Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Лучшие реставрационные работы года

  2010   2011   2012  

2013

2014   2015   2016   2017   2018   2019

 

В 2013 году в Отделе реставрации музейных ценностей Русского музея проведена реставрация 4420 экспонатов, из них 251 относятся к категории "сложной реставрации". На этой странице представлены лишь самые интересные реставрационные проекты, завершенные в 2013 году...

(Полный отчет о работе за 2013 год - здесь...)
 

 

 ИКОНА. CРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ. XVI в.
Дерево, левкас, темпера. 94,6 х 76,6 х 2,6
ДРЖ-3164 

Реставраторы:
М.М.Бушуев (полное раскрытие), 2013
Г.Н.Попова (расширение пробного раскрытия), 1985
Хелена Никканен (пробное раскрытие), 1984
 

До реставрации

В процессе

После


Икона находилась под сплошной записью, включающей в себя два разновременных слоя. Первый поновительский слой – это плотная темперная запись XVII в., которая лежала непосредственно на потертой авторской живописи.

Прослойка тонкой авторской олифы сохранилась фрагментарно. Вторая запись (более поздняя) может быть датирована XIX веком, по характеру она больше была похожа на тонкие масляные прописки, имевшие рыхлую структуру с крупными разрывами красочного слоя. К этому же времени относился и поновительский фон с левкасным орнаментом. Авторское золото фона и нимбов утрачено при поновлениях, поэтому на этих участках оставлен промежуточный слой более позднего золота удовлетворительной сохранности. В отличие от перезолоченных нимбов и фона сильно потертые золотые поля  при поновлении выкрашивались темной сине-зеленой краской.

Икона полностью раскрыта от записей. Работа велась под микроскопом микроскальпелем без использования растворителей. В процессе раскрытия производились локальные укрепления ослабленного красочного слоя. На утратах и потертостях красочного слоя выполнены тонировки. Икона покрыта мастичным лаком. 

 

ИКОНА. КАНОН НА ИСХОД ДУШИ. Первая треть XIX в.
Дерево, левкас, темпера. 44,4 х 37,8 х 2,2
ДРЖ Б-132 

Реставратор – Е.С.Гладкова
 

До реставрации

В процессе

После


Икона поступила в реставрационную мастерскую для раскрытия. Целостному восприятию памятника мешала неравномерная, толстая, сильно потемневшая лаковая пленка. Лак местами имел сгрибленности с разрывами, обнажавшими красочный слой. Вся поверхность иконы была покрыта плотным слоем загрязнений с вкраплениями угля.

На иконе было выполнено утоньшение лаковой пленки, удалены загрязнения. В места утрат левкаса подведен реставрационный грунт, места утрат красочного слоя тонированы акварелью.

 

ДРОЗДОВ И.Г. ЛЕНИНГРАДСКИЙ ПОРТ. ЛЕДОКОЛ “ЕРМАК”
ПРОВОДИТ КАРАВАН СУДОВ. Левая часть триптиха. 1935.

Холст, масло. 198,5 х 148,5
ЖС-2072

Реставратор  - М.Р.Дашкин
 

До реставрации

До реставрации (фрагмент)

После


Картина длительное время хранилась в рулоне без подрамника, свернутая в рулон, вследствие чего образовались жесткие деформации основы, изломы и осыпи красочного слоя и грунта, нарушение связи грунта и красочного слоя с холстом. Кромки авторского холста ветхие, с  многочисленными прорывами, деформациями, и утратами основы по периметру краев, края картины были неровные.

Основная задача реставрации состояла в устранении деформаций основы и восстановлении нарушенной связи красочного слоя, грунта и основы. Картина была растянута на временных бумажных полях, проведено многократное укрепление красочного слоя и грунта с последующей отпрессовкой, структура картины была стабилизирована, после чего были подведены реставрационные кромки и картина была натянута на новый подрамник.

В места утрат был подведен реставрационный грунт, удалены загрязнения. Утраты тонированы масляными красками в пределах утрат авторской живописи, картина покрыта свежим реставрационным лаком.

 

ГРООТ И. БИТАЯ ДИЧЬ. 1743.
Холст, масло. 51,5x70,5
Ж-4933

Реставратор – Н.Е.Романова
  

До реставрации

В процессе реставрации

После реставрации

В процессе реставрации (УФ)

В процессе реставрации

После реставрации


Картина поступила в реставрацию в связи с подготовкой к выставке «Летающие и ползающие». Особенностью произведения является очень тонкий подход автора к изображению деталей, выполненных с миниатюрной точностью – оперение птиц, капельки росы, крылья бабочки, крошечные муравьи в различных ракурсах, ящерица, змея.  Поэтому имеющийся на картине очень темный желтый лак не только не позволял видеть истинный колорит картины, но и скрывал многие детали виртуозной живописи. Исследования в УФ-лучах показали, что под толстой пленкой лака  имеются также разновременные записи.

На первом этапе работы было сделано пробное  утоньшение лака на контрольных участках, которое позволило выбрать необходимую методику и подобрать рабочий состав. Оно показало, как сильно изменяет авторский колорит темная плотная пленка лака. На расчищенных участках появился авторский синий цвет неба и белое оперение птицы. Далее работа велась участками по выбранной методике при постоянном контроле в УФ-лучах. На отдельных участках в нижней части картины, где изображены многочисленные детали, визуально не просматривающиеся под темным толстым слоем лака, работа велась под микроскопом.

В процессе работы в левой нижней четверти было выяснено, что подпись лежит под толстой пленкой лака, но на более позднем слое краски. Аккуратное утоньшение записи  без нарушения имеющейся подписи показало, что ниже, под записью , также имеется подпись. Она выполнена  более миниатюрно и безусловно является авторской. Верхняя же подпись является более поздней, но повторяет фамилию автора и дату.  На реставрационном совете было решено оставить обе подписи для дальнейшего исследования. Таким образом, в результате реставрации были удалены многочисленные поздние слои лака, создававшие желто-коричневый фильтр, удалены межлаковые записи, перегрутовки, утоньшен авторский лак . В местах утрат авторского красочного слоя подведен грунт и сделаны тонировки. Картина вернулась к авторскому холодному колориту. Стали видны все миниатюрные живописные детали,  демонстрирующие виртуозность автора.

 

СОКОЛОВ М.К.  НАТЮРМОРТ С РЫБОЙ. 1930-е годы.
Холст, масло. 53 x 71
Ж-9062

Реставратор – А.В.Минин

Картина поступила в реставрацию масляной живописи в не экспозиционном состоянии. Поверхность картины имела деформации основы и красочного слоя в разных местах, особенно в углах. Разнохарактерный кракелюр и изломы разного направления с приподнятыми краями и угрозой осыпания. Многочисленные тонировки, изменившиеся в тоне и цвете, заходящие на авторскую живопись. Сильные загрязнения по всей поверхности красочного слоя разного характера, изменившие колорит авторского красочного слоя. Характер красочного слоя показывает многослойную живопись автора. Впоследствии рентгенограмма подтвердила, показав нижележащий слой живописи городского пейзажа. Авторский холст -  приклеился на старый подрамник вследствие очень пластичного грунта, который прошел насквозь при горизонтальной грунтовке и застыл в виде выпуклых капель на тыльной стороне холста. С течением времени тыльная сторона основы сильно загрязнилась. Загрязнения имели разный характер. Подрамник является авторским, не имеет клинков (глухой).

В процессе реставрационных работ произведено укрепление красочного слоя с удалением деформаций. Авторский холст снят со старого подрамника. Холст, приклеенный к подрамнику, отделялся скальпелем с увлажнением. Удалены загрязнения с тыльной стороны авторского холста и грунт, который постепенно разрушал нити холста. Подведены реставрационные пластыри в слабых местах основы. Старый подрамник заменен на новый, классический, с клинками. Картина натянута на новый подрамник. Удалены загрязнения с лицевой стороны живописи и старые тонировки, закрывавшие авторский красочный слой. Подведен реставрационный грунт в местах утрат красочного слоя и произведены тонировки в пределах утрат. Поверхность красочного слоя покрыта даммарным лаком.

 

ГРООТ И.  ЛЕОПАРД С ЯГНЕНКОМ (БАРС,
ТЕРЗАЮЩИЙ ОВЦУ). 1757.

Холст, масло. 166 x 142
Ж-3916

Реставратор – Н.Н.Егорова
 

До реставрации

В процессе реставрации

После реставрации

В процессе реставрации

В процессе реставрации

После реставрации


Произведение поступило в реставрацию в связи с подготовкой к выставке «Летающие и ползающие». Картина дублирована, авторский холст сшивной, по стыку (шву) проходил излом красочного слоя и грунта, жесткий с приподнятыми краями. По всей поверхности и по краям, вдоль кромок, имелись многочисленные старые потертости красочного слоя и старые реставрационные тонировки и записи, изменившиеся в цвете и тоне. Лаковый слой был неравномерный, пожелтевший, сильно искажающий колорит авторской живописи.

Проведены следующие реставрационные мероприятия: устранены  деформации холста, подведены реставрационные кромки, картина натянута на подрамник; излом красочного слоя и грунта, проходивший по всей вертикали по шву холста, успешно уложен; выполнено утоньшение и выравнивание пожелтевшего лака, записей удалены, произведены тонировки на местах утрат. Утоньшение лака проведено очень равномерно. Записи, заходившие на авторскую живопись, сняты и выровнены в пределах утрат, частично оставлены старые мастиковка, по необходимости доведены свежим реставрационным грунтом. Картина приведена в экспозиционный вид.

  

Н.Х. (КАРАВАКК ?)  ПОРТРЕТ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ
(Незаконченный). XVIII век.

Холст, масло. Овал. 51 x 44
Ж-4720 

Реставратор – А.Л.Макаров  

Картина поступила в реставрацию из фонда живописи XVIII -  первой половины XIX века для подготовки ее для представления на Атрибуционном совете. Произведение необходимо было привести в экспозиционный вид, т.к. имелись сильные деформации по всей поверхности, местами - участки раздублировки, лаковое покрытие неравномерное, сильно пожелтевшее, с поверхностными и подлаковыми загрязнениями. Так как дублировочный холст картины был ветхий, имел короткие, частично утраченные кромки, и препятствовал устранению деформаций, было проведено передублирование на новый холст.

Исследования показали наличие большого количества записей и тонировок. Было проведено пробное утоньшение лака на контрольных участках и отработана методика. Работа проводилась под постоянным контролем в УФ-лучах. Под лаком, старыми тонировками и записями в левой части портрета открыт участок нижнего авторского красочного слоя (подбор колеров портрета), подтверждающих авторство Луиса Каравакка.  Лак выровнен по всей поверхности, картина покрыта слоем даммарнного лака, и проведено тонирование в местах утрат красочного слоя.

 

ПАВЛОВ  НАТЮРМОРТ. 1850 год
Бумага, акварель. 62,5 х 98

Рб-14699 

Реставратор – Е.В.Иовлева
 

До реставрации

После реставрации


Авторский лист был неравномерно  загрязнен, затерт, сильно деформирован. По всему листу имелись многочисленные  бледно-желтые и бледно-серые пятна. По верхнему краю листа и непосредственно на изображении были точечные бурые пятна фоксингов, наиболее многочисленные в левом верхнем углу.  Также на листе имелись следы водных и красочных затеков с бурыми ореолами, бурые и серые полосы загрязнений по краям листа.  На изображении имелись  пятна высветления.  Многочисленные изломы с потертостями красочного слоя по гребням изломов,  многочисленные утраты и разрывы имелись по краям листа; царапины на изображении,    сквозные точечные содранности бумаги под изображением. Красочный слой был наиболее сильно потерт по нижнему краю слева от центра; в центральной части изображения верхней части стола; в углах. В правом верхнем углу наклеена бумажная этикетка 5,2 Х 4,2 см. Оборот: имелось  неравномерное пожелтение, загрязнение, затертость. Многочисленные пятна разнохарактерных загрязнений. Профилактическая бумажная подклейка находилась у верхнего края справа.

В процессе реставрации авторский лист обеспылен  мягкой кистью с лицевой и оборотной стороны. Авторский лист механически очищен резиновой крошкой и скальпелем.  Многократно промыт на листах фильтровальной бумаги, смоченной в дистиллированной воде. Проводилась общая и местная химическая обработка следов затеков, экскрементов насекомых, фоксингов с последующей окончательной промывкой. Проведены подклейки разрывов, укрепления изломов. Утраты восполнены.  Лист отпрессован. Проведены тонировки акварелью в местах потертостей, утрат, изломов и  подклеенных разрывов.

 

РУКАВИШНИКОВ М.В. ДВА НАТУРЩИКА. 1813 год
Бумага, итальянский карандаш. 66,5 х 51,4
Р-39105 

Реставратор – Г.Г.Полищук
 

До реставрации

Оборот

После


Произведение поступило с загрязнениями различного происхождения : многочисленные пятна воска и жира, экскременты насекомых. Так же имелись механические повреждения  бумажной основы : разрывы по краям (от 1,0 до 5 см), утраты по нижнему краю, потертости по изображению, помятости листа.  В правой верхней части надписи сангиной, чернилами, там же – сургучная печать с трещинами. Оборотная сторона была значительно затерта и загрязнена (пятна различного происхождения).

В процессе реставрации максимально ослаблены  жировые пятна и пятна воска. Были использованы механическая очистка, промывка без погружения, проведена слабая химическая обработка с последующей промывкой.  Лист подклеен и отпрессован. Выполнены тонировки в местах утрат и потертостей.

             

МОНОГРАММИСТ “С”  ПОЦЕЛУЙ МЭРИ.
Хромолитография. 72 х 107,5
Гр.Пл.-1702 

Реставратор – Н.Б.Матвеева
 

До реставрации

После реставрации


Авторский лист был сильно помят, имеет многочисленные разрывы и большие утраты.

В процессе реставрации авторский лист механически очищен от загрязнений, неоднократно промыт в дистиллированной воде. Утраты восполнены, разрывы подклеены. Лист сдублирован на ватман, отпрессован, проведены тонировки с частичной реконструкцией изображения в местах восполненных  утрат авторского листа.

 

ЗУБОВ И.Ф. АНТИМИНС. 1722 – 1724
Бумага, гравюра резцом. 54,8 х 64,8
Гр.-43740

Реставратор – Н.Б.Матвеева 

Авторский лист сильно обвешал, загрязнен, деформирован, измят. Имеет многочисленные заломы и складки бумаги; утраты основы,  подклеенные с оборота и  многочисленные разрывы.  Бурые затеки по верхнему краю, фоксинги.  

Лист обеспылен, механически очищен от загрязнений, промыт в дистиллированной воде, удалены посторонние  наклейки и остатки клея. Лист химически обработан с последующей промывкой. Подклеены разрывы, восполнены утраты основы. Лист сдублирован на реставрационную бумагу, отпрессован. Выполнены тонировки.  

 

РУКЛЕВСКИЙ Я., СТЕНБЕРГ В.А.  ОКТЯБРЬ.
Хромолитография. 259 х 200
Гр.Пл.-1652 

Реставратор - Н.Б.Матвеева 

Авторский лист состоит из 8 частей, склеенных между собой и подклеенных на хлопчато-бумажную ткань. Сильно загрязнен, помят, деформирован, имеет многочисленные изломы, утраты основы, разрывы, потертости и срывы поверхностного красочного слоя.

 В процессе реставрации удалена хлопчато-бумажная ткань с оборота, листы расклеены между собой, удалены остатки  клея с лицевой и оборотной стороны. Для каждой из 8 частей плаката проведены реставрационные мероприятия: промывка в дистиллированной воде, подклейка разрывов, восполнения утрат, дублировка на ватман. Листы отпрессованы, выполнены тонировки.

 

ПОДСВЕЧНИК ТОЩАЯ СВЕЧА. XVII в.   
Дерево, левкас, темпера, металл, железо. Выс. – 122, дм.верх. – 22
ДРД-438 

Реставратор – А.В.Кондратьева
 

До реставрации

После

После

До реставрации

После

После


Состояние сохранности памятника до реставрации: деформация основы, у торцов многочисленные сквозные трещины, отщепы, очаговые участки с деструкцией, многочисленные расслоения по годовым кольцам, утраты основы, краевые приподнятости по краям утрат красочного слоя с левкасом, бучения, грядки красочного слоя, неравномерный слой потемневшей олифы со сгустками и затеками.

В процессе реставрации: участки с деструкцией были укреплены, отщепы и расслоения по годовым кольцам подклеены, трещины законсервированы, произведено укрепление левкаса с красочным слоем и бучений а также грядок красочного слоя. Слой олифы утоньшен и  выровнен по всей поверхности, поверхность покрыта защитным слоем реставрационного лака, выполнены необходимые тонировки.

  

КУЗНЕЦОВ В.В. РЕЛЬЕФ ДЛЯ НАДГРОБИЯ НЕИЗВЕСТНОГО.
Мрамор. 65 х 142 х 23,5
СК-2104

Реставратор – А.В.Казанова
 

До реставрации

После реставрации


Экспонат поступил в реставрационную мастерскую для подготовки к выставке «Рельеф». Поверхность мрамора была покрыта слоем земли и песка, пятнами цемента и силикатной краски. Часть рельефа, преимущественно в области живота мужской фигуры,  была загрязнена асфальтом, локально встречались корковые отложения. Сильная поверхностная деструкция камня была отмечена в верхней части рельефа и по всей фигуре мужчины. Отсутствовали два фрагмента плинта, палец  левой стопы, утраты в области живота и правого предплечья представляли собой выбоины с расходящимися от них трещинами.

Расчистка поверхности мрамора от устойчивых загрязнений производилась с применением растворителей, компрессов с карбоксиметилцеллюлозой и каолином. Для удаления пятен асфальта и цемента применялся комплексный подход: на обрабатываемые участки накладывались компрессы с растворителями, затем, после удаления компрессов и последующей промывки, использовался реставрационный лазер Smart Clean II. Поверхность камня после расчистки была укреплена, трещины были заполнены клеевыми составами и доделочной массой. Утраченные фрагменты  были восполнены реставрационной доделочной массой на основе обратимого клея с мраморной крошкой. Восполнения затонированы.

 

БРУНОВ Л. ГЕРЦОГ ИОАНН АЛЬБРЕХТ
МЕКЛЕНБУРГ-ШВЕРИНСКИЙ.

Терракота. Бюст. 1884 год
ПФ-178

Реставратор – Б.П.Топоркова
 

До реставрации

После реставрации


Поверхность скульптурного бюста была покрыта устойчивым пылевым загрязнением, пятнами извести и краски. На лицевой стороне утрачены фрагменты: носа 2,5 х 3 см,  верхней части правого уха 4 х 1,5 см, шнура 3 х 1 см, стойки ворота ментика 2 х 1,5 см.  Со стороны спины отколот фрагмент шнура размером 6 х 2 см.

Расчистка поверхности бюста производилась сухой кистью, губками «Вишаб», ферментами. Для удаления пятен использовались состав САВА и ацетон. Монтаж фрагмента шнура на спине произведён  полимерным клеем, укрепление подвижного фрагмента на груди проводилось клеевыми составами различной концентрации.

Утраченные фрагменты носа и правого уха были промоделированы в пластилине. Для работы были использованы фото с аналогий и прижизненные фотографии Герцога Альберта Мекленбургского. С мягких моделей были сняты формы, после чего восполнения фрагментов носа и уха были отлиты в гипсе. Реставрационные восполнения были установлены на бюст и затонированы.

    

ПРЯЛКА. Начало XХ  в.
Дерево, прорезь, роспись. Лопасть с ножкой:77х15; донце: 61х15
Р-5390

Реставратор -  О.С. Присекина

Прялка поступила в реставрацию в сильно поврежденном состоянии. Целостность конструкции была нарушена: сложный излом между лопастью и стойкой с крупными утратами  и частичной деформацией. Имелись следы чинки  в виде коррозированного металлического штыря и гвоздей.  Поверхность прялки  находилась под слоем спрессовавшейся пыли и копоти.

В процессе реставрации были демонтированы старые коррозированные гвозди и штырь. Удалены разнохарактерные загрязнения. Изготовлено новое деревянное крепление для соединения двух частей лопасти. Укреплена деревянная основа, утраты древесины были восполнены композиционным материалом. Лопасть склеена. Все восполнения тонированы акварелью и гуашью.

  

МАЗИН И.А. ГРАФИН. 1937 год.
Дерево, масло, лак, роспись. Высота – 35; Диаметр - 12
Р-1421абв

Реставратор -  Т.В.Мартынова  

В реставрацию поступил деревянный графин, состоящий из тулова, крышки и пробки. Тулово было расколото на две части, древесина деформирована, в собранном состоянии крышка не вставала по месту. Графин был неравномерно покрыт слоем красного лака. Лак, изменившийся со временем в цвете, искажал рисунок и цвет авторской росписи.

В ходе реставрационных работ, тулово графина было склеено. Зазор, образовавшийся из-за деформации древесины, был закрыт пробковой вставкой. Пробка в дальнейшем будет компенсировать подвижки древесины. Лаковый слой был утоньшен комбинированным способом: с применением растворителей и механически. Выкрошки красочного слоя и пробковая вставка были тонированы акварельными красками в общий тон с основной живописью.

 

ШПАЛЕРА ФОНТАН ДИАНЫ. II половина XVIII в.
Шерсть, ткачество. 608 х 375
ТК-1522 

Реставраторы - Литаш М. К., Сильнова З. М., Шебеко Н. К., Абжанова Н.М. 

Для подготовки к выставке «Приглашение к обеду. Поваренная книга» в сектор реставрации тканей поступила шпалера «Фонтан Дианы» из фонда тканей Отдела прикладного искусства ГРМ. В музей экспонат поступил из Центрального фондохранилища в 1959 г. в очень плохой сохранности – сильное загрязнение, деформация, имелось более 60 % разрывов соединительных швов, многочисленные утраты – отсутствовали целые фрагменты, особенно по верхнему краю и углам. Порванные места были частично грубо зашиты. По всему периметру шпалеру обрамлял светлый холст в виде окантовки, на нем имелись многочисленные утраты от гвоздей с ореолами ржавчины.

За этот период она дважды экспонировалась на выставках в Русском музее. Для возможности экспонирования шпалера была нашита на холст, но реставрационные работы не проводились. На вышеуказанной выставке шпалера должна будет занимать одно из центральных мест и, следовательно, возникает необходимость провести следующие реставрационные мероприятия: удаление легкие и стойкие поверхностные загрязнения, зашить соединительные швы, восполнить утраты, по возможности удалить или ослабить ореолы ржавчины; устранить деформацию.

Первоначально шпалера была обеспылена с 2-х сторон пылесосом с мягкой насадкой и ватными тампонами, обернутыми в шелковый газ, чтобы не оставлять на поверхности ворсинок. Затем, с лицевой стороны, шпалера тампонировалась водноспиртовым раствором глицерина греческой губкой, покрывалась тканью  и  просушивалась под сукном, использовавшимся в качестве пресса. Из-за большого размера экспоната работы проводились в несколько этапов. Обработанные части покрывались сухой тканью и накатывались на вал. Подкладка (холст, на который шпалера нашита) по верхнему краю была отпорота, отогнута, что облегчило проведение работ по восполнению утрат. Удалены грубые приштопки и заплаты. Утраты восполнены тонированным в разные цвета холстом – переплетение и тон подбирался в соответствии с нужным фрагментом. Холст подводился под утрату и пришивался по контуру утраты шерстяными нитками. Небольшие утраты восполнялись в технике имитации гобеленного ткачества – иглой, шерстяными нитями.

Соединительные швы в местах разрывов зашиты вискозными нитками. Укреплен холст окантовки в местах сечений. Подшита подкладка. Деформация, кроме отпрессовывания под сукном, дополнительно устранялась термически – проглаживанием через ткань, смоченную водноспиртовым раствором глицерина с добавлением уксуса, это также способствовало восстановлению эластичности пересохшим нитям и выявлению цвета.

 

КУКЛА. ХIХ век 
Ткань. 33 х 27
ТК-1144

Реставратор – З.М.Сильнова
 

До реставрации

После


До поступления в Русский музей тряпичная кукла находилась в Санкт-Петербургском музее Императорского общества поощрения художеств, основанном в 1870 году. В музейном каталоге к этой игрушке была сделана аннотация: “21. Кукла, изображающая боярыню в костромской национальный одежде ХVШ  ст. Есть предположение, что предмет этот служил игрушкой в детстве императрице Елизавете Петровне”. И далее из этого следует, что по году рождения императрицы (1709) куколку можно датировать 10-20 годами ХVШ столетия. Эта красивейшая царская игрушка была опубликована в 1901 году в ХI выпуске издания “Образцы декоративного и прикладного искусства из императорских дворцов, церквей и коллекций в России. Прекрасный акварельный рисунок с куклы выполнила петербургская художница Е.Б.Барсукова, выпускница Академии Художеств.

Состояние сохранности до реставрации: сильное поверхностное загрязнение всех деталей. Ткани одежды и декоративных деталей ветхие, имеют сечения, разрывы и утраты нитей; платочек сохранился фрагментарно, карта головного сломана, черные шелковые нити вышивки на голове, имитирующие прическу, местами оборваны, имеют утраты. Нити кружева на рукавах частично оборваны. Сильная деформация.

В процессе реставрации проведены следующие реставрационные мероприятия: частичный демонтаж, очистка всех деталей, укрепление сечений нитей, восполнение утрат шелка декоративных деталей методом дублирования на тонированный газ, укрепление сломанной карты, восполнение утрат черных шелковых нитей вышивки по аналогии, укрепление нитей кружева иглой и нитью, реконструкция платка по аналогу, сохранившемуся фрагментарно, устранение деформации.

 

Что нового? | Реставрационные отделы I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История Службы | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта