Несколько слов об оригинальной иконе.
Резная икона «Успение Богоматери» начала XVI века, круг Дионисия (?) (ГРМ
ДРК-114), выполненная из кости (размер: 40 х 57,3 х 2,5, толщина костяной
пластины: 0,5 - 0,6 мм), поступила в Русский музей на постоянное хранение
из Спасо-Парголовского храма по акту No. 3357 от 22 декабря 1965 года в соответствии с Приказом Министра
Культуры РСФСР No. 188 от 11 марта 1965 года «О мерах улучшения учета и
охраны памятников древнерусского искусства» и письма начальника Управления
музеев и охраны памятников А. И. Ермолаева No. 10-70 от 12.04.1965
года.
Происхождение иконы неизвестно, также, как и история ее бытования до
поступления в храм. Известно, что существующая Спасская
церковь была построена в 1876 году. Первая информация об иконе «Успение
Богоматери», как одной из ее святынь, появляется спустя 8 лет в VIII выпуске
«Историко-статистических сведений о Санкт-Петербургской епархии» (СПб.,
1884. С. 159-167).
После поступления в Русский музей икона с 1968 по 1983 годы находилась на
постоянной экспозиции древнерусского прикладного искусства Русского музея. В
настоящее время памятник также экспонируется в залах древнерусского
искусства.
Изображение резано по цельной костяной пластине. Согласно экспертному
заключению заместителя директора ЗИН РАН А.Н. Тихонова, материалом иконы
послужил бивень мамонта (
). Подобные резные
иконы, созданные на единой костяной пластине столь значительного размера
практически не известны в медиевистике.
Поэтому икона «Успение Богоматери» и с этой точки зрения является поистине
уникальным произведением искусства.
На иконе представлен сложный иконографический вариант «облачного» Успения.
Стремление максимально подробно описать событие отразилось в совмещении
разновременных эпизодов повествования в едином иконном пространстве. В
центре - изображена Богоматерь на высоком ложе, над которым возвышается
фигура Христа в окружении славы овальной формы с резными изображениями
херувима и четырех ангелов, два из которых со свечами. Перед ложем
Богоматери – сцена отсечения рук Авфонии, по сторонам – апостолы (у
изголовья – Петр с кадилом, у ног – Павел с покровенными руками) и
архангелы: Гавриил и Михаил (?) Правый архангел показан с высоко занесенным
над головой мечом. За апостолами изображены святители в крестчатых ризах
(Иаков Иерусалимский, Иерофей Афинский, Дионисий Ареопагит и Тимофей
Эфесский) и плачущие жены иерусалимские. В верхней части иконы представлена
Богоматерь, восседающая на престоле, в окружении славы, которую возносят два
коленопреклоненных ангела. По сторонам изображены двенадцать апостолов на
облаках зооморфной формы, несомые ангелами. Выше – сегмент неба с отверстыми
райскими вратами.
В нижней части славы Христа, о чем свидетельствуют надписи, исполненные,
судя по палеографии, не ранее начала XVII века, помещены мощи святого Андрея
Первозванного и Василия Великого.
Икона исполнена в технике выемчатой резьбы (выбирался фон пластины,
изображения прорабатывались по поверхности и полировались). Резьбу иконы
отличает многообразие художественных приемов. Первое, что обращает на себя
внимание – разномасштабность фигур. Размером выделены фигуры главных
персонажей: Богоматери, Христа, апостолов Петра и Павла, Архангелов,
определяющих передний план, приближенный к зрителю; четырех святителей в
кресчатых фелонях, ангелов со свечами. Объемно, почти скульптурно решены
лики святых, четко и графично резаны крылья ангелов, волосы и крестчатые
ризы святителей. Вместе с тем, густые обильные складки одеяний исполнены
«вольным» росчерком, рисунок резных изображений подвижен и «живописен», его
отличает разнообразие ракурсов, жестов. Сама поверхность памятника
становится вибрирующей, а композиция – исполненной глубокого внутреннего
напряжения. В удлиненных пропорциях резных фигур исследователи усматривали
влияние стиля Дионисия.
Процесс копирования.
Работы по копированию начались в январе 2014 года. Вначале требовалось
подобрать древесину, обладающую определенными свойствами, близкими к
свойствам материала оригинала, то есть кости. Дерево должно было быть
светлого тона, обладать строением и плотностью, подходящими для выполнения
миниатюрной резьбы. Среди различных пород древесины был выбран явор (белый
клен), свойства которого наиболее подходили для решения поставленной задачи.
Прежде всего из явора была изготовлена иконная доска с двумя врезными
сквозными встречными шпонками. После этого на подготовленную лицевую
поверхность был переведен рисунок с оригинала. По рисунку проведена черновая
выборка фона ковчега на глубину 5 мм ниже уровня полей.
После этого началась основная работа по резьбе сложной композиции «Успение»,
включающей в себя шестьдесят три фигуры, архитектурные мотивы и надписи. При
резьбе использовались стамески разных размеров и форм. Вначале более
широкими стамесками срезалось «все лишнее», выявляя основной объем фигуры.
Затем более мелкими стамесками выполнялись детали: складки, пальцы, черты
ликов. Мелкие цировки позволили выявить тонкую пластику, свойственную
оригинальной иконе. Для сглаживания переходов поверхности аккуратно
выполнялась шлифовка. Поверхность иконы было решено не тонировать, а лишь
покрыть слоем бесцветного лака, чтобы остались видимыми структура и цвет
дерева.
После завершения всех работ, новая резная икона была торжественно передана в
безвозмездный дар представителям Спасо-Парголовского
храма.
Август 2016
Дополнительные материалы: