Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Лучшие реставрационные работы 2018 года (Продолжение)


 СКЛАДЕНЬ ТРЕХСТВОРЧАТЫЙ В СЕРЕБРЯНОМ ОКЛАДЕ. XVII в.
Дерево (кипарис), серебро (оклад).
Складень: резьба; оклад: гравировка, позолота. 3,9 х 3,8 х 3,0 (в сложенном виде)
БК-2420
Реставратор – Чмеленко В.Я. 

До реставрации

В процессе реставрации

До реставрации на тыльной поверхности правой створки складня были обнаружены следы жизнедеятельности жуков-точильщиков - старое летное отверстие, заполненное буровой мукой. На тыльной стороне правой створки была наклеена сильно загрязненная «рубашка» из тонкого холста. На лицевых поверхностях деревянных резных створок складня, особенно в углублениях резьбы, наблюдалось потемневшее поверхностное покрытие, стойкие загрязнения, остатки животного клея и набрызги воска.

В процессе реставрации летное отверстие было обработано раствором спирта с катамином АБ и замастиковано, «рубашка» демонтирована, очищена от загрязнений, затем подклеена обратно на тыльную поверхность правой створки. Лицевые поверхности створок складня очищены от стойких загрязнений, остатков животного клея и набрызгов воска. Потемневшее поверхностное покрытие утоньшено и выровнено. В результате утоньшения лакового слоя открылся старый ожог на центральной створке. После окончания всех реставрационных мероприятий памятник был смонтирован в серебряный оклад. 

Реставрация металлического обрамления производилась художниками-реставраторами отдела реставрации художественных изделий из металла.

 

 СКЛАДЕНЬ ТРЕХСТВОРЧАТЫЙ РЕЗНОЙ В СЕРЕБРЯНОМ ОКЛАДЕ. XVII в
Дерево, шелк цветной, бархат, серебро (оклад). Складень: резьба; оклад: чеканка, прорезь.
35 х 15 х 2,2 (в развернутом виде)
БК-2819
Реставратор – Чмеленко В.Я.

 

Складень выполнен в технике прорезной ажурной резьбы, декорированной тончайшими цировками. Деревянная основа створок не закреплена внутри оклада, а фиксируется металлическими рамками. Цветные фоны из шелковых тканей наклеены на тыльные поверхности всех резных створок. Створки продублированы тонкими дощечками толщиной 3мм, скрепляясь с ними по краю деревянными клиновидными гвоздиками. На тыльные плоскости дощечек наклеены «рубашки» из зеленого бархата.

До реставрации лицевая поверхность деревянных резных створок складня была сильно запылена и загрязнена атмосферной копотью, жировыми пятнами, каплями и затеками воска. Имелись многочисленные сквозные трещины и микротрещины в основе. Подвижные и отколовшиеся фрагменты резьбы. Деформация дублировочной пластины и легкая деформация сохранившейся части бортика внешней рамки у левой створки. Загрязнение тканевых фонов и «рубашек». Остатки животного клея. Утрата фрагментов резьбы.

В процессе реставрации восстановлена целостность памятника: склеены расколотые резные элементы, восполнен фрагмент бортика внешней рамки левой створки складня. Удалены стойкие загрязнения с лицевых поверхностей резных  композиций и разноцветных шелковых фонов. Деревянные поверхности резных створок защищены тонким слоем реставрационного лака. Памятник смонтирован в оклад.

Реставрация металлического обрамления производилась художниками-реставраторами сектора реставрации художественных изделий из металла.

 

 КОНСОЛЬ. Вторая половина XVIII века.
Дерево, камень. 84,0х 133,0 х 46,0
МЕБ-768/а,б
Реставратор -  Маслова Т.В. 

До реставрации

В процессе реставрации

Работы с экспонатом проводились в рамках подготовки к выставке Русского музея «Екатерина Великая. В стране и мире».  При поступлении в реставрацию консоль находилась под частичной профилактической заклейкой. Состояние деревянной основы было неудовлетворительным: конструктивные швы в средней части проножки подвижны; навершие проножки в виде султанчика из листьев выломано; левая гирлянда имела слом в средней части, подвижные фрагменты неуверенно держались на крепежных гвоздях; утрачены мелкие фрагменты резьбы на прорезном орнаменте царги; имелись мелкие сколы основы на выступающих углах верхней кромки царги. Кроме того отсутствовали фрагменты мастичного декора, к наиболее крупным можно отнести утрату розетки на царге над передней правой ножкой и полосу ленточного орнамента в местах крепления проножки к задним ножкам консоли. Также визуальное обследование выявило немногочисленные утраты грунта. Сильное пылевое загрязнение.  Стойкие плотные загрязнения черного цвета в нижней части ножек.

В процессе работ были удалены пылевые загрязнения, укреплены отставания грунта, открывшиеся после удаления профилактической заклейки.  Восстановлена прочность конструктивных швов, выполнена склейка гирлянды.  При подготовке к монтажу навершия проножки выяснилось, что оно уже неоднократно ремонтировалось, в последний раз склейка была выполнена на деревянный нагель со смещением, в процессе монтажа нагель был заменен, смещение устранено.  Сколы основы были восполнены идентичной древесиной. Для восполнения утрат мастичного декора применялась клее-меловая мастика. При восполнении утрат на изогнутой поверхности ножек, силиконовая форма для отливки была снята с ровного участка орнамента, влажный оттиск укладывался по месту и изгибался по форме.  Мелкие утраты резьбы на прорезном орнаменте также были восполнены мастикой. Утраты грунта замастикованы.

После удаления загрязнения на ножках, открылись остатки металлизированного покрытия.  На завершающем этапе были выполнены тонировки реставрационного грунта и мастичных вставок.

 

 ВАЗА. Первая половина XIX века
Завод Попова. Фарфор, литьё, кобальтовое крытьё, надглазурная роспись, золочение
В - 55,0;  Дл. – 29,0 ; Ш – 15,6
Ф – 9273
Реставратор – Касаткина Н.Ю.

До реставрации

В процессе

После реставрации


Экспонат поступил в отдел реставрации художественных изделий из керамики и стекла со следами старой реставрации, с утратами фрагментов. Клей, которым были склеены фрагменты пересох. Имелись производственные дефекты, стойкие пылевые загрязнения. Старая реставрация: горловина склеена из нескольких фрагментов, грубо дублирована с внутренней стороны на бумагу.  Металлический крепёж корродирован и частично утрачен.

Ваза состоит из двух элементов - тулово и основание. В процессе реставрации экспонат был демонтирован, очищен от загрязнений, старые склейки расшиты, клей удалён, произведена склейка, утраченные фрагменты восполнены по аналогии, тонированы и бронзированы. Осуществлена замена металлического крепежа, экспонат смонтирован.

 

 ВАЗА. Первая половина XIX века
Императорский фарфоровый завод. Фарфор, литьё, кобальтовое крытьё, матовое и глянцевое золочение, цировка.
В - 35,3;  Дл. – 37,8 ; Ш – 26,9
Ф – 3783
Реставратор – Касаткина Н.Ю.


Экспонат поступил в Русский музей из Эрмитажа в 1932 году. В 2018 году он был передан на реставрацию в отдел реставрации художественных изделий из керамики и стекла Русского музея.

Экспонат имел сильные поверхностные загрязнения и следы старой реставрацию. Клей, которым были склеены фрагменты фарфора был деструктирован, пересох и не достаточно прочно фиксировал отдельные фрагменты. Фрагмент ручки отсутствовал. Также по всей поверхности имелись отдельные сколы.

В процессе реставрации экспонат был полностью демонтирован, очищен от поверхностных загрязнений. Прежние склейки были «расшиты», старый клей удалён. Поздняя гипсовая реставрационная «подушка» и усиливающий её медный прут были удалены. Проведена очистка и консервация металлического крепежа. Фрагменты основания были склеены, сколы восполнены и тонированы. Утраченный фрагмент ручки восполнен по имеющейся аналогии, произведено золочение утраченных фрагментов и потертостей сусальным золотом.

 

 ИВАНОВ П.У.
ПЛАСТ “ЦВЕТЫ”. Первая половина XIX века
Императорский фарфоровый завод. Фарфор, бисквит, лепка. 30 х 30,2.
Ф – 3302
Реставратор – Старикова Р.В.

До реставрации

В процессе

После реставрации

Экспонат поступил в мастерскую реставрации керамики и стекла из фонда отдела декоративно-прикладного искусства. На плоском основании бледно-голубого цвета изображена композиция в виде корзины, на постаменте, с белыми цветами, листьями и стеблями из тончайшего бисквита.

Экспонат находился в полуразрушенном состоянии: сильно загрязненным, с многочисленными не закрепленными фрагментами (21 крупный и 62 мелких), следами старой склейки и мастиковок.

В процессе реставрации фрагменты классифицированы с определением мест последующих склеек. Проведена сложная многоразовая промывка и расчистка от многолетних стойких загрязнений и следов старой реставрации. Лепной букет склеен более чем из 100 фрагментов. Минимальная толщина клеевого шва - 0,5 мм. Выполнены мастиковки и тонировки.

 

 СТОЛИК – “БОБИК”. Конец ХVIII в.
Дерево, медь. 74 х 59 х 44
МЕБ-692
Реставратор – Деревенсков А.Г. 

До реставрации

До реставрации (фрагмент)

После реставрации (фрагмент)

Предмет поступил в реставрацию в ходе подготовки к выставке «Екатерина Великая. В стране и в мире». Все лицевые поверхности столика покрыты художественным набором из ценных пород древесины - клён, клён травлёный, кап клёна, розовое.

До реставрации имел нарушение прочности конструкции - подвижную заднюю ножку, другая ножка оказалась новодельной, была изготовлена при ремонте взамен утраченной. Поверхность столешницы во время предыдущих поновлений была покрыта толстым слоем пентафталевого лака, сильно потемневшим. Остальная часть лицевых поверхностей была покрыта тонким слоем шеллачной политуры (не первоначальное покрытие), что резко контрастировало с темной столешницей. В процессе реставрации обнаружилось, что тёмный слой лака на столешнице скрывал прошлифовки фанеры до основы и грубо выполненные реставрационные вставки фанеры. Латунная обкладка по периметру столешницы также оказалась воссозданной. В процессе реставрации на ней, под слоем бронзовой краски, были выявлены номера, написанные белой и черной масляной краской «148-578».

В процессе реставрации вначале была подклеена правая задняя ножка. На нижнем ящике и на ножках были подклеены приподнятые фрагменты (отслоения) фанеровки. Затем на всей поверхности столешницы были удалены стойкие поверхностные загрязнения. После этого были удалены слои позднего синтетического лака; демонтированы грубые поновительские вставки фанеры фона; подобраны и вклеены фрагменты новой фанеры розового дерева, соответствующей текстуре авторской поверхности вместо демонтированной; восполнены фрагменты утраченного цветка, контуры которого были выявлены по следам резца на основе. На вставках новой фанеры, а также в местах полной утраты фанеровки, где набор решено было не восполнять, проведена художественная тонировка основы (хвойных пород) под розовое дерево по аналогии с сохранившимися участками фанеровки лаковыми красками на смоле мастикс.

Столешница была покрыта тонким слоем масляного лака на мягких смолах с матированием её под вид боковых поверхностей. Бронзовая краска с металлической обкладки столешницы была удалена, обкладка на передней стороне демонтирована, подогнана по профилю столешницы рихтовкой, подшлифована и тонирована.

В результате удалось укрепить конструкцию столика, выявить рисунок набора на столешнице, заменить поздние доделки инкрустации, восполнить поверхностное покрытие, исправить грубые недостатки латунной обкладки, и, в итоге, придать столику более аутентичный вид, необходимый для экспонирования.

 

ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА

 

Что нового? | Реставрационные отделы I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История Службы | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта