, 2017)...>>>

  "Исследование маркировки некоторых деталей амвона из Софийского собора в Новгороде (1533 г.) в процессе реставрации 2013-2017 гг." (К.С. Чарыкова, 2017)...>>>

 

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта