|
Художники-реставраторы
мастерской реставрации древнерусской живописи
(слева-направо)
Н.В. Перцев
и
С.Ф. Конёнков.
1960-е
|
|
Отдел
имеет давние традиции. В нём работали такие
известные мастера, как
Я.В. Сосин,
Н.Е. Давыдов,
Н.В.
Перцев,
С.Ф. Конёнков,
И.П. Ярославцев,
И.В. Ярыгина,
С.И. Голубев.
Многое из их опыта бережно сохраняется и передается новым поколениям
реставраторов. Немало в его работе
и принципиально нового. Особенно изменились за последние годы методы раскрытия
икон от позднейших наслоений. Традиционные приемы расчистки, заключающиеся в
размягчении записей компрессами с органическими растворителями и последующим их
удалением скальпелем, уступили место тщательной и скрупулезной работе под
микроскопом. На смену обычным медицинским скальпелям пришли специальные
микроинструменты. В практику повседневного контроля за проведением реставрации
вошла макро- и микрофотография.
Все эти новшества повысили качество
раскрытия. Если раньше, удаляя записи,
реставратор полагался, зачастую, только на
собственную интуицию, то, работая под
микроскопом, он может точнее определить
состояние живописи и уверенно контролировать
процесс расчистки.
Использование при этом
микроинструментов, размер которых в несколько
раз меньше самого маленького скальпеля,
позволяет добиваться большей чистоты обработки
красочной поверхности без ущерба для ее
сохранности.
Естественно, что раскрытие под
микроскопом резко снижает темпы работы, удлиняет
сроки реставрации памятника, но ее качество, как
показала практика, неизмеримо возрастает.
Особенно успешно новая методика зарекомендовала
себя при реставрации икон строгановской школы,
миниатюрное письмо которых требует поистине
ювелирной работы, также таких памятников,
как
"Борис и Глеб" ХIV в., "Воскрешение
Лазаря" к. ХIV - н. ХV вв. и многих других.
Раскрытие под микроскопом,
внимательное изучение памятников позволили
внести некоторые уточнения и в традиционные
представления о технике и технологии иконописи.
Наиболее важным из них для реставрационной
практики является открытие в большом числе
памятников комбинированной техники письма с
использованием цветных лаков.
Обычно считалось,
что лаки появляются в иконах лишь с конца ХVI
столетия. Однако работы последних лет позволили
выявить их в произведениях ХIII - ХV веков.
Интересным примером такой техники является
икона "Богоматерь с младенцем на престоле с
предстоящими Николой и Клементом" ХIII в., в
живописи ликов и некоторых других участках
которой применены желтый и
красновато-коричневый лаки.
Подобные примеры сложной,
"нетрадиционной" технологии иконописи
оказались довольно многочисленными. Это
заставило коренным образом пересмотреть
проблему использования в реставрации икон
сильных органических растворителей. Как
показали исследования, их воздействие часто
наносит живописи непоправимый вред. Поэтому в
настоящее время компрессы с растворителями для
удаления поздних наслоений применяется
ограниченно, и основное внимание уделяется
раскрытию "всухую".
Наиболее значительные работы мастерской,
сделанные за
последние годы -
раскрытие авторской
живописи на ряде икон XVI-XVII веков из Успенского
собора Тихвинского монастыря.
Большое значение в работе
мастерской имеет научно-исследовательская работа. Знание
иконографии, стиля, особенностей
художественного языка древнерусской живописи,
глубокое понимание философско-религиозной
концепции каждого произведения позволяет
реставратору избежать многих ошибок, полнее
раскрыть авторский замысел художника.
Результатом этой работы являются многочисленные доклады на
музейных семинарах, всероссийских и зарубежных
научных конференциях, а также ряд научных статей
сотрудников мастерской в различных изданиях.
Дополнительно по теме:
|