Art Conservation Department of the State Russian Museum, St.Petersburg

Home I Artwork Conservation | Divisions | Analysis | History | Contacts | Video | Русская версия

Plaster and Stone Objects Conservation

Мастерская реставрации каменной и гипсовой скульптуры | Реставрация в Русском музее

This page is under constraction

Мастерская реставрации гипсовой и каменной скульптуры была организована в 1990 году. В настоящее время здесь работают 7 художников-реставраторов (3 из которых - высшей категории и 3 - первой) и один научный сотрудник.

Department Divisions:

 Oil Painting Conservation

 Mixed Media Painting Conservation

 Old Russian Painting (Icons) Conservation

 Paper Graphics Conservation

 Ceramic and Glass Art Conservation

 Metal Art Conservation

 Textile Conservation

 Carved Icon and Wooden Sculpture Conservation

 Gilded Wooden Carving Conservation

 Picture Frame Conservation

 Lacquered Furniture Conservation

 Plaster and Stone Sculpture Conservation

 Contemporary Art Conservation

 Scientific Research

 Conservation Cordination Center

 

Медальон скульптора И.Ф. Шафовского до и после реставрации.
Реставратор - Олег Иванов.

Русский музей располагает богатейшей коллекцией скульптуры русских авторов, работавших с начала XVIII века до наших дней. Среди них - шедевры виднейших мастеров пластики - Ф. И. Шубина, М. М. Антокольского, А Т. Матвеева, С. Т. Коненкова, Б. Д. Королева и многих других. Значительное место в собрании занимает скульптура из камня, в особенности, из мрамора. Имеется и обширная коллекция гипсовых оригиналов, что следует считать сравнительно редким явлением в мировой музейной практике. Большое количество изделий из натурального и искусственного камня хранится в отделе прикладного искусства.

Скульптура из различных пород камня и из гипса подвержена действию многих разрушительных факторов: механические воздействия, загрязнения, химическая эрозия. Ускорить разрушение скульптуры могут и технологические просчеты при изготовлении скульптуры, неблагоприятные условия хранения до поступления экспоната в музей, дефекты самого материала.

Поэтому экспонаты из упомянутых материалов нуждаются в особых условиях хранения и в постоянном наблюдении со стороны реставраторов. Хотя сектор реставрации каменной и гипсовой скульптуры оформился в самостоятельное подразделение лишь совсем недавно, в 1990 году, реставрация произведений скульптуры осуществлялась с 1925, когда в Русском музее были организованы мастерские по реставрации предметов прикладного искусства и скульптуры. В конце 1920-х реставрацией скульптуры занимался скульптор И. И. Крестовский; в организованном в 1936 году секторе реставрации скульптуры работали И. И. Суворов, К. М. Казанский, В. В. Гущина.

В послевоенные десятилетия реставрацию произведений скульптуры и прикладного искусства выполняли всего два сотрудника; И. М. Дубовик и С. Т. Кирсанова. Лишь к 1970 году появилась возможность вновь разделить отдел реставрации на специализированные секторы. С этого момента группа реставраторов скульптуры работала в составе сектора реставрации прикладного искусства. Сотрудниками группы выполнялись сложные и ответственные работы. Так, Ю.И. Мышинский провел реставрацию гипсового оригинала головы Петра I работы Мари-Анн Колло и фигуры „Освобожденный труд" С. Т. Коненкова; реставраторы Н. Д. Полумискова, Б.П. Топоркова и Е. Ф. Чеботкевич - реставрацию гипсового оригинала модели скульптурной группы «Нимфы, поддерживающие небесную» работы Ф.Ф. Щедрина с фасада Адмиралтейства и многие другие работы.

В 1990 году новообразованный сектор реставрации каменной и гипсовой скульптуры возглавила Б.П. Топоркова.  С момента своего создания сектор выполнял многочисленные и разнообразные функции. Помимо реставрации памятников, приведения их в экспозиционное состояние, проводится профилактическая работа с экспонатами, необходимые подготовительные мероприятия к выставкам и экспозиционная работа. В обязанности реставраторов входят профилактические осмотры состояния сохранности экспонатов, участие в их упаковке и транспортировке на выставки.  Сотрудники сектора принимали участие в подготовке многих выставок последних лет: «Детский портрет», ГРМ, 1990; «Модерн», ГРМ, 1992; «Русский парадный портрет», ГРМ, 1992; «Агитация за счастье», ГРМ, 1994; «Русский музей в Бонне», 1995; «Музеи Санкт-Петербурга», Япония, Отару, 1995 и многих других. Реставраторы применяют в работе как традиционные, так и новейшие методы, разработанные отечественными и зарубежными специалистами. В настоящее время проблемы, связанные с реставрацией и консервацией памятников из камня и гипса, все еще далеки от окончательного решения. В арсенале специалистов появились новые средства, более эффективные и безопасные. Так, промывка мраморной скульптуры, прежде проводившаяся детским мылом, теперь осуществляется с помощью лаурилсульфоната натрия, кальциевые соли которого растворимы в воде. Появился и ряд новых клеев для камня и гипса, обладающих достаточной прочностью, высокой степенью химической стойкости и обратимости. Используются новые доделочные массы для скульптуры из различных материалов.

Диапазон видов работ, выполняемых сотрудниками сектора, достаточно широк. Скульптура подвергается очистке различными методами в зависимости от материала памятника, степени и характера загрязнений. Производится склейка отбитых фрагментов, мастиковка швов и трещин, восполнение утрат методом инерции различными доделочными массами, реконструкция утраченных фрагментов по имеющимся фотодокументам. Мастиковки и восполнения тонируются. Для реставрационных склеек, мастиковок и тонировок используются обратимые материалы, тонировки несколько отличаются от цвета подлинника. Многочисленные проблемы возникают при реставрации крашеной, патинированной и тонированной гипсовой скульптуры. Такого рода покрытия часто нуждаются в укреплении, тонировании утраченных участков. Известную сложность представляет и расчистка некоторых видов покрытий. Важной задачей является устранение подвижности на каркасах частей гипсовой скульптуры. Подобные дефекты возникают в результате механических повреждений или технологических просчетов при изготовлении скульптуры. Поскольку данные дефекты способствуют дальнейшему разрушению скульптуры, принимаются меры по их устранению, вплоть до введения дополнительных каркасов.

Реставратор скульптуры Олег Иванов работает над бюстом Александра Македонского из коллекции скульптур Летнего сада

Ведущий реставратор Олег Иванов за работой по восполнению утрат на мраморном бюсте "Александр Македонский" неизвестного итальянского скульптора XVIII века. 2006 г.

Сотрудники сектора реставрируют и скульптуру из различных керамических масс: терракоты, бисквита, майолики и других. Такие работы выполняются согласно рекомендациям сектора реставрации прикладного искусства. Так, Б. П. Топорковой и А. Н. Зайнчковским были отреставрированы два рельефа Ж.-Д. Ращетта, выполненные из мягкой бисквитной массы. К выставке М. М. Антокольского был отреставрирован находящийся в угрожающем состоянии майоликовый горельеф «Ярослав Мудрый». В секторе выполняются также копийные и модельные работы, высокие по сложности и качеству исполнения. Так, для выставки «Агитация за счастье», проводившейся в Германии в 1994 году, М. А. Галимовым и А. А. Павлюченко была выполнена гипсовая копия фигуры «Освобожденный труд» С. Т. Коненкова. Ими же были изготовлены гипсовые модели с фигур «Геракл» и «Флора» (музей-заповедник города Пушкина) для отливки в бронзе и установки перед фасадом Михайловского замка.

В 2004 году Летний сад вместе с уникальной коллекцией мраморной скульптуры XVIII века вошел в состав Русского музея. С самого первого дня перед реставраторами скульптуры была поставлена задача исследовать состояние сохранности всех произведений и выработать необходимые методы её консервации и реставрации.

23 декабря 2004 года состоялся исторический по важности Реставрационный Совет Государственного Русского музея с участием ответственных представителей Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга (КГИОП) на котором был утвержден I-ый этап (2005-2008 гг.) комплексной Программы реставрации мраморных скульптур Летнего сада. Утверждены методики реставрации, план работ и определены приоритеты.

С 2005 по 2008 годы реставраторами совместно с научными сотрудниками была проведена огромная работа, в результате которой были полностью отреставрированы 17 мраморных скульптур с постаментами из коллекции Летнего сада, находившихся в самом плохом состоянии.

В 2009 году под контролем Реставрационного совета Русского музея начался второй этап по реставрации всех скульптур Летнего сада в котором самое активное участие приняли и реставраторы каменной скульптуры Русского музея.

За неполные три года вся оригинальная мраморная скульптура и пьедесталы были полностью отреставрированы (в общей сложности - это более 200 скульптурных объектов, из которых 91 - мраморная скульптура) и, после этого перемещены в залы Инженерного (Михайловского) замка Русского музея на постоянное музейное хранение. Гранитные пьедесталы после реставрации были возвращены в Летний сад и установлены на свои исторические места.

После завершения реставрации со всех оригинальных мраморных скульптур (за исключением двух экспонатов - скульптурной группы «Мир и Победа» (Ништадский мир) и гермы "Вакх") были сняты силиконовые формы и изготовлены точные копии из искусственного мрамора (натуральной мраморной крошки различной фракции и полимерного связующего), которые были установлены к ноябрю 2011 года в Летнем саду. В общей сложности были изготовлены 90 копий скульптур (статуи, бюсты, скульптурные группы) и 152 пьедестала и подставки под бюсты.

Эта поистине титаническая, не имеющая аналогов работа была высоко оценена культурной и научной общественностью. В 2015 году заведующий мастерской реставрации Павел Лазарев и художник-реставратор Михаил Галимов за большие заслуги в деле сохранения культурного наследия России были удостоены ведомственных наград  - "Благодарность Министра культуры Российской Федерации".

 

Artwork Conservation I Department Divisions | Technological Analysis | History of the Department |  Contacts | Video I Русская версия

Copyright © 1997-2022 The State Russian Museum
Questions? Comments? Click here to send us a message...