Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Реставрационная документация в Русском музее и процесс ее цифровизации

 Информационная поддержка...>

 Фотографирование реставрационных процессов...>

Реставрационная документация...>

 

Составление картограммы описания сохранности картины Ильи Репина "Садко" в Отделе реставрации Русского музея. 2016

Составление картограммы описания сохранности картины Ильи Репина "Садко" в Отделе реставрации масляной живописи Русского музея. 2021

Реставрационная документация в Русском музее всегда выполняла ряд важных задач: прежде всего это учетно-охранная функция. Документы этого типа - юридически-обязательные и служат для контроля за перемещением произведений из мест их постоянного хранения в реставрационные мастерские и по окончании работ — за возвращением произведений их постоянным хранителям. К таким документам относятся акты приема-передачи произведений на временное хранение и книги регистрации по­ступивших в мастерские музейных предметов. Далее следует группа документов, фиксирующих утвержденную реставрационным советом методику реставрационных работ и этапы реставрации. Эту функцию выполняют протоколы заседаний реставрационных советов и реставрационные паспорта.

Реставрационная документация выполняет также отчетную функцию: она суммирует данные о работе мастерских в целом и каждого реставратора в отдельности. Такими документами являются годовые отчеты о работе подразделений.

Реставрационная документация всегда имела и важное информационное значение, будучи источником сведения о реставрационных вмешательствах, примененных материалах, методиках, технологических исследованиях и т. д. Особо существенную роль в этом отношении играл реставрационный паспорт произведения, являющийся наиболее полным описанием состояния сохранности памятника и выполненных реставрационных работ.

Работа с этими документами регламентировалась нормативными документами Министерства культуры и велась в рукописном и печатном виде.

Начиная с середины 1980-х годов в связи с политическими изменениями в международных отношениях наступил период ослабления напряженности между странами. Активнее стал развиваться культурный обмен, увеличилось количество международных и внутрироссийских вы­ставок и, соответственно, увеличилось число произведений, нуждающихся в приведении в экспозиционный вид. В какой-то момент стало заметно, что система ведения документации не поспевает за изменившейся ситуацией, местами не эффективна и отнимает слишком много рабочего времени.  Назрела необходимость проведения её системного ана­лиза, выявления недостатков и поиска путей совершенствования.

Такая работа была, прежде всего, проведена в мастерской реставрации масляной живописи, где наиболее активно осуществлялась подготовка экспонатов для выставок. Итогом исследования стала статья Е.С. Солдатенкова под названием «Система реставрационной документации и пути её совершенствования», которая была опубликована в 1986 году в сборнике научных трудов «Вопросы комплексного исследования художественных музеев». (стр. 105-138).

В статье был проанализирован функционал существующих документов и их структура. На конкретных примерах было продемонстрировано, что текущая система организации документов предназначена преимущественно для отчетных целей и очень неудобна для проведения информационного поиска. Большое внимание было уделено таким документам, как бланк «Описание состояния сохранности произведений». Было отмечено, что все документы имеют свободную форму текстового описания. Неустоявшаяся не только в международном масштабе, но и внутри страны реставрационная терминология и субъективный подход к описанию состояния сохранности создавали дополнительные трудности при работе. Проанализировав имевшиеся недостатки, было предложено установить для этих бланков строгий формат, снизив до минимума словесное описание. Были представлены новые формы бланков, организованные по принципу т.н. «анкеты закрытого типа». То есть, имели форму не «свободного очерка», а своего рода анкеты, уже содержащей структурированную инфор­мацию по заданным темам. Заполнение формы сводилось к выбору признаков, которые соответствовали искомым. Данная система имела ряд преимуществ:

1.    Четкая последовательность описания.

2.    Поставленный вопрос в различных вариантах требовал обязательного ответа, т. е. пропуски, которые во время описания мог допустить даже опытный реставратор, исключались.

3.    Стандартизация реставрационной терминологии. (В конце статьи прилагался словарь терминов).

4.    Значительная экономия времени при заполнении.  

5.    На бланке имелось схематичное изображение картины с нанесенной на неё сеткой координат.

6.    Наконец, самое главное: благодаря своей структурированности она позволяла легко вводить данную информацию в компьютер для хранения и последующего использования.

Проведенная работа позволила убедить руководство хранительской части в необходимости ускорить процесс перевода текстовых документов на новый цифровой формат. В результате, в 1987 году, для мастерской реставрации живописи был приобретен один из первых в Русском музее персональных компьютеров на базе процессора Intel 8088 с операционной системой Microsoft MS-DOS.

Практически сразу начались работы по проектированию компьютерной программы для создания на базе этого компьютера реставрационной информационно-поисковой системы. На это ушло четыре месяца. Работы по программированию выполнил молодой сотрудник отдела информатики Русского музея к.т.н. Н.И. Тертеров. Система была реализована на языке программирования dBase+ в режиме интерпретации. В систему были включены разделы: каталожные данные произведений живописи, подробное описание сохранности и данные актов временной передачи. Система была выстроена таким образом, чтобы мотивировать пользователя заполнять все имеющиеся поля. Другими словами, вывести необходимый документ на печать было невозможно, пока не будут полностью заполнены все разделы.  

Система исправно просуществовала почти девять лет. В 1996 году в связи с модернизацией компьютеров в Русском музее и появлением новой операционной системы Windows корпорации Microsoft с её возможностями графического интерфейса петербургской компанией «Альт-софт» была разработана новая улучшенная версия подсистемы реставрационных данных. Она являлась продолжением их разработки локальных автоматизированных рабочих мест для отделов учета и живописи Русского музея. Вся информация из прежней программы была сохранена, а данные - конвертированы в соответствующие поля новой подсистемы.

С учетом положительного опыта работы с базой данных мастерской реставрации живописи и приобретением новых более мощных компьютеров для других мастерских, было принято решение разработать новые рабочие места ещё для пяти реставрационных подразделений. Реставраторы этих мастерских провели большую работу по разработке поисковых признаков для описания музейных предметов и адаптации системы под свои требования. Гибкая система настройки программы позволила создать различные формы описания сохранности для мастерских реставрации золоченой резьбы, графики, деревянной скульптуры, древнерусской живописи и смешанных техник. К сожалению, базы данных не были интегрированы в единую компьютерную сеть, существовали отдельно от отдела учета и научно-фондовых отделов.

В начале 2016 года наступил новый этап в развитии реставрационной документации Русского музея. Для отдела реставрации, который состоял к этому времени из 13 реставрационных мастерских, компанией «КАМИС» была разработана сетевая версия подсистемы «Реставрация музейных ценностей» компьютерной информационной системы КАМИС 5. Все данные, которые были созданы за предшествующий период в компьютерных базах данных шести реставрационных мастерских были без потерь перенесены в соответствующие разделы новой системы. Процесс перехода на новую сетевую версию занял шесть месяцев и был завершен к концу 2016 года.

Фотографирование экспонатов в Отделе реставрации Русского музея. 2016

Фотограф Службы реставрации музейных ценностей Русского музея - Николай Туркин за работой. 2016 г.

В 2004 году было принято ещё одно важное решение. Фотофиксация реставрационных процессов была волевым решением переведена на цифровую съемку. До этого фотографирование осуществлялось классическим методом – изготовлением негативов, с которых печатались черно-белые фотографии размером 18 х 24 см. Однако в начале 2000 годов в связи с экономическими проблемами в стране приобрести реактивы и материалы для фотопечати стало невозможным. В результате, для четырех фотографов, работающих в Службе реставрации были срочно приобретены цифровые фотокамеры, позволяющие производить съемку в высоком разрешении. От печати фотографий пришлось отказаться. Файлы было решено хранить на внешнем накопителе и постоянно копировать для безопасного хранения.

Сейчас все фотоизображения музейных предметов, поступивших на реставрацию, в обязательном порядке, заносятся в базу данных в виде файлов высокого разрешения. Предварительно они редактируются и переименовываются в соответствии с утвержденным стандартом описания файлов. В названии файла указывается инвентарный номер, фамилия художника, название произведения и характер съемки.

Важным этапом в развитии цифрового документооборота было создание в 2008 году специального подразделения по координации реставрационной деятельности. В его функции, среди прочих вошли вопросы контроля за наполнением и бесперебойной работой баз данных реставрационных мастерских. При проведении Реставрационных советов специалистами отдела в обязательном порядке осуществляется цифровая аудиозапись заседаний, а аудиофайлы используются при подготовке протоколов и хранятся в базе данных системы.

В настоящее время документооборот в Службе реставрации музейных ценностей полностью переведен в цифровой формат. С помощью сетевой версии программы КАМИС 5 в единую базу данных в постоянном режиме вносятся информационные данные о музейных предметах, поступающих на реставрацию. С помощью нее печатаются все документы – акты приема-передачи музейных предметов на временное хранение, описания состояния сохранности, реставрационные паспорта и картограммы, отчеты отделов, акты профилактических осмотров и т.д.

Ряд документов, сформированных в электронном виде в системе «КАМИС», в соответствии с «Едиными правилами организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций», утвержденными приказом Министерства культуры Российской Федерации № 827 от 23 июля 2020 года, дополнительно выводятся на печать и хранятся в архиве отдела координации в бумажном варианте с подписями ответственных исполнителей. Это – протоколы реставрационных советов (комиссий), акты приема-передачи музейных предметов на временное хранение, реставрационные паспорта и один из последних документов, который формируется в электронном виде с помощью информационно-поисковой системы - книги регистрации временного хранения экспонатов.

Вся текущая оперативная информация сразу передается сотрудникам службы через общий чат, реализованный в приложении для обмена мгновенными сообщениями WhatsApp компании Meta. Через него же пересылаются и сканы документов, поступающих в службу из других подразделений музея.

В перспективе мы хотели бы видеть нашу информационно-поисковую систему реставрационной документации не только как часть единого цифрового информационного пространства Русского музея, с простым и интуитивно понятным интерфейсом, но и как составную часть единой общероссийской музейной информационно-поисковой системы, открытой не только для узкого круга специалистов, но для всех желающих. Наблюдая за стремительным развитием компьютерных технологий, и новыми подходами к информационной открытости уверены, что это – дело самого ближайшего будущего.

 

Е.С. Солдатенков "Цифровизация реставрационной документации в Русском музее". Из доклада на конференции "Нерадовские чтения", Русский музей. Санкт-Петербург, 2024

 

Дополнительно по теме:

 

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта